Главная  

О происхождении саксов (окончание)

Чтобы прояснить забытые моменты доисторической истории саксов, я опять пытался применить свою методику анализа происхождения названий племен и стран. Положения этой методики изложены в статьях «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы» и «О происхождении названия Москва».

Повторим положения теории этой методики.
Методика основана на моей теории множественности истинных этимологий. Согласно теории множественности истинных этимологий самоназвание этноса должно иметь сразу несколько этимологий, исходящих из родного языка данного этноса. Но все этимологии должны иметь между собой какую-то логическую связь.
Если слово имеет множество родственных слов в своем языке, то оно считается для данного языка родным. Особо доказательными являются такие родственные слова, которые имеют фонетические или смысловые отличия от того слова, которое мы анализируем. Эти отличия говорят о древности всего лексического гнезда в целом.

Итак, этноним-самоназвание должен иметь множество этимологий из своего родного языка. Однако для нас будет достаточно найти такие этимологии всего по пяти уровням:

1. Родовой уровень – ищем слова типа: «племя, родич, отец, мать, брат, племянник, кровь».

2. Тотемный уровень – ищем связь этнонима с названием какого-то зверя.

3. Воинский или охотничий уровень – ищем связь с названием какого-нибудь оружия или орудия охоты, а также с синонимами понятий «воин» или «охотник».

4. Языковый уровень – ищем связь с понятиями «говорить, слышать, понимать».

5. Уровень среды обитания – ищем связь со словами типа «вода, море, лес, горы».

Проще всего в данном случае будет с оружейным уровнем. «Сакс» - так в английском языке называют не только короткий меч, но и молоток-молот, в том числе и боевой молот.

Далее следует признать, что с языково-понятийным уровнем этимологии этнонима «сакс» (sax, saks, sachs) связаны общегерманская лексема типа sagen (говорить) и специфическая английская лексема science (наука, знание).

Если принять, что на уровне среды обитания этимологией этнонима является слово skan (песок), это будет означать, что древние саксы с самого начала консолидации своего племени, скорее всего, были обитателями прибрежных пляжей. То есть саксы – народ моря.

Отсюда следует, что тотемом для саксов могло быть какое-то крупное водное животное, которое они называли «си-окс» (морской бык). Исхожу из того, что один из видов тюленьих называется морская корова. По-английски это звучит как «си-кау» (sea caw). Кстати, в данном случае наблюдается явная логическая связь с предыдущей этимологией на уровне среды обитания. Тюлени тоже являются обитателями прибрежья и любят песчаные пляжи.

Англичане называют Скаген, крайнюю северную точку Ютландии, мыс Скоу. Скорее всего, этимология данного топонима как раз и связана с английским sea caw. То есть он имеет значение «Мыс морских коров». Возможно, что тут в глубокой древности действительно располагались лежбища каких-нибудь тюленей. Однако не менее возможно, что топоним связан с пребыванием или деятельностью в этих местах саксов, морских охотников и пиратов.

Вторичным хищным тотемом саксов, возможно, был поморник – skua или sea skua. Поморники обычно живут рядом с тюленями и часто питаются мясом их погибших детенышей.

Skua произносится на современном английском языке как «скьюэ». В южной Норвегии в области, называемой Вестфолль, есть город Skien (произносится на норвежском как Шиен). Вестфалия и Остфалия – названия двух главных областей немецких саксов, причем топоним «Вестфалия» существует на карте Германии до настоящего времени. А в южной Норвегии напротив Вестфоля на восточном берегу залива Бохус расположена область Эстфолль. Данный факт давно привлекал мое внимание при поиске опорных топонимов саксов на берегах Скандинавии. Но так как в этом месте не находилось других явных топонимов, связанных с этнонимом «саксы», я не стал делать упор на данном обстоятельстве. Тем не менее, возможно, что саксы все-таки жили и в Южной Норвегии, а в Сконе переместиться уже позже, перед выселением в Шлезвиг. При известной склонности древних германцев к перемене мест жительства в этом не было бы ничего странного. Дополнительно можно предположить, что жившие в Норвегии предки саксов еще, по всей видимости, не называли себя именно саксами, а переименование племени произошло уже в Сконе.

url="/uploads/images/default/nor.jpg"]

[/url]

Анализ тотемного уровня этимологии этнонима «саксы» дал немало интересной информации. А что даст анализ этимологии на родовом уровне?

В английском языке есть слово scion (потомок). Полагаю, что это слово более всего подходит в качестве этимологии для слова «саксы» на кровно-родовом уровне. Корень sci (ski) связан, прежде всего, с понятием «резать». Логически он увязывается и с понятием «меч» (сакс) и с понятиями «клыки» и «клювы» (атрибуты «морских быков» и поморников). Имеется логическая связь и со словом skan (песок), так как песок представляет собой как бы разрезанный на кусочки камень.

Не могу удержаться от маленького отступления. С корнем типа sci связаны два интересных английских слова – skin (кожа, шкура) и sky (небо). Ясно, что шкура добывается посредством срезания ее с туши убитого животного. Ну. а причем здесь небо? Дело в том, что в германской мифологии мир сотворили бог Один (Водан) и его братья из тела убитого великана Имира. Думаю, что небо воспринималось древними германцами как шкура Имира, подвешенная Одином над миром. И в самом деле вечно хмурое, покрытое облаками небо Скандинавии похоже на огромное руно. Но даже и для появления временами на нем голубых проплешин тоже есть хорошее мифологическое объяснение. У Имира под покрывающей его шерстью была голубая кожа. Отсюда его второе имя Блаин (от германских blue, blau – голубой). Кожа же у него была голубая потому, что он был сотворен из инея, имеющего голубоватый оттенок.

С корнем sci и германской мифологией может быть связана еще одна версия происхождения топонимов Сконе и Скандинавия. Согласно скандинавским легендам Датские острова образовались в результате того, что богиня Гевьон (ее имя можно толковать как «Дающая») вздумала заняться мужским делом, то есть попахать землю гигантским плугом, который тянули огромные божественные быки. В результате она нечаянно отпахала от Скандинавского полуострова большие куски суши, ставшие потом территорией племени данов (датчан). Таким образом, «Сконе» могло означать примерно «То, от чего отрезали», а Сьяланд - возможно, первоначально Скьяланд – «Отрезанная страна».

Возможна и третья версия этимологии топонима «Сконе». Английское scion означает не только «потомок», но и «отросток». Скандинавский полуостров, конечно, похож на своеобразный аппендикс Европы. А скандинавы – хорошие мореходы – в общем, должны были представлять себе очертания своей родины.

Разумеется, вторая и третья этимологии топонима «Сконе» вторичны, так как могли появиться на более поздних этапах освоения территории и развития местной культуры. Впрочем, возможна еще и четвертая этимология, которая может поспорить в древности с самой первой, предложенной мной от слова skandning (высадка с кораблей на песок пляжей). «Сконе» может означать всего лишь просто «Страна скионов».

***
Теперь поговорим о связи древних саксов и славян. Эту связь вряд ли вообще можно оспорить. Но обычно ее относят к тем временам, когда саксы уже жили в Шлезвиге по соседству с племенем славян-ободритов. У меня, однако, на этот счет имеется другое мнение.

В Швеции в Восточном Гутеланде недалеко от городка Оседа есть селение Саксхульт (Владение саксов). В английском языке «владение» = hold. Однако не это главное. Километрах в 10-15 от него расположено точно такое же селение под названием Сиссехульт. А мы уже писали, что похожим образом именуют саксов славяне и кельты.

В этом регионе вообще большая концентрация топонимов, похожих на славянские. Тут можно найти Руду и Буду. Кстати, топонимов типа «буда» здесь много.
Есть озеро Велен (Велень?). «Велий» на славянском языке означает «большой». Удивительно, но порядка в ста километрах к северо-востоку от этого Веленя расположено озеро Миккельн. Со старосаксонского название второго озера тоже переводится как «Большой». О значениях слов - славянского «велий» и саксонского mikil - можно прочесть в «Википедии» в статье «Мекленбург» [ru.wikipedia.org›Мекленбург]. Там написано, что Мекленбург при славянах назывался Велиград.
Отметим, что Мекленбургом называется не только город. Это целая большая область на южном берегу Балтики. Одним из главных городов восточной немецкой области Мекленбург является Росток. Название считается славянским. Но в указанном районе Восточного Гутеланда тоже есть свой Росток. Небольшая деревня, однако ее название в точности такое же. Разве не может быть, что оба топонима связаны?

Из сказанного выше я делаю однозначный вывод. Славяноязычные племена – венды – жили некогда на Скандинавском полуострове и были там близкими соседями древних саксов. Очень возможно, что и саксы и соседствующая с ними группа скандинавских вендов-славян в одно и то же время предприняли переселение на территорию современной Германии.

***

О близком соседстве и взаимном культурном влиянии саксов и славян очень наглядно свидетельствует сходство и даже тождество некоторых персонажей их языческих пантеонов. При этом я не имею в виду тех богов, которые могли быть общими еще для предков саксов и славян во время их пребывания на Среднем Востоке [смотри мои статьи о прошлом германцев на этом блоге]. У нас есть более свежие примеры заимствований.

Так Вальтер Скотт в своем романе Айвенго упоминал о некоем ужасном боге саксов по имени Зернебок, которого все исследователи отождествляют со славянским Чернобогом [slav-drevnosti.livejournal.com›122597.html].

В статье «Легенда о Вёлунде» я писал о том, что саксы обожествили кузнеца Вёлунда, который, по моему мнению, был по крови вендом-славянином из города Волин-Винета. У славян этот персонаж, очевидно, звался Сварожичем. Он, как и Вёлунд, был повелителем огня. Думаю, славяне-венды объясняли себе необыкновенные для того времени способности своего земляка из Волина тем, что он был сыном бога-кузнеца Сварога [ru.wikipedia.org›Сварог].
Сварожича почитали именно балтийские и восточные славяне. Идол его стоял недалеко от его родного, как я предполагаю, города Винеты в Ридигосте [ru.wikipedia.org›Сварожич]. Знаменательно, что славяне не считали Сварожича-Вёлунда повелителем ветров, как финны и германцы. Очевидно, для них сложное управление парусами, в том числе умение ходить галсами против ветра, уже в то время было обычным делом и не казалось каким-то чудом.

***
Должен сознаться, что у меня был большой соблазн отождествить главного бога саксов, идол коего назывался Ирминсуль [ru.wikipedia.org›Ирминсуль], со славянским богом Ярилой. Подвигла меня на это, во-первых, некоторая, на первый взгляд, несообразность классического толкования значения столба Ирминсуля как мирового древа Иггдрасиль [ru.wikipedia.org›Иггдрасиль].
«Игг – драсиль» толкуется с германских скандинавских диалектов как «Древо Игга», то есть «древо Одина» (Игг - второе главное имя верховного бога германцев). Между тем, в «Эддах», настоящей мифологической энциклопедии германцев, среди множества имен Одина нет имени Ирмин.
Лексема «суль» в скандинавских языках имеет значение «солнце». Отсюда я предположил, что словосочетание «Ирминсуль» означает «Яр (Ярило) – муж солнца». Почему муж? Потому что в скандинавской мифологии Суль (Солнце) – богиня. И у нее мог быть муж и повелитель, которым саксы вполне могли счесть славянского Ярилу.

Однако более тщательный анализ заставил меня отказаться от этой гипотезы.
Причины следующие.

Во-первых, на английском языке слово sole имеет значение «основа». Так что «солнце» тут не причем.
«Ирминсуль» может означать что-то вроде «пьедестал Ирмина». Разумеется, Мировое древо может служить пьедесталом «величайшего» бога.

url="/uploads/images/default/irminsul.jpg"]

[/url]

Во-вторых, Ирминсуль находился у города Эресбург (ныне Марcберг) в Вестфалии [de.wikipedia.org/wiki/Marsberg]. Эресбург был священным городом саксов, где и располагался языческий храм-роща. Мне сразу бросилось в глаза, что старое и новое название города связано с именами бога войны – римского Марса и, по-видимому, греческого Ареса.

Это обстоятельство не укрылось и от исследователей прошедшего времени. Вот почему Ирмина большинство историков считает богом войны по имени Тюр или Циу. Как составная часть слово Ирмин входит в некоторые древнегерманские собственные имена, например, Ermanerich, Ermrich и др.» [ru.wikipedia.org›Ирмин]

В английской версии [en.wikipedia.org/wiki/Irminsul] говорится, что Ирмин предположительно был главным племенным богом группы германских племен, носивших название «ирмионы» [или гермионы]. Предполагается, что Ирмин был национальным богом саксов.

Если Ирмин это Тюр, то Ирминсуль не может быть «древом Одина». Однако в целом ряде моих статей я высказался в пользу известной гипотезы о том, что Тюр тоже некогда был главным богом германцев. Поэтому Мировое древо тоже некогда принадлежало ему, а не Одину. В моей статье «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке» (продолжение 2) было высказано предположение, что в то время Иггдрасиль назывался Тирич – то есть Ясень Тира. Так значит Ирминсуль – это все-таки «древо Тюра»?

Идем дальше. Тюра действительно можно отождествить с греческим Аресом и римским Марсом. Но как и когда произошло это отождествление?

Более или менее понятно было бы отождествление Тюра с Марсом. Римляне некогда контролировали территорию, на которой позднее поселились саксы. Однако переименование Эресбурга в Марсберг произошло, очевидно, лишь в позднее Средневековье, скорее всего, в эпоху Просвещения, когда опять стали читать языческую античную литературу. А название «Эресбург» употребляли сами саксы-язычники. Быть может, «Эрес» вовсе не означало «Арес»?

Нет! «Эрес» и «Арес» в данном случае были определенно связаны. Если мы посмотрим статью «Арес» в «Википедии», то увидим, что в древней Греции еще в Микенскую эпоху Ареса именовали «Ареймен» [ru.wikipedia.org›Арес]. Это настолько точно соответствует имени «Ирмин», что не может быть каким-то случайным совпадением.

Арес считается фракийским богом. Есть вероятие, что он состоял в пантеоне древних гетов и даков, которых я считаю германцами [смотри мою статью «Загадки происхождения румын и молдаван»]. Возможно, древние греки адаптировали его, как Лето, Аполлона и Артемиду от карийцев или как бога Гермеса от малоазиатского племени ассува, которые тоже, по моему мнению, были германцами [смотри мою статью «Доисторическая история древних германцев»].
Кстати, в Микенскую эпоху Ареса и Гермеса отождествляли. И это вполне соответствует теории о случившейся в доисторические времена у германцев замене культа Тюра (Ареса) на культ Одина (Гермеса).
В древних германских диалектах фонема типа «ер» (яр) передавала понятие «воин». Отсюда хорошо известный высший скандинавский воинский титул ярл (англичане произносят его как эрл). Таким образом, даже имя Ареса, бога войны, может иметь германское происхождение, хотя различных этимологий для него достаточно и в древнегреческом языке.

Тем не менее, я считаю наиболее вероятным, что почитание Ирмина-Ареса в Германию было занесено из Греции в первые века нашей эры. Наступающее христианство не могло разом переманить на свою сторону многочисленных жрецов многочисленных античных богов. И когда на самом высшем уровне Римская империя стала христианской, обязательно должны были найтись в ней ревнители языческой старины, которые не смогли примириться с новой религией. Они и направили свой путь туда, где еще почитали богов, схожих, если не по именам, то по божественным функциям с теми, кому оставшиеся верными язычники продолжали курить фимиам.

Гипотетическая история переселения языческих греческих жрецов Ареса в Германию может стать со временем темой увлекательного исторического романа. Я же на этом свое исследование закончу.

Добавление от 25.09.2015

Наверно я все же поторопился, решив, что имя Ареймен (Ирмин) могло быть присвоено германскому богу Тюру только жрецами Ареса, сбежавшими к саксам из Греции после победы христианства. Есть еще один вариант.
Хорошо известен иранский бог Ариман [ru.wikipedia.org›Ангра-Майнью]. Последователи зороастийской религии, священной книгой которых является Авеста, считали его злым богом – противником высшего благого существа Ахура Мазды. Он был повелителем всех злых богов дэвов.
Однако религия Зороастра [u.wikipedia.org›Заратустра], несмотря на свою древность, все же, очевидно, не является, древнейшей религией ариев (иранцев). Если мы сравним ее с индуизмом, то обнаружим, что у индийцев, близких родичей иранцев, также потомков ариев, дэва это благие боги. Да и, практически, у всех индоевропейских народов древнейшие боги назывались типа «дэва». У славян, например, их древние боги назывались «дивами», у литовцев они и до сих пор называются dievai, у западных кельтов - duwiau, у греков – θεοί (теои). И даже германцы, которые, по моему мнению, раньше других индоевропейцев забыли о своих древнейших богах-пращурах, их самый древний высший бог Тир имел второе имя Тивац. Отсюда следует, что и Ариман, повелитель дэвов, в древности мог быть благим богом предков персов. Он вполне мог быть родовым богом германиев, которых Геродот [История, I, 125] называл одним из древнеперсидских племен.
По моему мнению, германии, а также их соседи сагартии могли принадлежать к германскому этносу. Так в своей статье «Дворцы Асгарда» я предположил, что Сагартия это новый Асгард, образованный после вытеснения древних асов из северо-восточного Афганистана индоиранскими племенами. В германском эпосе «Старшая Эдда», думаю, война между индоариями и германцами имела название Рагнарек, причем слово «Рагнарек» из индоиранских и германских языков одинаково толкуется как «рок владык (богов)». Подробно данная тема рассмотрена у меня в статье «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке».
Индоевропейцы, вытесненные из Европы наступающими ледниками, долгое время жили на Ближнем и Среднем Востоке. Возможно, там и произошло их деление на германскую, индоиранскую и греко-кельто-литовско-славянскую ветви. По окончании оледенения индоевропейцы волнами стали возвращаться в Европу. Но, разумеется, далеко не все. Большая часть индоиранцев осталась на месте, а часть их (скифы) двинулась на завоевание северной Азии. Думаю, на месте осталась и часть других индоевропейских племен, в том числе и германцев. О гипотетических перипетиях азиатских германцев я рассуждал в статье «Доисторическая история древних германцев».
Как показал анализ иранских, кавказских и алтайских (тюрко-монгольских) языков, в той или иной степени германские племена приняли участие в формировании всех перечисленных этносов. Исследование захоронений авар, полиэтнического племенного союза, пришедшего в Европу из Азии в VI в. н.э. [ru.wikipedia.org›Авары], показывает заметный процент черепов североевропейского типа (нордических), характерных для германцев, [Эрдели И. Исчезнувшие народы. Авары , gumilevica.kulichki.net/debate/Article24.htm]. Кроме того, известно, что лагеря авар назывались «хринг», что в переводе со скандинавских языков означает «круг» (нормальная форма лагеря кочевников).
Готский историк VI в.н.э. Иордан в своей «Гетике» называет германцами (готами) племена массагетов, живших в Средней Азии за несколько веков до нашей эры [ru.wikipedia.org›Массагеты]. Многочисленные топонимы Среднего Востока и Средней Азии, схожие с германскими, а также германские слова в языках народов этих регионов, убеждают нас в том, что Иордан был, в общем, прав, ошибаясь лишь в том, что в Азию готы (геты) пришли из Скандинавии. По версии исландского ученого XII века Стурлусона [ru.wikipedia.org›Снорри Стурлусон] все было наоборот. Скандинавы пришли с юга.
Клавдий Птолемей, античный географ II века н.э., писал в своем описании Азиатской Сарматии о суэбах и массеях, живших на реке Ра (Волге):
"Населяют же [часть] этой Скифии, всю обращенную к северу, вплотную к неизвестной [земле], так называемые аланы-скифы, и суобены, и аланорсы, а [территорию] ниже их сэтианы, и массэи, и суэбы, и у внешней стороны [горы] Имаон тектосаки, а затем у восточных истоков реки Ра робоски..." [Ptol., VI, 14,9].
Полагаю, что суэбы это свебы (свеи), а массэи – массагеты. И те и другие, на мой взгляд, были германцами. Вполне допускаю, что массагеты, долгое время жившие в тесном контакте с иранцами-скифами, в значительной степени были ими ассимилированы. И все же какая-то их часть могла сохранить древние германские обычаи и язык в большей мере, чем остальные. Именно эта часть могла переместиться по Волге, Волхову, затем по Финскому заливу и вдоль Аландских островов в Скандинавию вместе со свебами-свеями или раньше них, заселив Готланд, а затем и Западный и Восточный Готеланд в Швеции.
Движение германских племен по Волге-Ра на север, вероятно, было отмечено еще Геродотом, который писал о фисcагетах [ru.wikipedia.org›Фиссагеты], живших к северу от будинов (по моей версии славян - бужан). Из германских языков этноним «фиссагеты» толкуется, как «рыбаки» (рыбоеды, охотники на рыбу, добытчики рыбы) от германских слов Fisch (рыба) и Gut (добро, добыча). Точно так же из иранских языков обычно толкуется и этноним «массагеты» от иранского masyo, то есть рыба [ru.wikipedia.org›Массагеты].
Но массагеты считаются родичами саков [ru.wikipedia.org›Саки (племена)]. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что и саки являлись не чисто иранским, а германо-иранским племенем. При этом часть саков так же, как и часть массагетов могла сохранить в пользовании германский язык и так же, как часть массагетов мигрировать в Скандинавию, приняв там имя саксов.
Вот так получается, что начав с отрицания родства саков и саксов в начале статьи, я вынужден признать возможность этого родства в ее конце. На этом все.


 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Кто такие ваны? (начало)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018