Главная  

Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке (продолжение 2)

IV. Локи и его дети

Немного выше мы упомянули германского бога Локи [ru.wikipedia.org›Локи]. Хотя мы пишем для тех, кто немного знаком с германской мифологией, однако в данном случае надо сказать несколько слов о том, кто он был таков.



Он был не из асов - этот самый злой и хитрый из германских богов Локи. Его отцом был ётун Фарбаути. Имя Фарбаути толкуется как «Жестоко бьющий», но мы с этим не согласны. У нас есть своя собственная версия: «Фарбаути» мы толкуем из немецких слов Farbe (краска) и Haut (дыхало, горло), то есть Фарбхаути = «Крашенное горло». Мы отождествляем этого ётуна с Шивой Синегорлым [ru.wikipedia.org›Шива]. Еще одна из возможных индийских этимологий имени Шива – слово «швас» (дыхание, дыхало).

В своей древнейшей ипостаси Шива был богом-творцом мира. А мир на санскрите, священном языке индоариев, назывался «лока» [В.Н. Топоров. Лока. Мифологический словарь. 1991]. То есть Шива был отцом мира-локи, персонифицированного германцами в бога Локи.
Реальный мир и ныне, как тысячи лет назад, коварен и жесток. Таков и Локи. Мы полагаем, что он предал своего отца Шиву, соединившись с асами Одина. Он помог убить отца Скади, в чем признался во время «Перебранки Локи». Можно догадаться и о других его злодеяниях, хотя они, как и убийство Тьяци, были тайными. Но явно Локи оказывал асам большие услуги в их борьбе с ётунами (возможно, со своими соплеменниками!). До поры они ценили это.

Кстати, тут мне пришло в голову, что «ётун» это испорченное «инд» - индоарий. Возможно также, что «ётун» изначально звучало у германцев как «ёт – инд» (инд-охотник).

У похотливого Локи было много детей от разных женщин. Более известны трое, рожденные от великанши Ангрбоды [ru.wikipedia.org›Локи]. Самым сильным из них считался великий Волк Фенрир (Фенрис). Потом шёл змей Ермунганд. Затем шла девочка Хель, ставшая впоследствии владычицей страны мертвых.

По меньшей мере, двое из детей Локи, как его дядя Мимир и отец Шива, тоже были водяными существами. Ермунганд просто жил в море [ru.wikipedia.org›Ёрмунганд]. Но водяная сущность Фенрира проглядывается только в его имени. На германских языках fen – «топь», на иранских «фан» - «вода». Конечное «рир» в имени Фенрир может быть связано с иранским «рор» (род). Таким образом, «Фенрир» - «Рожденный в воде».

Я отождествляю Фенрира с Варуной, древнеиндийским богом воды. Древнеиндийское «вар» (вода) является синонимом слова «фан».

Есть и другие линии отождествления. Так символом Варуны является крокодил. Разумеется, крокодил не индийское слово. Древнейшим индийским названием крокодила было, по моему мнению, «варан». Это слово абсолютно тождественно по звучанию имени Варуна и содержит в себе все тот же корень «вар».

Слово «варан» толкуется мной из индоиранских языков как «вар аган» (водяной змей). Также оно является синонимом слова «дракон», который мной толкуется из тех же иранских языков как «дор аган» («дорья» – река, море).

Внешне вараны походят на драконов и на крокодилов. Они отнюдь не избегают воды, несмотря на свою сухопутную и часто даже пустынную среду обитания, умеют плавать.

С другой стороны вараны походят на волков. Такие же серые быстрые и хищные сухопутные твари. В скандинавских языках волк называется vargen. Поразительно похоже на «варан».
Быть может Фенрир как раз и был Великим Вараном. Это согласуется со змеиной природой его брата Ермунганда. Вспомним, кстати, второе имя Фенрира – Ванарганд, которое тоже можно толковать как «змей» (допустим, «Крылатый змей»).

У Фенрира было еще и третье имя – Гарм. Правда, пса Гарма считают отдельным существом, но, читая «Прорицание вельвы» невозможно отделаться от мысли, что Гарм и Фенрир – одно существо, которое должно вырваться в первый день Рагнарека (последней войны между асами и сторонниками Локи).

У имени Гарм много этимологий, но одна из них привлекает особое внимание. На исландском языке gram означает «серый». «Серый» является устойчивым эпитетом волка. В то же время эпитет «Серый» соответствует имени индийского бога Кришны (Темный, Синий). В этом нет ничего странного, если исходить из нашей теории. Ведь Варуна это одно из воплощений бога Кришны, одного из самых почитаемых в индийском пантеоне.

Судьба детей Ангрбоды сложилась по-разному. Хель ушла царствовать в страну мертвых. Мы уже доказали в предыдущем посте, что это была не подземная, а какая-то горная страна. Там на высокогорных ледниках находили последний приют и мертвые индоарии и германцы. Где она находилась? Для этого сделаем небольшое отступление под названием…

География Асгарда

В центре мира древних германцев рос ясень Иггдрасиль [ru.wikipedia.org/wiki/Иггдрасиль].
Он доставал макушкой до неба и охватывал своими ветвями всю обитаемую вселенную. После долгих раздумий, как данный объект мог выглядеть в реалии, я пришел к выводу, что это была все-таки очень большая гора. При этом я мог опереться на мифологию нуристанцев, афганской народности, в доисламской религии которых много черт, роднящих ее с мифологиями древних индоиранцев и германцев.

Согласно представлениям нуристанцев в центре мира находится либо Мировое Древо, как в германских мифах, либо гладкий золотой (блестящий) камень. С последним отождествить можно любую большую гору со снеговой шапкой.

Что касается похожести горы на дерево, то у меня возникло предположение о том, что древом можно было бы назвать ветвящиеся дендритные структуры, образованных на крутых склонах гор стекающими с них потоками. Причем, поскольку горные потоки стекают обычно со всех склонов, каждую такую дендритную структуру можно рассматривать как вид Мирового Древа в новом ракурсе. Облака же, окутывающие вершины, похожи на заснеженные кроны деревьев. Для склонных к поэтической фантазии германцев этого было более чем достаточно.

url="/uploads/images/default/yasen.jpg"]

[/url]

Итак, в центре мира - гора. У индоиранцев эта гора зовется Меру [ru.wikipedia.org/wiki/Меру]. Сразу приходит на ум гора Тирич Мир на границе Афганистана и Пакистана. По абсолютной высоте это не самая большая гора в мире. Но ее относительная высота, просматриваемая от уреза воды реки Вахан-Пяндж, пожалуй, одна из самых внушительных. Причем ее можно во всей красе обозреть издали из долины Пянджа. И видеть ее могли многие народы, потому что долина Пянджа это самый удобный путь из Афганистана в Синдзян.

Если рассмотреть положение Тирич-Мира укрупненно, то он как раз господствует над тремя частями света, на которые делили его германцы. Очевидно, восток – Синдзян, в то же время страна турсов (Китайский Туркестан). Убийца турсов Тор то и дело ходит на восток, чтобы истреблять великанов и их жен.

url="/uploads/images/default/vostok.jpg"]

[/url]

К западу и юго-западу находится страна людей и асов. Асы управляют людьми и оберегают их от турсов. Где-то здесь находится и страна альвов – черных и белых.

Белыми альвами в данном случае были не финны, а, может быть, альбаны, жившие на берегах Каспия [ru.wikipedia.org›Кавказская Албания]. Черными альвами могли быть дравидийские племена Индии (илама) [ru.wikipedia.org›Эламо-дравидийские языки].

К северу от Тирич-Мира находились пустынные горы, которые можно отождествить со страной Хель. На местных наречиях слово «гель» означает «гора». А на английском языке hill (холм).

Топонимика к югу от Тирич-Мира показывает, что у его подножья имелись места поклонения богам, есть селения Руджи (Рудра) и Инджи (Индра), сохранившие свои названия в этой сугубо мусульманской стране.

url="/uploads/images/default/tirich.jpg"]

[/url]

Наконец, проанализируем топоним «Тирич». Звукосочетание «тр» (др) в индоверопейских и в том числе в германских языках связано с понятием «дерево». Это выводит нас на название «Иггдрасиль». «Игг» в названии Мирового древа – намек на Одина-Игга, который по легенде висел в его ветвях. «Ас» (ясень), «эль» (светлый). «Драсиль» означает «дерево – светел ясень».

В слове «Тирич» есть окончание «ич», которое можно отожествить с немецким «эше» (ясень).
Следовательно, слово «Тирич» из германских языков толкуется как «Дерево ясень», то есть Иггдрасиль. Но у названия этой горы есть и местные толкования типа «ужасный вождь». Они хорошо подходят к восприятию местными индоариями образа Одина.

Возможен еще один германский вариант этимологии «Тирич». Известно, что до воцарения Одина у германцев главным богом был Тюр (Тир) [en.wikipedia.org/wiki/Týr]. Таким образом, «Тир-ич» мог означать «Ясень Тира», то есть более древнее название, чем «Иггдрасиль». Но смещение Тюра с высшей должности, видимо, и произошло на востоке. Его резиденция была перенесена с Тирич-Мира на меньшую гору поблизости под названием Тиргаран. Германцы, жившие ближе к Европе, еще долго сохраняли верность Тюру-Тивацу-Туисто.

Итак, Хель и ее страна находились на территории нынешнего Таджикистана. Ее брат водяной змей Ермунганд обитал в водах Океана. Однако, думается, что это был не мировой океан, а тот пресноводный океан, который образовался после таяния снегов на плоскогорье Синдзяна. Об этом можно судить по саге «Песнь о Хюмире». Там асы Тор и Тюр отправились в страну турсов, чтобы добыть котел для варки пива. Шли они в восточном направлении. В числе испытаний, которые пришлось выдержать героям ради получения вожделенного котла, была рыбалка, во время которой Тор и изловил на удочку Ермунганда. Ловили там и китов (тоже на удочку), но в Синдзянском море китов быть не могло. Веротянее всего, это были крупные рыбы типа белуги, которая в Азовском море и на Каспии достигала 15 м длины. Белуга живет и в реках.

В то время как его брат и сестра сами искали свой жизненный путь, Фенрир процветал среди асов. К нему приставили учителем Тюра. Но Волк не очень-то поддавался дрессировке. Тогда его решили подвернуть превентивному заточению. Однако так как Фенрир был феноменально силен, асы пошли на хитрость. Они предлагали Фенриру рвать путы, которыми они вязали его, якобы, в шутку. На самом деле они хотели связать его всерьез. Но Фенрир рвал все их тенета.

Тогда они придумали совершенно новый вариант. Ими была изготовлена волшебная веревка, главным компонентом которой была «женская борода». Ею удалось, наконец, нейтрализовать опасного питомца Тюра. При этом сам Тюр лишился руки.

Для лучшего понимания этого эпизода следует включить в процесс анализа мифы о Кришне. Мы уже отождествили Кришну-Варуну с Фенриром. Однако, разумеется, трактовка событий у германцев и индоариев была разная. Индийский Лока сильно отличался по характеру от Локи.

Мы сделали вывод, что Лока-Локи отождествляется с отцом бога Кришны по имени Васудева. «Васи» на хинди означает «простор, свет» - почти то же самое, что и «лока». Васу-дева и сам был богом или полубогом, о чем говорит слово «дева» (бог) в его имени.

Васу–дева был лишен свободы и царства своим родичем по имени Камса. Германский Локи тоже был лишен свободы – связан кишками своего сына. Если Камса был двойником Одина, то его имя из германских языков толкуется как «Пришелец».

Из языков северо-восточной Индии «камса» ближе всего толкуется как «низкий, подлый» и «младший», Но так как индийские и германский языки все-таки принадлежат к одной группе, то для германской лексемы «кам-са» (приходящий) мы нашли подходящую по фонетике и по смыслу, индоиранскую лексему «гам-зан» (идущий).

У Васу-дева родился сын Кришна, которого для его спасения отец отправил с какую-то страну за рекой Джамна. Там молодой Кришна долго резвился в окружении пастушек.

С легендой о Фенрире это в реалии согласуется следующим образом. Асы задумали лишить Фенрира его силы и ярости с помощью секса (об этом говорит выражение «женская борода»). Для этого они отправили его в такую страну, где женщины особенно склонны к подобному занятию. Скорее всего, это был Кашмир. В Кашмирской (Сринагарской) долине царит вечная весна. Имеется индийское выражение «шринагар» (эротика, чувственная любовь).

Провожать его в кашмирскую «командировку» было поручено Тюру, которому Фенрир все еще доверял как своему учителю. Доведя питомца до места ссылки, Тюр, видимо, объяснил ему, что возвращаться он не должен. Во время объяснения они поссорились, и в вооруженной схватке Тюр лишился руки, а Фенрир был ранен в челюсть.

В германской мифологии этот эпизод поэтически описан так, что Тюр, якобы, положил руку в пасть Волка в качестве залога верности, пока Фенрира связывали волшебной веревкой. Когда Волк увидел, что не может ни сам освободиться, ни асы его освобождать не желают, он откусил Тюру руку. В ответ асы втолкали в пасть Волку двуострое стрекало, отчего он не мог ее закрыть. Можно провести и другие мифологические параллели, но ограничимся этим.

Конец истории обоих персонажей почти одинаков. Фенрир освободился от тенет из «женской бороды», Кришна оставил своих пастушек. Фенрир-Кришна собрал свои войска и убил Камсу-Одина. Разница лишь в том, что Кришна остался жив, а Фенрир погиб, но это вопрос опять же точки зрения. Германцам надо было утешить себя после поражения хотя бы выдумкой. После II Мировой войны в Германии тоже было написано много мемуаров-мифов.

Мы выяснили, чем был связан Фенрир. А чем в реалии связали Локи?

Как ни странно, но это и в самом деле были кишки его сына Нарви. Нарви родила, очевидно, Сигюн. А сын от любимой женщины тоже, обычно, самый любимый. Имя Нарви выводится от германских niar или never (близкий).

Нарви оставался у асов после бегства Локи с пирушки богов у Эгира, он стал заложником. Локи ничего не мог бы предпринять против своих недругов, опасаясь за жизнь Нарви.

В этот период мстительная Скади, отца которой Локи погубил в интересах асов, посылала ему горькие вести о положении его пленного сына в стане врага. Поэтически это передано в саге «Перебранка Локи» так: «Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над лицом Локи. Яд змеи капал. Сигюн, жена Локи, сидела там и поставляла чашу под капающий яд». То есть Сигюн в этот период старалась утешить супруга. Таково наше толкование этого места.

Очень сложный вопрос об еще одном сыне Локи – Вали. Этот тот, кто сделался под влиянием асов убийцей своего брата Нарви. Некоторые исследователи считают его вторым сыном Сигюн [ru.wikipedia.org›Локи]. Но у Снорри Стурлусона в «Младшей Эдде» (Речи Высокого) сказано лишь о том, что сыном Сигюн был Нарви (Нари, Цари). Вали как сын Локи упоминается в первый раз лишь в главе 50: «Потом захватили [асы] сыновей Локи, Вали и Цари, или Нарви. Превратили асы Вали в волка, и он разорвал в клочья Нарви, своего брата». Делать же вывод о том, что Вали был сыном Сигюн на основании того, что он был братом Нарви, некорректно.

Понимать выражение «сделали волками» в отношении сыновей Локи следует так, что асы стравили братьев между собой. Как это могло получиться?

Скорее всего, Вали был или считался сыном Локи от другой женщины. Сам по себе факт того, что у Вали была другая мать, вряд ли был поводом к ссоре. В те времена многие братья имели разных матерей, и в этом не было ничего зазорного.

Зависть и негодование могло бы вызвать непризнание отцовства. Мужчина «без отца» не мог считаться благородным. Но почему Локи мог бы не признавать своего отцовства по отношению к Вали?

По-видимому, это могло случиться, если связь между Локи и матерью Вали была каким-то уж слишком позорным актом. И единственным чересчур позорным даже для бесстыдного Локи вариантом был бы инцест. Во время обличения асов на пиру у Эгира Локи обвинил Фрейю в разврате со своим братом Фрейром.

Впрочем, очень возможно, что на самом деле моральные критерии Локи были выше, чем у асов или ванов, потому что отец Фрейра и Фрейи Ньёрд отнесся к разоблачению спокойно и сказал лишь: «Беды нет великой, коль женщина делит ложе с мужчиной». Его и самого Локи обвинил в инцесте. Но тогда за него вступился Тюр.

У Локи были братья, но ничего не говорится о том, была ли у него сестра. Мне приходило в голову, что сестрой Локи могла быть одна из богинь, которым он напоминал, что спал с ними.
Таких было вроде бы две. Скади я исключаю сразу. Ее отец Тьяцци не отождествляется с отцом Локи Фарбхаути-Шивой. Да и не убивал Локи своего отца.

Остается лишь Сиф. Она жена Тора, но у нее есть сын от неизвестного отца. Это мог быть Локи. Имя сына Сиф аса Улля (вариант Wulþuz) сходно с именем Вали.

В принципе, Сиф могла быть дочерью Шивы. Имеется сходство имен. Так что жена Тора могла быть сестрой Локи, и действительно, в данном варианте имел бы место инцест. На эту версию работает эпизод, когда хулиган Локи сжег или срезал волосы Сиф. Брат мог бы позволить себе такую шутку.

Но Сиф нигде не называют сестрой Локи, и сама она к нему не обращалась как к брату. Локи негодует против инцеста у других богов, поэтому вряд ли сам был склонен к нему. И Ньёрд мог бы в ответ на обвинения со стороны Локи в инцесте указать ему на факт его собственного греха такого рода и тем заткнуть рот. Но он этого не сделал. Значит, Сиф не была сестрой Локи. Так что причина гнева Вали, если это он был Уллем, представляется нам другой.

Обращает на себя внимание, что у Одина тоже был сын по имени Вали. Его матерью была великанша Ринд (имя толкуется нами как Корова). Этот Вали, сын Одина, был замечательный стрелок - так же, как Улль, сын Сив и пасынок Тора. Как уже говорилось, имена Вали и Улля сходятся фонетически. Уверен, что они были одним и тем же лицом.

Возможно ли, что Ринд это второе имя Сив? В те древние времена сравнение с коровой было для женщины лестным. «Корова» – имя священного животного ариев и асов. Корова, которую звали Аудумла, была прародительницей людей и в частности асов [Снорри Стурлусон. Речи Высокого, 6]. С большой натяжкой можно сблизить фонему sif с английским cow (корова).

Но если считать, что Сиф это славянская Сива или Жива, то получается гораздо лучше, потому что синоним слов «корова» и «скотина» на славянских языках «животина». Кстати, одну из богинь нуристанцев звали Живуд. Однако все же мы отождествили Живуд с Гевьон.

Впрочем, «Ринд» могло быть лишь хвалебным эпитетом пышнотелой Сиф.

Итак, Улль, скорее всего, был сыном Одина. По какой-то причине Один долго не признавался в этом. Возможно потому, что Сиф была уже невестой его сына Тора, когда забеременела от него, а, может быть, уже и женой. Тор частенько и надолго уходил на войну в страну турсов. Как раз в это время Один, падкий до женщин не менее Локи, мог наведаться к снохе.

В саге «Песнь о Харбарде» Один, скрывавшийся под именем паромщика Харбарда, довольно долго издевался над сыном, возвращавшимся домой с войны. Не хотел перевозить его, а потом после издевательств отправил усталого воина в обход фьорда. Между прочим, Один намекнул в тот раз Тору, что у Сиф есть любовник. Может быть, он намекал на Локи, чтобы отвести от себя подозрения? Может быть, Локи и в самом деле захаживал тогда к супруге Тора.
Это могло быть одной из причин, почему Один не торопился признать Улля своим сыном. Сам не был в этом до конца уверен.

Локи действительно спал с Сиф. Большинство асов могло указывать на него как на отца Улля-Вали. Улль же, не зная, кто его настоящий отец, мог гневаться и на Одина и на Локи. Одного ненавидел за отказ от отцовства, а другого за притязания на него.

Один сумел исправить ситуацию, когда бог Хёд [ru.wikipedia.org›Хёд] убил его сына Бальдра [ru.wikipedia.org›Бальдр]. Локи так и остался для Улля врагом. Их отношения обострились еще больше, и связано это было с убийством Хёда.

Слепого бога Хёда считают братом Бальдра и сыном Одина. Однако у меня возникло сомнение. Дело в том, что брат Локи по имени Хельблинди тоже был слепой [en.wikipedia.org›Helblindi]. Не слишком ли много слепых среди бессмертных? Я предполагаю, что Хёд и Хельблинди – одно и то же лицо.

Локи был назван подстрекателем Хёда, то есть между ними была какая-то особая связь. Локи еще называют и Хведрунгом. Окончание «унг» говорит о принадлежности к роду. Имя Хёда на древнескандинавском языке Höðr – почти «Хведр». Думаю, что Хёдр и Хведр это одно и то же лицо. То есть эпитет «Хведрунг» означает «родич Хёда». Таких эпитетов в сагах было много.

Очень может быть, что Хёд убил Бальдра действительно нечаянно. Но асы все равно отомстили ему. И это было еще одной обидой, нанесенной ими Локи после изгнания (заточения) Фенрира и вероятного изгнания Ермунганда и Хель.

Хёда убил Вали-Улль. Он верил, что мстил за Бальдра как за своего брата по отцу. Возможно, он хотел также еще раз насолить этим Локи за позор своей матери Сиф.

Подробности убийства Хёда неизвестны. Но показательно, что германцы-язычники взывали к Уллю перед поединками. Это значит, что они верили в порядочность бога в подобных случаях. Видимо, было какое-то не дошедшее до нас предание, дающее на это основание. Вряд ли таким основанием было простое убийство слепца. Однако Хёд несмотря на слепоту был очень силен, и Улль мог предложить ему равный поединок, завязав себе глаза.

Воспользовавшись услугой Улля в качестве мстителя как поводом, Один получил возможность, как бы в благодарность, усыновить Вали-Улля. Именно так Вали-Улль в качестве приемного сына Одина мог, в реалии, «в один день родиться и вырасти», как об этом говорится у Снорри Стурлусона.

Отцовство Одина по отношению к Уллю особо не афишировалось в сагах. Но практически все асы считались детьми Одина, родными или приемными. Так говорила богиня Идун на пиру у Эгира в саге «Перебранка Локи». Зато Улль (и никто другой) замещал Одина в его отсутствие [en.wikipedia.org›Ullr].

Когда настало время расправиться с Нарви, Улль сделал это в качестве приемного сына Одина и опять, чтобы насолить Локи. Этим он как бы окончательно опровергал настойчивую молву о том, что сам он тоже сын Локи. По крайней мере, он этого хотел бы. Но не совсем получилось.
Думается, что Улль убил Нарви, как и Хёда, честном единоборстве.

 (Голосов: 0)

Комментарии посетителей

 #1. Екатерина   (29.05.2018 - 01:02)
Восихитительно интересное у вас исследование! Захватывает. Спасибо. Получила удовольствие от чтения.
 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (окончание)
 РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (начало)
 О чехах и белочехах
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Скандинавия
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города вблизи Дуная
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города на широтах Богемии
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Древние города северной Германии и Польши
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Племена
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Расположение рек и гор Германии от Дуная до Северного моря и Балти...
 Архив сайта
 Ноябрь 2018
 Октябрь 2018
 Сентябрь 2018
 Август 2018
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018