Главная  

Галинды и боруски, Рифейские и Венедские горы

И опять эти восточноевропейские кельты
Больше всего мне хотелось бы сейчас поговорить о вятичах, которых арабских источниках называли "вентит". Через них хотелось выйти на тему о венетах (венедах), как я обещал в статье «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы». Однако я убедился, что прежде придется опять вернуться к вопросу о кельтах-литовцах, без чего статья о вятичах снова будет напоминать статью о вольках-тектосагах, добрая половина которой была посвящена литве. Так что я решил разобраться сначала с племенами, которые по данным исторической науки жили на территории современной России до прихода вятичей, и которые, вне всяких сомнений, тоже принимали участие в созидании великорусской нации наряду со славянами.


Литовские племена, обитавшие некогда на территории нынешней России, называли себя галинды, а славяне, опуская архаичный носовой звук «н» называли их голядь [ru.wikipedia.org›Голядь]. Вот, что пишет о них «Википедия»:

«Го́лядь — балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI—XII веков, в верховьях р. Протвы (на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей. Первое упоминание о голяди относится к 1058 году. К концу XII века голядь была ассимилирована славянскими племенами (главным образом, вятичами)».

В предыдущем посте я высказал мысль о том, что именно литва (мы намеренно игнорируем этноним «балты» как выдуманный в кабинетах историков) представляет собой чистейший образец кельтского этноса. Основным нашим доводом является тот факт, что только из литовского языка можно извлечь действительно адекватные толкования этнонима «кельты». Это слова kiltis (племя) и keltuva (стадо). При этом мы толковали keltuva как наиболее древний вариант kiltis, передающее понятие о племени как о совокупности сородичей и их звериных тотемов. Ввиду сходства строения слов keltuva и Lietuva (Литва) мы сделали вывод, что изначально этноним «литва» звучал как h’ltuva, что сближает его с этнонимом «кельты». В качестве второй этимологии для названия «кельты», и не противоречащей первой (от kiltis), мы указали литовский глагол keliauti (кочевать), считая, что именно кочевой образ жизни был присущ кельтам на ранней стадии их истории.

Эти выводы мы сейчас дополним следующим. Слово keltuva, в значении «стадо», так же, как и глагол keliauti, указывает на кочевой, скотоводческий образ жизни ранних кельтов. По сути, keltuva можно сопоставить со славянским этнонимом «стадичи», который разбирался в статье «Баварский Географ с точки зрения славянина». Правда, там мы вывели этимологию этнонима от скандинавского Stadе (город) и пояснили, что в этногенезе хорватов-стадичей, активное участие принимали готы. Однако теперь мы уверены, что это был более поздний вариант этимологии - после слияния хорватов и готов и перехода их к оседлому образу жизни. На ранней стадии хорваты, очевидно, тоже были, в основном, скотоводами. Об этом свидетельствует, в частности, название венгерской области Хартобадь Пушта, которое толкуется нами как «степь гуртоводов». Так что более поздняя этимология этнонима просто-напросто перекрыла здесь более раннюю, что, на наш взгляд, является всеобщей нормой. Поэтому у одного и того же названия племени может быть несколько равноценных этимологий.

О том, что голяды тоже занимались, прежде всего, скотоводством свидетельствует один из синонимов слова keltuva – galvijas (поголовье, стадо, скот). Они оказались такими же стадичами, как и все ранние кельты. И нет ничего странного, что слово galvijas похоже на этноним «галлы». Кстати, не обошлось здесь и без влияния скифо-иранцев: осетинское (иронское) слово «гал» означает «бык». А западно-кельтское boukko (бык) очень похоже на осетинское же «богъ» (еще один синоним слова «бык»).

Голядь-галинды были сильным племенем. Литовское слово galinčius означает «силач», точнее, это означало, видимо, «силен, как бык». Хорошая этимология названия и для западных кельтов-галлов. Гораздо лучше, чем кличка, полученная от римлян на латыни, – «петухи» (gallos).

В составе союза племен лугиев или, как мы полагаем, лужичан, римский историк Тацит указал племя гельвеконов [Тацит. Германия, 43]. Название этого племени до тождественности похоже на название сильного кельтского народа гельветов, жившего на территории современной западной Швейцарии во времена существенно более ранние, чем завоевания Ю.Цезаря. И вот эти гельветы пришли откуда-то с северо-востока [en.wikipedia.org›Helvetii]. Не из страны ли лужичан-гельвеконов?

Пастьба скота в степных и полустепных районах требует хороших навыков верховой езды. Литовцы издавна были известны своей легкой кавалерией, не уступавшей татарской. Возможно, в этом и был секрет их успехов в Западной Руси, которую они отвоевали у Золотой Орды в XIV веке, образовав на этой территории Великое княжество Литовское (ВКЛ). В статье «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы» мы выяснили, что большинство названий литовских племен передают понятия «всадники» или «конные воины».

Как и у монголов, у литовцев было много названий для лошади. Наибольшее внимание привлекает слово kuzė. От него в статье «Баварский географ с точки зрения славянина» мы вывели этимологию названия племени «казиры», которых мы отождествили с куявами, жившими на нижнем течении Вислы по соседству с литовским племенем пруссов. Мы предположили, что куявы были потомками одного из прусских племен, принявшими язык и культуру славян. Но сохранили свое древнее имя.

Этноним «куявы» обычно выводят от названия типа почвы [ru.wikipedia.org›Куявы]. «Википедия», кстати, почему-то называет его плодородным, хотя в Большом польско-русском словаре kujawa – это «бесплодный песчаный грунт». В Большом финском словаре есть слово kuiva (сушь). Таким образом, тезис о Куявии как о бесплодной засушливой земле как будто подтверждается, если считать, что она на самом деле бесплодна, и что финские племена жили в свое время в долине Вислы.

Но вот в словаре Даля русское «куява» означает «замаранный, грязный». Это отнюдь не согласуется с понятием «сухой». Так что единого толкования этого слова нет.

У нас сложилось мнение, что польское слово kujawa (бесплодная земля) является заимствованием, занесенным в Польшу финскими солдатами шведских войск. Оно не связано с этнонимом «куявы» и названием их страны Куявии, которая ничуть не суше и не бесплоднее прочих польских земель. А вот русское толкование связано.

Тацит пишет, что в состав союза лугиев, входило сильное племя каких-то гариев, которые, вступая в битву, красили себя черной краской. Мы предположили, что это была сажа - гарь. И мы [в статье «Баварский Географ с точки зрения славянина»] пришли к выводу, что гарии это мазовшане или мазуры [ru.wikipedia.org›Мазовшане], в этнониме которых просматривается связь с глаголом «мазать».

Часть гариев, очевидно, относилась к литовскому племени пруссов и называлась во времена завоеваний Тевтонского ордена «помезаны» [vostlit.info. «Хроника Земли Прусской» Петра из Дусбурга. Map.1]. Помезаны были близкими соседями куявов. Вероятнее всего, куявы тоже были потомками гариев. Вот откуда возникло слово «куява» в значении «грязнуля». Все же не странно ли, что именно русский язык предлагает самую точную и древнюю версию этимологии? Запомним это на будущее.

И все же само слово «куява» в значении «грязный», конечно, не русское. Из сказанного следует, что «куява» было равнозначно выражению «воин в боевой раскраске». Вот почему мы и пришли к выводу, что в первооснове слова «куява» лежит литовское kovo (боевой, боец), которое, по всей вероятности, произносилось у пруссов как «койво» или «куйво». И данное слово вовсе не является аналогией каких-то финских лексем, а происходит у литвы от общего у них со славянами корня «ков» (ковать, бить). Раскраска, очевидно, была отличительным признаком воина-куява. Так что некоторые другие славяне, которые не имели обычая красить лицо, стали иронически приравнивать слово «куява» к понятию «замарашка».

Теперь почему мы предположили, что второе имя куявов было казиры? Такова уж получилась логика маршрута информантов Баварского Географа. Они покинули пруссов (Bruzi), мазовшан, который мы четко отождествили с вицунбейрами (Vuizunbeire) списка племен Баварского Географа, и на пути до устья Вислы и моря остался только один крупный славянский племенной союз – куявы. Только их информанты Баварского Географа и могли назвать казирами, и нам оставалось лишь объяснить этот этноним из литовского языка, поскольку этноним «куявы» мы объяснили из него. И мы объяснили его с использованием литовских слов kuzė – «лошадь» (с изменением безударной «u» на «a» - kazė), а также karis – «воин» (с оглушением первого звука – aris). Сокращенно получается kazė-ri (сравните с «казиры»). Ну, и конечно, имело значение фонетическое сходство слов kuzė и «куявы». Звук «з», как «ж» часто переходит в йот (j). Весьма возможно, что в Куявии вместо kuzė стали говорить kujė.

У нас опять появилось две равноценные этимологии одного этнонима. Но они хорошо увязываются. Одна этимология утверждает, что «куявы» означает «воины», другая что «конники». Но конник это чаще всего именно воин. Никакого противоречия, хотя вторая этимология, видимо, более поздняя.

***

Теперь поговорим о пруссах. Очевидно, во времена античного географа Клавдия Птолемея (III в. н.э.), который оставил нам первую «Географию», снабженную астрономическими координатами, пруссы, как и галинды, жили на землях современной России ближе к Среднерусской возвышенности, которую Птолемей, судя по его координатам, называл Рифейскими горами.

Центр Рифейских гор обозначен в «Руководстве» Птолемея координатами 57 град. 30' широты и 63 град. долготы (34 град. зап. долготы по Гринвичу). Центр этих гор совпадает с местоположением Валдайской возвышенности. А назывались тогда эти пруссы борусками [ru.wikipedia.org›Боруски ]. Borussia – так на средневековой латыни частенько называли Пруссию немцы. Очень даже вероятно, что древнегреческое название Днепра – Борисфен – связано именно с этнонимом «боруски».

Однако прежде чем продолжить тему борусков, разрешите сделать маленькое отступление. В том, что Рифейские горы не Урал, а Валдай, я не одинок [ru.wikipedia.org›Рифейские горы].

Впрочем, никак не могу понять, почему всем так хочется видеть в Рипейских горах Урал. Ведь, на мой взгляд, абсолютно ясно, что Урал это горы Имаон [ru.wikipedia.org›Имеон (горы)]. Их можно сопоставить с горами Яман-тау на южной оконечности Уральского хребта.

Да, очень может быть, что существовали еще другие горы с тем же, примерно, названием чуть севернее Индии, как об этом указано в армянском географическом атласе мира «Ашхарацуйце», составленном в VII в. Ананием Ширакаци. Но совпадение названий гор вызвано лишь тем, что оба топонима связаны с именем индоиранского бога Ямы-Йимы. А иранские племена жили на всей огромной территории от Инда до Урала.

Однако Имаон Птолемея находился явно не в Индии. Судите сами. Текст из книги VI, главы 14, параграфа 9: «Населяют же [часть] этой Скифии, всю обращенную к северу, вплотную к неизвестной [земле], так называемые аланы-скифы, и суобены, и аланорсы, а [территорию] ниже их сэтианы, и массэи, и сюэбы, и у внешней стороны [горы] Имаон тектосаки, а затем у восточных истоков реки Ра робоски..." [Ptol., VI, 14,9].

Вряд ли во времена Птолемея могли оказаться возле Гиндукуша большинство из перечисленных в данном отрывке племен: литовцы-тектосаки, германцы-сюэбы (свебы), аланы-скифы, аланы-аорсы (аланорсы), а также суобены, которых многие отождествляют со славянами. Большая часть племен, о которых говорится в этом отрывке, ко времени Птолемея обитали в Европе. Но, понятно, отдельные группы вполне могли заходить в поисках новых земель и к Уралу. Наконец, признается, что река Ра это Волга [ru.wikipedia.org›Волга], а восточные истоки Волги, безусловно, находятся на Уральских горах. На этом пока все по вопросу о Рипейских или Рифейских горах.

Вернемся к теме пруссов-борусков. Как и прочие литовцы боруски были прекрасными коневодами [ru.wikipedia.org›Пруссы], разводили белых коней. Есть предположение, что само имя «прусс» имеет значение «конь» и взято из готского языка. По нашему мнению, все было наоборот. Кони у готов получили название от имени пруссов. Сначала это были кони определенной породы, выведенной в Пруссии, а потом уже готы стали так называть лошадей вообще.

Этноним «пруссы», как мы уверены, должен иметь тесную связь с этнонимом «боруски» и не только фонетическую, но и смысловую. Советский академик Удальцов считал, что боруски были предками полян [ru.wikipedia.org›Боруски]. И в этом мы с ним должны согласиться, но были ли они славянами изначально?

Если этноним «боруски» имеет отношение к этнониму «поляне», то он, конечно, должен был произойти от литовского baras (участок поля, нива). Таким образом, боруски не просто жители степи, но и земледельцы.

Дальше больше: синонимом слова baras является литовское же ruožas. Не правда ли, очень похоже на этноним «руссы»? Надо только сделать предположение, что пруссы, в отличие от литовцев, произносили ruožas (руожас) как «русас».

Впрочем, мы уже писали в статье «Баварский Географ с точки зрения славянина», что в этноним «руссы» слилось несколько вполне независимых этимологий, причем одна из них была славянской (от сербов-рашка и северян с гор Пояна Русске), другая скифо-иранской (от роксаланов). Возможно, была еще и финно-угорская (от мордовских племен эрзя или рязань). Ну, и еще классическая – от варягов-русь.

Дополнительно, мы можем сейчас подтвердить и то, что многочисленные сторонники теории о том, что «пруссы» это «по-руссы», отчасти правы. Однако только лишь отчасти. В литовском языке, как и в русском, имеется приставка «по» (литовцы произносят ее как «pa»). Отсюда этноним «пруссы» прекрасно выводится из выражения pa-ruožas или «по-русас», то есть «сидящие по своим нивам».

Следы литовского этноса можно, вероятно, угадать и в этнониме «луколяне» из списка Баварского Географа. Как уже говорилось, литовское laukas означало «поле» (степь). Но тут уж можно говорить еще и о заимствовании из скифского языка . На афганском или, как мы предпочитаем говорить, на скифо-афганском языке «лак» - означает «луг».

Восточными соседями борусков, очевидно были судины-ятвяги. У Птолемея [География, III, V б 21] судины указаны как соседи галиндов. Правда, большинство профессиональных историков считает, что речь идет о тех судинах и галиндах, которые жили вблизи друг от друга XII веке в Пруссии, то есть фактически входили в состав племенного союза пруссов.

Но думается, те прусские судины и галинды были лишь жалкими остатками прежних больших племен, обитавших в обширных областях, каждая из которых превосходила всю Пруссию в целом. Птолемей из своей далекой Александрии только на такие крупные племена и стал бы обращать внимание.

Со временем разберем V главу III книги «Руководства по географии» Птолемея системно, как это было сделано нами в отношении «Баварского Географа». А пока приведем пару топонимов, которые, на наш взгляд, помогают локализовать географическое положение судинов в III в. н.э. Это названия реки Судость – приток Десны протяженностью 208 км, а также речки Судинки, которая течет через город Мглин. Обе протекают в Брянской области России. Ну, а про то, насколько велика была область галиндов-голяди, сказано выше.

Приход славян на территории литовских племен между III и VIII веками н.э., бесспорно, привел к ассимиляции большей части кельто-говорящего населения. Но меньшая, не ассимилированная часть, очевидно, продвинулась на север в Прибалтику. Там во II-III века н.э. жили какие-то эстии (вероятно, аукшайты), говорившие языком, походившем на британский [Тацит. Германия, 45]. Однако большая часть южного берега Балтики была уже занята венетами или венедами.

url="/uploads/images/default/letuva.jpg"]

[/url]
***

Язык балтийских венетов, вероятно, не так сильно был похож на британский, как язык тех эстиев. Так что Тацит [Германия, 46] затруднился с их этнической принадлежностью. По нашему мнению, боруски-пруссы заняли часть территории, которую раньше занимали венеды.

Венеды жили где-то между Венедским заливом (Балтикой), и Венедскими горами. Оба эти топонима взяты у Птолемея, который приводит координаты устья Вистулы-Вислы (45 град. долготы и 56 град. широты) и Венедских гор (47 град. 30' -55 град.). Не будем, кстати, забывать, что долгота у античного географа отмерялась не от Гринвича. Долгота по Гринвичу примерно на 20-25 градусов численно меньше, чем у Птолемея (с учетом того, что в его времена долготу с приемлемой точностью определять совсем не умели).

Особый интерес есть у нас к Венедским горам. Многие профессиональные историки отождествляют их с Карпатами [ru.wikipedia.org›wiki/Венеды]. Но всякий может видеть, что широта Венедских гор (55 град.) почти на 9 град. севернее Татр. Такая огромная ошибка в данном случае нами исключается, так как координаты других ближайших географических объектов, в частности устья Вислы, определяются у Птолемея с намного меньшей погрешностью.

Венедские горы были расположены вблизи побережья Балтики. Это была в современном понимании лишь какая-то возвышенность. Но в древности географы не умели определять высоту гор от уровня моря. Имела значение только их крутизна и высота относительно рядом расположенной равнины. Поэтому горами древние могли назвать и холмы с абсолютной высотой порядка 200 м. Да разве мало в Европе встречается холмов с абсолютной высотой 20-40 м, которые на всех языках гордо именуются горами?

С учетом сказанного наиболее подходящим объектом для топонима «Венедские горы» может оказаться так называемая Балтийская гряда (возвышенностей), которая тянется почти параллельно побережью Балтики от устья Одера до Даугавпилса на Западной Двине.

url="/uploads/images/default/gory.jpg"]

[/url]

Однако Птолемей, конечно, имел в виду не всю гряду в целом, а какой-то особенно примечательный ее участок. Долгота Венедских гор по Птолемею 47 град. 30' (24 град. западной долготы по Гринвичу). То есть на своей широте они должны были находиться к востоку от устья Вислы. С учетом всех возможных ошибок географический объект, который имел в виду Птолемей под названием «Венедские горы», был Выштынецкой возвышенностью [ru.wikipedia.org›wiki/Виштынецкая_возвышенность].

Это самая возвышенная часть Балтийской гряды. Здесь абсолютные высоты достигают 300 м над уровнем моря, относительные высоты наиболее крутых холмов - до 40-50 м.

Существует и прямая связь названия одного из тамошних населенных пунктов и древнего наименования «Венедские горы». Была тут до последней мировой войны деревенька неподалеку Выштынецкого озера, расположенного в центре возвышенности, которую немцы называли Wenzlovischken [Смотри карту Польского Генштаба Pas 31, Slup 35 в 6 км к северу от озера]. Из литовского и славянского языков топоним можно истолковать как «Венедские высоты» (венцло – венедские; вышки - высоты).

Другой топоним Kallweitschen возле самого истока реки Писы на берегу Выштынецкого озера можно истолковать как Коло (круг) Вятичей. Возможно, возле этого, скорее всего, священного места происходили советы (коло) племен местных вятичей. Однако мы немного забежали вперед.

url="/uploads/images/default/venclovishki.jpg"]

[/url]

url="/uploads/images/default/prussiya.jpg"]

[/url]

Итак, получается, что Венедские горы располагались на территории позднейшей Пруссии, а ныне это частично Калиниградская область. Ясно, что литовцы-пруссы и, тем более, германцы не жили здесь во времена Птолемея.

А вдруг мы сможем доказать, что венеды это славяне, да и не просто славяне, а предки русских - вятичи? Не странно ли, что территория, некогда принадлежавшая предкам, через 16 веков вновь оказалась в руках их потомков? Возможно, это перст Божий. Так что если опять встанет вопрос о переименовании Калининградской области, предлагаю название «Венедская область». Но о венедах мы еще поговорим позднее.

 (Голосов: 5)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Еще раз о том, кем были первопоселенцы Крыма-Тавриды
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2016