Главная  

"Дворцы" Асгарда

Никак не могу развязаться с германской темой. Однако нельзя сказать, что анализ германских и кельтских мифов был совсем бесполезен для интересующихся историей славян. Взять хотя бы проблему ванов. Для многих, наверно, было новостью сообщение о существовании в Балтистане народа буришков-вершиков, тысячи лет строящих березовые мосты через Инд из березок с гор Хара Березайти. Вот почему я пока не хочу оставлять эту тему, хотя и надеюсь, что все же смогу уложить в две последние небольшие статьи все, что мне осталось сказать по этой теме.

В эддической саге «Речи Гримнира» перечисляются так называемые дворцы асов-богов. У нас нет сомнения, что речь идет о неких географических объектах, которые величественным видом наводили на мысль о том, что являются обителью богов.

В первую очередь речь идет, конечно, о горах. В моей статье «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке» доказывалось, что обиталище Одина находилось на горе Тирич-Мир. Индийские боги также обитали в горах. Кстати, мне пришло в голову, что многоголовость их и их двойников турсов из германских мифов объясняется многоглавостью горных вершин. В сущности, слово «турс» из индоевропейских языков толкуется как «башни» или «горные пики».

Однако среди «божественных дворцов», очевидно, встречались и водные объекты. Таковы были озеро Шива в Бадахшане и озеро Наур в Пуштунистане.

Мне показалось интересным отождествить «дворцы асов» саги «Речи Гримнира» с реальными географическими объектами на территории Афганистана, Пакистана и Индии.


Текст саги, касающийся «дворцов асов» [world-of-legends.su/skandinavskaj/starshaya_eda/id22]. И сразу аналитически прокомментируем большую часть строф.

Описания «дворцов» начинаются с 4 строфы саги:

4. «Священную землю вижу лежащей близ асов и альвов; а в Трудхейме будет Тор обитать до кончины богов».

«Трудхейм» переводится с древненорвежского как «Дом Силы» [ru.wikipedia.org›Трудхейм]. «Дом силы» хорошо отождествляется с горами Фироз-Кох в самом центре Афганистана. Этот величественный хребет тянется в широтном направлении на восток от Герата. У его подножья течет река Гери-руд, чье название соотносится с этнонимом «германцы».

Второе название Фироз-Коха – Сафед (или Сапед)-Кох – может быть связано с именем Шивы-Спитьюры.

«Фироз» означает, практически, то же самое, что и английское force (сила). Латинский вариант – fortis, немецкий – forsch, литовский – burzdùs, славянский – «борзой» (энергичный). Сюда же и славянское слово «труд» (усилие).

5. «Идалир — имя месту, где Улль палаты построил.
Некогда Альвхейм был Фрейром получен от богов на зубок».

Очевидно, речь идет о том, что дворец Идалир строил Улль, но потом местность отошла Фрейру. Альвхейм в данном случае отождествляется с небольшим, но крутым и заметным на равнине хребтом Альбурз близ города Бальх. Неподалеку находится город Ульм (Ташкурган), название которого можно сопоставить с именем Улля.

В статье «Загадки происхождения румын и молдаван» мы отождествили Идалир с долиной реки Истр, но, в принципе, термином «Y» (Ай, Ауэ) у германцев может называться любая большая вода. В древности местности Альбурз и Ульм находились на берегу великих озер Бактрии, ныне высохших.

6. «Третий есть двор, серебром он украшен богами благими; Валаскьяльв двор тот, он асом воздвигнут в древнее время».

Валаскьяльв или Хлидскьяльв [ru.wikipedia.org›wiki/Хлидскьяльв] это какая-то большая гора на подступах к Тирич-Миру. Слово «Валаскьяльв» наиболее авторитетным образом толкуется как «полка для убитых» [en.wikipedia.org›Valaskjálf]. Возможно, именно сюда везли павших героев для почетного захоронения во льду. Но это еще не была Вальгалла. По идее гора должна была быть доступнее для восхождения, чем Тирич-Мир. Без сомнения, хоронили ближе к вершине.

В исландском языке есть слово hlið (ворота, калитка). Очевидно, данное место рассматривалось как ворота в мир Одина.

Воротами в мир богов, а также в Синдзян являлась и долина реки Пяндж. В персидском языке есть слово «панджара» (окно, проем). Поэтому асы могли бы называть реку Хлид. Указанный гипотетический гидроним похож на название реки Слид, упомянутой в «Прорицании Вёльвы». Слид, как и Пяндж, течет с востока и «несет в своих водах мечи» Мы толкуем образ как «река, вдоль течения которой движутся воины с мечами». Несомненно, долина Пянджа за тысячи лет многократно была дорогой войны. Второе название Пяджа – «Вахан-дорья» - толкуется нами от индоиранского «вага» (война) как «Река войны». Имеется исландское слово slit (разрыв), что, по нашему мнению, делает названия «Слид» (Слит) и «Хлид» синонимами. И, кроме того, звук «с», который имеется в индийских словах, в иранских словах заменяется на звук «h». (Сарасвати = Харахвата).

Таким образом, мы приходим к мысли, что название горы Хлидскъяльв связано с долиной реки Пяндж (Слид, Хлид). А «дворец» Валаскьяльв-Хлидскъяльв, вероятнее всего, горы Лаль почти напротив таджикского города Хорога. Здесь к Пянджу впервые вплотную подступают вершины с относительной высотой порядка 2500 м. Они настолько грозно нависают над Пянджем, что это не могло не производить неотразимого впечатления на души тех, кто поднимался вверх по реке.

Недаром же этот хребет индоариями был посвящен Шиве. Здесь же находится озеро Шева и река Танг-Шева. Лаль воспринимался как преддверие богов.

Название хребта - «Лаль» (господин, отец) – (из индийских языков) могло быть божественным эпитетом Шивы. Годится оно и для Одина. По сути, понятие «лаль» это синоним индоиранского слова «вали» (власть). Так что и по этой линии Валаскъяльв = Лаль.

Наконец, слова «лаль» и «вали» просто сходны фонетически. В славянских языках звуки «л» и «в» могут менять друг друга (сравните русское «волк» и украинское «вовк»).

7. «Четвертый - то Сёкквабекк, плещут над ним холодные волны; там Один и Сага пьют каждый день из чаш златокованых».

В статье «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке» мы доказывали, что дворец Сёкквабек – это озеро Шива, а Сага это вдова Мимира-Йимы, которая, видимо, стала второй супругой Одина.

8. «Гладсхейм — то пятый, там золотом пышно Вальгалла блещет; там Хрофт [Один] собирает
воинов храбрых, убитых в бою».

Гладсхейм это гора Нушак, второй высочайший пик горного массива Тирич-Мир. Он столь же сильно нависает над Пянджем, как и хребет Лаль, но выше его. Я сначала хотел отождествить Нушак из-за этого с дворцом Валаскьяльв, но передумал по трем причинам.
Во-первых, выявляется тенденция перечисления «дворцов асов» по порядку, начиная с запада вдоль течения Пянджа-Хлида. И Валаскьяльв идет раньше, чем дворец Сёкквабек (озеро Шива).

Во-вторых, этимология названия «Нушак» выводится от индоиранского «наша» (опьянение) и от «науhа» (печаль, траур, тризна). Эти этимологии хорошо сопоставляются с представлением о Вальгалле. Очевидно, наиболее важных погибших героев доставляли не к Валаскьяльву, а прямо к Нушаку. Здесь же и сами провожатые творили тризну с возлияниями.
В третьих, Нушак прилежит к Тирич-Миру (Иггдрасилю). А именно рядом с Мировым Ясенем и находилась Вальгалла. Кстати, Гладсхейм толкуется как «ледяной дом».

Далее две неинтересные строфы нами пропущены.

11. «Трюмхейм — шестой, где некогда Тьяци турс обитал; там Скади жилище, светлой богини,
в доме отцовом».

«Трюмхейм» толкуется из германских языков как «дом шума». Есть немецкие слова Trommel (барабан) и Trompetе (труба). Трюмхейм хорошо отождествляется с величественным хребтом в верховьях реки Пяндж, который называется Вахан. Слово «вага», которое мы уже использовали для истолкования названия реки Вахан как «Река Войны», имеет второе значение – «шум».

После Трюмхейма начинается страна турсов. Собственно, уже сам Трюмхейм был в ее пределах, так как Тьяцы, отец Скади, был турсом. Ниже мы вернемся к этой теме.

12. «Седьмой — это Брейдаблик, Бальдр там себе построил палаты; на этой земле злодейств никаких не бывало от века».

В статье «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке» мы доказывали, что Брейдаблик это Балтистан. Он расположен как раз к югу от верховьев Пянджа. Очевидно, от Брейдаблика-Балтистана «дворцы асов» нужно искать уже в юго-западном направлении

13. Восьмой — то Химинбьёрг, Хеймдалль, как слышно, там правит в палате; там страж богов сладостный мед в довольстве вкушает.

14. Фолькванг — девятый, там Фрейя решает, где сядут герои; поровну воинов, в битвах погибших, с Одином делит.

15. Глитнир столбами из золота убран, покрыт серебром; Форсети там живет много дней и ладит дела.

Для комментариев по поводу этих трёх «дворцов» нужно много места. Вернемся к теме позже.

16. И Ноатун тоже — Ньёрд себе там построил палаты; людей повелитель, лишенный пороков, владеет святилищем.

Древнейшие владения Ньёрда, как мы выяснили в статье «Кто такие ваны?», были в Гандхаре-Пуштунистане. Это озеро Наур и побережье моря Варуна - Кандагар.

Очевидно, «дворцы» Хеймдаля, Фрейи и Форсети следует искать между Балтистаном и Науром.

17. Видара край покрыли кусты и высокие травы; там на коне герой обещает отмстить за отца.

Из данной строфы как будто следует, что Видар владел своей землей уже после Рагнарёка. Это значит, что ее следует искать западнее Пуштунистана. В поисках этой страны можно было бы опереться на современные топонимы, но мы предпочли более древние указания. К западу от Арахозии (западного Пуштунистана) во времена персидских царей Кира и Дария находилась страна Сагартия [livius.org›saa-san/sagartia/sagartia.html]. Сагартии были близкими соседями германиев. Мы полагаем, что именно страна Сагартия стала новым Асгардом Видара.

***

url="/uploads/images/default/dvorcy.jpg"]

[/url]

Труд по отождествлению «дворцов асиров» и географических объектов Афганистана оказался не напрасен. С его помощью нам удастся прояснить некоторые вопросы, оставшиеся без должного ответа с прошлых постов о германской мифологии. Здесь мы обсудим вопрос о Скади, ее отце и других возможных ее родственниках.

Имя турса Тьяци, отца Скади чрезвычайно напоминает имя древнего германского верховного бога Тиваца [en.wikipedia.org/wiki/Týr]. Этот Тивац (другими его именами считаются Тир, Тюр, Тиу, Циу) некогда был, по нашему мнению, верховным богом всех индоевропейцев.
Я писал об этом в статье «Кто такие ваны». Там мы отождествили Тиваца с ирландским богом Нуада. Нуада был свергнут фомором Бресом, которого мы в той же статье отождествили ближе всего с Бальдром. В саге «Речи Гримнира» владение Бальдра поставлено рядом с владениями Тьяцы и Скади. Даже с мифологической точки зрения это делает столкновение между Тьяци и Бальдром весьма вероятным.

Какое отношение к этому может иметь однорукий ас Тюр, второе имя которого тоже Тивац?

Можно предположить, что Тюр-Тивац был сыном Тьяци. В «Эдде» его иногда называют сыном Одина, но это обстоятельство, как уже не раз говорилось, можно объяснить усыновлением. Еще его на основании саги «Песнь о Хюмире» считают сыном великана Хюмира. Но это, я полагаю, натяжка. Там сказано, что жена Хюмира была матерью Тюра. Со всем основанием предполагаю, что Хюмир всего лишь стал отчимом Тюра, женившись на вдове Тьяци. Хюмир явно не любил Тюра, а Тюр - его и его мать, которая названа в саге «ненавистная бабка».

Но как быть с однорукостью Нуады и Тюра? Наиболее естественным было бы предположить, что Бальдр-Брес некогда отрубил руку Тьяци, отчего тот и умер. Это аллегорически передано мифом об отстранении Нуады. Власть над обоими владениями перешла к Бресу-Бальдру, но он согласно кельтской легенде был отстранен и взят в плен, а согласно скандинавской – убит и попал в Хель. Кстати, по нашим предположениям, высказанным в статье «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке» горная страна Хель, принадлежавшая сестре Локи, находилась рядом – к северу от реки Вахан. Пленный Брес-Бальдр мог быть переправлен туда.

Кстати, мне только что пришло в голову, что имя Бальдр, если убрать скандинавский суффикс “r”, будет звучать как «Бальд». «Бальд» сопоставляется с ойконимом «Балтистан» так же, как имя «Брес» с названием народа «буришки» и именем гор «Хара Березайти». Такие внезапные находки и озарения убеждают меня в том, что я нахожусь на правильном пути.

Позднее и Тюр тоже мог получить тяжелое увечье от Фенрира, что со временем способствовало полному отождествлению его с его отцом Тьяцци-Тивацем-Нуадой.

Было ли имя Нуада родовым для Тьяци и Тюра или это было прозвищем одного Тюра, который временно восстановился на троне своего отца. Ведь по нашей версии (смотри статью «Кто такие ваны») Нуада означает «Обновленный» или «Восстановленный».

Я вынужден внести правку. Прежде я был прав с точки зрения логики ирландского мифа о Нуаде. Теперь у нас реконструированы другие события. Тем не менее, считаю, что имя Нуада все же принадлежало, прежде всего, Тьяци. И оно не было связано со словом «восстановленный».

Мы предположили, что Ньёрд был сыном Нуады-Тьяци на основании того, что Локи на роковом пиру у Эгира [смотри «Перебранка Локи»], по сути, назвал его жену Скади его сестрой. Можно и привести обвинения Локи дословно: «Прижил ты [Ньёрд] сына [Фрейра] с сестрою родной».

Но владение Ньёрда, а значит и его отца, называлось Ноатун. Скорее всего, имя «Нуада» как раз и было связано с названием данного владения. Оно могло называться и «Корабельный двор», но могло означать и просто «Новый». Ведь ваны часто кочевали по стране. Их владения, как можно судить из нашего анализа, обнаруживаются в самых разных частях Афганистана и Ирана.

Вернемся, однако, к поиску расположения трёх оставшихся «дворцов» асов (Хеймдаля, Фрейи и Форсети). На очереди у нас «дворцы» Хеймдалля и Фрейи

***

Дворец бога Хеймдалля был восьмым в списке Гримнира. Имя ему Химинбьёрг. Это название толкуется как «Небесная Гора». Разумеется, Химинбьерг располагался в Гималаях.

Согласно «Эддам» Химинбьёрг стоял на краю неба, в том же месте, где и мост Биврест. В статье «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке» я доказывал, что Биврёст расположен около того места, где с рекой Инд сливается река Гилгит. Именно здесь Локи и его люди должны были покинуть свои ладьи, на которых они плыли из Синдзяна (страны турсов) и двинуться сухим путем вдоль Гилгита в северо-западном направлении – прямо на дворец Одина Гладсхейм (Нушак), расположенный около Мирового Ясеня - Тирич-Мира.

Из этого мы сделали вывод, что владением Хеймдаля Стража Богов должна была стать самая высокая гора этого региона Нанга-Парбат. Именно около нее располагался мест Биврёст. Река Инд огибает ее почти с трех сторон и здесь же сливается с Гилгитом.

Нанга-Парбат (Голая гора)[ru.wikipedia.org›Нангапарбат] имеет второе название Диамир (Мир богов). На первый взгляд, здесь не видно указаний на принадлежность горы Хеймдаллю.
Название Диамир, указывает, скорее на то, что гора принадлежала Диан-Кехту (Шиве). Слово «Парбат» можно сопоставить с именем жены Шивы богини Парвати [ru.wikipedia.org›Парвати].

Однако мы можем отыскать здесь указания и на Хеймдалля.

При приближении Локи Хеймдалль должен затрубить в свой рог Гьяллахорн, название которого классически толкуется как «Горн для кричания [ru.wikipedia.org›Гьяллархорн]. Но могут быть и другие толкования.

Одно из таких толкований для «Гьяллахорн» - «Полый рог (горн)». На английском языке hollow – «полый», horn - «рог». «Полый» = «пустой», «пустой» = «голый».

Кстати, hollow хорошо сопоставляется с западнославянским holy (голый). На пушту «хали», как и в английском, означает «пустой» (полый).

Голый (пустой) пик или полый горн – это Гьяллахорн. Бог вполне может трубить в ледяной пик, венчающий вершину Нанга-Парбат. Для возвещения гибели богов инструмент походящий. Звук его будет слышен на весь мир.

***

Девятым дворцом в списке Гримнира владеет прекраснейшая из богинь Асгарда Фрейя, дом ее зовется Фолькванг [ru.wikipedia.org/wiki/Фрейя]. Я толкую это название как «Стена народов» от немецкого Wange (щека), которое переходит в немецкое Wand и скандинавское væg (стена).
То есть речь опять идет о горе или горном хребте. Но каком именно?
Этот вопрос можно решить из указания о том, что Фрейя «поровну воинов, в битве погибших, с Одином делит».

Очевидно, ее «дворец» располагался где-то рядом с Нушаком-Вальгаллой. Но он не мог находиться к северу от него по трем причинам.

Во-первых, к северу от Тирич-Мира располагалась страна Хель (тоже место упокоения мертвых, но не великих героев). Во-вторых, следуя раскрытому нами порядку перечисления «дворцов», в этом случае авторы саги «Речи Гримнира» должны были бы упомянуть «дворец» Фрейи рядом с Гладсхеймом и Валаскьяльвом.
В-третьих, мы определили, что после Трумхейма-Вахана и Брейдаблика-Балтистана дальнейшее перечисление «дворцов асов» пошло в направлении юго-запада. Здесь и надо искать Фолькванг.

Тут наше внимание привлекла гора Бунизом. Относительная высота по урезу рек Ярхун и Вашич у подножья Бунизома – 4,5 км. Гора прямо-таки нависает над полем битвы Вигрид.

url="/uploads/images/default/vigrid.jpg"]

[/url]

Получается, что с одной стороны от легендарного места ристалищ находится Бунизом, с другой – Тирич-Мир или Нушак. Таким образом, Фолькванг и Вальгалла располагются почти на одном расстоянии от места, где сражающиеся герои вместе со смертельными ранами обретали право на особый рай. Именно это, на наш взгляд, послужило основой для мифа о равной дележке павших воинов между Одином и Фрейей.

Топоним «Бунизом» расшифровывается как «Гора ванов». Вариантом может быть еще «Могила ванов». Очевидно, здесь хоронили павших на поле битвы Вигрид ванских героев. Думаю, битвы на поле Вигрид носили ритуальный характер – что-то вроде жертвы богам. Хотя вполне может быть, что при этом решались и какие-нибудь практические споры между племенами (асирами и ванами) относительно мест охоты и тому подобное.

В связи с открывшимися обстоятельствами укажем еще одну этимологию слов «Фолькванг» и "Сессрумнир" (второе название «дворца» Фрейи). «Сессрумнир», на мой взгляд, означает «места (пространство) для сидения». С одной стороны это совпадает с образом «второй Вальгаллы», где герои, сидя за столами, вечно пируют.

С другой стороны склоны Бунизома являлись бы идеальной трибуной для наблюдения за ходом ристаний на поле Вигрид. Я полагаю, что на них и располагались «болельщики» народа ванов. В целом выражение «Сессрумнир Фолькванг» как раз и можно толковать как «места для сидения (трибуны) народа ванов».

Соответственно, трибуны асов должны были располагаться на склонах Тирич-Мира. Здесь мы и сегодня можем найти топонимы похожие на германские. Так в самом подходящем для трибуны асов месте расположено селение Гартх. Название из германских языков толкуется как «ограда». Думаю, здесь крутой склон был специально огорожен, чтобы болельщики от избытка эмоций не ринулись в пропасть.

Пришло в голову только что. Название селения Гартх может просто быть памятью о том, что именно на этом месте находилась "трибуна" Асгадра. Тем, кто хочет сам взглянуть на карту, напомню, что ее можно найти в нашем посте "Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке".

***

Нам осталось только найти последний из «дворцов», принадлежавший молодому богу Форсети, сыну Бальдра и внуку Одина [en.wikipedia.org›Forseti].

Имя Форсети толкуется как «Председатель». Однако у нас появилось сомнение в этом. С какой стати сопляк Форсети должен был председательствовать у богов? И почему Форсети не было на пиру у Эгира, где вмешательство хорошего тамады могло бы предотвратить ссору? Да и если бы он и был на пиру, разве мог он что-то сделать там, где бессилен оказался сам Один?

Вот почему мы предположили, что Форсети был не председателем у богов, а представителем от асов в какой-то покоренной ими области. В такой роли, очевидно, выступал и его отец Бальдр, который под именем Бреса властвовал согласно ирландской легенде у Туатха Де Данаан.

Для этой теории есть лингвистические предпосылки. В немецком языке существует слово setzen (посадить, ставить, устанавливать). По идее то же слово, но с приставкой for должно выражать то же понятие. И хотя точно такого слова в «Большом немецко-русском словаре» нет, я уверен, что оно вполне возможно. Так что имя «Форсети» надо толковать не как «председатель», то есть в нашем понимании, хоть избранный, но высший руководитель, а как «посаженец» (назначенец) – руководитель низшего звена.

Исходя из этого, нам предстоит установить, назначенцем в каком регионе мог быть Форсети.
Этот регион должен был располагаться между Ванахеймом (Пуштунистаном), где вождем был Ньёрд, и Кашмиром, где в тот момент властвовали Тюр и Фенрир. Это не мог быть Балтистан, наследие отца Форсети, потому что у Форсети был отдельный от отца «дворец» Глитнир.

Судя по названию, Глитнир был горой с ледяной макушкой. Но после недавнего оледенения многие горы, даже не слишком высокие, могли иметь на своих вершинах ледники.

После долгих размышлений я пришел к выводу, что Форсети был наместников богов в области Нуристан [ru.wikipedia.org›Нуристан]. Судя по нуристанской мифологии, этот небольшой народ не раз подвергался со стороны богов истреблению и угнетению. Однако здесь мы пока не будем разбирать тонкости в высшей степени интересной религии нуристанцев, которой они держались до начала ХХ века.

Поиск показал, что в Нуристане наиболее подходящим для резиденции богов местом является гора Кашмунд, пик которой приходится на стык границ афганских провинций Лагмана, Кунара и Нангархара. Абсолютная высота горы не слишком впечатляет – всего чуть более 4300 м, но зато относительная высота над долиной реки Кунар более 3 км. Окрестности горы довольно густо заселены. Топонимы указывают на наличие многочисленных святых мест. Так, например, у южного подножья горы находится город Шева (Шива).

Кашмунд обычно покрыт снегом и льдом не круглый год. Почему тогда в саге говорилось о его серебряной крыше?

В названии «Кашмунд» угадывается индоевропейская лексема «мунд». Она имеет несколько значений (мир, гора), но в данном случае важнее, что она связана с немецким словом Mond (луна). Луна является олицетворением серебра.

В целом топоним «Кашмунд» нами толкуется как «Лунный пик» от английского cusp (горный пик, рог луны) и немецкого Mond.

Индоиранские толкования топонима «Кашмунд» следующие. В языке урду бытуют слова «каш» (несущий) и «ках» (балкон, башня).

Что же касается лексемы «монд», тут может быть несколько толкований:
1. «Мунд» - глава. «Кашмунд» – «Башня правителя (бога)».

2. «Манна» – «починяться, подчинять»; «муйн» – «помощник»; мунх – требование; мунади - публичное объявление, приказ. «Манта» - повиновение; «мунсиф» – «судья»; «мансуби, муаян» - назначенный; маун – покровительство. Во всех словах есть корень «мун». Все термины относятся к делам управления и наместничества.

3. «Мунда» - «безбородый», гололиций. Это может относиться к молодости сына Бальдра, но может быть характеристикой вида голой вершины горы.

4. «Муни» – «неприступный, неодолимый». Это и о высоте горы, и о мощи наместника богов.

Имена гор и хребтов в отрогах массива Кашмунд - Манагуликандав, Саникандав, Джулаткандав, Чукрикандав, Кандави-Чатила, Кандгар, горы Кандарагара и Кундальгара. Все они содержат в себе корень «кан» (канд). Оно имеет много толкований, в том числе связано и с золотом. Золото именуется «кандал», «канак», «канчан», «кундан». Если считать, что Кашмунд это Глитнир, то, выражаясь языком германского кеннинга, все эти отроги можно назвать «золотыми столбами». И их более, чем достаточно. А в саге «Речи Гримнира» на этот счет сказано: «Глитнир столбами из золота убран».

Удивительно, но золотоволосый ас Форсети является аналогом слоноголового индийского бога богатства и мудрости Ганеши [ru.wikipedia.org›Ганеша]. Ганеши был сыном Шивы. По легенде Шива сначала оторвал его глупую голову, а потом приживил ему голову слона. Но слова типа «канд» в индийском языке имеют два значения: «слон» и «золото». И это не удивительно, так как слон издревле считался большим богатством. Для древних охотников это была гора мяса.

Если словосочетании «слоноголовый» вместо «слон» поставить «золото» получится как раз «золотоголовый». Думаю, мудрого Ганешу изначально просто считали «золотой головой», но потом брахманы извратили правильное понимание. Форсети тоже считали умненьким.

Кстати, раз уж мы разъяснили связь между слоном и золотом в индийском языке, то не лишне будет то же самое сделать и в отношении связи золота с трещиной. В афганском языке имеется слово «кандав» (трещина). Это слово входит в состав названий большинства отрогов Кашмунда. В каменный век люди добывали ценные минералы из трещин в скалах. И это богатство не было обязательно золото. Медь, в том числе самородная, тоже называется «канг», камень - «кана».

В дальнейшем люди стали делать искусственные трещины – шахты – «кан», «кхана». Из этих шахт они и выкапывали (канди), свои богатства.

Вполне допустимо, что все названия хребтов на деле связаны вовсе не с золотом, а с камнями, трещинами и шахтами. Но воображение творцов эпоса сделало их «золотыми».

Если говорить о Нуристане, то золота там нет. Зато здесь разведаны большие месторождения бериллиевых руд. Берилл прочный и твердый камень со стеклянным блеском, пригодный для каменных орудий труда. Его драгоценными разновидностями являются изумруд и аквамарин. Изумруд – «зелень» - на индийском языке может, как и золото, называться «кундж».

Более распространенные виды берилла имеют желтый или белый цвет. Из-за этого, а также из-за своей большой ценности в глазах первобытных оружейников они могут быть отождествлены как прообразы золота и серебра в каменном веке.

Итак, Форсети был наместником в небольшой, но важной для асов области, поставляющей для воинов каменного века качественное оружие, а для женщин – ценные даже с точки зрения дня сегодняшнего украшения.

На этом я закончил тему «Дворцы Асгарда».

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Еще раз о том, кем были первопоселенцы Крыма-Тавриды
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2016