Главная  

Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке (продолжение 1)

II. Убийство Йимы – первый конфликт с этнической окраской

Прежде всего, следует подчеркнуть различие ситуации, предшествовавшей убийствам Имира и Вритры, с ситуацией перед убийством Йимы. Если перед первыми двумя царили холод, хаос или хотя бы безводье, то при Йиме процветал золотой век. В этом коренится главное отличие Йимы от его наполовину тезки Имира.

Тем не менее, персонаж, походящий на Йиму, обнаруживается и в индийской и в германской мифологиях. У индийцев это бог Яма [П.А. Гринцер. «Яма». Мифологический словарь. 1991], у германцев мудрый великан Мимир [П.А. Гринцер. «Мимир». Мифологический словарь. 1991]. Однако разница заключается в том, что, если для иранцев и индийцев Йима-Яма был, по всей видимости, свой, то для авторов Эдды турс или ётун Мимир это чуждый по происхождению их национальным богам-асам великан.


Различие между Йимой и Ямой состоит в том, что мифа об убийстве Ямы нет. Но, возможно, ранее такой миф существовал. У буддистов можно найти мифический персонаж под именем Ямантака [Л. Малль. «Ямантака». Мифологический словарь. 1991] – «Покончивший с Ямой» или «Враг Ямы». Идентичность Ямы и Йимы практически не вызывает сомнений. Однако раз мифа нет, то и анализировать нечего.

Остается доказать, что Йиму и Мимира действительно стоит отождествить. Тождество Йимы и Мимира прослеживается по нескольким линиям.

Начнем с лингвистического анализа имени Мимира с точки зрения индоиранских языков. На урду «Мимар» - архитектор, строитель - то есть демиург. Вспомним, что Йима был культурным героем. «Мамур» - «процветание» - при Йиме царил «золотой век». Таким образом, имя турса Мимира могло быть лишь эпитетами (хейти) героя Йимы.

Тождество Йимы и Мимира доказывается также и по линии рождения. Отцом Йимы был в иранской версии Вивахвата (в индийской версии Вивахвата звучит как Вивасвата). Имя отца Йимы связано с понятием «свет». Отцом Сёккмимира (Мимира) был некий Мидвитнир. Его имя связано с понятием «белый» от английского white. Прилагательные «белый» и «светлый» являются синонимами. «Вивасвата» можно толковать как «обвитый (окруженный) светом», «Мидвитнир» - как «стоящий среди света». По нашему мнению, Вивасвата и Мидвитнир одно лицо.

Третьим доводом за тождество Йимы и Мимира будет наше доказательство того, что Йиму и Мимира убил один и тот же персонаж. В «Речах Гриммнира» в строфе 50 рассказано, как Один убил Сёккмимира (Мимира). В той же 50-й строфе сказано, что в схватке с Мимиром Один выступал под именем Свидур. Согласно же Авесте убийцей Йимы был его брат по имени Спитьюра. Сходство явное.

Вероятно, было так. Один, придя к Мимиру, назвался именем какого-то его дальнего родича - сводного или двоюродного брата, которого тот, может быть, не знал в лицо. В мифологическом аспекте Один, часто менявший имена, легко мог изменить и внешность, например, с помощью волшебного шлема, который позднее упоминается в саге о драконе Фафнире.

Итак, индоиранского богочеловека убил германский бог-асир. Подоплекой этого мифа могло быть реальное довольно коварное убийство некоего индоиранского вождя вождем древних германцев. Один проник в дом Йимы под чужим именем, неожиданно напал на него, убил, скрылся и избежал мести приближенных Йимы.

Очень возможно, что подданные Йимы далеко не сразу узнали, кто был на самом деле убийцей их царя. Но имя, которым представился покушавшийся свите вождя, было известно, поэтому и возник миф о том, что убийцей был брат жертвы.

Кто знает, не был ли вследствие этого ошибочно осужден и изгнан подлинный Спитьюра. И этим подлинным братом иранского героя Йимы был, по нашему мнению, бог Шива.

III. Шива – брат и наследник Йимы

Почему мы считаем, что Шива мог оказаться братом Йимы? Во-первых, нам скажут, что Йима не бог, как Шива, а всего лишь человек, царь, культурный герой.

Мы могли бы ответить очень просто. В мифологии человек может быть братом бога. Так Геракл был братом Аполлона, Гермеса и вообще всех богов, детей Зевса.

Но мы ответим не так. Да, в Авесте Йима человек. Но так было не во всем и не всегда. Согласно Авесте Йима обладал практически божественной властью. Например, он мог раздвигать пределы земли, когда на ней становилось тесно от людей и скота. Не зря современные комментаторы Авесты считают Йиму слегка пониженным в ранге древним верховным богом ариев. В качестве такого верховного бога он был, по меньшей мере, равен Шиве, который во времена арийского завоевания еще верховным богом не был.

Очень показательно, что имя Йимы переводится с иранского как «близнец». Это очень важно, когда имя бога, долженствующее его как-то характеризовать, означает, что этот бог в первую очередь чей-то брат. Йима-Яма, являясь сам могущественным богом, должен был бы в данном случае иметь в качестве брата еще более могущественного бога.

В шиваистских текстах бог смерти Яма-Бхишана (Ужасный) - индийский аналог Йимы - считается воплощением Шивы-Бхайрава (Ужасного). Вероятнее всего, речь идет о том, что Шива был наследником своего брата Йимы. Шива унаследовал одну из жен Ямы. Это так называемое право левирата. В Индии оно было распространено очень широко. Не раз описывалось в Махабхарате, как «могучие девери» делали детей своим умершим братьям, да и живым тоже, если те сами на это не были способны.

Одно из имен Ямы – Кал (Ужасный). В то же время супругу Шивы в одной из ее ипостасей зовут Кали. Если исходить из правил индийского языка, то Кали это жена Кала.

Кали должна была стать женой Шивы после смерти Ямы. Для нее Шива должен был стать новым «Ямой», и в этом кроется одна из причин последующего отождествления Шивы и Ямы. Но Кали самая жестокая из жен Шивы. И это не случайно. Она мстит свету за своего убитого первого мужа.

Что еще унаследовал или должен был унаследовать Шива от Ямы? Он наследовал царство или точнее власть над племенем Ямы-Йимы. [Для первобытных монархий во главе c племенными вождями, имеется специальный термин «чифдом», чифдомы существуют в Африке и в наше время, охватывая иногда довольно большие территории].

На чем, однако, могла быть основана власть такого первобытного вождя, какими могли быть Йима и Шива 10 тысяч лет назад? На хинди есть слово «имкан» (сила, способность). Значит ли это, что власть Йимы базировалась на одной силе мускулов? Вряд ли! Личное превосходство в физической силе играло бы роль в небольшом коллективе, не более сотни человек, живущих в одном месте. Если численность племени будет хотя бы порядка тысячи, то в таком крупном племени всегда найдутся равноценные по силе соперники, и перераспределение власти будет идти почти непрерывно. Особенно если вождь обладает преимуществами перед рядовыми членами племени при дележе добычи и по части владения женщинами.

Йима был мудрецом? Но этого чаще всего недостаточно, чтобы тебя слушались. Библейское выражение «Мудрость кричит на улице, но никто ее не слушает» в силе до сих пор. Впрочем, на хинди есть слова «иман» (вера, доверие, справедливость) и «аман» (мир). Йима мог быть справедливым и мудрым судьей, улаживая внутриплеменные конфликты. Однако для того, чтобы стать судьей, Йима должен был сначала сделаться авторитетом в чем-то другом.

Нужно, чтобы мудрость вождя приносила реальные выгоды его племени. Только тогда будет оно ценить и уважать своего предводителя. Но как этого добиться?
В историческое время все великие правители были полководцами. Блестяще выигранный бой дает вождю несравненный авторитет.

Но Йима не был воином и полководцем. В его время иранцы, по-видимому, вообще не воевали. Только так в реалии можно расценить утверждение Авесты о том, что во времена царствования Йимы не было смертей. Впрочем, нет, одного этого объяснения не достаточно. Голод и болезни во все времена выкашивают гораздо больше людей цветущего возраста, чем боевые действия.
Быть может, Йима был великим врачом? Отчасти это могло иметь место. Есть индийское слово «амал» (действие лекарства). Но надо все-таки понимать, что первобытный врач не мог быть чудотворцем. Число излеченных могло исчисляться единицами. Что мог сделать первобытный врач-шаман, если началась эпидемия?

Эпидемию Йима прекратить явно не мог бы. Можно было бы только предупредить ее, введя в обиход правила гигиены. Но для того, чтобы заставить людей соблюдать гигиену, нужно уже обладать властью. Одних призывов, хотя бы и авторитетного врача, будет мало. Современные цивилизованные люди до сих пор не все видят прямую связь между вымытыми руками и своим здоровьем. А про дикарей и вообще говорить не стоит. Нет, нужен был какой-то гораздо более действенный знак избранности Йимы, чтобы не только его ближайшие родичи, но и обитатели целой страны признали его своим вождем.

Ответ на наш вопрос мы находим в еще одной этимологии имени Йима. Есть индийское слово «джимана» или «имана» (кормить). Индийское «амиш» и иранское «амас» означает «мясо» (мясная пища). Корень «им» (ам) связан с понятием «еда» у многих народов, прежде всего, индоевропейских. Так в русском языке есть выражение «я ем». Междометие «ам» (кушай) во всем мире имеет одинаковое значение. Священный звук ОМ индийских религий тоже, думаю, относится к сфере пропитания. Что может быть древнее и священнее, чем мольба голодного о хлебе, дающем жизнь?

Итак, мы анализируем в правильном направлении. «Авеста» сообщает, что при Йиме во всем мире царило изобилие пищи. И это была исключительно его заслуга. Но как Йима один мог бы накормить тысячи голодных?

Ответ мы находим в книге американского этнографа XIX в. Джеймса Шульца, жившего среди индейцев многие годы. Эта книга «Апок, зазыватель бизонов». В ней говорится, что у индейцев самыми популярными и уважаемыми были шаманы, умеющие заманивать в пропасть большие стада диких быков. Одна охота с их участием могла обеспечить пищей на зиму племя в 7 тысяч человек. Один шаман племени черноногих мог накормить более 20 тыс. своих соплеменников, обитавших на территории порядка 100-200 тыс. кв. километров.

В легенде об Йиме нет прямых указаний на то, что он занимался заманиванием быков, однако Шива, наследник Йимы, был известен своим волшебным танцем «тандара», которым, правда, он манил к себе не дикие стада жвачных, а святых отшельников, но манил он их к себе все-таки тоже тысячными толпами. Шиву называют владыкой танца – Натараджем. Один из его танцев творился над телом убитого им демона Апасмары. В имени «Апасмара» виден корень «пас», на хинди он означает и «ловушка» и «животное». Ну что ж, после удачной охоты, когда ловушка-пропасть полна тел погибших животных, почему бы и не потанцевать?

Имя Шива родственно, по-видимому, индийским словам «шабда» (слово), «шапатх» (клятва, заклятие), «шафа» (лечение). Речь идет о том, что Шива был, прежде всего, заклинателем стад. Но, как уже говорилось выше, он мог быть и врачом племени.

Отсюда мы делаем вывод, что Йима основывал свое влияние и власть на том же умении, что и Шива. Отчасти это можно подтвердить тем, что двойник Йимы индийский бог Яма трактуется как «губитель» (в том числе и животных?) и царь подземного мира (могилы? ямы? пропасти?). Согласно буддистской традиции Яму изображают танцующим на быке (подобно Шиве на теле Апасмары). При этом и сам Яма является в образе быка [ru.wikipedia.org/wiki/Яма_(буддизм)‎]. Джеймс Шульц писал, что для заманивания бизонов индейские шаманы наряжались в бизоньи шкуры и танцевали – совершали движения, напоминающие движения бизона.

Вот на чем могла основываться власть Йимы над огромной территорией. В качестве шамана он посещал по очереди отдельные иранские племена и зазывал для них в пропасти-ловушки стада диких быков. Разумеется, авторитет такого человека был чрезвычайно высок, и каждое слово его воспринималось как приказ. Племена в ответ дарили ему за услуги ценные с точки зрения первобытных охотников вещи, отдавали в жены своих девушек. Эти подарки можно было бы расценивать как дань с точки зрения уже эпохи «Авесты». А дань (налоги) это атрибут царской власти, атрибут государства.

В конце концов, Шива стал общим владыкой-шаманом для всех индоиранских племен. Судить об этом можно по топонимам. В северном Афганистане в горах Лаль имеются река и озеро Шива. Горный хребет в центре Афганистана называется Сиах-кох (Горы Шивы?).

Могли быть посвящены Шиве многие другие горы Афганистана, в названиях которых есть слово «сафед» или «сапед» (белый). Снег на большинстве этих гор обычно не лежит. В то же время название созвучно имени Спитюра, брата Йимы, которого мы отождествляли с Шивой. Индийское «швет» (шивет) является синонимом слова «сапед» (спет).

Кстати, слову «сапед» созвучно и приведенное выше слово «шапатх» (заклятие) и «шапатха» (заклинатель, шаман, ворожея). Часто встречаются в Афганистане и топонимы типа «тандара» (танец Шивы). Впрочем, другие значения слова «тандара» - «гремящий» и «водопад».
В качестве наследия Йимы Шиве должен был по праву перейти дом Йимы. Об этом сказано ниже так.

Уже говорилось, что в «Речах Гриммнира» ётун Мимир (Йима) упоминается как Сёккмимир. Почему его так называли? По нашему мнению, «Сёкк» указывает на водную природу Мимира. На германских языках See или sea передает понятие «озеро» (море). Правда, обычно считается, что Мимир владел лишь источником Урд. Но если мы проанализируем текст строфы 7 «Речей Гриммнира», то увидим, что дворец Сёккмимира был под водой.

Четвертый (дворец) – то Сёкквабек,
Плещут над ним холодные волны;
Там Один и Сага пьют каждый день
Из чаш златокованых.

Традиционный перевод с исландского названия дворца Сёкквабек – «Погруженная скамья» - довольно бессмысленный. Мы полагаем, что «Сёкквабек» следует толковать, по крайней мере, как «уголок Сёкк». Корень «бек» в этом названии, на наш взгляд, следует толковать как back (закуток). А в целом «Сёкквабек» – «Закуток семьи Сёкк (Озёрных)».

Тогда Сага это вдова Сёккмимира. После убийства Мимира Один присвоил себе его жилище и его жену. Он посещает ее каждый день, наверно к большой досаде своей жены Фригг.

И тут мне пришло в голову, что Сигюн, верная жена Локи, которая не оставила его в самый для него трудный час, была дочерью Саги и, соответственно, Сёккмимира. Возможно, что Мимир, недолюбливая Локи, не хотел отдать ему свою дочь. И это стало поводом для Локи участвовать каким-то образом в заговоре против своего дяди. Одину была нужна власть, а Локи – Сигюн. Я полагаю, что это было тем преступлением, которое связало нечестивой дружбой двух неголяев и лжецов, какими были Один и Локи.

Впрочем, вместе они совершили не одно преступление. Думаю, на их совести убийство Тьяци. Оно было тайным, поскольку Скади не знала, кто убил ее отца до того момента на пиру у Эгира, когда Локи сознался в своем соучастии этому [Смотри сагу «Перебранка Локи»]. Скади в ответ на признание сказала Локи: «Если ты первым был и последним в час гибели Тьяци, то в доме моем всегда тебе будут гибель готовить».

Возможно, и Сага могла не знать, кто был убийцей ее мужа. Ведь Один действовал под чужим именем. Если Сага так же сожалела о смерти Мимира, как Скади о смерти Тьяци, Один не смог бы так беззаботно пировать во дворце Сёкквабек. Но Локи знал тайну, и это было причиной постоянной лояльности к нему Одина, несмотря на его выходки.

Итак, Мимир был водяным. Это не только мое мнение:
[О. Смирницкий, М. Стеблин-Каменский, А. Гуревич примечания к книге «Беовульф, Старшая Эдда, Песнь о Нибелунгах» издательства «Художественная литература», М. 1975, стр.668. Примечание 45 к «Прорицанию Вельвы»: «Дети Мимира – великаны или реки и ручьи»].

Однако мог ли быть водяным Йима, которого мы отождествляем с Мимиром? Уверен, что мог. Боги плодородия, как правило, были одновременно богами воды. Так морской бог Ньёрд был одновременно богом плодородия. Его женское воплощение германскую богиню Нерту молили об урожае. Вода, плодородие и процветание связаны тесно.

С водой был тесно связан и Шива. Его именем называли озера и реки не случайно. Не случайно его символом был и водяной цветок – лотос. К Шиве после его победы над Одином перешел и подводный дворец Йимы-Мимира Сёкквабек. Теперь он, думаю, называется озером Шива.

url="/uploads/images/default/lal.jpg"]

[/url]

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Скандинавия
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города вблизи Дуная
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города на широтах Богемии
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Древние города северной Германии и Польши
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Племена
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Расположение рек и гор Германии от Дуная до Северного моря и Балти...
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Перевод с древнегреческого языка с комментариями
 Мой учитель Юрий Васильевич Демаков
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Архив сайта
 Октябрь 2018
 Сентябрь 2018
 Август 2018
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018