Главная  

Чехи и секваны (окончание)

В предыдущем посте «Кельто-славяне Галлии» мы развивали тему, начатую в статьях «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы» и «Венеты Арморики (Бретани)». В Галлии были выявлены пять крупных племен, которые уверенно можно считать славяноязычными: вольки-лютоване, венеты-лидавы, карнуты-хорутане, белловаки, морины (моряне?). Я намерен также доказать, что славяноязычными были еще и секваны.

Если уж искать для чехов родичей в Галлии, следует, прежде всего, обратить внимание на племя секванов [ru.wikipedia.org›wiki/Секваны].

Секваны были таким же белгским племенем, как и белловаки. Свое происхождение они считали германским. И когда им понадобилась помощь против эдуев, обратились за ней к свебам, которых, как видно, считали за родичей.

Мы исходим из того, что в близких по значению и звучанию островных кельтских и славянских словах западнокельтское «s» переходит у славян в шипящий звук (ч,ш,щ). Так западнокельтское sciath звучит в славянских языка как «щит» или «штит». Значит, если для этнонима «секваны» в славянских языках есть соответствие, то оно выглядело бы как «чекване» или «чехи-венеты». Кстати, для немцев это было лишь констатацией, того факта, что чехи это венды. Чтобы подтвердить тождество секванов и чехов, разберем все этимологии обоих этнонимов с точки зрения западнокельтских и славянских языков. Нужно доказать, что оба этнонима - «чехи» и «секваны» - имеют славянское происхождение.

Этот анализ мы проведем, исходя из моей теории об уровнях этимологий. Напомним ее суть.

Этноним-самоназвание должен иметь множество этимологий из своего родного языка. Однако для нас будет достаточно найти такие этимологии всего по пяти уровням:

1. Родовой уровень – ищем слова типа «племя, родич, отец, мать, брат, племянник, кровь».

2. Тотемный уровень – ищем связь этнонима с названием какого-то зверя.

3. Воинский или охотничий уровень – ищем связь с названием какого-нибудь оружия или орудия охоты, а также с синонимами понятий «воин» или «охотник».

4. Языковый уровень – ищем связь с понятиями «говорить, слышать, понимать».

5. Уровень среды обитания – ищем связь со словами типа «вода, море, лес, горы».

Начнем с оружейного уровня. Как уже говорилось, в славянских языках оружейному уровню этимологии этнонима «чехи» соответствует слово «чекан» (топор) - по-чешски čеkаn. Синонимом понятия «топор» является «секира» (по-чешски sеkуrа). Этот синоним хорошо соответствует этнониму «секваны». Однако еще лучше соответствие еще у одного синонима слова «чекан» - cechovnica (есть в чешском и польском языках). В противовес всем этим близким славянским этимологиям этнонима «секваны» со стороны западно-кельтских языков можно назвать только scian (нож).

В гаэльском языке есть слово skiant (science) - «наука» (понимание). Значит, секваны с точки зрения западных кельтов - «понимающие». Чехи тоже – «народ понимающих», так как čich в переводе с чешского - «чутье, понимание». Существует также считающееся жаргонным славянское слово «сечь» в смысле «понимать», которое ближе к этнониму «секваны». По нашим наблюдениям многие так называемые жаргонные слова на поверку оказываются обычными словами древнего происхождения.

Средой обитания чехов и секванов были берега рек. Западнославянская лексема ciek означает «течение». Древнее название реки Сена – Sequana – происходит, по нашему мнению, именно от этого слова с добавлением славяно-литовского vanduo (вода): «Сек-ванда» = «Текущая вода». Практически, весь бассейн Секваны находился в Белгике, заселенной кельто-славянскими и кельто-литовскими племенами. Однако на литовском языке глагол «течь» звучит как tekėti, а существительное «течение» – tėkmė. Литовский вариант очень похож на русский, но заметно отличается от западнославянского. Впрочем, возможно, исчезнувшие ныне западно-литовские племена выговаривали слово «течение» ближе к западнославянскому произношению.

В Повести временных лет чехи именуются «чесѣ» Эта древнеславянская форма этнонима выводит нас еще на одну среду обитания чехов. Ею был густой лес–чаща, а в ней еще и росчисти (расчищенные под пашню поля). Чистить поля от леса и сечь лес – одно и то же. Так мы опять выходим на этноним «секваны».

Кстати, на скифо-афганском языке, из которого славяне так много заимствовали, лес называется «фан» (надо отметить, что ближайшими соседями секванов были раурики, которых мы определили как иранское племя). Аналогом иранского «фан» у западных славян, очевидно, было слово winzba, которое можно толковать как «чаща». Так что «секваны» означало «секущие лес» или «секущие чащу». Ниже мы покажем, что секваны рубили лес в большом количестве не только под пашню, а еще и с другой важной хозяйственной целью.

Родовой уровень у чехов-чесѣ характеризуется словом «чета» (семья). Но гораздо более явной на этом уровне становится связь славянских языков и этнонима «секваны». Так в словаре М. Фасмера приводится древнеславянский вариант произношения слова «семья» как «скмия» или «скмю». Очевидно, был возможен и вариант «секмья», который как раз и сближается с именем «секваны».

Понятие «община», в том числе, возможно, родовая, или «общинный дом» в славянских языках передается уникальным словом «цех». Ничего столь же близкого в западно-кельтских языках найти было нельзя.

Тотемным животным у секванов, очевидно, был кабан-секач (по-чешски sekkanec). У чехов дикий вепрь называется divočák (вепрь). Divočák, как считается, происходит от выражения divoké prase (дикая свинья). Но возможно и другое толкование div-čák (бог секач). Если секач был тотемом древних чехов, такое толкование оправдано.

Этноним «чехи», на наш взгляд, является калькой этнонима «славяне». Понятие «слава», думается, стоит отнести к воинскому уровню этимологии. «Честь» (почитание) - синоним понятия «слава». Этноним «чесѣ» связан со словом «честь». Бывали времена, когда чехи оказывались вполне достойны такой связи.

***

Далее сравним также топонимику чехов и секванов. В предыдущих статьях мы говорили, что по одному только сходству этнонимов судить о родственности двух народов нельзя. В качестве примера можно привести такую пару этнонимов: венды (славяне) и южноафриканское племя ба-венда (народ венда). Эти сходные этнонимы явно принадлежат не родственным этносам.

По моей теории о родственности или идентичности двух этносов со сходными названиями можно говорить лишь в том случае, когда сходство названий дополняется сходством основных оригинальных топонимов в землях сравниваемых этносов.

url="/uploads/images/default/sekvany.jpg"]

[/url]

Столицей секванов был город Visontio (современный Безансон) на реке Дубис.

Vis в данном топониме с учетом того, что речь идет о городе, можно сопоставить с чешским vic (большой, высокий, видный). С учетом обычного в поздних славянских языках выпадения архаического «н» из звукосочетаний «нт» (нд) можно перевести Visontio как «Высота» или еще точнее «Высотный». Как следует из списка Баварского Географа, в IX веке в Чехии недалеко от Праги (Fraganeo) проживало племя безунчан (Besunzane). У них было всего два города, однако о них почему-то сочли должным упомянуть наряду с гораздо более многочисленными племенами. Вероятно, это было связано с памятью о прежнем великом городе секванов в Галлии. Очевидно, одним из городов чехов-безунчан был Вышеград.

Интересно, что сходным образом некогда назывался Константинополь (Византий). Византий был греческим городом. Построенным на землях фракийцев. Российский советский писатель-историк В.Щербаков [ru.wikipedia.org›Щербаков, Владимир Иванович (писатель)] в своей книге «Века Трояновы» приводил массу доказательств славянства фракийцев.

Со своей стороны в статье «Загадки происхождения румын и молдаван» я доказывал, что ряд фракийских племен (даки и геты) имели германское происхождение. Думаю, что фракийцы были одним из полиэтнических племенных союзов Европы.
Именно их этническая разобщенность, думаю, и приводила к тому, что фракийцы, несмотря на их многочисленность, о которой писал Геродот, не могли оказать сопротивления завоевателям греческим, персидским, македонским и римским.

Мне стало любопытно, как толкуется топоним «Византий» (Βυζάντιον) из греческого языка. В мифе об основании Византия [ru.wikipedia.org›Византий] говорится, что его основал некий Визас, сын Посейдона. Показательно, что этот герой, имя которого походит на слово «видный» (видящий) основал город «напротив слепых». Конечно, корень «вид» (vic) и понятия с ним связанные не являются исключительно славянскими, но древнегреческим он не является.

***

Известен также еще один город секванов – Magetobriga. Возле него вождь свевов Ариовист разбил войско эдуев и их союзников [Ю.Цезарь. Записки о Галльской войне. I, 31].

Французские историки считают, что топоним Magetobriga происходит от галльского magos (место на рынке) и briga (крепость на высоте, oppidum). То есть имя города означало бы «Крепость На рынке» [fr.wikipedia.org/.../Bataille_de_Magetobrig... -].

У нас на этот счет возникли сомнения. Место на рынке - просто прилавок. Крепость не может быть на прилавке. Так как у нас нет полного чешского словаря, в поисках редких славянских слов мы часто обращаемся к словарям Даля и Фасмера и считаем это вполне оправданным. В словаре Даля нами обнаружено слово «могота» (могучий).

С языковой точки зрения вполне допустим и вариант «магета». В общем чешском словаре ближайшее слово mohutný - «могучий» или «огромный». На латыни понятие «великий» передается словом magn.

Слово briga, видимо, действительно означает «крепость» или «город». Мы полагаем, что briga происходит от германского Berg, то есть галлы заимствовали его у германцев. Это вполне реально, если знать, что добрая треть галлов – белги – считали себя выходцами из Германии.

Чехи тоже многое позаимствовали из германских языков. Германское Berg в форме berk и perk в чешской средневековой топонимике употреблялось очень часто, да и в наше время некоторые подобные топонимы сохранились, например, «Шумперк». Так что Magetobriga расшифровывается как «Могучая крепость». Впрочем, топоним так можно истолковать не только из славянских, но и из других языков.

В Чехии имеется немало топонимов, похожих на фонему «магета», например, селение Моутнице к югу от Брно или средневековый городок Маховице, который во времена Яна Гуса, стоял немного к югу от Чески-Крумлова. Но мы все-таки решили остановиться на топониме «Оломоуц» [ru.wikipedia.org›wiki/Оломоуц].

На первый взгляд он совершенно не имеет отношения к Магетобриге. Однако, предания почему-то связывают Оломоуц с именем Юлия Цезаря. Разумеется, божественный Юлий никогда не бывал в Чехии. Тем не менее, через два века после него во время Маркоманской войны [ru.wikipedia.org›wiki/Маркоманская_война] легионы Рима под командованием Марка Аврелия, возможно, могли дойти до Оломоуца.

«Цезарь» было титулом римских императоров, в том числе Марка Аврелия, который лично вел войска в войне против маркоманов. Но легенда настаивает на имени «Юлий». С этим именем, якобы, связана частица «оло» в топониме «Оломоуц». Возможно, в предании слышится отзвук более древней войны, которую божественный Юлий вел в стране секванов.

Теперь о других доводах в пользу Оломоуца. Чешское слово moc означает «мощь», то есть является синонимом слова «магета». Но интереснее всего толкуется префикс olo. Для начала мы предположили, что «оло» это чуть искаженное «коло» (круг). Таким образом, «Оломоуц» - это «Круг мощи» (Крепость мощи), то есть то же, что и «Магетобрига».

Так как древние топонимы, как и этнонимы, были многозначны, могла иметь место и вторая этимология. В славянских языках «олей» тождественно слову «масло» и «мазь» (мазло). Словом «мазь» можно называть и краску для тела. От него, как мы полагаем, образован этноним «мазуры». Фонетически близки также слова «мошь» и «умащать» (мазать). Возможна и смысловая связь. Вероятно, древние верили, что боевая раскраска придает воину сил. Думается, что топоним «Оломоуц» можно толковать как «Мощь раскрашенных (меченых)», то есть в данном случае как «Мощь чехов (моравов)».

Прослеживается в названии Оломоуца и западно-кельтское лексическое влияние. На валлийском языке ôl означает одновременно «метка» и «отпечаток» (чехи?), а также «вернуться» и «назад» (намек на возвращение секванов на восток).

Таким образом, и на смешанном языке, каким, очевидно, и должен был быть язык секванов, «Оломоуц» мог означать «Мощь меченых (чехов)» или «Возвращенная мошь». Быть может, это была «Возвращенная мошь чехов». То есть, вернувшись на восток после поражений от свевов и римлян, секваны-чехи тем самым вернули себе былую силу.

Возможны также толкования с привлечением другого валлийского слова - ail (второй, подобный или плетень, забор). Конструкция Ailmoc может означать «Стена (крепость) мощи», то есть «Магетобрига». Та же конструкция могла значить «Вторая Магета».

***

Секванам мог принадлежать еще один город, упомянутый в римских источниках. Это Epamanda-durum, расположенный на границе с племенем рауриков. Проще всего с часто встречаемым в Галлии durum. Dur по-кельтски не только «вода», но и «дерево» (отсюда друиды - жрецы священных рощ). «Дурум» можно толковать как «деревня» (деревянный) или еще лучше «двор». В Чехии есть города, включающие в свое название это слово, например, Двур Кралове (замок королевы).

В чешском языке имеется также слово mantinel (один из синонимов слова «граница») его можно сопоставить с корнем manda в исследуемом топониме. Тогда слог еpa в нем это приставка «об» (похоже на произношение аналогичной греческой приставки ἔπο). Так что Epamanda-durum означает «Приграничная (об-граничная) крепость». Слово mantinel по виду кажется французским (галльским). Можно предположить, что в Чехию оно попало вместе с мигрантами-секванами.

Впрочем, Epamanda-durum мог принадлежать раурикам. В этом случае «Эпаманда» может толковаться с помощью скифо-афганского языка как «Влажная (речная) долина» от иранского «аб» (вода) и «манды» (впадина, ложбина). У слова «аб» есть второе значение – «почитание, честь». Таким образом, название города все-таки связывается с этнонимом «чехи» - «Город долины чехов».

***

Возможно, на французской земле есть город, который в полном смысле этого слова можно назвать отцом чешской Праги. Это городок Фрезан (Fraisans) на реке Ду немного ниже по течению от Безансона.

url="/uploads/images/default/frezan2.jpg"]

[/url]

Местные историки название своего городка выводят от названия ясеня (frassino). В то же время там говорится, что старинное название было Frize [www.fraisans.com/.../defaut_frame_fr.htm]. Слово frise (фриз) можно толковать как «выступ» (бордюр, порог). И такой порог на реке Ду в районе Фрезана действительно существовал до строительства там плотины. «Порог» и «Прага» - слова родственные. И это будет первым указанием на то, что «Фрезан» и «Прага» - топонимы-двойники.

url="/uploads/images/default/porog.jpg"]

[/url]

Фрезан является древним центром кузнечного дела, вследствие наличия в его районе месторождений железной руды и большого количества леса для приготовления древесного угля. Кузнечное предприятие работало в городке до начала ХХ века (на нем в частности изготовлялись детали для Эйфелевой башни). По-французски «кузница» - forge.

url="/uploads/images/default/frezan.jpg"]

[/url]

В чешском языке имеется слово pražení (закалка). Закалка - одна из самых ответственных операций кузнечного ремесла. Фонетическая и смысловая связь французского forge и чешского pražení, на наш взгляд, несомненна. Столь же ясно, что Прага, универсальный ремесленный центр древней Чехии, была в первую очередь центром кузнечного дела. Это было одной из этимологий ее названия [ru.wikipedia.org›Прага].

Связь этнонима «фраганеи» с названием ремесла не является исключением в Европе. Одним из наиболее ярких примеров представляет собой западно-кельтский этноним «канинефаты» [brockhaus-efron.info/Энциклопедия_Брокгауза_и.../Канинефаты]. В нем содержаться корни «кан» (судно, тростник) и «неф» (судно, плавать).

Кузнечное дело считалось колдовством и расценивалось ничуть не ниже, чем судостроение. У славян чехи всегда считались самыми искусными мастерами. Недаром во всех славянских странах слово «цех», связанное, как мы уже говорили, с этнонимом «чехи», является нарицательным термином для понятий «мастерская» и «корпорация ремесленников».

Впрочем, у этнонима «фраганем» есть еще одна этимология, которая связывает его с этнонимом «чехи» непосредственно. Во французском языке есть слово fard (краска для макияжа). Мы уже отмечали, что звук «д» переходит в звук «г». Таким образом, «фард» или «фарг» (французы произносят просто «фар») фонетическпи связано со словом forge и этнонимом «фраганеи». Есть здесь связь и по смыслу: преображение внешности (пусть и при помощи макияжа) это одна из форм колдовства. Но главное в данном случае то, что «фраганеи» означает «ракрашенные» (меченные), а это, как уже сказано, является одним из значений слова «чехи».

***

Итак, предки чехов – секваны, и пришли они в Богемию из Галлии. Возможно, что Богемия была прародиной секванов. Так что их переселение было всего лишь репатриацией.

Обращает на себя внимание смысловое сходство этнонимов чехи, бойи, маркоманы, моравы и мазуры. Учитывая большое количество германских включений в чешско-моравском языке и мазурском диалекте польского языка можно предположить, что все указанные племена некогда составляли полиэтнический славяно-германский племенной союз.

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Скандинавия
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города вблизи Дуная
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города на широтах Богемии
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Древние города северной Германии и Польши
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Племена
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Расположение рек и гор Германии от Дуная до Северного моря и Балти...
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Перевод с древнегреческого языка с комментариями
 Мой учитель Юрий Васильевич Демаков
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Архив сайта
 Октябрь 2018
 Сентябрь 2018
 Август 2018
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018