Главная  

Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке (окончание)

V. Рагнарёк

Рагнарёк в Эддическом германском эпосе это гибель богов. Из древнескандинавского языка этимология слова Ragnarøkr: ragna — родительный падеж от regin — «владыки», «великие»; røk — «рок». Так что «Рагнарёк» буквально значит «рок владык», по смыслу — «рок богов» [ru.wikipedia.org›Рагнарёк].


Но так как мы считаем, что события Рагнарёка происходили в стране индоариев, могут быть и индийские толкования этого выражения.

Первое из них это фактически дословное повторение германского варианта: «Радж –н – рэкх» (царский рок) от «раджа» и «рэкх» (знак, указание, рок). Любопытно, что англичане именно так и произносят скандинавское «Рагнарёк».

Примыкает к первому также и второе толкование: «ракхна рэкх» (исполнение рока) от ракхна (исполнение).

Допустимо также еще толкование как «ранг ракта» (поле кровавой битвы) или «ранг рагар» (поле раздора).

Интересно толкование от слов «рагедна» (изгонять) и «рахи» (путник или пришелец). То есть что-то вроде «рагдна рахи» это «изгнание пришельцев».

Есть вариант от слов «раджничар» (демон) и «рихаи» (освобождение) – выходит нечто вроде «Раджни-рих».

Мне пришло в голову, что индийское «ракшас» (демон) следует толковать как «ракш-ас», то есть «кровавый (ракта) ас». Напомним, что демоны в индийской религии называются еще и «асуры» - практически, «асиры» (асы). В древнем санскрите чуть более современное «ракшас» выражается четырьмя буквами: «ра» - «а» - «кха» - «са». В древности его могли произносить как «ракхас» или «рэкхас», где «рэкх» означало «красный» или «кровавый». Тогда выражение «рагдна рэкх» означало бы «изгнание кровавых (асов)».

Непосредственным поводом к Рагнарёку стал вызов, брошенный Локи асам на пиру у Эгира, описанный в «Перебранке Локи». Что послужило причиной такого отчаянного шага?

Очевидно, к этому времени Локи помирился со своим отцом Шивой и наладил связь со своими сыновьями Фенриром и Ермунгандом. Теперь у него не было такой необходимости сдерживать копившуюся годами злость. На пиру у Эгира он убил одного из его людей – Фимафенга. За это асы изгнали его с пира и нанесли тем страшное оскорбление. Терпеть растущее пренебрежение со стороны асов у Локи не было больше сил. Он нанес ответное оскорбление и бежал.

После того, как асы убили Нарви, руки у Локи были развязаны. Его жена Сигюн была при нем.

Локи поднял против асов всю землю турсов и «детей Муспелля». Он двинул своих воинов на Асгард с востока. В строфе 51 «Прорицания вёльвы» говорится: «С востока в ладье Муспелля люди плывут по волнам, а Локи правит».

Страна турсов, как мы говорили, это Синдзян (Китайская Индия или Китайский Туркестан). Как можно из Синдзяна попасть в Асгард на ладье?

Думается, Локи сплавлялся по реке Инд. Это единственная река, которая прорывается сквозь Гималаи и течет прямо в направлении горы Тирич-Мир через области Ладакх и Балтистан.
Мы полагаем, что Ладакх был страной Локи, второе имя которого было Лодур. Главный город Ладакха называется Лех.

Здесь место пояснить, кем были дети Муспелля.

Кеннинг «дети Муспелля», по нашему мнению, означает «люди с берегов Мясного (рыбного) моря». На исландском языке fall (волнение на море) является одним из синонимов понятия «море». Мы знаем, что такое море было и на востоке от Асгарда – в Синдзяне. На нем ловил рыбу ас Тор, в нем жил змей Ермунганд. Это персонаж в реалии (конечно, человек, а не змей) тоже должен был явиться из Синдзяна.

Балтистан же был владением погибшего еще до начала войны Бальдра, любимого сына Одина [en.wikipedia.org›Baldr]. Страна Бальдра называлась Брейдаблик [en.wikipedia.org›Breidablik], что толкуется как «Широкий блесящий». Ойконим «Балтистан» переводится с местных языков как «Страна блеска».

Населяют Балтистан буришки [ru.wikipedia.org›wiki/Буриши]. Я подумал, что название этого племени могло быть связано с именем германского бога Бури, предка Одина. Но у буришков есть еще одно название «вершики», и это заставляет думать, что в формировании данного этноса участвовали не одни германцы. Так что слово «балта» вполне могло быть литовского происхождения, потому что и в литовском языке понятие «вершина» передается сходным со славянским словом viršūnė. Но по языку современных буришков определить их изначальную этническую принадлежность затруднительно. Кстати, буришки чаще всего были рыжими.

Далее Локи проплыл мимо горы Нанга Парбат. Полагаю, что эта великая гора считалась у германцев-асов резиденцией бога Хеймдалля. (Подробнее это будет доказано в других постах). Хеймдалль был «стражем богов» [ru.wikipedia.org›Хеймдалль]. Со своей горы он должен был первым увидеть приближение войска Локи. (Оно было предсказано в «Прорицании вельвы»). Он должен был подать сигнал и охранять мост-радугу Биврест [en.wikipedia.org›Bifröst].

«Биврёст» из древнескандинавского языка толкуют как «мерцающий путь» и еще разными другими вариантами. Но на русском языке это напоминает слово «Берёзовый». Поразительно, но в Балтистане висячие мосты в старые времена плели из березовых веток! Об этом я прочел в книге В.Л. Пуляркина «Кашмир» [М.1952]. Описываются впечатления некоего М. Биддельфа (1886 г). Березовый мост мог выдержать до 10 человек одновременно, но страшно качался на ветру. Такие мосты не могли быть долговечными и рушились после полного высыхания, как, согласно мифам, разрушился и Биврёст после того, как через него прошло войско Локи.

Можно предположить, что горы, где росли березы, прутья которых шли на мосты буришков, в индоиранской мифологии назывались «Хара Березайти» [ru.wikipedia.org›Хара Березайти]. Комментаторы Авесты толкуют название как «Высокая Хара». Что такое «хара», не объясняют. С точки зрения славянских языков «Хара Березайти» просто «Берёзовые горы».

Возле Хара Березйти, согласно Авесте, подвешен мост Чинават, по которому души умерших идут в загробный мир. Полагаем, что Чинават и Биврёст это одно и тоже. Значение названия «Чинават» из иранских языков неясно, но если опять привлечь славянские языки, то можно его толковать как «Начало» (загробной жизни?) от слова «чин» (почин), как «Упокоение» от слова «почивать», как просто «Чиненый-перечиненный». Последнее ближе всего к реалии.

Полагаю, что Биврёст в реалии висел поблизости от того места, где в Инд впадает река Гилгит. Здесь люди Локи должны были покинуть свои ладьи и двигаться дальше пешим порядком на северо-запад вдоль течения Гилгита - опять же к горе Тирич-Мир.

К этому же месту могли подоспеть и люди Фенрира, который двигался на соединение с отцом из Сринагарской долины.

Шива пошел на общего врага с южного направления. Об этом говорит выражение «Сурт едет с юга». Здесь мы должны объяснить, почему отождествляем Шиву и Сурта.

url="/uploads/images/default/kashmir.jpg"]

[/url]

Сурт в скандинавской мифологии огненный великан [ru.wikipedia.org›Сурт]. Имя Сурта, по нашему мнению, тождественно имени индийского бога солнца Сурьи [ru.wikipedia.org›Сурья]. Сурья в свою очередь мог отождествляться с Шивой в ту пору, когда тот был верховным богом Индостана. Солнце стреляет лучами точно стрелами. Второе имя Шивы – Шарва (Стрелок). Фонетически оно близко к имени «Сурья».

На дравидских языках Шива (Сива) означает «красный», а на языках индоариев – «белый» (светлый). Солнце бывает и красным и белым. Однако «Сурья» тоже означает «красный» от индийского «суркх» (темнокрасный). Такой цвет имеют тлеющие уголья костра. Вот отчего совпадают индийское «суркх» и древнескандинавское «сурт» (черный).

С Шивой тоже идут дети Муспелля. Но это люди с другого моря, возможно, что они с берегов Аравийского залива. Их именуют «огненными великанами». Возможно, воины этого народа применяли в бою горящие стрелы. Скорее всего, воины Шивы были дравидами, которые в тот момент пришли на помощь индоариям. Из-за темного цвета кожи они могли казаться асам обугленными. Кстати, белые из ЮАР во времена апартеида называли индийцев «головешки».

Сражение между асами и их противниками, скорее всего, выглядели как ряд единоборств. Так бились и героя Махабхараты, так бились и герои Иллиады.

В одном из таких единоборств погиб однорукий Тюр, Фенрир одолел Одина, а Шива – Фрейра. Ермунганд смертельно ранил Тора и погиб и сам. Убили друг друга Локи и Хеймдалль. Видар, сын Одина, отомстил за отца Фенриру.

Разгневанный смертью сына и внуков Шива-Сурт предал уничтожению все, что оказалось в его власти. Шива пустил разящую стрелу в крепость демонов-асуров Трипуру (Тирич?). Сурт тоже покушался срубить Иггдрасиль.

Но всех асов погубить не удалось. Видар и Вали остались живы. Они ушли далеко на северо-запад (в Европу) и создали там новый Асгард, в котором были новые Бальдр и Хёд. И там, несомненно, возродились все прочие боги - Один, Тор и Хеймдаль. Возможно, там появился и новый Локи, потому что люди этого типа есть всегда. Павшие герои отправились на вечный отдых в страну Гимле (Гималаи).

Где происходило сражение? Мы этого знать точно не можем. Все зависит от подхода. Если мы рассматриваем события с мифологической точки зрения, то самым подходящим местом будет долина у подножья Тирич-Мира.

Но мы далеки от мысли, что эти места были действительно хорошо заселены несколько тысяч лет назад, когда ледники, заполнявшие эти долины, еще не совсем растаяли. Основная масса индоарийского и германского населения кочевала в более приветливых местах к западу от Тирич-Мира, в краю не таких высоких гор, где было много травы, и где паслись стада диких быков, оленей, коз и баранов. Там же и происходили основные схватки реального Рагнарёка.

Тем не менее, по нашему мнению, германцы посещали также высокогорья, в том числе с целью религиозного поклонения своим богам, которых они помещали на вершинах самых высоких по относительной высоте гор. Они представляли себе географию этих мест. Там были, конечно, расположены их святилища. Там их скальды и поместили мифическое поле Вигрид, которое стало полем битвы богов [ru.wikipedia.org›wiki/Вигридр].

Если исходить из этой теории, то единственным подходящим местом для Рагнарёка является плато в междуречье горных рек Вашич и Мастудж. Конечно, оно не тянется на сто переходов в каждую сторону (это поэтическое преувеличение), но для битвы нескольких тысяч соперников это место приемлемо. Расположение не позволяло применять военные хитрости вроде охвата и обхода. Кстати, скандинавские викинги, может быть, по этой причине предпочитали сражаться на вершинах гор. Более высокие окрестные склоны были отличными трибунами для зрителей. Расположенный рядом Тирич-Мир (Вальгалла) ждал павших героев для посмертного пира.

url="/uploads/images/default/vigrid.jpg"]

[/url]

В священной реке Вашич можно было омыть свое оружие и убитых. «Ваш-ич» толкуется нами как «Омывающая ясень» от немецких waschen (мыть) и Esche (ясень).

Подтвердить нашу гипотезу о месте расположения поля Вигрид можно анализом топонима и поиском соответствия ему на месте. На наш взгляд, «Вигрид» является искаженным (древним) вариантом исландского выражения «на хребте» (на гряде) - við hryggur (við hryg; vi hryg). Надо также учесть, что на английском языке, где уже не употребляется архаичное придыхательное h, слово хребет пишется как the ridge (ве ридж). Так что в первом приближении наша гипотеза о нагорном расположении поля Вигрид подтверждается.

Теперь о соответствии местного топонима. Напротив предполагаемой высокогорной арены Вигрид расположено современное селение Варинджун. Если считать, что «ва» это тоже либо предлог, либо артикль, а окончание отбросить, получится слово «риндж» или «ринг» (круг). То есть в первом приближении топоним как бы «помнит» о том, что здесь была именно арена для ристаний. Во втором приближении мы удаляем, может быть, архаичное вставное «н». В итоге имеем опять же «ридж» (хребет). Гипотеза подтверждается.

Где находился центр расселения асов в эпоху, приближенную ко времени создания эпоса? Тут я могу сослаться на авторитет. Российский писатель и историк Владимир Щербаков считал, что Асгард = Ашхабат (Ашгабат). [Щербаков Владимир. Асгард - город богов: История открытия.
Источник: www.2lib.ru/getbook/12889.html].

Можем со своей стороны отчасти подтвердить его гипотезу. Несколько южнее Ашхабада уже в Иране находится город Боджнурд. «Бодж» - могло бы значить по-ирански «бог» (бага). Тогда «нурд» в данном этнониме можно было бы сопоставить с именем скандинавского бога Ньёрда.
Возле Боджнурда нет моря, богом которого являлся Ньёрд. Все же горная котловина, в которой город находится, в древности могла быть затоплена и представлять собой озеро до 3-4 км в диаметре. Так что Боджнурд мог быть обиталищем ванов – союзников асов.

Правда, Ашхабат находится довольно далеко от Тирич-Мира. Сомнительно, что асы-германцы отсюда ходили на поклонение к горе Игга-Одина. Но ведь они были охотниками-кочевниками. Сегодня они могли сделать остановку на берегах исчезнувших ныне озер Бактрии, завтра ушли в долину реки Гери-руд, потом к Ашхабаду. В предыдущем посте мы писали, что считаем асами малоазиатских ассува. Снорри Стурлусон и знаменитый норвежский этнограф прошлого века Тур Хейердал считали прародиной асов берега Азовского моря. Все течет, все изменяется. На этой ноте пока и закончим.

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Еще раз о том, кем были первопоселенцы Крыма-Тавриды
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2016