Главная  

"Баварский Географ" с точки зрения славянина (1 маршрут - возвращение)

Заметки историка-любителя по следам статьи И. Херрмана
«Анализ данных Баварского Географа с точки зрения немца»

Одним из интереснейших для нас, но в то же время спорных из-за своей краткости источников по славянской истории является документ под названием «Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii», называемый иначе «Баварский Географ» или «Восточнофранкская таблица племён». Descriptio (мы часто будем назвать его просто Список) перечисляет 58 племен Восточной Европы, живших в IX веке н.э., по-видимому, где-то севернее Дуная. Подавляющая часть данных этнонимов походит на славянские. В то же время большинство этнонимов не отождествляются с более поздними известными названиями славянских народов и не локализуются географически, что открывает весьма широкий простор для различных гипотез. К настоящему времени их создано немало. В большинстве из них собственно текст Баварского Географа играет лишь вспомогательную роль. Авторы этих гипотез не проводили глубокого анализа Списка как единого целого, а часто просто вырывали из него отдельные этнонимы в соответствии с положениями своей главной теории, построенной на совершенно другой основе.
Между тем, качественная расшифровка Списка как единого цельного документа могла бы пролить свет на многое в истории славян не только в IX веке, но и в более ранние периоды.
В основе нашего анализа Списка "Баварского Географа" лежит обоснованное предположение, что большая часть сведений для него получена в результате целенаправленной разведывательной деятельности шпионов Восточно-Франкского королевства (Германии), которые выявляли военный потенциал племен, живших к востоку от их государства. Было совершено несколько разведывательных маршрутов. Здесь мы описываем вторую стадию стадию маршрута, условно названного нами маршрут №1, - возвращение.



IV. Славянские племена от Карпат до Альп.

Германские разведчики не могли идти на восток бесконечно. Вряд ли это отвечало их желаниям и интересам их начальства. Когда-то следовало вернуться. По нашему мнению, агенты БГ повернули назад, дойдя до бужан.

Sittici – ситтичи. Изначально, мы решили, что этноним связан с понятием «сеять». В то же время можно было предположить, что у ситтичей информанты БГ сами не были. Отсюда неточность информации (область, в которой народу и укреплённейших городов без счёта). В этом случае их можно было бы отождествить с полянами и другими народами бассейна Днепра, которые были известны своим товарным производством хлеба (жита). В последнем случае опорным топонимом был бы Житомир.

Однако впоследствии у нас появилась более убедительная версия. Мы начали искать в западном направлении сразу по двум основаниям. Во-первых, топонимы: название области в верховьях Тисы - Сатмар (по-венгерски) и Сату Маре (по-румынски). Во-вторых, название народа, который жил, по информации Птолемея, где-то в этих местах – Sidoni (мы опираемся в данном случае на истолкование Птолемея по карте Меркатора).

Сомнение вызывал вопрос, почему информанты БГ не смогли разузнать о числе городов в этой относительно небольшой области. Второй вопрос заключался в том, каким образом города ситтичей оказались укреплены гораздо лучше, чем у их соседей.

Оба вопроса можно было бы разрешить одной и той же гипотезой. Во-первых, города ситтичей, очевидно, находились в горной местности, то есть были основательно самой природой укреплены. Во-вторых, страна ситтичей кроме области Сату могла охватывать Карпаты от Моравии до Трансильвании.

Наиболее вероятной областью расселения горных ситтичей мы сочли территорию современной Словакии. В этих краях вершины гор называются «щит». Северные отроги восточных Карпат носят название Бескиды, что в переводе с литовского толкуется как «Щитные горы». Можно легко предположить, что жители этих гор могли бы называться «щитичи», каковое название на латыни выглядело бы именно как Sittici.

Что же касается сидонов, то они - согласно Страбону - одно из трех племен бастарнов [ru.wikipedia.org›Бастарны]. Мы уже предположили, что другое бастарнское племя – певки – было славянским и отождествили их с песнучами. Вполне возможно, что сидоны были литовским племенем, имя которого так же, как у щитичей, связано со словом «щит» - по-литовски skydas. Изначально этноним сидонов мог звучать как «скидоны» (от литовского skydnešys – щитоносец), потом звук «к» мог оглушиться до «х» и вообще исчезнуть. Тит Ливий писал, что бастарны были родственны кельтскому племени скордисков. Но и это племя можно определить как литовское с таким же, как у скидонов, преимущественно «оружейным» этнонимом. Kardas по-литовски «меч». Бастарны были весьма воинственны, и не удивительно, если у всех племен, составлявших этот союз, на первый план выходит оружейный уровень этимологии.

Итак, литовцев скидонов в Карпатах сменили славяне-щитичи. Так как здесь этноним народа практически не сменился, можно с основанием предположить, что славяне-щитичи растворили в себе литовцев-скидонов, подобно тому, как немцы-пруссаки растворили в себе литовцев-прусов.

***

Stadici – стадичи (516 городов). Первоначально мы предположили, что речь идет о каком-то народе скотоводов. Однако большое количество городов и - что очень важно – точный счет этих городов указывают на высокую степень цивилизованности и оседлости. Это никак не согласуется с образом кочевников.

Стадичи самый большой из этносов, обнаруженных агентами Баварского Географа. Тем не менее, из истории славян он исчез «бесследно». Объяснить это можно лишь тем, что стадичи располагались в тех издревле культурных областях, которые позднее подверглись интенсивной ассимиляции другими народами. Указанным условиям отвечают лишь земли Венгрии и Румынии, где при абсолютном преобладании неславянского населения сохранилась масса славянских топонимов.

По общим соображениям анализа Списка более всего области стадичей соответствует Венгрия. Но там нет очевидных для русского исследователя топонимов, соответствующих этнониму «стадичи». Большой проблемой является также расшифровка самого этнонима.

Начать анализ мы попытались с того, что территория современной Венгрии входила в состав Великоморавского княжества, едва ли не первого в истории крупного славянского государства [ru.wikipedia.org›Великая Моравия]. Правда, в то время, когда составлялся Список БГ, Великой Моравии еще не существовало. Была просто Моравия. Согласно БГ мораване (Marharii) имели всего 40 городов, что на порядок меньше, чем у стадичей.

Великая Моравия испытывала сильное политико-культурное влияние со стороны немцев. Такое же влияние до ее возникновения должны были испытывать и стадичи. В таком случае этноним «стадичи» мог иметь в своей основе немецкое Stadt (город), которое стадичи усвоили у западных соседей. Похожий пример мы находим и у чехов, которые усвоили в своем языке немецкое Stat (государство) и еще много других германских слов.

Через слово Stadt устанавливается логическая связь между этнонимами Sittici и Stadici. Немецкое Stadt родственно славянскому «щит» в значении «город». В словаре русских синонимов слово «защита» трактуется как «твердыня» (крепость). В Польше известны города Щитно, Щецин (Щитин) и некоторые другие подобные топонимы. По фонетике наиболее близко к немецкому синониму западнославянское произношение «штит». «Щит» занимает промежуточное положение между германским Stadt и западно-кельтским city (город). Таким образом, синоним Sittici (щитичи) можно толковать точно так же, как и Stadici – «те, кто живет в городах».

Здесь почти непроизвольно приходит на ум скандинавское название Руси – Гардарика (Страна городов). Некоторые исследователи, кстати, считают стадичей русью. Мы тоже рассматривали такой вариант, однако по многим общим соображениям анализа от него все-таки отказались. Этноним «стадичи» по виду славянский. Стадичами эти славяне называли себя сами, а не немцы их так назвали. Русские никогда не называли себя ни «гардариками», ни «стадичами». Нет на Руси и соответствующей топонимики.

Тем не менее, вопрос о топонимах остается открытым и для Венгрии. Без ответа на него нельзя с достоверностью утверждать, что стадичи жили именно там, а не в Чехии. Многие венгерские города имели во времена австрийского владычества вторые немецкие названия. Однако среди них почти не было таких, куда входило бы слово Stadt.

В поисках решения данной проблемы мы обратили внимание на венгерское szag – страна, область. Как уже говорилось, венгерское –g- у славян преобразовывалось в –d- и наоборот. А венгерское звукосочетание –sz- фонетически адекватно немецкому -st-. И мы сделали вывод, что именно szag является венгерским произношением немецкого Stadt или Staat (государство, страна). Этим мы сразу получаем целый ряд крупных топонимов – Ясшаг, Кишкуншаг и другие. Это старинные исторические области, частью заселенные иноплеменниками – ясами (осетинами) и куманами (половцами). Ну а славянский «шаг» стадичей мог называться просто Szag.

Стадичи были, по-видимому, неоднородны по этническому составу. В населении их городов могли быть и потомки древнего паннонского населения, и ясы, и остатки гуннов, и авары, и германцы. Все они согласно известным обычаям славян могли включаться в состав славянских племен. Большинство славян-стадичей, очевидно, составляли хорваты. В Венгрии до сих пор славянское меньшинство называют хорватами.

Однако на этногенез балканских и паннонских хорватов большое влияние оказали готы. «Хорватская хроника» или «Летопись попа Дуклянина» прямо говорит о том, что хорваты потомки готов [vostlit.info›Texts/rus6/Dukljanin]. Отсюда и «стадичи», так как на языках скандинавов, к числу коих принадлежали и готы, Stadt произновсится как «стад».

Таким образом, удалось доказать, что «стадичи» - гибридный славяно-готский этноним, и что жили стадичи на Венгерской равнине. На этих обширных плодородных и давно освоенных пространствах легко можно было разместить полтысячи городищ.

С укреплением Великоморавского государства многочисленные, но раздробленные стадичи, по-видимому, подпали под его власть. Вряд ли все они были довольны потерей независимости. Поэтому значительная часть стадичей могла присоединиться к венграм, когда те начали громить мораван. В дальнейшем стадичи могли добровольно подчиниться венгерским королям ради совместного участия в грабительских походах против Западной Европы. [Походы венгров в IX-X вв. (225 кб). Источник: История Венгрии. М. 1971. www.vostlit.info/common/karten.phtml?id=108].

Многочисленные, воинственные стадичи были хорошим подкреплением для венгров. Кстати, из-за этого в Западной Европе венгров часто относили к славянскому племени. У средневекового хрониста Гельмольда в «Славянской хронике» читаем: «Можно прибавить к Славянии, как того хотят некоторые, угров, так как они не отличаются от них ни по внешнему виду, ни по языку» [Гельмольд. Славянская хроника. М. 1963. стр. 34].

***

Несколько иным, но примерно похожим же образом, очевидно, была решена проблема славян и в Валахии. Славянская аристократия, включенная в состав правящего класса Румынии, видимо, и позаботилась о сохранении родовых топонимов. Славянский язык до середины XIX века являлся там языком государственного делопроизводства и церковных служб [ru.wikipedia.org/.../Славянское_влияние_в_балкано-романских_языках].

В отличие от Венгрии-Паннонии в Валлахии, Трансильвании и Молдове, по нашему мнению, обитал не один, а несколько славянских этносов. Согласно номенклатуры БГ это были Sebbiozi, Unlizi, Neriuani, Attorizi, Eptaradici. Обширная плодородная территория этих стран позволяла разместить на ней в общей сложности не меньше городов, чем на территории Паннонии.

Sebbirozi - (90 городов). Херрман полагает, что это были северяне. Во времена написания ПВЛ северяне жили по реке Десне. В «Географии» Птолемея на территории Сарматии жили некие савары, которых можно отождествить с северянами. Но в любом случае савары также обитали гораздо восточнее западной Валлахии. Это понимал и наш предшественник Херрман. Он поместил северян на Южном Буге. Разумеется, северяне могли одновременно встречаться в разных местах, как и сербы, которые жили и в самой Сербии на Дунае, и а Германии, и в Чехии, и, как мы выяснили, на Днепре.

Один из притоков Южного Буга и в самом деле носит название Савранка. Но мы считаем, что одного этого топонима недостаточно. На Южном Буге мы уже поместили бужан, и разместить здесь еще 90 городов мудрено.

Ход нашего анализа показывает, что северяне-себбирочи Баварского Географа жили на Дунае. Византийский хронист Феофан VIII-IX в.в. упоминает архонта (вождя) северов (северян) Славуна: «И они по видимости [только] заключили мир. Василевс же, тайно отправив посланцев в Булгарию, схватил архонта северов Славуна, сотворившего во Фракии много зла» [Theoph. Chron., Ι, 436.14—16]. В качестве опорных топонимов для северян мы берем названия румынских областей Турну-Северин и Караш-Северин.

Обе вышеуказанные области расположены поблизости от дунайских Железных ворот. Интересно, что здесь же впадает в Дунай речка Радимка, название которой сопоставляется с названием еще одного восточнославянского племени радимичей. Удивляться давнему присутствию радимичей на Дунае тоже не приходится, поскольку оно подтверждает информацию ПВЛ о том, что многие славянские племена некогда временно проживали на Дунае. Однако была ли Дунайская земля только временным пристанищем для северян? Может быть, это был центр их этногенеза?

Днепровские северяне, безусловно, были одним из русских племен. А на территории дунайских северян сегодня можно обнаружить горы Пояна Рускэ (Русская Поляна). В римские времена горы Пояна Руске назывались montes Serrorum. Название гор созвучно племенному имени северян и сербов. А несколько южнее у сербов в XII в. существовало государство Раса (Рашка) [ru.wikipedia.org›wiki/Рашка_(государство)]. Так что возможно, что именно эти племена, придя в Поднепровье, окончательно утвердили для нашей земли имя «Русь». Впрочем, мы можем предположить, что топоним «Русске» северяне принесли на Дунай с востока в VIII веке. В любом случае, это еще раз подтверждает, что восточные славяне называли себя руссами еще до прихода Рюрика.

***

Unlizi – в Списке БГ следуют за Sebbirozi. Мы, как и большинство историков, анализировавший Список, считаем, что это уличи. Согласно ПВЛ уличи проживали на Днестре (вместе с тиверцами).

Если это и в самом деле были лишь днестровские уличи, получается значительный разрыв в описаниях информантов БГ. Неохваченной оказывается почти вся территория Придунайской низменности. Кроме того, площадь Молдовы-Бессарабии всего 33 тыс. кв. км. Разместить 418 городов было бы негде. Некоторые советские ученые полагали, что уличи занимали территории вплоть до излучины Днепра. Но по результатам нашего анализа получается, что ядро их расселения логичнее искать в Валахии.

Есть основания считать, что германские племена, обитавшие в Дакии до прихода туда славян, называли эту землю страной Улля – бога охоты. Имя Улль в переводе означает «волк». В современной Румынии существует немало «волчьих» топонимов. Это река и область Вылча, горы Вылкан, и город Вулкан (заметим, что гор-вулканов в этих местах ближайшие несколько миллионов лет не было). Но наиболее ясным подтверждением гипотезе о стране Улля является топоним или, лучше сказать, целый геоним «Валахия».

Славяне, как известно из ПВЛ, часто предпочитали называться по местам своего нового расселения. Таким образом, славяне, поселившиеся в стране Улля, и стали звать себя уличами. Впрочем, более подробно проблему происхождения этнонима «уличи» мы рассмотрим в другой работе.

***

Neriuani - 78 городов – неривяне. Согласно логике маршрута информантов БГ местоположение неривян должно локализоваться где-то на Дунае ниже уличей. Однако там нет или мало топонимов, которые можно было бы связать с названием племени. Зато они есть на территориях, которые мы уже «отвели» северянам и уличам. В земле северян, например, течет река Нер (приток Дуная).

В числе топонимов, связанных с этнонимом «неривяне» мы считали и топонимы со словом «маре». В славянских (и не только) языках звук «н» часто заменяется на «м» и наоборот. Так по-украински имя Николай звучит как «Мыкола». В русском просторечии слово «трамвай» произносится как «транвай» и так далее.

Ниже Турну-Северина в пойме Дуная не далее 20 км от берега почти равномерно идут: Бурила Маре, Острову-Маре, Жьяна-Маре, Вынжу-Маре, Гырла-Маре, Пояна-Маре (Сырое Поле), Галича-Маре, Мыршане, Мурта. Протяжение полосы от Железных Ворот почти до Олта – до 150 км. Восточнее Олта подобные топонимы почти исчезают. Мы полагаем, что именно здесь располагалось ядро территории неривян. Впрочем, отдельные их роды вполне могли жить вперемежку с северянами и уличами. Итак, согласно нашего анализа получается, что неривяне жили обок с уличами. Информанты БГ поставили их на втором месте после уличей, видимо, из-за их относительной малочисленности.

Долина Дуная, вероятно, была не единственным местом, где можно было встретить подобный этноним. По гипотезе моего старшего друга из Беларуси Ф.Д. Климчука, неривяне жили также в Западном Полесье. Но подобные этнические острова в разных, подчас далеко отстоящих друг от друга местах, вещь обыкновенная.

***

Attorizi – атторичи (148 городов). Херрман помещает их в верховьях рек Серет и Прут. По-видимому, он отождествляет их с тиверцами. Как уже говорилось, этноним «тиверцы» мог быть связан с этнонимом Teurisci (тавриски), известным из римских источников. Кстати, Teurisci можно прочесть и как «торичи». А корень «тор» был здесь, скорее всего, вариантом произношения славянского слова «тур» (бык). Следовательно, тур (тор) был тотемным животным племени торичей.

Что же тогда означает префикс «ат» в начале этнонима «атторичи»? В словаре Даля говориться, что слово «атя» является одним из синонимов понятия «отец». В то же время там же «отец» является синонимом понятия «корень». Так что этноним «атторичи» имеет значение «люди корня торичей» или «сыны (отчичи) торичей».

В данном районе для «торичей-тиверцев» имеется несколько опорных топонимов. Наиболее сильными являются гидронимы Тира (Днестр), которая на диалекте тиверцев-торичей могла называться еще и «Тура» (Бычья), а также Тротуш - приток Серета. Да и сам гидроним «Серет» фонетически легко преобразуется в «Терет». Возвышенность в истоках Южного Буга называлется Товтры.

Информанты БГ называют атторичей самым необузданным племенем. Очевидно, речь идет о склонности к грабежу, скорее всего, в форме пиратства. На юге России известен тип судна – «тара» (бутара), название которого, видимо, связано с этнонимом «торичи». С ним же может быть связано название небольшого щита – тарча, который навешивается на плечо так, чтобы рука проходила сквозь него. Такой щит удобен для защиты гребцов в открытой лодке от действия метального оружия.

Интересно, что «Франкские анналы» сообщают еще об одном племени грабителей на Дунае. Автор данной книги узнал об этом из статьи академика Трубачева «Языкознание и этногенез славян. VII» [lingvotech.com›trubachev-92a]. Вот цитата:

«Ободриты (Abodriti, Obodriti западных источников) обычно объясняются в связи с названием реки Odra (так раньше думали и мы: *ob-odr-iti 'пo обоим берегам Одера живущие'). Однако наиболее известные западнославянские ободриты локализуются в стороне от Одера - в низовьях Эльбы. Следовать за объяснением, по которому Obodriti - это словообразовательно зафиксированное языком ответвление ободрян (955 г.: Abatareni), якобы изначальных жителей по Одеру [13], все-таки не представляется убедительным, да и сама связь с Одером - рекой и названием, скорее вторично славянизированными на северо-западе, становится все менее вероятной. Между прочим, франкские анналы начала IX в. знают также ободритов (Abodriti, род. мн. Abodritorum ) на Дунае "по соседству с болгарами в Дакии". Последние ободриты снабжаются в анналах эпитетом Ргаеdenecenti, что недвусмысленно значит по-латыни 'грабящие и убивающие, убивающие с грабежом'. Снабжается там этот эпитет пояснениями: Abodriti (в тексте: legates Abodritorum ) - qui vulgo Praedencenti vocantur, что можно понять только как "ободриты, называемые в народной речи грабителями" (прочие кривотолки здесь опускаем). Вся загвоздка в этом латинском пояснении анналиста - "в народной речи": франкские историографы знали своих беспокойных славянских соседей, из живого племенного языка которых может происходить этот устрашающий этноним-эпитет, по способу образования, да и по смыслу напоминающий имя неукротимых лютичей. Не окажется ли тогда постулировавшаяся в литературе связь с западнославянским Одером ученым конструктом? (тем более сомнительна была бы связь с незначительной Одрой в Подунавье, бассейн Савы, не говоря уж о речушке Одра в Верхнем Поднепровье). Что касается "народной речи", в которой ободриты понимались как 'грабители', то думать можно только о связи с вариантом славянского глагола *ob(ъ)drati 'ободрать, ограбить' (как думал еще А. Брюкнер)».

На Нижнем Дунае можно найти ряд топонимических следов ободритов, которые, разумеется, указывают одновременно и на атторичей. Это название одного из больших островов в гирле Дуная – остров Дранов. Название города Бутуруджени (недалеко от Бухареста) можно толковать из румынского как «место рождения бутар», то есть верфи.

Интересный факт: в одном и том же месте, в одно и то же время мы видим два племени, пиратствующих на судах одного типа – тарах или бутарах (бударах). Причем варианты названий судов фонетически сходны с их этнонимами. «Бутара» фонетически близко к этнониму «ободриты» (бодричи), «тара» - к «торичи». Возможно, тиверцы и бодричи на Дунае составляли единый племенной союз.

***

Eptaradici – 243 города. Одним из главных доказательств того, что наш анализ идет по правильному пути, будет название этого племени. Это наш опорный пункт.

«Епта» можно отождествить с греческим «гепта» - «семь». Придунайские славяне, соседи Византии, вполне могли использовать греческие числительные наряду с другими усвояемыми ими элементами эллинской культуры. По мнению, Фасмера «септь» является самой древней, близкой к славянской, формой слова «семь». В этом случае «эптарадичи» читается как «семирадичи» (т.е. имеющие семь племенных советов) или «семиградичи».

Речь идет о Семиградье – Трансильвании. Туда можно было попасть непосредственно от атторичей-тиверцев. Кстати, румынское числительное «семь» - şapte (шапте).
Однако правы ли мы, считая топоним «Семиградье» славянским по происхождению? Так словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что «Семиградье» всего лишь калька с немецкого Siebenburgen. Это название ей якобы дали немецкие колонисты в XIII веке. Венгры называли Семиградье – Erdely (Залесье), откуда пошло и его латинское название «Трансильвания». В то же время существует легенда, которая «говорит о семи замках, построенных главами венгерских кланов, отчего Трансильванию также часто называли Семиградьем». Источник достаточно авторитетный – «Всемирная история – Румынские земли под властью венгров».[ www.world-history.ru/countries_about/589/2338.html ]. То есть точных сведений об этимологии названия не существует, а имеющиеся противоречат друг другу. В этих условиях мы смело можем утверждать, что и наша гипотеза имеет право на существование. Трансильвания полна славянских этнонимов, в том числе и названия главных городов – таких как столица территории, город Клуж (от славянского «Ключ»).

Клуж стоит на реке Сомешул (Сомеш, по-венгерски - Szamos). На румынском языке ее название означало бы нечто вроде «Сонная». Но Сомеш - быстрая горная река. Так что название реки, как и название города, могло быть изначально славянским. В этом случае оно сближается со славянским словом «семья». На Украине есть река с подобным названием «Сейм», этимология которого восходит к литовскому šeimà (семья). Литовский вариант произношения «шейма» особенно близок к «Шамос», венгерскому варианту произношения гидронима реки Самош. И «Сейм» и «Сомеш» можно толковать как «Родовая» (Родная река).

В то же время топоним «Сомеш» похож на славянское слово «семь», точнее на слово «семишник» [ru.wikipedia.org›wiki/Семишник]. Скорее всего, число славянских племен, населявших Трансильванию, отнюдь не было равно семи. Но легенда о «семи городах» могла родиться как раз в связи гидронимом «Сомеш».

***

Vuillerozii – 180 городов. Мы полагаем, что речь идет о смешанном болгаро-славянском племени, сложившемся на территории современной Болгарии из болгар-тюрок и какого-то славянского племенного образования. Очевидно, это смешанное племя тогда называлось «болгаросы». Следовательно, название славян в таком случае было «росы».

Здесь мы опять видим славянский этноним «росы», который не мог быть заимствован от варягов-шведов. Простое сопоставление опять выводит нас на сербов-рашка. О них мы уже говорили в разделе о северянах.

Опорными топонимами для «болгаросов» являются города Русе и Разград в Болгарии, а также протекающая неподалеку от них река Росица. Этого вполне достаточно.

Болгаросы, конечно, находились в союзе с тюркскими племенами болгар. В «Списке» Баварского Географа этим племена идут за номером 12. Их называли вулгарии (Uulgarii). Отмечается огромная область и многочисленный народ, ее занимающий. В то время болгары имели всего пять городов, «так как большинство народа проживает вне их, а следовательно не имеет надобности в городах». Херрман локализует болгар в районе Белграда, но, очевидно, они жили и гораздо восточнее, мирно кочуя между поселениями своих славянских союзников.

***

От болгаросов информанты Баварского Географа окончательно повернули к дому. Проплывая вверх по Дунаю, мимо уличей, неруян и северян купцы не стали упоминать их во второй раз. Не упомянуты вторично и Merehanos, которых мы считаем мурешанами – славянами с реки Муреш. Об этом народе, имвшем 30 городов, говорилось в I-й части Списка БГ. Следующую запись информанты БГ сделали уже в отношении сербов.

Zabrozi – 212 городов. Бесспорно, это дунайские сербы (212 городов). Правда, звуки «б» и «р» в данной записи этнонима идет в другом порядке, но в славянских языках, такие рокировки рядом стоящих согласных обычное дело. Впрочем, мы допускаем и простую ошибку при записи. Больше в данном случае комментировать нечего.

Гораздо сложнее с их западными соседями. Это светаличи и атурезане.

Zuetalici – светаличи, 74 города. Есть вариант прочтения - «снеталичи», но мы предпочли «светаличи». Проблема в том, что топонимы с корнем «свет» встречаются в славянских землях почти повсеместно. Например, в верховьях Савы есть река Сутла (Светла?). Там же расположено местечко Свети-Вид, которое в древности могло быть культовым центром славянского бога Святовида. В этих краях вообще много населенных пунктов имеющих в своем названии слово «святой». Разумеется, они посвящены теперь христианским святым, но в древности могли относиться либо к Святовиду, либо к названию племени его почитателей. Известно, что христианские епископы обычно старались строить на местах языческих капищ церкви, дабы изгладить память о них у потомков идолопоклонников.

Однако река Сутла находится намного южнее Дуная, а Список перечисляет племена, жившие, в основном, севернее Дуная. Это заставило нас обратить внимание на земли славянского Блатенского княжества [ru.wikipedia.org›wiki/Блатенское_княжество].

Уже само по себе славянское название озера Балатон – Блатно – завязано на понятие «белый», а оно в свою очередь родственно понятию «свет». Венгры, захватившие эту область в Х веке, назвали ее Фейер (от венгерского fehér – белый).

Блатенское княжество занимало земли на обоих берегах Дуная. Та его часть, которая располагалась на восточном (северном) берегу Дуная получила у венгров название Хевеш. Очевидно, название этой области происходит от венгерского слова heves (полыхающий). В венгерском языке не менее 20% слов имеют славянское происхождение. Так что очень возможно, что лексема «хевес» происходит от славянского «свет» (свец), и Хевеш до венгерского завоевания вполне мог быть областью светаличей.

Наступление венгров, скорее всего, заставило светаличей искать убежища на западе, в землях восточных франков. Там на территории северной Австрии есть городок Цветль, который чехи называют «Светла».

Но почему бы не считать, что территория светаличей изначально не находилась в Австрии, а не в Венгрии? Дело в том, что после посещения светаличей информанты БГ должны были посетить народ атурезан. А мы пришли к выводу, что атурезане были обиталями Нитранского княжества [ru.wikipedia.org›wiki/Нитранское_княжество].

***

Атурезане (Aturezani) имели 104 города. Не самый большой, но и не самый малый народ из Списка. Достаточно сказать, что мораване, которые через несколько десятков лет после посещения их информантами БГ, создали великую империю, имели в то время всего сорок городов.

Территория Нитранского княжества, особенно его южной придунайской части, была просто изрезана руслами рек. Очевидно, в более раннюю эпоху именно эта земля была обиталищем племен, указанных на карте Дройзена как Racatae и Racatriae. Мы предположили, что эти племена, жившие на границах Норика, были славянскими, а их названия связанны с понятиями «речь» и «река». Если к этнониму «ракаты» (рацаты), как и в случае с этнонимом «атторичи» добавляется префикс «ат» (корни), почти получается искомый этноним – «ат-рацаты» или «ат-рацане». Таким образом, «Атурецане» (Aturezani), видимо, означает примерно «Сыны реки».

Возможна, однако, другая этимология этнонима, которая более четко указывает на Нитранскую землю как на ареал обитания атурезан. У нас нет никаких сомнений, что топоним «Нитра» находится в связи с чешским словом neteř (племянник, родич). В этом слове, которое произносится как «нетерж», мы различаем два корня: «нет» и «рж». Первый из них, как уже говорилось, является общим практически для всех европейских языков термином для передачи понятий «племя» (нация) и «род» (природа, натура). Второй корень «рж» также связан с понятием «род» (рожать). Если в слове «нетерж» заменить корень «нет» на аналогичный ему по значению корень «ат», получается синоним этого же понятия – «род-племя» - «атрж». Таким образом, «атурезане» или «атржане» означает абсолютно то же, что и «нетржане» (нитране).

На атурезанах-атржанах заканчивается описание путешествия информантов БГ, начавшегося в Полабской земле во владениях племени милоксов. Это было первый из дальних разведывательных маршрутов германских разведчиков в земли славян, но отнюдь не единственный. Еще один такой маршрут описан в следующей главе.

 (Голосов: 1)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Еще раз о том, кем были первопоселенцы Крыма-Тавриды
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2016