Главная  

Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке (начало)

(Сравнение германских мифов с преданиями индийских «Вед» и иранской «Авесты»)

В этой статье я попытлся раскрыть некоторые обстоятельства прошлого древнейших германцев на Среднем Востоке, где этот народ нашел убежище от наступивших в Европе холоддов. Когда происходила миграция германцев из Европы, я выяснить не старался. Возможно, это имело место примерно 20 тысяч лет назад. Но о времени их возвращения можно говорить более определенно - по окончании последнего европейского оледенения 11 тыс. лет назад. Впрочем, не надо думать, что именно 11 тысяч лет назад все германцы одномоментно снялись с уже насиженных за тысячи лет мест. Возвращение растянулось на тысячи лет. А какие-то германские племена, например, персидские германии, так и не вернулись назад, приняв участие в формировании новых иранских и тюркских народов.

Предисловие. По следам Снорри Стурлусона

Многое в нашей методике анализа мифологического эпоса почерпнуто у знаменитого Снорри Стурлусона, средневекового исландского поэта и ученого [ru.wikipedia.org›Снорри Стурлусон].
Ведь он не только записал скандинавский эпос, но и был его первым комментатором. Фактически наша работа является развитием его идей и методов, спустя почти 800 лет после его смерти.

Самое основное в подходе Стурлусона к анализу скандинавского эпоса - его уверенность, что события, описанные в сагах, на самом деле имели место. Стурлусон писал, что Ас-Один и его асиры обычные смертные, а не боги.

Читатель обратит внимание, что мы будем рассказывать о событиях иногда космогонического масштаба так, как будто они произошли с обычными людьми и к тому же лишь на протяжении жизни одного поколения. Это именно так и есть. Мы исходим из того принципа, что основой для величайшего эпоса обычно служат события, не столько протяженные во времени, сколько насыщенные поражающими воображение эпизодами.

Сколько, например, длилось пребывание на Востоке Александра Македонского? От силы лет девять. Однако следствием его похода было создание обширного блока мифов об Искандере Двурогом практически у всех народов, живущих от Средиземного моря до Китая. Троянская война тоже длилась девять лет, но и она дает пищу для мифотворчества даже и в наше время. Все сказанное относится также и к мифам о Чингиз-хане, Батые, Тимуре, Надире, Наполеоне и прочих великих завоевателях. Поэтому мы уверены, что и события, лежащие в основе главных эпических сказаний об асирах, тоже не растягивались на века.

Впрочем, у нас есть одно хорошее объяснение, почему в событиях все-таки разделенных между собой в эпосе явно большим промежутком времени - может быть, на самом деле столетиями - выступает один и тот же персонаж. Возьмем историю любой европейской монархии. Здесь на протяжении столетий Людовик наследует Людовику, Генрих Генриху. В более общем случае король наследует королю.

Полагаем, что «Один» не столько личное имя, сколько титул вождя. Титул передается от отца сыну или вообще постороннему лицу, который может иметь несколько другой характер, чем его предшественник. Так же и Один. В некоторых эпизодах он выглядит как мудрый, честный и справедливый вождь, в других он коварный убийца, грабитель и лжец.

I. Три первых убийства в мире

Начать следует с трех убийств, каждое из которых является первым в эпосе одного из трех избранных нами для сравнения этносов. У индийцев первой жертвой, по-видимому, стал демон Вритра [ru.wikipedia.org›Вритра], убитый богом Индрой в союзе с сыновьями бога Рудры. У германцев убит первым был великан Имир [ru.wikipedia.org›Имир (мифология)], у иранцев - премудрый царь Йима.

Сам собой напрашивается вывод (сделанный многими исследователями), что Имир и Йима – одно и то же лицо [Л.А. Лелеков. «Йима». Мифологический словарь. 1991]. Все же, не отрицая сходства имен, позволим заметить, что во всем остальном персонажи сильно различаются.

Имир (возможно, от германского immer – «всегда») был первородный великан (не человек и не бог), который сам собой возник «из брызг холодных Эливагара». От Имира родилось племя хтонических великанов турсов или ётунов. Убит же он был внуками первого человека Бури (Рожденного), который тоже сам собой возник из камня. Данный камень лизала первородная священная корова Аудумла. Убийцами Имира были Один и его братья Вилли и Ве. Из останков Имира они сотворили мир. Однако перед этим от крови Имира произошел всемирный потоп. В нем погибла большая часть ётунов. Оставшиеся перебрались на восток.

Йима - богочеловек, культурный герой, мудрец, царь [ru.wikipedia.org/wiki/Йима]. В отличие от Имира он был отнюдь не первым в мире существом – человеком или богом. Родителем его был бог Вивахвата (Вивахванта) или в индийском варианте Вивасвата. Согласно Авесте ранее Йимы (Джамшида) у людей было еще три других легендарных царя. Первым был Гайомарт [ru.wikipedia.org/wiki/Кеюмарс].

Пока Йима правил людьми, смерти в мире не существовало. Однако он был убит. Убит своим братом то ли по наущению злого духа, то ли с благой целью. Йиму распилили на части, но из его частей не был сотворен мир, который к этому моменту уже существовал.
Итак, в первом случае мы имеем космогонический миф, в третьем – лишь миф о герое. А что у соседей иранцев - индийцев?

Как ни странно, у индийцев, этнических сородичей иранцев, миф о первом убийстве больше походит на германский. Правда, из убитого Вритры Индра не сотворил мира, но он высвободил реки из заточения демона. А это уже космогония.

В общем, индийский миф, пожалуй, занимает промежуточное положение между мифами германцев и иранцев. Однако если сходство между иранским и германским персонажами определяется хотя бы именем, то сходство между индийским и германским эпизодами необходимо доказать.

***

Миф об убийстве Вритры является центральным в почитании бога Индры, одного из самых первых богов древних ариев [В.Н. Топоров. «Индра». Мифологический словарь. 1991]. В эпоху арийского завоевания, когда еще не было триады высших индуистских богов (Шива, Вишну, Брахма), с Индрой мог по могуществу быть сопоставлен один лишь бог Рудра [В.Н. Топоров. «Рудра». Мифологический словарь. 1991].

Но великий воин Рудра почему-то не принимал участия в столь важной битве, прославившей его коллегу. Вместо него в ней участвовали лишь его сыновья.
Вместе с тем имя Рудры достаточно созвучно имени самого демона Вритры. И это наводит на один удивительный вывод. А не являются ли демон Вритра и бог Рудра одним и тем же лицом?
И правда, характер у Рудры был самый демонический, а его имя переводится как «кровавый, жестокий, ужасный».

Не имел ли в данном случае место внутрисемейный конфликт поколений, спровоцированный жестокой тиранией Рудры? Возможно, именно поэтому убийство Вритры, имевшее благие результаты для земли и людей, брахманы все-таки считают грехом.

Почему? На наш взгляд, потому что здесь имело место отцеубийство. Со временем истинную причину такой оценки затушевали, разделив личности Рудры и Вритры. И брахманы начали говорить, что злой демон Вритра одновременно был святым аскетом. Чудно!

Комментарий Бхактиведанты к 13-й главе 6-й песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Царь Индра несет наказание за содеянный грех»: «Когда полубоги просили Индру убить Вритрасуру, он поначалу отказывался, поскольку Вритрасура был брахманом». [http://www.vyasa.ru/books/ShrimadBhagavatam/?id=425]

У нас есть подозрение, что сам Индра тоже был не чужим Рудре. В Ригведе описывается, что Индра убил своего отца, имя которого неизвестно. Точнее называются сразу три возможных отца Дьяус, Твашар и Праджапати. К тому же почему-то мать его Адити (ее имя в переводе с санскрита - Свободная Женщина) сначала не хотела рожать Индру [В.Н. Топоров. «Индра». Мифологический словарь. 1991].

Наблюдаются признаки незаконнорожденности. Непризнание Рудой отцовства по отношению к Индре могло бы в момент перехода к патриархату стать решающим побудительным мотивом к вражде и последующему покушению.

И в древности и в более близкие времена такое случалось довольно часто. В первобытном же обществе, когда отцовство не имело такого большого значения, как позднее, эта была, по-видимому, обычная практика смены вождя.

О том, что в реальности Вритра был старым вождем рода, свидетельствует анализ его имени на языках хинди и афгани. Так «вриддха» - глава семьи, старик. На его обязанности было жарить мясо – «врит», раздавать еду, учить молодежь – «вритта». Он мудр. И все-таки он бесполезен – «вритха». Он препятствие – «вритра» - для сыновей, желающих стать вождями. В общем, если взять индоиранские слова, похожие по звучанию на имя Вритры, то получится набор отличных хейти (эпитетов германской поэтики) для отжившего свое главы рода.

Теперь рассмотрим космогонический аспект мифа о Вритре. Он перекликается с предыдущим, человеческим. Здесь также имя Вритры толкуется как препятствие - «затор». Вритра запирал потоки, не давал им свободы.

Бог Рудра тоже не давал земле воды и этим также был похож на Вритру. Одним из толкований имен Рудры является значение «засушливый». Если переводить точнее, то его имя означает «Сухой (каменный) поток». И по-ирански и по-индийски «руд» - поток, «хара» - твердый камень. Вместе получается «руд-хара» или «рудхра».

Можно предположить, что Индра принес на землю Индии муссон и этим сокрушил засуху Рудру - реки наполнились водой. Однако как-то этот образ не очень соответствует словам «освобождение, сокрушение».

И потом муссон приходит в Индию периодически, значит, и сказание о нем должно было бы носить периодический характер, подобно греческому мифу о Персефоне. Нет необходимости сравнивать обычный и привычный для всех муссон с космогонической катастрофой, разве что он пришел бы первый раз в истории.

Однако представим себе Гималаи и Гиндукуш 12 тысяч лет назад, когда кончалось последнее оледенение. Горные долины были полны медленно стекающих вниз ледников. Слово «вират» на хинди означает «огромный, блестящий» (белый). «Варти» - «лежащий». Все это эпитеты-хейти ледника, выражаясь словами Снорри Стурлусона. И все это тоже Вритра.

В Ведах говорится, что после того, как Индра поразил Вритру, по его членам бегут воды. Ранее они были скованы. Это похоже на таяние льда.

Но скорее всего, имел место прорыв ледяной плотины. Такие плотины образуются в верховьях рек, берущих начало в Гималаях. Идет бурное таяние, но вода скапливается в огромных озерах, подпруженных льдом. В Ведах говорится о 99 горных крепостях Вритры, каждую из которых оберегает свой малый вритра. Это, конечно, ледяные озера с множеством ледяных запруд.

И тут вдруг внезапное потепление, сопровождаемое, может быть, первым мощным муссоном. Ледяные плотины взломаны, и вода ледяных горных озер огромными потоками устремляется на равнины. Потрясающая картина, свидетелями которой, без сомнения, были люди.

Но скажут, что имя Вритры как раз и означает «затор», а не «засуху», как имя Рудры. Почему же тогда мы попытались отождествить Рудру и Вритру? Потому что если имя Рудры перевести еще более точно, то оно означает «Твердый поток». «Хара» не просто камень, это твердость (сравните с германским «харте» - твердость). Твердость - один из основных эпитетов Рудры. Твердый поток – это тоже похоже на ледник. Таким образом, если Рудра (ледник) это не сам Вритра (затор), то он является его причиной, создателем.

Нечто подобное описывается в германском эпосе. Это ледяной поток Эливагар, из брызг которого возник первовеликан Имир. Если Рудра отождествляется с Эливагаром, то Имир – с Вритрой. Но скорее Вритра и Рудра одно и то же.

Убийство Имира Одином и его братьями тоже сопровождалось потопом, в котором мало кто уцелел. Сама собой приходит мысль о том, что индийцы и германцы пережили очень похожие катастрофы.

Что же касается греков и шумеров, они тоже пережили потоп. Все же при этом нет указаний на лед и его таяние. Речь идет только о дождях.

У иранцев, по-видимому, о периоде оледенения, о последующем таянии льда и потопе в мифах говорится в священной книге «Видевдата» [В.Н. Топоров. «Индра». Мифологический словарь. 1991.]. Боги предупредили Йиму о наступлении длительной зимы и предложили ему убежище для людей и скота. Убежище (вара) было построено в Арианам-Вайджа (Эран-Веже). Это могла быть как раз территория нынешнего Ирана, где не было столь мощного обледенения гор, как в Гималаях и Гиндукуше. Там было относительно тепло.

Зима должна была окончиться после божественного ливня Маркусан и вызванного им потопа. Мифа о том, что какой-то бог «убил ледник» у иранцев нет.

У них есть бог войны Веретрагна (Разбивающий препятствия). И его можно отождествить с Индрой-Вритраханом (Вритрахан - убийца Вритры). Но это очень смутное сходство. Скорее всего, этот иранский Веретрагна был заимствованным богом.

Таким же заимствованным был и миф о Гайомартосе. Легенда о создании мира из его тела появляется лишь в «Младшей Авесте» [ru.wikipedia.org/wiki/Йима]. Считают, это была лишь модернизация прежнего мифа об Йиме под влиянием мифов других народов.

Откуда появились такие различия? Можно предположить, что индийцы и, как мы полагаем, также германцы, жили в древности в отрогах Гималаев и были близкими соседями гигантских ледников, а греки, шумеры и иранцы – нет. Греки и шумеры жили в низинах, вблизи моря и больших рек, уровень которых внезапно поднялся, а иранцы на своем невысоком и свободном ото льда нагорье вообще мало пострадали. Очевидно, территория Ирана на время могла стать убежищем для других народов, о чем и говорится в мифе о Варе в Эран-Веже.

Таким образом, два из трех первых эпических убийств в своей основе являются, прежде всего, космогоническими актами. Впрочем, нельзя исключить отражения в них темы борьбы за доминирование внутри первобытной общины между двумя поколениями одного рода.

Ни Рудра, ни Вритра, ни даже Имир не похожи на Йиму. Следовательно, здесь вряд ли идет речь о столкновении времен нераздельного единства индоевропейского этноса, но также вряд ли это были межэтнические столкновения.

Что же касается третьего эпического убийства – гибели героя Йимы, то здесь завязка, по-видимому, сложнее. И ее стоит рассмотреть подробнее.

 (Голосов: 1)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Кто такие ваны? (начало)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018