MySQL ERROR [select]: SELECT month(from_unixtime(postdate)) as month, year(from_unixtime(postdate)) as year, COUNT(id) AS cnt, postdate FROM ng_news WHERE approve = '1' GROUP BY year(from_unixtime(postdate)), month(from_unixtime(postdate)) ORDER BY postdate DESC limit 12
(1055): Expression #4 of SELECT list is not in GROUP BY clause and contains nonaggregated column 'avcoru_kozinsky.ng_news.postdate' which is not functionally dependent on columns in GROUP BY clause; this is incompatible with sql_mode=only_full_group_by
"Баварский Географ" с точки зрения славянина (1-й маршрут) : Доисторическая история славян : Александр Козинский
Главная  

"Баварский Географ" с точки зрения славянина (1-й маршрут)

Заметки историка-любителя по следам статьи И. Херрмана
«Анализ данных Баварского Географа с точки зрения немца»

Одним из интереснейших для нас, но в то же время спорных из-за своей краткости источников по славянской истории является документ под названием «Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii», называемый иначе «Баварский Географ» или «Восточнофранкская таблица племён». Descriptio (мы часто будем назвать его просто Список) перечисляет 58 племен Восточной Европы, живших в IX веке н.э., по-видимому, где-то севернее Дуная. Подавляющая часть данных этнонимов походит на славянские. В то же время большинство этнонимов не отождествляются с более поздними известными названиями славянских народов и не локализуются географически, что открывает весьма широкий простор для различных гипотез. К настоящему времени их создано немало. В большинстве из них собственно текст Баварского Географа играет лишь вспомогательную роль. Авторы этих гипотез не проводили глубокого анализа Списка как единого целого, а часто просто вырывали из него отдельные этнонимы в соответствии с положениями своей главной теории, построенной на совершенно другой основе.
Между тем, качественная расшифровка Списка как единого цельного документа могла бы пролить свет на многое в истории славян не только в IX веке, но и в более ранние периоды.
В основе нашего анализа Списка "Баварского Географа" лежит обоснованное предположение, что большая часть сведений для него получена в результате целенаправленной разведывательной деятельности шпионов Восточно-Франкского королевства (Германии), которые выявляли военный потенциал племен, живших к востоку от их государства. Было совершено несколько разведывательных маршрутов. Здесь мы описываем начальную стадию маршрута, условно названного нами маршрут №1.

III. Славянские племена от Одры до Буга

В списке Баварского Географа идентификация этнонимов идет более или менее гладко до этноса №15 (по номенклатуре Х. Ловмяньского). Это Miloxi, у которых 67 городов. Мы пришли к выводу, что с них практически и начался первый маршрут специнформантов Баварского Географа от Одера до Буга и Дуная.
Какие к этому у нас были основания? Во-первых, это близость милоксов к границам Восточно-Франкского королевства. Во-вторых, вероятность того, что милоксы не были собственно славянским племенем, хотя, возможно, и входили в достаточно рыхлый полабский союз племен. Во всяком случае, этноним не выглядит славянским. Они могли быть саксонским племенем. Корень «окс» в названии племени может быть связан с саксонским ox - бык. Бык мог быть тотемом этого племени. В целом «милоксы» можно перевести с использованием английского словаря как «бойцы-быки» (mill – бить). В то же время милоксы могли быть частично славянизированы. Если милоксы были германцами, их земли, конечно, могли быть исходным пунктом для франкских купцов и разведчиков, отправлявшихся далеко на восток в земли союзных милоксам славян.

Мilохi - милоксы (милохи?). Херрман локализует милоксов в районе Берлина, Имеется пригород Берлина Малхов, который на карте Бранденбурга 1749 года обозначен как Малхо (Малох, Малокс?).
С Херрманом можно отчасти согласиться, но еще более привлекательным выглядит топоним «Мальксе». Это название небольшой реки, притока Шпрее. Ее русло в районе современного немецкого городка Форст подходит к руслу Нейсе всего лишь на расстояние пяти километров. Здесь в древности удобно было осуществлять волок.

Forst на современном немецком языке означает «лес». Однако в данном случае может быть и другое толкование. «Форст», может быть, является искаженным саксонским «форд» - брод, переправа. Английское force также означает и «усилие» и «переправу» (слово, очевидно, имеет общеиндоевропейское происхождение, так как подобные слова есть и в романских языках). Волок судов также является переправой, только сухопутной, и требует больших усилий.

В любом случае, если в районе города Форста и был когда-то лес, он пошел на катки для волока. Уже второй раз в этой книге мы видим тесное сочетание понятий «лес» и «волок». В первый раз речь шла о древлянах на волоке с Березины на З. Двину. И там люди, работавшие на волоке, немецкими купцами назывались Forsderen. Лингвистическое и понятийное совпадение здесь очевидно. И оно нам необходимо, так как в современном немецком и английском языках волок теперь называется иначе.
У милоксов было 67 «городов». Это было крупное племя. Очевидно, оно могло занимать территорию в 10-12 тыс. кв. км. Следовательно, владения милоксов могли распространяться по Шпрее вплоть до Берлина. Подсчет территории мы сделали, исходя из следующих соображений. У Баварского Географа в I части говорится о 50 городах Surbi - сорбы (лужацкие сербы). Это хорошо известное племя, потомки которого до сих пор живут в Восточной Германии. Исходя из примерной территории обитания сорбов, мы можем ориентировочно исчислить среднюю плотность славянских городов как 50 городов на 10 тыс. кв. км или один город на 200 кв. км. Проверить эту цифру можно еще раз, просуммировав число городов славян (по Баварскому Географу), расположенных, на наш взгляд, на территории современной восточной Германии. Здесь на территорию в 100 тыс. кв. км приходится порядка 400 городов. Разумеется, возможны некоторые колебания плотности заселения в зависимости от плодородия почвы и климата.
Следующим после милоксов в списке БГ идет этнос №16 по нумерации Ловмяньского – «песнучи». В дальнейшем мы будем переходить к следующему этносу без пояснений.

*****

Phesnuzi – песнучи, позначи. Наиболее значительный топоним – Познань. Купцы-разведчики могли следовать в Познань по Эльбе, Шпрее, Мальксе, Нейсе, Одеру и Варте. Однако топоним «Познань» все же не вполне соответствует этнониму «песнучи», и это оставляет простор для сомнений в правильности гипотезы.

Недалеко от Познани – примерно в 20 км к югу - имеется небольшой населенный пункт Песна или Пецна. Примерно в 4 км проходит канал Обра-Пулносцны важная транспортная артерия этого региона. Так как канал почти везде проходит по низменной болотистой затопляемой долине, скорее всего, и в древности можно было передвигаться по протокам этого водного пути (хотя бы весной во время половодья). Следовательно, Песна контролировала этот торговый путь, причем в районе, где он сходился с другим водным путем, идущим по Варте. Мы можем предположить, что в древности именно Песна могла быть племенным центром песнучей.

Территория песнучей (70 городов) могла занимать до 14 тыс. кв. км. Скорее всего, они проживали по берегам нижнего течения Варты. Кроме Пецны в Польше есть еще несколько важных топонимов, которые можно связать с песнучами. В первую очередь это река Пясница, впадающее в Жарновецкое озеро в Поморье. Там могли проживать отдельные отколовшиеся роды этого большого племени.

Есть ли соответствия песнучам в этнонимах античных источников? У Тацита, Птолемея и других античных авторов имеются многочисленные упоминания о племени певкинов. На карте Дройзена они показаны в Дакии почти в устье Дуная. Острова гирла Дуная обозначены у него как Peuce. (Острова Пеуце – Певцов, Певческие?).

У Птолемея Певкинские горы (второе название «Тейка») находились на широте Карпат. Мы отождествили их со среднегорьем Розточе на границе Польши и Украины. Это показывает движение певкинов с Дуная на север. Поэтому вполне обоснованно можно предположить переход этого племени к IX веку на территорию Западной Польши.

Певкины традиционно считаются германским племенем, поскольку Плиний Старший отождествил их с бастарнами [ru.wikipedia.org/wiki/Бастарны], а бастарнов причислил к германским племенам. Однако античные писатели вообще плохо различали этносы, легко путая германцев с кельтами. В любом случае мы не можем принять на веру их утверждения. Например, Страбон связывает бастарнов (певкинов) с племенем роксолан [Страбон. VII.3.17] – по происхождению скифо-аланов.

По предположению археолога М. Б. Щукина именно бастарны, ассимилируясь с местным населением, могли сыграть заметную роль в этногенезе славян, позволив последним выделиться из так называемой балто-славянской общности. «Часть [бастарнов] вероятно, осталась на месте и наряду с представителями других «постзарубинецких» групп могла принять затем участие в сложном процессе славянского этногенеза, привнося в формирование «общеславянского» языка некие «кентумные» элементы, которые и отчленяют славян от их балтских или балто-славянских предков.» [М. Б. Щукин, «Забытые бастарны. Проблема поздних бастарнов.» Stratum, N5, 1999 г.]

Но, рассуждая логически, если у славян какие-то следы археологической культуры бастарнов все же прослеживаются, то нельзя с уверенностью утверждать, что те сами не были славянами. Впрочем, античные писатели отмечают низкий уровень материальной культуры бастарнов и их склонность к «заимствованиям» (то есть к грабежу). Так что находки, на основе которых делаются выводы относительно этнической принадлежности народов, на самом деле могут иметь к ним мало отношения.

Лингвистический анализ может дать больше результатов, хотя о них известно мало. Известны три племени бастарнов: певкины, атмоны, сидоны. Можно ли истолковать эти имена из славянских языков и подтвердить славянскими топонимами и этнонимами?

Здесь мы разберем только этноним «певкины». В конце концов, певкины вполне могли быть славянским племенем, входившим в смешанный племенной союз.

«Петь» и «говорить» слова близкие по значению. Возможно, «песня» родственно слову «пёс» (тот, кто поет – воет). Пес (волк) мог быть тотемным животным песнучей-певкинов. «Пестовать» означает воспитывать детей. Пестун – старший брат. Эти слова являются ниточкой, ведущей этноним «песнучи» к родовому уровню этимологий. Род Пястов дал Польше первых королей.

Несомненно, певкины, судя по их передвижениям, были хорошими корабельщиками. У славян принято издревле на тяжелой работе, в том числе и за веслами, петь. Можно себе представить певкинские моноколы с весело поющими гребцами.

*****

Thadesi – тадесы (100 городов). Это один из наиболее непонятных этнонимов в списке БГ. Херрман не смог его разгадать. Проблемой для него, видимо, стало отсутствие надежных топонимов, по которым можно было бы локализовать район расселения тадесов. Херрман поместил тадесов где-то в районе Лодзя. При этом он еще и отождествил их с тафнечами (Thafnezi) – этнос №34 в «Списке» БГ.

По виду этноним Thadesi не похож на славянский. Тадесами (тадеско) в Италии и Румынии называют немцев - от слова «тевтоны». Римляне считали тевтонов германцами, но их имя гораздо больше походит на литовское taut. Этноним «тадесы» походит на гэло-валлийское tud (народ). Мы предполагаем, что тадесы вполне могли быть переселенцами из Бретани, бежавшими в начале нашей эры из-под власти Рима. (Полное обоснование этой гипотезы будет представлено в других моих заметках). В этом случае, скорее всего, их территории следует искать в северной Польше.

Один из притоков реки Нотец на границе Поморья и Великопольши называется Гвда. По-валлийски gwaed – кровь. Таким образом, «Гвда» означает «Кровавая». Возможно, в этой реке воды имела красноватый оттенок. Или она была пограничной рекой, где часто происходили сражения. Допустимо предположить, что «Гвда» - «Река кровных родичей». Название реки явно указывает на присутствие западно-кельтского элемента, то есть наша гипотеза о галльском происхождении тадесов в какой-то мере подтверждается.
Главным городищем тадесов, вероятно, являлся город Ходец, название которого фонетически близко к данному этнониму. Топонимом, связанным с тадесами можно считать и название реки Нотец, в бассейне которой находится Ходец. Возможно, ее первоначальное имя было «Натедз». «На» обычная приставка в славянских и литовском языках, «тедз» - тадесы. В целом «Натедз» можно толковать как «река, текущая по землям тадесов» или «Народная» (Родная) река. Тадесы, вероятно, контролировали значительную часть течения Нотеца.

Вся эта территория находится на север и на северо-восток от Познани и, конечно, примыкала к землям песнучей. Информанты БГ не должны были значительно уклоняться от своего главного маршрута на юго-восток, чтобы изучить стратегические ресурсы этого племени. Так что, видимо, им не удалось получить точных сведений. Отсюда и круглая, чисто оценочная цифра городов тадесов – 100.

*****

Glopeani – глопяне. Они имели более 400 городов – очень большой народ. Первое впечатление от этнонима: презрительная кличка от соседей – «глупяне»? Однако это не так. Глопян по традиции отождествляют с поланами (поляками) и локализуют в районе озера Гопло [Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. - М., 1995.]. Здесь же старинный центр Великопольши - Гнездно.

По определенной нами норме заселения глопяне должны были населять порядка 80 тыс. кв. км. Это свыше 1/4 части современной Польши. Для такого огромного этноса один топоним - явно недостаточно. Чтобы решить вопрос о том, где искать другие опорные топонимы мы попробовали расшифровать сам этноним.
В украинском языке «л» часто переходит в звук средний между «в» и «у». Например, «волк» - «вовк». В сербскохорватском языке «волк» прямо переходит в «вук». Сравните также «боярин» на русском языке и «болярин» на церковно-славянском.

Если прочесть «глопяне» как «голопояне», где «голо» - чисто (ясно), «пояне» - поляне, тогда «яснополян» можно отождествить с поланами. В этом случае их топонимом может быть вся «Польша» или более конкретно «Великая Польша».

Но границы Великой Польши недостаточно определенны. В настоящее время на ее территории находится и Познань. Для более точного определения положения голопоян (будем называть их теперь так) обратим внимание на известный силезский город Глогув (нем. Глогау). Глогув расположен на среднем течении Одры. У самых истоков расположен другой город с подобным названием Глогувек (Обер-Глогау – Верхнее Глогау).

Расстояние между ними почти 300 км. «Глогау» похоже на название области (нем. «гау» - область). Очевидно, эта область тянулась от города Глогува до Глогувека.

«Гло» может означать «голо», то есть открытая лишенная лесов местность. Однако у нас нет оснований считать, что пейзаж верхней Одры выглядел в древности именно так.

Гораздо вернее, что данный топоним связан с именем кельтских (галльских) племен гельвеконов и гелузиев, входивших в племенной союз лугиев. Таким образом, «Глогау» можно расшифровать как «область галлов».

Очевидно, что и этноним «голопояне» на одном из уровней связан с этим же топонимом. Славяне, пришедшие на земли гельвеконов и гелузиев, могли назвать новые территории Галльским Полем. А по месту нового жительства взять себе и новый этноним.

Такое толкование не отменяет нашего первого толкования этнонима «голополяне» как «чистопольцы». Это всего лишь другой уровень этимологии этнонима.

Территория Галльских полей была обширна. На востоке она доходила до Гливице (Голевице) и дальше – до Глогува-Малопольски немного севернее Жешува в междуречье Сана и Вислы. На севере она доходила до Голашина в междуречье Вислы и Нотеца. На ней вполне могли разместиться все многочисленные города голопоян.

*****

После голопоян (глопян) у Баварского Географа идут Zuireani. После Zuireani идут бужане, ситтичи, стадичи, себбирочи, унлицы. Сам Херрман помещает их исключительно на Волыни и Южном Буге. В общей сложности на одной этой площади оказывается, по крайней мере, 1658 городов, не считая ситтичей, у которых городов «без счета». Да еще он втискивает туда же серавичей и луколян. Это явно чересчур для такой территории. По принятой нами норме она должна была бы простираться намного более, чем на 330 тыс. кв. км (без учета «нейтральных полос»). Для сравнения это больше, чем территория всей Польши или также всей правобережной Украины вместе с обеими Молдовами.

Мы предлагаем другой вариант. Считаем, что Zuireani (19) – это червяне, то есть жители Червенских городов, Червонная Русь, современная Львовская область Украины. Эта богатая искони земля вполне могла выдержать 325 городищ. В древности размеры данной земли были еще больше, чем теперь. Западно-украинские диалекты характерны для всей территории к востоку от Вислы, а на север они распространяются до Нарева.

Есть здесь и червенские топонимы. Например, Червиньск-над-Вислой расположен примерно на 50 км ниже Варшавы по этой реке. Мы полагаем, что именно Висла была в IX веке границей между червенцами и голопоянами (поляками).

Территория Червенской земли совпадает с территорией Великой или Белой Хорватии. Червенцы, собственно, и есть хорваты. Сами этнонимы, видимо, родственны и связаны со словом «кровь» - «крвенцы, крваты». Они одинаково означают «кровные родичи».

К вопросу о червенцах мы еще вернемся при анализе этнонима Zeriuani (35).

Практически обок или даже вперемешку с червенцами жили бужане.

*****

Busani – бужане. Бужане имели 231 город и могли жить либо на Западном Буге, либо на Южном. Возможно, они жили сразу на обеих этих реках в районе, где сходятся их верховья. Существует ряд версий относительно этимологии гидронима «Буг».

«В. В. Лобода в своём словаре пишет, что река была известна у древних греков под названиями Гипанис, Ипанис. В летописях — Богъ, Бъоугъ. Точное значение неизвестно. Польский языковед Тадеуш Лер-Сплавинский название выводит из балто-славянского Bog («течение») или bougb («отклоняюсь, изгибаюсь»). Французский гидрограф Элизе Реклю связывает его со словом «бог». Я. Розвадовский и М. Фасмер (Этимологический словарь) выводят гидроним от немецкого Bach («ручей»)». [ru.wikipedia.org›wiki/Южный_Буг].

Более других обоснованными выглядят этимологии гидронима «Буг» от славянского Bog и германского Bach. В иранских языках тоже есть сходное слово «бахао» (поток). Так как Буг лежит в пределах древней Скифии, резонно предпочесть скифо-иранский вариант происхождения названия реки, которое унаследовали и немного видоизменили славяне. Однако этому мешает еще одно обстоятельство.
На карте Птолемея Южный Буг носит название Axiaces. «Ax, Ox, Ochse» означает у германцев «бык». При этом Ochse фонетически близко к слову Ach, Bach (ручей). Такое сближение объясняется наличием уровней этимологии названий племен. В данном случае речь идет о том, что у германцев, как и у некоторых других племен, бык был тотемным животным (тотемный уровень этимологии). В то же время их племена, как правило, жили у текущей воды, возможно, горных потоков (уровень среды обитания).
Наличие гидронима Axiaces в Северном Причерноморье доказывает, что германские племена обитали там еще во II веке н.э., то есть до прихода готов с берегов Балтики. Мы предполагаем, что это были геты, которых готский историк Иордан считает сородичами и даже предками готов [ru.wikipedia.org›wiki/Геты].
Скорее всего, Axiaces - германская калька скифо-славянского «Бугай» (бык). Слово «бугай» Фасмер считает заимствованным из тюркских языков. Но мы считаем, что это тюрки заимствовали у индоевропейцев в древнейшие времена. Аналоги корня «буг» мы можем обнаружить практически во всех индоевропейских языках. Например, вряд ли можно утверждать, что латинское vacca или западно-кельтское boukkô взято у турок. В осетинском далекте, называемом ирон, слово "богъ" тоже означает "бык". И оно не заимствовано. В иранских языках слово, обозначавшее тотемного бога-быка, настолько древнее, что стало означать вообще понятие «бог». Отскифов это слово, возможно, переняли славяне, а, возможно, оно все же является коренным славянским словом.

Итак, Буг не просто «Река», а «Бык-река». Названия рек, связанные с тотемами племен, обитавших на их берегах, встречаются повсеместно. Римлянам, например, были известны две Волк-реки (Licus) в Альпах. На Сицилии – река Азиниус (Осёл). В Италии реки Орел (Aquilo) и Сокол (Вольтурн). Скорее всего, «Тибр» тоже означало «Бык-река». И это только сравнительно крупные реки, названия которых известны из античных источников. На самом деле, думается, более половины всех водных объектов в мире носят тотемические названия. Так индейцы Монтаны имели на своей территории реки Лось, Бизон, Баран и Змея.
Неподалеку от Буга-Аксиаса у Птолемея показаны Bodoni, то есть, вероятно, будины Геродота [ru.wikipedia.org›wiki/Будины]. Будины во времена Геродота проживали, видимо, где-то в северо-восточном углу Скифского царства. Но потом сдвинулись на Южный Буг, который получил позднее название по имени этого славянского племени. В дальнейшем бодони-будины могли распространить свое влияние также и на Западный Буг.

Ряд сближений показывает, как легко «будины» переходят в «бужане»: будины – будане – буджане – бужане. Звукосочетание «дж» всегда переходит в одинарный звук «г»: Буджа – Буга - Буг.



 (Голосов: 2)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Кто такие ваны? (начало)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018