Главная  

Кто такие ваны? (окончание)

II. Ваны и кельтская мифология

Для того, чтобы доказать присутствие древнейших германцев на Среднем Востоке мы сравнили индоиранские и древнегерманскую мифологии. Подтвердить же тезис о том, что ваны «Эдды» были кельтами можно, привлекая для сравнения западно-кельтскую мифологию.

Почему не литовскую и не славянскую? У нас просто нет выбора. Мифология кельтов островов более или менее зафиксирована в древнеирландских источниках раннего Средневековья. Что же касается славянских и литовских мифов, то они погибли под натиском христианства почти бесследно. Разумеется, мы будем привлекать к анализу то, что от них осталось.

Но если на западе кельтского мира древняя кельтская мифология зафиксирована лучше, то на востоке в лучшей чистоте сохранились кельтские языки. В статье «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы» мы писали, что именно литовский язык стоит признать эталоном самого древнего и чистого кельтского языка. Хотя бы потому, что только в нем существует настоящее адекватное объяснение слову «кельт» (племя, кочевник-скотовод). Мы будем привлекать для расшифровки имен кельтских богов и литовский язык.



Сразу оговоримся. В ирландском эпосе описывается, главным образом, мифическая история самой Ирландии как острова. Так что большей части событий и персонажей мифов касаться не будем. Но некоторая часть мифов, по нашему мнению, относится к тому времени, когда предки ирландцев, как и прочие предки индоевропейцев, жили на Востоке, спасаясь от оледенения.

Память об этом периоде сохранялась народными сказителями на протяжении тысячелетий. А после того как ирландцы поселились на своем острове эти события были адоптированы уже к новым условиям жизни народа, перенесены на островную почву, привязаны к географическим объектам Ирландии.

Адоптировать древние сказания к новой истории было не так уж трудно. Ведь история всегда повторяется. Вот предки ирландцев (индоевропейцев) пришли на Средний Восток и потеснили там какие-то племена, вероятно, дравидов. Потом они владели этой землей, потом их самих в свою очередь вытеснили. То же самое было и в Ирландии.

Основными героями древнейшей истории ирландцев были Туатха Де Дананн (Племя богини Дану). [ru.wikipedia.org›Племена богини Дану]. Вероятнее всего, они и были предками кельтов-ирландцев. О том, что означает имя «Дану» будет сказано в своем месте.

Мифическое племя Фир Болг, которое потеснили Туатха Де Дананн (Данаан), возможно, было одной из волн переселенцев на остров Ирландию [ru.wikipedia.org›Фир Болг], прибывших на остров раньше ирландцев-гэлов. Одновременно легенда о Фир Болг могла описывать события, которые происходили на тысячи лет раньше на Среднем Востоке с дравидами.

Нас будут интересовать лишь события и персонажи периода Туатха Де Дананн. И лишь потому, что они сходны с подобными событиями и персонажами «Эдды» и индоиранских мифологий. Это сходство не носит случайного характера, потому что обнаруживается во множестве мелких подробностей, совпадение которых маловероятно.

В этой статье мы будем постоянно ссылаться на широко известную «Энциклопедию кельтской мифологии» [lib.ru›MIFS/kelty.txt], которую будем в ссылках обозначать просто аббревиатурой ЭКМ с указанием главы, откуда взята информация.

***

Начнем с наиболее очевидного. Самого, пожалуй, отрицательного персонажа кельтских мифов бога Балора Злое Око, без колебаний можно отождествить с Одином. У валлийцев имя этого же персонажа – Испаддаден [ЭКМ. 5, 9, 16]. Балор был одноглаз, как и Один. Точнее его «дурной глаз» всегда был закрыт. Имя Испаддаден можно толковать из германских языков как Ас Гребущий Веслом (от немецкого paddeln – грести веслом). И это не удивительно, исходя из того, что скандинавы прибывали на Британские острова из-за моря. Имя Балор соответствует одному из имен Одина – Бёльверк [ru.wikipedia.org›wiki/Один] – «Делатель зла».

Кстати, обратим внимание, что злодеем (Бёлверком) Балора-Одина считали не только кельты, но и сами скандинавы. Вероятно, негативно к своему верховному богу относились германцы, считавшие себя адептами другого, более древнего главного бога германцев - Тюра. Известно, что такая же вражда разделяет поклонников индийских богов Шивы и Кришны.

В «Эдде» Одина убил Волк Фенрир, сын Локи. А согласно кельтской мифологии его убил бог Луг [ЭКМ. 7,8,9], которого по причине сходства их имен можно отождествить с Локи. Второе валлийское имя Луга было Ллуд, что совпадает со вторым именем Локи – Лодур.

Как могло получиться, что у кельтов Балора-Одина убивает не Фенрир, а Локи?

Вот мое объяснение: Локи воевал с Одином. Оба выступали в качестве предводителей войск, а полководцу-победителю, как правило, в старые времена приписывали убийство побежденного вражеского полководца.

Кроме того, Фенрир мог унаследовать имя Локи в качестве родовой фамилии. Так что Луг мог быть двойником не Локи, а как раз Фенрира.

Имя отца Луга бога Киана [ЭКМ. 8,13] не походит ни на одно известное имя Локи. Однако в индоиранских языках имеется слово «каинат» (мир, вселенная), которое является синонимом слова «лока». (Показательно, что имя кельтского бога можно толковать из языков Индии).
Есть еще другое иранское слово «кан» (бедствие, несчастье). Ирландский Киан и в самом деле был несчастливым богом. Его убили, и Луг позднее отомстил за него. Германского Локи тоже вряд ли можно считать счастливцем. Он был лишен детей, неоднократно оскорблен, потом его связали кишками собственного сына, потом убили.

***

Доказать, что Киан был двойником Локи-Лока можно еще и через отождествление отца Киана кельтского бога-врачевателя Диан Кехта с Шивой.

Мы уже отмечали в статье «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке», что Шива и Йима были не только зазывателями диких быков, но и врачами. Можно повторить, что на языке хинди «шафа» означает «лечение». Эта функция бога Шивы совпадает с божественной функцией Диан Кехта.

Первое имя кельтского бога-врача - Диан - близко к индийскому и кельтскому слову «диева» (бог). Оно также близко к имени греческого верховного бога Зевса – Диевас. В свою очередь фонетически близки имена Зевса и Шивы.

Обратим внимание на то, что понятие «лечить» связано с понятием «охранять здоровье». И тут выявляется связь между ирландскими díon (защищать) и siopa (охранять). Dion мы сближаем с именем Диан, а siopa с именем Шива.

Изначально Шива был богом-творцом. О функции Диана-Шивы как творца свидетельствует кельтское слово dean (производить, создавать). В реалии речь может идти о множестве вещей, но наиболее важной является, видимо, функция деторождения. Недаром самым важным из символов Шивы является лингам [ru.wikipedia.org›Лингам].

В реалии Шива был племенным вождем, одним из символов власти которых и непременной обязанностью являлось содействие размножению племени. Как правило, у вождя было много жен, фактически ему принадлежала роль племенного быка в стаде. Индийских владык часто так и величали – «быками рода».

Шива сам же и хранил свое творение. В языке хинди наиболее подходящим ключевым словом к имени Шивы-хранителя является «сафаи». Это слово одновременно означает и «охранять», и «разрушать». Поэтому мы можем совершенно не сомневаться, что оно относилось именно к Шиве, а не к какому-то другом богу с более специализированными функциями.

В число функций Шивы как бога-хранителя входила и охрана здоровья – врачевание.

В реалии, думаю, Шива был не только врачом и военным племенным вождем, отвечавшим за оборону подданных. Едва ли не более важно, что он отвечал за сохранение складов мяса, в том числе и от недисциплинированных сочленов своей общины. Он был вождем-хранителем. Он следил за расходованием зимних запасов.

Что же касается божественной функции разрушителя, то в реалии Шива, будучи зазывателем стад, рушил их в пропасти. А потом он резал мясо в кругу своего племени, разделяя его между всеми сородичами и гостями.

Сразу о двух функциях – о разрушении и о хранении - говорит вторая половинка имени бога Диан Кехта. Мы выводим ее из кельтского глагола caith (сокрушать и расходовать).

С развитием религии индуизма обе первые божественные функции Шивы – творца и хранителя - почему-то перешли к новым богам Брахме и Вишну (Кришне). Шиве была оставлена лишь функция бога-разрушителя. Впрочем, шиваисты (секта поклонников Шивы) категорически с этим не согласны. В их преданиях о Шиве можно найти места, которые полностью совпадают с преданиями кришнаитов о боге Кришне.

Возвращаясь к первой половинке имени, можно отметить что фонема «диан», видимо, связана с понятием «давать». В литовском языке соответствующей лексемой является глагол davinėti, есть подобная лексема и в индийских языках. В ирландском языке есть слово deontas (дар).

«Дающими» были, прежде всего, такие персонажи, как зазыватели стад Шива и Йима. Добыча этих вождей шла всем. Очевидно, во времена, когда предки ирландцев обитали на Востоке, их Диан Кехт тоже был «Дающим положенное» (Наделяющим урочным) от ceacht (урок).
***

Примерно в этом же смысле следовало бы понимать общее имя кельтского народа богов Туатха Де Даннан (Племя богини Дану) [ru.wikipedia.org›Племена богини Дану].

Я долго думал, прежде, чем сделал такой вывод. Трудно отыскать правильные ответы, когда приходится рыться в словарях чуть не всех народов Европы и половины Азии. Дело не в том, что там таких слов нет. Их там слишком много, и нам было трудно выбрать.

Вначале я счел наиболее походящим осетинское (иронское) «дон» (река). В Британии имеется три реки с таким названием. Но одна эта этимология меня не удовлетворила.

В сборнике мифов «Книга захватов Ирландии» [ru.wikipedia.org›wiki/Книга_захватов] можно найти указания на скифское происхождение ирландского племени скоттов: «Молвил Финтан… о приходе скотов из Скифии, знали о том величайшие с тонкими пальцами». [Г. К. Косиков «Предания и мифы средневековой Ирландии»].

Следовательно гидронимы типа «дон» могли быть занесены в Британию и более поздними ираноязычными переселенцами из Скифии.

Но приведенный выше анализ имени Диан Кехта позволяет толковать название «Туатху Де Даннан» как «Племя Дающего».
Бог Диан Кехт в таком случае выступает как мужское воплощение богини Дану.

***

Здесь сразу возникает необходимый вопрос: почему кельты благожелательно относятся к Лугу и плохо к Балору? Ведь если это они ваны, то все, кажется, должно быть наоборот.

Ответ не затруднит нас. Со времен асов и ванов прошло много тысяч лет. Кельты давно жили вдали от индоариев, так что если когда-то их и разделяли взаимные обиды, то они забылись. А германцы продолжали жить рядом. И обиды, наносимые детьми Одина кельтам, умножались. Оценки мифологических персонажей тоже менялись соответственно реалиям современности. Если бывший союзник стал злейшим врагом, бывший враг, некогда нанесший вред бывшему союзнику, начинает выглядеть позитивно. Это - во-первых.

Во-вторых, если Луг и в самом деле был когда-то индоиранским богом, то впоследствии он стал уже национальным богом кельтов. Похожим образом малоазиатский божок Аполлон, который во время Троянской войны был врагом эллинов, стал одним из их самых важных и популярных богов. Для богов и героев, ставших своими, всегда делают скидку при оценке их прошлых дел.

В-третьих, очевидно, что не все ваны были союзниками асов. Кельты в древности - это весьма многочисленная народность, отдельные племена которой обитали подчас достаточно далеко друг от друга. Несомненно, были племена, которые не соприкасались с асами вообще, а были, думается, также прямо враждебные асам кельтские племена.

Даже ваны Ньёрда не всегда были друзьями асов. Их взаимоотношения начались с жестокой и кровавой войны. Да и дружба потом носила весьма условный характер, поскольку Ньёрд был у асов заложником.

***

В ирландской мифологии упоминается о воинах-фианах [ЭКМ. 15]. Слово «фиан» может иметь несколько толкований. Но среди его возможных этимологий есть слово fionn (светлый, белый, яркий; светлый, прозрачный). Ясно, что данное прилагательное связано с понятием «вода».

Фианы как элитное сообщество воинов, охранявших Верховного короля Ирландии появились сравнительно недавно, но само слово и понятия, с ним связанные бытовали, конечно, издревле. Я полагаю, что воинское сообщество фианов было названо так в память о предках-ванах.

Обычаи фианов включали в себя обязательство вести жизнь практически первобытную. Жить в лесах, добывать себе пропитание охотой и рыбной ловлей.

Памятью о женщинах племени ванов, был образ «банши». [ЭКМ. Мифологический словарь. Бин Сидхе]. Банши были представительницами загробного мира, то есть мира предков. И они были богинями рода, так что в этнической их принадлежности к кельтам нет никаких сомнений.

Банши считаются феями (fairy) [en.wikipedia.org›Fairy]. Полагаю, что слово «фея» возникло из ирландского fuil (кровь). Это подтверждает тождество фей и банши как богинь рода (крови).
В то же время понятие «кровь» связано с понятием охота. С тем же понятием связаны и другие ирландские слова - fia (олень) и faolchú (волк). Таким образом, феи могли быть еще и богинями охоты (как нимфы, сопровождавшие Артемиду). Здесь просматривается связь фей с апсарами.
Феи, как и апсары, любили танцевать и танцем завлекать неосторожных в беду.

***

А как расшифровывается этноним «фоморы»? Название в словаре «Энциклопедии кельтской мифологии» толкуется как "морские чудища" или "подводные демоны". По легенде их родина находилась на дне морском.

Из славяно-литовских языков «фоморы» хорошо толкуется как «подморы». В литовском языке имеется приставка и предлог po (под).
Фоморы были врагами кельтов. Их предводителем был Балор. Значит ли это, что фоморы это асиры?

Но «водяными чудищами» были, прежде всего, индоиранские по происхождению боги Йима-Мимир, Фенрир-Варуна, Ермунганд. Многоголовость была характерная как для турсов, так и для фоморов. Она была также характерна для индийских богов, отчасти для славянских, но не для германских или западно-кельтских.

Так как же мог ас Балор-Один оказаться предводителем фоморов-турсов?

Полагаю, что речь идет не том, что Один был связан с фоморами кровными узами, хотя мать его была из племени чудовищных турсов. После убийства Мимира к Одину перешла власть над бывшими подданными Йимы. В его подчинении некоторое время был сам Фенрир-Варуна, а также его брат Ермунганд и морской великан Эгир.

Да и те же турсы выглядели скорее лишь подданными асов, время от времени поднимающими мятеж, нежели врагами по законам войны («по праву народов», как говорили римляне).

Некий безымянный Турс строил Асгард и вместо платы за свой труд нашел смерть. Другой турс по имени Хюмир должен был безвозмездно отдать асам свой котел для варки пива. Поход асов Тора и Тюра за этим котлом напоминает «полюдье» - процедуру сбора дани киевским князем. Морской великан Эгир был обязан устраивать для асов пиры.

Тор время от времени убивает турсов и их жен. В «Песне о Харбарде» об этом сказано так:
«На востоке я [Тор] был, там истреблял я злобных жен турсов, в горы бежавших; когда б то не сделал, разросся бы род их, и в Мидгарде люди жить не смогли б». Характерно, что Один не возмутился убийством женщин в этом случае, как возмутился потом, когда Тор признал, что истреблял еще и жен берсерков. «Вот дело позорное - жен истреблять!» – сказал Тору Один в последнем случае.

Но деяния Тора напоминают опять же не настоящую войну, а так называемые криптии. Эту форму террора практиковали спартанцы в отношении своих подданных – илотов. Время от времени спартанское правительство тайно отправляло к илотам молодых спартиатов, чтобы те из засад нападали на них по дорогам и полям и без всякого повода убивали.

Думаю, в отличие от Йимы и Шивы, которые пользовались почетом и уважением как умелые зазыватели стад и врачи, асы, как и спартиаты, поддерживали свою власть почти непрерывной войной. Зимой выступали в военные походы, как об этом я уже писал в статье «Доисторическая история древних германцев», находили прячущиеся от них племена индоиранцев, брали с них дань мороженым мясом. А тех, кто сопротивлялся, строго наказывали.

***

Фоморы считались потомками богини Домну, которая противопоставлялась богине Дану. Как можно было понять это имя матери турсов?

Правильный ответ можно будет найти только в результате параллельной расшифровки обеих имен, причем имена обязательно должны иметь какое-то противоположное значение.

Первое толкование подтверждает тезис о фоморах как о собирателях дани. Выше в абзацах о боге Диан Кехте мы писали, что «Дану» означает «дающие». Это может толковаться, в том числе и как «платящие дань». Но тогда «Домну» (господа) означает «берущие» (эту дань).

Вторую удовлетворительную расшифровку я извлек из литовского словаря. В нем есть слова dangaus (небесный) и dumsus (темный). Первое подходит для светлых небесных богов, второе для темных сил, каковыми были фоморы.

На латыни и в славянских языках есть еще слово domus (дом). Оно, видимо, родственно словам типа литовских dumsus, tamsus, русского «темный». Ведь в древних домах, а ими могли быть и пещеры, было темно.

В таком случае реальное толкование «Дану» от dangaus могло быть «кочевники, живущие под открытым небом», а «Домну» от dumsus – «живущие в пещерах». Это соответствует образам фоморов, как потусторонних, подземных существ. Кстати, в Афганистане тьма пещер. Все они обозначены на советских военных картах.

***

Когда асам приходилось воевать с ванами-кельтами, они могли, как римляне, привлекать для участия в походах покоренных турсов в качестве вспомогательных войск. Возможно, индоарии использовали в бою какие-то устрашающие маски. Допустимо думать, что маски эти как раз и делали их похожими на многоголовых чудищ. Это было впечатляющее зрелище. Вот почему и запомнились в кельтских народных преданиях именно такие образы.

url="/uploads/images/default/krishna.jpg"]

[/url]

Даже в войне Рагнарёк на стороне асов могло сражаться некоторое количество оставшихся им верными индоариев в своих своеобразных боевых головных уборах.

В кельтской мифологии эта война с фоморами и Балором называется второй битвой при Маг Туиред. В описании этой битвы не упоминаются никакие союзники племени Дану. Однако это достаточно объяснимо тем, что вообще существует склонность преуменьшать вклад союзников в войне, где и когда бы она ни велась.

И все же, по меньшей мере, один союзник-фомор (фомор по матери) на стороне племени Дану в день Маг Туиред сражался. Это был бог Луг, внук Балора. Он и решил исход битвы.

Думается, там были и другие фоморы. В ряде важных эпизодов кельтской мифологии фоморы выступают как вполне вменяемые существа, с которыми можно было вступать в союзнические отношения. Фоморы помогали племени Дану воевать с Фир Болг. Это, вероятно, соответствует исторической правде: все пришедшие на Средний Восток племена индовевропейцев до поры дружно выступали против дравидов.

***

Без сомнения, не все фоморы были многоголовыми чудовищами. Предводителями фоморов были люди обычного вида. Один из основных вождей фоморов по имени Брес и до сих пор в Ирландии считается эталоном красоты [ЭКМ. 7,8,9].

Мы полагаем, что Брес и другие лучшие воины фоморов были асами. Все они имели по одной голове. В настоящей схватке многоголовые маски только мешали бы. Поэтому асы все время и побеждали турсов.

Кстати, еще одним значением слова «фоморы» - кроме традиционного «морские чудища» - может быть «славные» (прославленные). Фама была богиней славы у древних греков и римлян [ru.wikipedia.org›Фама]. Ее имя буквально означало «молва». В ирландском языке есть аналог этого слова - fuaim (звук, произношение и опять-таки молва).

Одно время красавец-фомор Брес был королем ирландцев. Кельты сами пригласили его на трон, когда они с одной стороны устали от войны с фоморами, а с другой их прежний вождь Нуада лишился в схватке с Бресом руки и по закону не мог уже быть королем.

***

Нет необходимости повторять трюизм о том, что мифы часто и причудливо сплетаются. И этот миф тоже таков. Но он очень интересен для анализа.

В мифологии ирландских кельтов Нуада - король и предводитель богов Туатха Де Данаан. В первой битве при Маг Туиред потерял руку, несмотря на то, что у него был волшебный меч, от которого никто не мог спастись. Так как бог с физическим изъяном не мог быть королем богов Туатха Де Данаан, Нуада был вынужден отречься от трона и уступить его Бресу. Впоследствии бог-врачеватель Диан Кехт сделал ему серебряную руку. После этого Брес был свергнут с трона, и Нуада вновь стал королем Туатха Де Данаан. В начавшейся из-за этого войне Нуада, опасаясь Балора, передал свою власть Лугу, который убил Балора в поединке (ЭКМ. 5, 6, 7).

Кельтского бога Нуада, с большой вероятностью, можно отождествить с германским Тюром по признаку однорукости. Как это могло бы случиться, что Тюр оказался еще и богом кельтов?

Второе имя Тюра – Тивац – является самым близким из имен германских богов к всеобщему наименованию богов кельтско-славянско-литовских и индоиранских – дева (дивы). «Тивац», между прочим, очень походит на имя «Зевс» (Диевас). Из этого можно заключить, что именно Тивац (Дэв) был общим богом всех индоевропейцев до выделения из их состава германцев.

После того, как германцы, вышли из состава общности они (впрочем, не все) сменили главного своего бога. Главным стал Один-Водан. Именно этот эпизод описан в мифе о смещении Нуады. Очевидно, что германцы некоторое время пытались навязать своего нового бога и кельтам, но эта попытка провалилась.

Кельтское имя Тиваца-Диеваса «Нуада» толкуется из ирландского языка как «Обновленный» (Восстановленный).

***

Однако из наших рассуждений следует, что Брес был Одином. А как же тогда Балор?
Проблему можно утрясти двумя способами. Во-первых, заявить, что Брес лишь вторая аватара Балора. Второй способ фактически является развитием первого. Брес мог быть сыном Балора, родным или приёмным.

Если Брес приемный сын, то речь идет о Фенрире. Именно Волк Фенрир «откусил» руку Тюра. Но если по германской версии лишение Тюра руки было актом неповиновения, то в кельтском мифе Фенрир, очевидно, исполнял волю Балора-Одина. Оценка эпизода, который имел место, могла легко меняться в зависимости от позиции оценивающих в тот или иной период. Был же период, когда Фенрир, как и его отец Локи, являлся верным союзником асов. В это время его нападение на общего индоевропейского бога Тиваца с подачи Одина, расценивалось бы асами позитивно. Время прошло, Фенрир стал мятежником, а с Тюром отношения восстановились, и позитивная оценка деяний Фенрира сменилась на негативную.

Но для кельтов нападение на Тиваца-Нуаду во все времена было делом нехорошим.

Впрочем, Брес мог и не быть Фенриром. Имена уж очень несходны, да и главный атрибут Бреса - красота - Волку не походит (хотя подходит Кришне). Но Фенрир-Кришна в войне Рагнарёк, по нашей версии, был на той же стороне, что и кельты. А у кельтов нет мифа о переходе Бреса на их сторону в решающей битве. Напротив, Брес покинул Туатха Де Данаан (был изгнан ими). Он был главным зачинщиком войны фоморов против племени богини Дану. А главное Фенрир у нас уже отождествлен с кельтским богом Лугом.

***

Самым красивым асом был сын Одина Бальдр [en.wikipedia.org›Baldr]. Богиня Скади, переходя к асам, именно его имела в виду в качестве своего будущего мужа (а ей подсунули Ньёрда). Имя Бальдра тоже не походит на имя Брес, но Бальдр был князем Брейдаблика (Балтистана). Как я говорил, эту область издревле заселяет народ буришков (бурисков), а тамошние горы, опять же с моей точки зрения [смотри статью «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке»], назывались Березовые горы (Харе Березайти). Исходя из данных фонем, я могу предположить, что «брес» было титулом Бальдра, а не просто вторым личным именем.

Согласно германским мифам Бальдр был убит по наущению Локи. События, начавшиеся с того убийства, и привели в конце концов к войне Рагнарёк. Согласно кельтской версии Брес сначала был свергнут, а потом в ходе войны, вызванной его свержением, попал в плен, но был отпущен под условием, что станет покровителем земледелия [ЭКМ.9].

Так что Брес опять больше напоминает Бальдра, нежели Фенрира. Бальдр попал в Хель, а бог Хермод ездил туда с просьбой о выкупе (так выкупают плена). После войны Рагнарёк Бальдр воскрес и стал исполнять обязанности умирающего и воскресающего бога плодородия.

Месяцем бога плодородия был сентябрь – месяц урожая. У римлян таким богом плодоносного месяца был Вертумн [ru.wikipedia.org›Вертумн]. Правда, его праздник приходится на август. Но надо учесть погрешности много раз менявшегося римского календаря, а также разницу в климате Ирландии и Италии. Зато ирландский сентябрь называется fómhair. Вот и еще одна этимология слова «фоморы». Ведь Брес-Бальдр, фомор, стал у кельтов богом плодородия.

Кстати, имя Брес неплохо коррелируется с именем Фрейра или (без скандинавского суффикса) Фрея. Лингвисты скажут, что звук «б» легко переходит в «в», а «в» - в «ф». Как вы помните, в Бактрии был топоним «Ферхар-и-Верседж», который я истолковал как «Фрейр-Вересень» или Фрей Сентябрьский.

***

Перейдем к этнической идентификации имени Ньёрд. Показательно, что ряд специалистов по изучению германской мифологии пришли к выводу, что толковать имя этого германского бога придется из кельтских языков. Первоначальное значение имени, оспаривается, но оно может быть связано с ирландским словом nert (сила, власть) [en.wikipedia.org›Njörðr].
Я согласен с этой этимологией. Но, как всегда, считаю, что одновременно должны найтись еще и другие этимологии имени, которые гораздо определенней отражают божественные функции Ньёрда как бога моря.

Бога Ньёрда легче всего отождествить с кельтским богом моря по имени Лир (Лер, Ллир). В сущности, их имена различаются лишь артиклем. В кельтских языках на равных бытуют две формы определенного артикля “na” и “l”. Первый характерен для ирландского языка, второй для языков континентальных кельтов. В литовском языке артиклей сейчас нет, но фонема na сохранилась как слово со знаниями «ну» и «вот».

Основной корень имени Ньёрда-Лира толкуется сегодня только из литовского языка. Это слово erdvė (простор). Родственным ему является литовское же слово jura (море).
На ирландском языке есть слово leathan (широкий), которое соответствует второму литовскому синониму понятия «простор» - laisvė. В валлийском языке есть слово le (пространство). Думаю, что они являются производными от более древнего leacht (жидкость), которое можно сравнить со славянскими «лить» и «литье». Для кельтов простор, прежде всего, был жидким, то есть морем.

Кстати, последнее свидетельствует, что для валлийцев, как и для славян, понятие «мир» было связано с понятием «море». В валлийском языке lle это «космос, вселенная».
Один из исландских синонимов понятия «море» - la, по-видимому, заимствован из кельтских языков. И вообще скандинавы очень много заимствовали у кельтов - больше, чем немцы.

Итак, имя Ньёрд толкуется из литовского, то есть эталонного кельтского языка как «Простор», а так как понятие «простор» у кельтов было неразрывно связано с понятием «море», то имя «Ньёрд» означает «Морской простор». Западно-кельтское Лир является немного искаженным временем вариантом того же словопонятия (другой артикль и отсутствие окончания).

Возможно и другое. Имя Лир могло состоять из двух корней, а не из одного корня и артикля. Мы реконструируем слово lir как le (льющийся) + ir (простор). Но тогда и имя Ньёрд мы тоже можем истолковать как сумму двух корней, один из которых был иранским: «наур» (озеро) + «ёрд» (простор) = «Наурёрд» (озерный или водный простор). Эта смешанная ирано-кельтская (ирано-литовская) этимология была бы еще одним хорошим подтверждением доказываемой в данном анализе теории о пребывании германцев-асов и ванов-кельтов на Среднем Востоке.

***

Сказанного в этом разделе нашего анализа вполне достаточно, для полного и окончательного подтверждения нашего тезиса о кельтской природе ванов. Однако еще раз напомним, что под именем «кельты» в данном случае мы имеем в виду также славяно-литовские племена. В моем анализе доказательств этому более чем достаточно.

Последнее, что я хочу сказать на эту тему это то, что бог Диан-Кехт отлично отождествляется со славянским Даждьбогом [ru.wikipedia.org›Даждьбог], а Ньёрд с богом Родом (Народом).

В русском языке есть еще немало слов, связанных с природой последнего. Например, «нерест» (процесс размножения рыб), «нерето» (рыболовная снасть = вентирь), «нерпа» (тюлень). Есть слово «нырять» (в литовском языке nyrinti). С ними связано русское «ныряльщик» и литовское naras (водолаз). Литовцы могли бы вывести этимологию имени Ньёрд как Нар-ёрд.
Русалки у литовцев называются nėrovė и vandenė. Они могли быть дочерьми или женами бога Ньёрда (nėrovė). Или апсарами, женами ванов-гандхарвов (vandenė).

Известна литовская легенда о подводной богине Юрате [nicbar.narod.ru/legenda12.htm‎]. Богиня считалась женой бога Перкунаса. Но, скорее всего, это более поздний вариант мифа. В ранних версиях она могла быть женой Ньёрда. Юрате вполне отождествляется с германской Нертой, о которой писал Тацит [Германия. 40]. Если к имени Юрате добавить кельто-литовский артикль «н» получится Н’ Юрате, что очень близко к имени Нерта. Так что на деле Нерта могла быть не германской, а литовской богиней.

В русском языке, как можно видеть, тоже имеются следы древнего общекельтского артикля, но употребление его считается неприличным (знаменитое наше «не нукай – не запряг»). Кстати, то, что в русском языке считается признаком неумения складно говорить (вставные «ну» и «э») очень помогают ирландскому и британскому красноречию. Там никто не осуждает оратора, который в поисках подходящего продолжения речи застыл на неопределенном артикле «э».

Общеевропейская лексема типа «море» (mar, Meer и т.д.) также должна рассматриваться как корень типа «ир» (ор, ар) и определенный артикль «м», имеющий значение «наше» (мое).
А вот о германском «фиорд» (залив) того же самого сказать нельзя. Думается, значение этого слова «между земли» (zwi + Erde).

Очевидно, немецкое Erde (земля) в изначальном значении так же, как и в литовском языке, передавало понятие «простор». Однако для германцев, для которых понятие «вселенная» передается словом Welt, что звучит почти одинаково со словом Wald (лес), простор это нечто сухое. Так понятие «сухой» передается в скандинавских языках лексемой типа tørr, которая состоит t’ +ørr, где t’ – старинный германский артикль. Он встречался в старом фламандском и голландском языках. В английском языке он широко представлен в виде артикля the. Вариантом произношения слова «сухой» является скандинавское tørk. Его можно сопоставить с немецким Berg (гора). Очевидно, в самые древние времена, когда значительная часть ванов обитала на побережье пресноводных морей Среднего Востока, асы предпочитали только горы, поросшие лесом.

На этом, пожалуй, можно пока и закончить.

 (Голосов: 2)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Скандинавия
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города вблизи Дуная
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города на широтах Богемии
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Древние города северной Германии и Польши
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Племена
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Расположение рек и гор Германии от Дуная до Северного моря и Балти...
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Перевод с древнегреческого языка с комментариями
 Мой учитель Юрий Васильевич Демаков
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Архив сайта
 Октябрь 2018
 Сентябрь 2018
 Август 2018
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018