Главная  

Кельто-славяне Галлии

Мы писали о двух славяноязычных племенах Галлии (они еще не называли себя славянами) – о венетах-лидавах и волках-лютованах [смотри наши статьи "Вольки-тектосаги - древний союз славян и литвы" и "Венеты Арморики (Бретани)"].

Но в Галлии, думается, были и другие такие племена.

Славяноязычные племена в Галлии, как я полагаю, были пришлым элементом. Они могли бы занять уже освоенную западными кельтами территорию только силой. Исходя из известных нам древнеславянских обычаев, можно быть уверенными, что славяноязычные не изгоняли и не истребляли местное население, а включали его в состав своих племен. При этом пришельцы сами должны были частично ассимилироваться, как позднее здесь же были ассимилированы германцы-франки и норманны.

Поэтому считаю возможным называть эти племена галло-славянами или кельто-славянами.


Кельто-славянами, безусловно, были карнуты [ru.wikipedia.org›wiki/Карнуты]. Судя по их этнониму и топонимам, они были сородичами народов, обитавших на Адриатике. Топонимам «Ядер» и «Адрия» вполне соответствует название столицы карнутов города Autricum.

Аутриум стоял на реке Autra. Название реки карнутов соответствует гидронимам «Одра», «Адриатика» и «Идрия» (река в Словении).

Второй крупный город карнутов на реке Луаре назывался Cenabum. Этот топоним похож на название города Сенья в стране либурнов-карнов-хорутан - Хлябурнии. Но еще больше он походит на топоним «Синоп» в стране Пафлагонии (Повлагонье). [Смотри наши статьи "Хорутане-карантанцы, карны и карийцы" и "Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии" ].

url="/uploads/images/default/bellovaki.jpg"]

[/url]

Славянским выглядит и этноним «белловаки» [ru.wikipedia.org›wiki/Белловаки]. Это было одно из самых крупных и воинственных племен Галлии, способное выставить до 100 тыс. воинов [Цезарь. Записки о Галльской войне, II, 4].

Имеющиеся толкования этнонима неудовлетворительны [en.wikipedia.org/wiki/Bellovaci]. Название племени удивительно похоже на этноним «словаки» и по форме, и по значению. В славянских языках имеется древний синоним слова «белый» - «соловый». (Словопонятие «соловый» явно связано с цветом солнца или соли).

Если предположить, что этноним «словаки» произносился в древности как «соловаки», тождество с этнонимом «беловаки» будет полным. К тому же и название главного города белловаков – Bratuspantium (ныне Бове) – явно перекликается с названием столицы Словакии Братиславы.

Впрочем, топонимы с корнем типа «бел» встречаются в землях славян повсеместно. Городок Блавац, как уже говорилось, стоит на берегу Мекленбургского залива, местечко Бловице – в Чехии, Беланица – в Болгарии, Бельцы, Бельск, Белый – в Беларуси, Польше и России.

В стране белловаков были и другие топонимы славянского звучания. Так река Уаза, протекающая по бывшей территории белловаков, имела в древности название «Изара».

Подобные гидронимы мы встречали и в Северной Италии и в южной Франции – в стране воконтиев на юге Галлии. Все эти территории, как мы показали, были заселены кельто-славянами. С точки зрения славяно-балтских языков, а также топографии часть гидронимов типа «Изара» толкуются как «Озерная».

У нас нет оснований считать, что «Изара» белловаков должна означать нечто другое. Равнинная тихая Уаза в древности, несомненно, имела возле своего главного русла немало стариц и поэтому вполне могла носить название «Озерная».

Некоторые названия ее притоков тоже можно было бы толковать как славянские, например, «Тоне» (Тонь).

Название еще одного крупного городища белловаков тоже прозрачно с точки зрения славянских языков Roudium (Родень!).

Название «Венет» носит город спутник Компьена, одного из важнейших городов этого региона.

url="/uploads/images/default/bellovaki2.jpg"]

[/url]

Немного южнее на берегу Уазы расположен городок Вербери, название которого выводится от глагола verberie (говорить). Очевидно, нам не стоит повторять возражения наши против подобного толкования названия озера Вербанус [смотри статью «Вольки-тектосаги – древний союз славян и kитвы]. Толкования подобных топонимов из романских, западно-кельтских и германских языков бессмысленны. Совершенно ясно, что и в данном случае – городок стоит на заросших ивой берегах реки - во много раз вероятнее славянское «Вербный».

Городок Крепи-ан-Валуа расположен рядом с Вербери и Венетом. Истолкование топонима из французского языка неудовлетворительно. Ближайшее к топониму Crepy слово crepi означает «обмазка». В качестве этимологии вероятнее славянское «крепость». В том же регионе имеется еще один населенный пункт с названием «Крепи».

Название городка Гурне-ан-Бре, расположенного среди холмов возвышенности Лионский лес, также указывает на возможную славянскую этимологию от «Горный». Во Франции много подобных топонимов, впрочем, мы не считаем, что все они имеют одну и ту же этимологию. Даже в славянских языках имеется второе сходно звучащее слово «горн» (печь). В германских языках лексема типа «хорн» передает понятие «рог».

В чешском и словацком языках понятие «выступ» (уступ, мыс, рог) предадается словом přesah. Кроме того, слово přes означает «через». Эти слова связаны с этимологией древнего названия Братиславы, которая до 1919 года называлась по-немецки Pressburg, а по-словацки Prešporek. Последнее можно истолковать как «Переправа через реку».

По смыслу это совпадает с римско-латинским названием города Posonium: pos (за, через) + anno (плыть). В то же время Братислава стоит у изгиба Дуная (мыс) и поножья гор, переходящих в обширную низменность, (уступ). Похожим образом на бывших землях белловаков расположен городок Преси-сюр-Уаз. Удовлетоврительного объяснения, что могло бы означать название Precy из французского языка, не обнаружено.

***

Белловаки несколько раз подвергались разгрому и резне со стороны римлян. На карте Галлии Дройзена территория, занятая белловаками явно меньше, чем необходимо было в те времена для обитания столь многочисленного племени.

У нас возникло предположение о том, что племенной союз белловаков мог распасться на более мелкие этнические образования. Это предположение возникло из-за того, что по соседству с территорией белловаков, спустя длительное время после завоевания Галлии римлянами, обнаруживается племя сильванестов, не упомянутое в записках Цезаря.

Об этом племени мало, что известно, кроме того, что они считались «свободной» общиной цивитатес. [Н.Н. Белова. «Городской строй в римской Галлии в первые века н. э.» elar.urfu.ru›bitstream/10995/2592/1/adsv-01-02.pdf].

Лингвистический анализ дает еще кое-какую информацию. В переводе с латинского языка «сильванесты» примерно означает «лесные».

Использование латыни в Галлии в первые века нашей эры пусть даже для создания нового этнонима не вызывает удивления. Однако некоторое замешательство вызывает окончание данного этнонима –nestes, которое не объясняется из латинского языка, но объясняется из германских и чуть менее точно из славянских языков: Nest – «гнездо».

Слово «гнездо» всегда имело значение не только птичьего, но и человеческого жилища. То есть «сильванесты» = «лесные гнезда (дома)».

Можно думать, что в данном случае имело место некое гибридное словообразование: латынь + германские или славянские языки.

Однако мы покажем, что латинское «сильва» имело достаточно близкие родственные слова в балто-славянских языках. Эти слова, по нашему мнению, и лежали в основе этнонима «сильванесты». А в исторические источники изначальное славяно-литовское название попало в слегка искаженном виде.

Есть литовское название лозы (вербы) – žilvitis. Оно родственно слову silva. Siler (salix) на латыни «ива» (лозник). То есть silva – прежде всего, ивовый лес.

Почему римляне придавали такое большое значение именно иве? У римлян, как и у многих других народов, было развито почитание священных рощ.

У кельтов было сильнее почитание дубов. Сама их религия назвалась друидизм (название образовано от слова derv – по-валлийски «дуб»).

Среди прочих священных деревьев почетное место занимала ива. По-валлийски ива - helygen, что как раз и означает «священный».

Ива (верба) первой из деревьев реагирует на приход весны своими белыми пушистыми цветами. По-гэльски ива - sail (солнечная).

У римлян, которые называли иву примерно так же, существовала коллегия салиев – жрецов бога войны Марса. Война у древних была делом религиозным. То, что из ивы плели щиты, придавало ей особое сакральное значение.

Литовцы и славяне тоже почитали дуб и иву. Вполне возможно, что славянское «верба» является родственным слову «вера». У первых русичей-христиан существовало выражение «молиться на куст». Оно было воспоминаем о том, как их предки поклонялись вербе.

Имя славянской богини плодородия Живы тоже взаимосвязано с ивой.

Почитание вербы остается у славян в христианскую эпоху. Вербу у нас используют в обрядах предпасхального «Вербного воскресенья».

Как след языческого культа также назовем обычай выгонять скот (живность) на весенние пастбища с помощью пучка вербы.

Поляки, собирая ополчение на войну (то есть на служение Перуну-Марсу!), рассылали в качестве повесток вицы (ивовые прутья).

Латинское silva, безусловно, родственно также и славянскому «зеленый». На основе прилагательного «зеленый» имеется существительное «зелень». Однако в соответствии с известными формами славянских слов, можно представить себе и конструкцию «зельва».

Верба является настоящим чемпионом среди прочих деревьев по числу синонимов, ее обозначающих: ива, вая, тал, лозник, ветла, ракита, бредина. В качестве священного божественного дерева верба и должна была иметь множество имен и эпитетов. Часть имен были настолько священны, что их нельзя было произносить всуе, поэтому они забылись. К числу таких забытых названий можно отнести и конструкцию «зельва». Это тем более веротяно, что в литовском языке подобная форма сохранилась – žaliuonys (зелень).

Итак, сильванесты с точки зрения одних лишь славянских языков это «зеленые дома» (убежища в лесу). Но почему этот народ искал убежищ именно в лесах?

Разумеется, причиной этому были римляне. Цезарь писал, что приморское галльское племя морины, не надеясь на победу в открытом бою с римскими легионами, искало себе укрытий в лесах и болотах своего края [Г.Ю.Цезарь. Записки о галльской войне. III, 28].

Кстати, «море» - славянское произношение общеевропейской лексемы этого типа. Есть и другие основания считать моринов кельто-славянским племенем. Так главные города моринов были гавань Гессориакум или Бонония (ныне Булонь) и порт Itius. Как можно отметить топонимы «Булонь» (Бонония) и Болонья (тоже Бонония) достаточно идентичны. Болонья располагалась в стране адриатических венетов, а на бывшей земле моринов и сегодня можно отыскать несколько топонимов с корнем типа «венд». Есть там и прочие топонимы, которые трудно не счесть славянскими: «Клети, Вершок (у истока реки Аа), Владсло, Крепи, Ставель». По стране моринов протекал также еще один Изер. Несколько сложнее истолковать топоним «Гессориакум», который, видимо, означает нечто вроде «Гостеречье». Еще сложнее на основе славянских языков расшифровать Itius.

Однако отнюдь не все даже древние топонимы в бывших землях кельто-славян мы обязаны считать славянскими. Белги – общее название всех северо-галльских племен – далеко не все были кельто-славянами или даже кельто-литовцами. Были среди них и гэло-валлийцы.

Белги считались «германцами», которые пришли в Галлию «на памяти отцов» и оттеснили галлов на юг [Цезарь. Записки о Галльской войне, II, 4]. (Очевидно, на самом деле белги были выходцами из Германии, среди которых, впрочем, могли быть также и настоящие этнические германцы).

Следовательно, белги, в том числе и кельто-славяне, занимали территорию, на которой до них жили другие народы (западные кельты, может быть, иберийцы), от которых, конечно, были унаследованы некоторые топонимы.

Вернемся все же к вопросу о белловаках и сильванестах. Можно сделать вывод, что в результате угнетения и насилий со стороны Рима численность белловаков радикально сократилась, а часть их перешла к менее цивилизованному лесному образу жизни и стала называться «Лесные гнезда».

В связи с этим следует обратить внимание на движение так называемых багаудов, которое развивалось в покоренной Римской империей Галлии в течение нескольких веков [ru.wikipedia.org›wiki/Багауды].

Багауды вели партизанскую войну против римской власти. Временами они захватывали города и создавали целые «разбойничьи государства».

Римские войска, а позднее и вторгшиеся в Галлию германцы периодически разбивали отряды багаудов, однако через некоторое время движение возобновлялось [А.Д. Дмитриев. Движение багаудов. ancientrome.ru›Движение багаудов].

Такая необычайная стойкость мятежа была бы невероятна для обычного социального протеста. Несомненно, в ее основе имелась и национально-освободительная составляющая. Но к этому времени не только галльская знать, но и основная масса рядовых галлов подверглась процессу романизации.

Следовательно, движение багаудов охватывало лишь ту часть галльского сообщества, которая хранила верность традициям древности. Традиции же и языки у разных племен галлов различались. Среди непокорных были и западные кельты, и кельто-литовцы, и кельто-славяне. Этническая разрозненность, несомненно, играла в борьбе багаудов ту же негативную роль, какую она играла и во времена Юлия Цезаря.

Важнейшим для истории славян следствием движения багаудов является эмиграция бывших багаудов из Галлии на восток. В V веке н.э. один из вождей поздних багаудов врач по имени Евдоксий после поражения восстания бежал к Атилле в Паннонию. Думаю, что он бежал не в одиночку, и что кроме его группы были еще и многие другие.

Привычка багудов к лесной жизни, умение скрытно передвигаться по лесам значительными группами, должны были позволить им покидать пределы римских владений, несмотря на наличие сплошных оборонительных валов на границах империи.

Я полагаю, что кельто-славянские багауды приняли деятельное участие в формировании на востоке Европы новых славянских племенных союзов и внесли в этот процесс существенную долю благодаря своему знакомству с более высоким типом цивилизации – Римской империей.

 (Голосов: 2)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Кто такие ваны? (начало)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018