Главная  

Почему славяне суть нарци

В «Повести временных лет» (ПВЛ) говориться, что прародиной славян была земля Норик (современная Австрия). «Нарцы (разночтения: норцы, норицы) еже суть словене». Есть, правда, мнения, что «нарцами» монах Нестор, автор этой летописи, называл обитателей каких-то других мест. Так на Северном Кавказе жили некие нарты, легендарный народ осетинских легенд. Аланы, предки осетин, и на самом деле принимали участие в формировании русского этноса. Но версия Норика все же имеет преимущество: в Австрии и рядом с ней славяне-словенцы живут до сих пор. И большинство историков считают, что в ПВЛ идет речь о нарцах как обитателях именно Норика.
Однако то, что сегодня известно о Норике говорит против версии ПВЛ. Народы, жившие в Норике, судя по тем сведениям, которые есть в римских источниках, кажутся не похожими на славян. По данным источников в Норике славяне появились только в VI веке н.э. И Норик довольно мал по территории. Как оттуда могли выйти столь многочисленные и заметно различающиеся по языку и обычаям славянские народы? И как можно объяснить топоним «Норик» из славянских языков, если это исконно славянская земля? Но, допустим, что Норик получил свое название от какого-то другого народа. Тогда имел ли этот неизвестный нам народ какое-то отношение к названиям рек Нарев, Нуржец, Нер, Неретва, Нерусса, Неручь? А ведь все они тоже текут в славянских землях. Попробуем разобраться. Заодно попытаемся выяснить происхождение названия племен Neriuani (неруяне) из списка Баварского Географа, невров Геродота и нервийцев Юлия Цезаря.


Для начала кратко о том, как я представляю себе историю славян за последние 10 тыс. лет. Кое-что об этом я уже писал в предыдущих своих работах. А более подробный обобщающий обзор сделаю как-нибудь позднее.
Итак, 10 тыс. лет назад славяне еще не выделились из уже существовавшей индоевропейской народности. Эта народность спасалась от последнего европейского оледенения на Среднем Востоке, в стране, которую «Авеста», священная книга древнего Ирана, называла Эран Веж (Южное убежище). В Эран Веж, а возможно, еще в Европе до начала оледенения индоевропейцы уже делились на многие племена, чему способствовали и обширность занимаемой ими территории и расчлененность ее горами и реками.
В Эран Веж индоевропейцы оказались разделены на две большие группы племен, которые условно можно назвать: 1) индоиранцы (вероятно, они пришли в Иран первыми); 2) европейцы. Среди европейцев наиболее многочисленной была подгруппа, которую условно можно назвать кельтами. В ее состав кроме предков нынешних кельтов Британских островов входили предки литвы и славян.
Много раз в своих статьях повторяю, что считаю литву настоящими эталонными кельтами, так как только в литовском языке (не в ирландском, не в валлийском, не в бретонском) есть слова, адекватно объясняющие этноним «кельты». Это kiltis (племя), keltuva (стада), keliauti (кочевать). Литовский язык самый древний в Европе, похож на санскрит. Славяне же говорят языками, более других сходными с литовским.
С окончанием оледенения европейцы двинулись обратно в Европу. При этом предки литвы шли севернее – к северу от Каспийского и Черного морей. А предки славян шли южнее через уже довольно густонаселенные земли, часто вступая в контакт с местным населением. В результате язык литвы изменился гораздо меньше, чем язык славян и теперь больше, чем любой другой европейский язык похож на язык индийцев.
Но зато культура древних славян больше выиграла от общения с другими народами. В то время как литва осваивала пустынные в то время просторы Европы, славяне на некоторое время задержались в Малой Азии, где развивались в соседстве с великими древними цивилизациями хеттов, критян, ассирийцев и вавилонян.
Впрочем, все-таки часть славян, не задерживаясь, переправилась через Босфор и Дарданеллы и пыталась заселить Балканский полуостров и Италию. Однако больших успехов в этом деле не достигли. Другие народы оттесняли их с равнин в горы. Культурный уровень и численность этой части славян долго оставались на невысоком уровне. Подъем славянских племен на Адриатике начался лишь после прибытия новой волны переселенцев из Малой Азии. И пришла эта новая волна морем.
Так как предки славян занимали преимущественно приморские районы Малой Азии, они сделались хорошими моряками. Море и реки вообще были самыми лучшими дорогами для переселений крупных масс людей даже в самой глубокой древности. На воде безопаснее от хищных зверей и враждебных племен, Вода кормит в дороге лучше, чем лес (тюлени, рыба, моллюски, яйца морских птиц). Лодка позволяет 1-2 мужчинам легко и относительно быстро транспортировать жен и детей со всем имуществом и запасом продовольствия. Так что когда в Малой Азии стало тесновато, многие ее народы устремились на новые места морем. Летописи Египта сообщают о нашествии «народов моря», в Италию морем прибыли этруски и латиняне. В самых первых строках истории Древнего Рима Тита Ливия говорится о прибытии в Италию венетов.
Как доказали словенские ученые Матей Бор и Йожко Шавли, венеты Адриатики были славяноязычны. В своих работах я много раз доказывал то же самое. Венеты прибыли в Италию из Пафлагонии, название которой я толкую как «Повлагонье» (Поморье). Славяноязычными, по моему мнению, были также карийцы, обитавшие в юго-западном углу Малой Азии. Переселившись, они заселили восточный берег Адриатики под именем карнов, а затем стали зваться хорутане [читай мою статью «Хорутане-карантанцы, карны и карийцы»].
Из Италии венеты начали распространяться по Западной Европе. Сначала они заселили область Винделика на территории современной Баварии, потом добрались до Балтийского моря. Часть венетов потом достигла Бретани, но после поражения от флота Юлия Цезаря вынуждена была вернуться обратно на Балтику. Здесь они основали город Винету-Волин, одно время бывший крупнейшим в Северной Европе. Затем они заняли Аландские острова и Рослаген. И, наконец, могучий поток венетов устремился на восток на просторы Русской равнины. Здесь финны называли их вене, а сами себя они стали звать вятичами.
Второй не менее мощный поток венетов устремился из Повлагонья на север. Совместно со своими родичами капами (каппадокийцами) они основали в Крыму-Тавриде колонии Кремны и Пантикапей (город антов и капов). [Каппадокия – по моей версии, Капов Оток (Берег капов); капы от славянского «купно» (община); смотри мою статью «Хорутане-карантанцы, карны и карийцы»]. Затем они пошли еще севернее и встретились с венетами, шедшими от Адриатики и Балтики.
Кроме венетов по Европе распространялись и другие славяноязычные племена. Так потомки карийцев карны заселили центральную часть Галлии под именем карнутов. Их соседями были белловаки и морины. На юге Галлии расселялись волки-лютеваны. В Эльзасе обитали секваны (будущие чехи).
Как же удалось сравнительно малочисленным поначалу предкам славян так сильно размножиться? Да так же, как размножились граждане сравнительно небольшого поначалу городка Рим. Насколько известно, славяне всегда были открытым обществом и охотно принимали к себе пришельцев из других племен - даже тех, кто попадал к ним в плен. В польском языке еще сохранилось слово «розпленяць» (размножать). Но в первую очередь славяне, конечно, ассимилировали многочисленные родственные себе племена литвы. Удавалось это им за счет некоторого культурного превосходства, накопленного в Малой Азии и ранее.
В Тавриде и на возвышенности Товтры (Западная Украина) венеты славянизировали племя тавров (быков – от литовского taurus) и те стали тавричами (Taurisci). Боруски (от литовского baras – нива, поле), жившие на Днепре-Борисфене, стали полянами. Слились с вятичами галинды (голядь) и наски, жившие в районе реки Москвы. И еще многие и многие литовские племена слились со славянами на территории Польши, Чехии и южных славянских стран. Уже в XV-XIX веках чуть не исчезли в славянском море последние островки – Литва и Латвия. Думаю, если бы не национальная политика большевиков, так бы и случилось.
Веков за пять до начала нашей эры славянские племена предприняли нашествие на Галлию. Они заселили так называемую Галлию-Белгику. Не всю, впрочем, и не одни они, а в союзе с литовскими и германскими племенами. Но название «Белгика» и «Бельгия», скорее всего, происходят от славянского «бель» (болото). Северная Бельгия (германцы называли ее Нидерланды) была чрезвычайно болотистой страной. А началось заселение Белгики с Нидерландов, потому что основной дорогой переселения были большие реки – сначала Дунай, потом Рейн. Новоприбывшие племена первое время оставались около устья Рейна, например нервии. Те, кто прибыл ранее, мигрировали на равнины Иль-де-Франса (Остров Франция). Островом или островами Иль-де-Франс назывался недаром. Несомненно, на этой низменной равнине тоже раньше было много болот. Есть версия, что древнее название Парижа «Лютеция» означает «грязь», то есть болото. Кельто-романское слово «лютеция», в значении «болото», могло быть связано со славянским словом «люто» (злое место).
С 57 года до н. э. войска Юлия Цезаря вторглись в центральную Галлию и Белгику. Славянские племена этой территории, особенно, венеты и белловаки подверглись тотальному истреблению. В итоге остатки венетов вернулись на Балтику морем, а белловаки перешли на скрытый лесной образ жизни (их стали называть сильванесты – лесные гнезда). На несколько веков в Галлии разгорелась партизанская война багаудов или бойядов (борцов, бояр). Терпевшие поражения багауды понемногу перебирались на восток.
Первоначально беглые галльские славяне селились в Свебских горах (Швабский Альб). Римляне, завоевав эту страну, изгнали свебов и объявили область свободной для заселения всеми желающими. Назвалась эта область Декуманскими (Десятинными) полями. Думаю, здесь славяне и усвоили слово «десятина» в значении «поле», а также слово «свобода» от «Свебия». Здесь же появилось слово «немец» как определение понятия «германец». Ближайшими соседями славян, живших на Десятинных полях, были неметы, германское племя. Сами германцы были невысокого мнения о новых жителях швабских гор. Очевидно, с этого времени в немецком языке появилось слово «швабб» (слабак). А прежде германцы говорили, что свевам (швабам) могут противостоять в битве только боги. Это «швабб» вполне может быть искаженным славянским «слабый».
В 15 году н. э. римские войска овладели Винделикой. Население этой страны было истреблено и изгнано. Остатки винделиков разместились вдоль бывших границ своей страны. Там прослеживается целая цепочка топонимов на «винд» (венд). Внутри же бывшей Винделики ни одного такого топонима не осталось. Озеро Винетус (ныне Боденское) тоже потеряло прежнее название. Римляне стали называть его Constantinus.
Предполагаю, что особенная жестокость разгрома Винделики была связана с тем, что оттуда в Галлию шел поток помощи сражающимся багаудам. Главный город Винделики (название его ныне утеряно) был крупным центром производства оружия.
После разгрома Винделики жителям Декуманских полей также следовало опасаться расправы римлян. К тому же Швабский Альб не мог бы вместить всего растущего населения, хорошей земли здесь было мало. Так что славянам не оставалось ничего другого, как просачиваться на восток в Норик и дальше вниз по Дунаю.
Вот так население Норика могло пополняться за счет славянских беженцев из Галлии и Винделики. То были представители разных племен. Думаю, из Эльзаса в Богемию через Норик выселился целый народ секванов (чехов). Из Винделики в Польшу переселились ликаты - они же лехиты (ляхи) с реки Лех. До прихода римлян в Винделике обитали еще козуанеты (куявы или кашубы?) и русинаты (русины?).
Кстати, насчет русинов в Норике. Интересно, что коренные жители Австрии до сих пор пользуются такими же трубами-трембитами, что и русины. И одеваются почти так же.

url="/uploads/images/default/tremb.jpg"]

[/url]

Кроме славян из Норика и его окрестностей бежала на восток и литва. Существует литовская легенда о том, что пятьсот знатных воинов бежало от Рима в Литву во главе со старцем Палемоном.
Значительная часть славян бежала из Галлии не через оккупированную Римом Винделику, а через земли свободной от римлян Германии. Шедшие по лесам славянские группы уже назвали себя словенами, то есть ловцами, охотниками. И слово «слава» (слова) в то время означало всего лишь охотничью добычу. Германцы знали, что через их земли идут беглые подданные Рима, рабы. Вот откуда, как полагаю, возникло германское Sklave (раб), перешедшее потом в английский и французский языки. Но было еще одно германское слово, которое, как я думаю, тоже возникло в то же время в связи с рейдирующими по лесам славянами. Это Knecht. Оно тоже имеет значение «раб» и в то же время оно означает «воин». У славян оно имело значение «едущий на коне» (конь + ехать = конехт). Вариантом слова «кнехт» было славянское «князь» (конь-яздь). Германцы его заимствовали в форме Knast (старейшина). Разумеется, старейшины словен ехали верхом. Является ли германское «конунг» производным от славянского «конь», точно сказать не могу. Существует немецкий глагол können (мочь). От него можно сконструировать слова «могучий» (könnich), «король» (König) и «конунг». Сами германцы происхождения слова «конунг» не знали. В одной из скандинавских саг «Песня о Риге» говорится, что «конунг» происходит от имени «Кон юный». Это, конечно, чепуха.

***

Итак, мы видим, что Норик для славян, живших западнее него, лишь перевалочным пунктом в их миграции на восток. Но ведь все равно можно говорить, что славяне прибыли из Норика. Было еще одно обстоятельство, способствовавшее тому, что древнеславянские хронисты считали эту территорию прародиной всех славян. Часть Норика римляне, после завоевания, присоединили к другой своей провинции – к Паннонии.
К Паннонии, в частности, от Норика отошла и его древняя столица Виндобона (Вена). Видимо, поэтому автор ПВЛ Нестор счел Паннонию лишь частью Норика. А, между тем, на этой обширной, равнинной и удобной для ведения хозяйства территории обитало весьма значительное население.
Паннонцев считают иллирийцами. Однако об иллирийских языках, фактически, ничего не известно. Все же и западные ученые теперь начинают склоняться к мысли, что иллирийцы были почти славянами. А некоторые российские ученые считают Средне-Дунайскую низменность исконно славянской землей, прародиной славян.

Кроме Виндобоны в этой части Паннонии имелись Карнунт и Савария, достаточно крупные города. Названия их созвучны названиям еще трех славянских племен – венетов, карнов и северян. Известно, что в Паннонии действительно обитали карны (по моей версии, позднее хорутане).
Венеты (винделики) тоже завели в Норике свою колонию. Для них был важен контроль Янтарного пути, по которому они доставляли этот ценный камень от соплеменников - балтийских венетов. Часть этого пути пролегала по Дунаю. Позднее римляне тоже контролировали и охраняли этот участок пути.
Что касается северян, то, полагаю, они были близкими сородичами сербов. По моей версии [смотри мою статью «Сербы и Русь: доказательства близкого родства сербов и полян»], предки сербов задолго до начала нашей эры мигрировали на восток до Днепра, где вошли в контакт и в союз со скифами и сарматами. От них они приобрели свое имя, означающее на иранских языках «воин» и «пастух». Исходным пунктом миграции на восток, по моему мнению, для сербов был Сирмий, в честь которого они основали на Днепре город Серимии.

Между тем, известно, что в окрестностях Сирмия до завоевания его римлянами жили некие амантины или более точно аманты (др.-греч. Ἄμαντες). Стефан Византийский в VI веке н.э. писал, что амантины вели свою родословную от абантов из Эвбеи и утверждал, что они населили эти земли после Троянской войны.
Если сравнить этнонимы «аманты» и «абанты», то можно заметить в них постоянство корня «анты». Быть может это смело, но я полагаю, что аманты-абанты были частью венетской народности из Малой Азии. Часто венетов называли энетами или антами. Приставки «ам» и «аб», как я думаю, имели значение «родом».
Я писал, что славянский этноним «атторичи» (из Списка Баварского Георгафа) означал «родом торичи» или «по отцам торичи», так как даже в русском языке (согласно словарю Даля) удержалась форма «атя» (отец). Та же форма присутствует в племенном имени «бастарны» или «баць – тарны» (чьи вы? - по отцам тарны). А корни слов «тарны» и «торичи» были вариантами литовского «таур» и русского «тур» (и то и другое «бык»).
Форма «аманты», очевидно, более древняя – «по матери анты». «Аму» - мать на скифо-иранских языках. Эта корневая часть много раз употребляется в названиях городов и племен Северного Причерноморья. А форма «абанты» еще, думаю, древнее. «Оби» - означало «бабушка» (праматерь) на огромных просторах Евразии.
Абанты были со временем ассимилированы греками (как, впрочем, и все оставшиеся в Малой Азии славяне). Амантины жестко противостояли римлянам и после поражения были проданы в рабство. На землях Сирмия долгое время доминировал латинский язык, пока с востока на родину предков не вернулись сербы. Думаю, что аманты-венеты были предками сербов.

В «Википедии» [ru.wikipedia.org›Паннонцы] в числе главных паннонских племен указаны бревки. Некоторое время думал, что бревки могли быть родичами борусков, но нет. Греческое написание этнонима Βρεῦκοι исключает прочтение «бревцы», что было бы возможно при латинском написании Breuci. Не удалось истолковать это название при помощи литовского и латышского словарей. В конце концов, пришел к выводу, что адекватнее всего толкование данного этнонима из славянских языков.
Так в польском языке (самом архаичном из прочих славянских) есть слово browek (откормленный кабан). И так как хорошо известна склонность славянских языков к икавизму (по-польски, например, волк – вильк), то уверен в возможности существования варианта briwek или «бривк». Отсюда уже близко до «бревк». Тотемом бревков наверняка был кабан. На родовом уровне этимологией могло быть слово «братко» (лингвисты знают, как звук «т» переходит в «в»). Можно найти и другие этимологии по всем уровням, но я не хочу перегружать статью, отклоняясь от главной темы.
По этой же причине не стану искать литовских и славянских этимологий для других племен Паннонии. Лишь отмечу, что они возможны. Вернемся непосредственно к теме Норика и нарцев.

***

О языках Норика, практически, ничего не известно, хотя на основе пары кратких надписей ученые пытаются отнести язык Норика к числу кельтских. Против этого ничего не имею, так как считаю эталонным кельтским языком литовский (смотри выше). Древнейшие норики, думаю, были литвой (одно из племен Норика звалось латовиками). В то же время в западной части Норика жили некие алауны, которых я считаю скифо-аланами. Интересно, что на реке Ликус в Норике, можно предположить, жили армяне. Теперь эта река называется Гайл. «Ликус» означает «волк» на латыни, а «Гайл» - на армянском языке.

Из «Википедии» известно, что за 370 лет до нашей эры Норик захватили тавриски. Латинское Taurisci можно бы читать и как «тавричи». Я так и делаю.
Эти тавричи, по моему мнению, бывшие тавры, обитатели Тавриды (Крыма). Изначально были литвой. Затем были славянизированы венетами из Повлагонья (Пафлагонии). От них хорошо усвоили корабельное дело. Будучи стесненными с севера скифами, морем начали мигрировать на Дунай. От устья Дуная поднялись до Норика и завоевали его. Владели им до 45 года до н. э. Потом пришли римляне.
Горы в Австрии-Норике до сих пор носят название – Тауэрн. Но, думаю, не от того, что повелители страны в них ютились, а потому, что тавричи еще у себя на родине привыкли называть всякие горы «тавром».
Горные хребты с названием Тавр есть и в Крыму и в Малой Азии. Древние люди часто представляли себе горы рогатыми окаменевшими быками. И сейчас еще в словаре альпинистов бытует слово «тур» в значении «каменная башня». Славяне же называли туром дикого быка. И славянское «тур» это лишь вариант древнего кельтского «таур». Примерно так называют быка и литовцы, и британские кельты, и греки. Исходя из этого, можно сказать, что крымские тавры были по тотему «быками», а по месту жительства горцами.
Лучшей частью Норика являются его придунайские части. Здесь и земля плодороднее и рыба. Тавричи стали уже к тому времени речным народом. Скорее всего, они заняли, в основном, эти лучшие области Норика.
И тут мне пришло в голову, а не связано ли название территории с понятием «река». Допустим, «Норик» - это страна «на реке». В пользу этой версии было то, что по соседству с Нориком обитали два племени, имена которых, видимо, связаны со славянским «река». Это Racatae и Racatriae. Знаете, белорусы и сейчас говорят «раца» вместо «река».
Все же от этой версии пришлось отказаться. Таким способом нельзя объяснить название реки Ноарус (она же Мур). Нельзя так объяснить название города Норейа, по имени которого, как считает большинство ученых, происходит-таки название провинции. Норейа находится в горах. Город был известен римлянам, в основном, своими железорудными шахтами. Так что здесь больше подошло бы слово «нора».
И тут я вспомнил о русском слове «нырять». Сходные слова есть и в других славянских языках, а также в литовском. Гласные в корне самые разные: польское nurzyć, чешское nořiti, литовское nérti.
В словаре Даля имеется слово «мырять» (нырять). В славянским языках звуки «м» и «н» часто меняют друг друга. Вот и название реки Ноарус еще в древности иногда звучало как Мурус. Не значит ли это, что некогда и славянское «море» могло произноситься как «нор» или «нер»?
«Нер» и «нор» очень древние фонемы, широко распространенные по просторам Евразии. Иранцы подобным образом называют много предметов, в том числе и водные пространства. От них «нор» в значении «озеро» попало даже в монгольский язык. И не было бы ничего странного, если бы и славяне как-то усвоили такое же слово в таком же примерно значении. И оказывается, что они его все-таки усвоили.

Изучая словари, я пришел к выводу, что в древности в славянских языках, в том числе и русском, бытовал двойной звук «зн». Это неразрывное «зн» было аналогично белорусскому «дз» или чешскому «рж». Позднее оно все же распалось и в некоторых словах вместо «зн» стали произносить либо «з», либо «н». Но в словаре Даля можно найти ряд слов, где звук «зн» все еще неразрывный: зналезть (залезть), знашей (ноша), знайти (найти), знароком (нарочно), знауздать (зауздать). Эти слова сейчас не употребляются, но имеются другие, которые еще употребляются. Привожу их с аналогичными синонимами без «зн»: знать (нять, понять), жизнь (житье), болезнь (боление). Зной – нуда – нужа (жара по Далю) – nouze (чешское). И так далее.
Если мы возьмем название знаменитого озера Неро и подставим вместо «н» двойное «зн», то получиться «Знеро». Далее можно предположить, что из названия исчезло начальное «з» и получилось «Неро». Однако если бы исчезло «н», то получилось бы «Зеро», то есть просто «озеро». Кстати, в странах иранского языка некоторые озера называются «зира» (например, Гауди-зира) в Афганистане, а другие называются «наур».
У меня есть и другие доводы за то, что в древности у славян существовали слова типа «нырь» или «неро». В древнегреческом языке, например, не было слова «неро» (νερό - вода). А в новогреческом оно есть. Могло оно попасть в греческий в первом тысячелетии нашей эры, когда массы славян заполонили Элладу. С того времени в ней везде, даже на Пелопоннесе, можно найти славянские топонимы. Даже знаменитые в истории Фермопилы теперь называются Каменна Вурла.

Наши изыскания относительно значения фонемы «нер» в славянских и литовских языках полностью решают вопрос о названиях рек Нарев, Неретва, Нуржец, Нерусса, Неручь, Нер, Нерис и Нарва. То же самое касается и рек Мур, Морава (их две – в Чехии и Сербии), Муреш. Все эти названия славяно-литовского происхождения, в основе которых лежит корень «нер» (мур) со значением «вода».

Подозреваю, что и древнегреческий морской старец Нерей (Νηρεύς) был когда-то не греческим, а литовским или славянским морским богом. В статье «Хорутане-карантанцы, карны и карийцы» я писал, что греки взяли в свой пантеон карийских (то есть славянских богов) Ладу (Лето), Аполлона (Опаленя-Полеля) и Артемиду (Рдемиз, Лель). То же могло быть и с Нереем. Меня всегда удивляло, зачем грекам два бога солнца - Гелиос и Аполлон, а также два бога моря - Посейдон и Нерей. Этот Нерей у славян мог бы зваться «Нырей». Дочери его нереиды в литовском языке, видимо, зовутся nerove (русалки).
Кстати, предполагаю, что слово «русалка» могло в древности произноситься как «нерусалка». Известно, что славяне приносили девушек в жертву богам, топя их в реке. Это было, можно сказать, публичным способом создания русалок (некоторые девушки по разным причинам тайно топились сами). По словарю Даля «неручь» означает «речка». Лингвистически «неручь» может переходить в «нерусь». Тем более, что синонимом слова «речка» является «русло». Словом «алка» в литовском языке называли место принесения в жертву. Так что «нерусалка» это жертва реке. Топили девушек, видимо, всегда с распущенными волосами. У Даля есть «ходит, как русалка (о девке, нечесанная)». Но еще и сегодня широко бытует слово «неряха» (тоже нечесаная и неубранная). И хотя неряхой можно назвать и мужчину, но само это существительное скорее женского рода. Полагаю, что «неряха» или «неряса» было прежде синонимом слова «русалка» (нерусалка).
Считаю вопреки Фасмеру, что слово «мерзавец» не имеет прямого отношения к морозу. Что такого плохого в морозе, чтобы вызывать тошноту? А мерзость вызывает. Обнаружил у Даля, что слово «моросить» имеет второе значение как «струиться». Ясно, что корень «мор» в этом слове связан с понятием «вода» (мор – нер). Сходство корней «мерз» и «морос» тоже явное. В итоге я пришел к выводу, что «мерзавец» это изначально утопленник – утопленники и в самом деле выглядят довольно мерзко. Но тогда «мерзавка» или - что звучит более позитивно - «мерсава» (морсава, нерсава) является, по-видимому, синонимом слова «русалка».

Главной богиней Норика, «матерью народа» [ru.wikipedia.org›Норик], была богиня Норейя. Ее святилище, думаю, находилось в Норейе, городе ее имени. Судя по имени, она могла быть владычицей вод. Почему ее особо почитали в руднично-металлургическом центре? Конечно, она была и владычицей рудничных подземных вод, часто топивших шахты и шахтеров. Выше я также допустил, что шахты в Норике назывались норами. Так что богиня вообще могла быть покровительницей рудничного дела. Город Норейя, продавая большое количество металла (римляне особо ценили оружие из Норика), без сомнения был очень богатым. И он мог позволить себе выстроить лучший в Норике храм богине, от благоволения которой зависел его бизнес.

Имя богини Норейи очень похоже на имя греческого морского бога Нерея, которого мы уже упоминали выше. И там же мы предположили, что Нерей мог быть адаптирован в греческий пантеон из славяно-литовского. Таким образом, Норейя могла бы быть женой Нерея. Между тем, главного бога-мужчину Норика, который по всему был мужем Норейи, по римским источникам, звали Марс Латобий [ru.wikipedia.org›Норик].
Марс Латобий, титуловался «царем туата». И этот его титул был одним из существенных доводов за то, что древнейшие норики были литвой. По-литовски народ – tauta. А «Латобий» могло означать «литовский» или «латовикский» (латовики были, видимо, одним из основных племен Норика до прихода тавричей).
У меня возникло сильное сомнение, что литовского бога Норика звали Марс, и он был богом войны. Норики не были так уж воинственны. И тем не менее. Марс или Март был в Италии сначала богом плодородия. Ему был посвящен март, месяц посевов. Однако поскольку римляне затевали свои походы как раз с этого месяца, Марс постепенно превратился в бога войны. Так что «Марс» Латобий тоже мог быть богом плодородия.
Но боги плодородия могли быть также богами дождя и воды. Если Норейя была богиней вод, ее муж тоже мог быть богом воды. Тогда его имя было, скорее всего, Нарс или Нарт. «Нарт» могло происходить от литовского nerti (нырять).
Нырять же Нарт мог бы в реку Литаву (по-немецки Лейте). Поэтому, подумал я, и звался он Латобий. Литава – река недалеко от Виндобоны. Река огибает с севера большое Нейзидлерское озеро, которое в древности могло иметь сообщение с Литавой. Словенцы зовут его Nežidersko озеро. В славянских языках звук «ž» (ж) часто выступал и выступает до сих пор в паре со звуком «р» (рж). Тогда гидроним «Нежидерско» мог бы звучать как «Нержидерско», а затем «Неридерско» и «Неритерско». «Нерит», как можно видеть, совпадает с реконструированным мной именем бога Латобия – Нарт (Нерт). Следовательно, священное озеро Неритерско было обиталищем бога Нерта-Нарта Латобия. Таким образом, моя гипотеза о настоящем имени бога Латобия и его водной природе неплохо подтверждается.

url="/uploads/images/default/noric.jpg"]

[/url]

Теперь нечто очень важное для любителей скандинавской тематики. Несомненно, славяно-литовский бог Нарт или Нерт или Нерд это и есть главный бог ванов Ньёрд. Совпадение не только в звучании имени, но и в функциях. Ньёрд был богом моря и плодородия (как и все ваны).
Кстати, профессиональные историки тоже считают, что имя Ньёрда кельтское [en.wikipedia.org›Njörðr]. Правда, они выводят этимологию имени бога от ирландского nert (сила, власть). Думаю, мое толкование адекватнее. Что же касается ирландского «нерт», оно могло стать производным от имени Нерта, «царя туата», точно так же, как германское «кайзер» (император) стало производным от имени Цезарь.
Тацит писал, что германская богиня Нерта особо почиталась в сильнейшем из племен свевов, носившем имя «семионы» [Тацит. Германия. 39, 40]. Нерту считают женской ипостасью Ньёрда. Но она могла быть сестрой или женой этого бога, подобно Норейе. Однако самое интересное, на что почему-то не обращают внимания, это то, что «семионы» или «земионы» - этноним литовского происхождения. «Земе» - по-литовски земля.
Видимо, правы были те ученые, которые считали свевов полиэтническим союзом племен. Впрочем, таковыми было большинство союзов племен. Так в союзе племен древней Пруссии было племя сассовии. Несомненно, это были германцы саксы. (Большинство негерманских народов Европы в старые времена называли саксов «сасы»). Хорошо известен также союз племен германцев-вандалов и иранцев-алан.
Тацит пишет, что Нерта жила на каком-то морском острове. Этим островом мог быть Земландский полуостров или по-литовски Semba (ныне Калининградская область РФ).

Настала пора разобраться с неврами (Геродота) [ru.wikipedia.org›Невры], с неруянами Баварского Географа [ru.wikipedia.org›Баварский географ] и с нервийцами Юлия Цезаря [ru.wikipedia.org›wiki/Нервии]. Буду утверждать, что это один и тот же народ, переживший на своем веку массу приключений.
В настоящее время профессионалы склоняются к мысли, что невры были литовским племенем. А прежде ученые-слависты считали их славянами. Вот только имя у племени было какое-то неславянское. После моего исследования относительно древнеславянского «нер» (вода) объяснение этнонима «невры» имеется. Но я не стану возражать и против того, что изначально невры были литвой.
Вторым уже явно славянским названием невров стало «волыняне». И вот почему.
Во-первых, невры были в близком контакте со скифо-иранцами. У иранцев «нар» это бык. Очень возможно, что невры тоже называли быка «нар» или «нер». У индоевропейцев фонемы для передачи понятий «вода» и бык часто почти одинаковы. Так у германцев бык – Ochse, поток – Ach; у поляков бык – byk, поток – bog; у литвы бык – jautis, река – upe. Однако у славян быка часто называют волом. Нер-вол, думаю, был древним тотемом невров-волынян. Когда слово «нер» вышло из обихода этноним «волыняне» стал единственным.
Во-вторых, у Геродота говорится, что временами невры «превращались в волков». Думаю, это связано со сменой тотема. У большинства европейских племен тотем-добыча, мясо которого питало племя, становилось его плотью и кровью, сменилось на новый хищный тотем. У славян это чаще всего был волк. Как видим, корни слов «волк» и «вол» одинаковы. А вот синоним слова «волк», похожий на слово «нер», мне не известен. Так что переход от этнонима «невры» к этнониму «волыняне» был связан, возможно, как раз со сменой тотема.
И вот еще одно предположение. В славянизации невров главную роль играли венеты, прибывшие через Крым из Малой Азии. Почему? Я полагаю, что было еще два варианта произношения этнонима «венеты». Будучи морским народом, мастерски владея парусом, венеты могли иногда называть себя «вейнеты», то есть «люди ветра (вия) и паруса (веяла)». А еще могли зваться «велнетами» - людьми волн. От этнонима «велнеты» одинаково могли возникнуть этнонимы «венеты» и «волыняне» (известный вариант – велюньчане; известны также велеты - вильцы). Обращает на себя внимание, что венетские города Венеция на Адриатике и Винета на Одре имели по второму имени: Венеция – Веленце; Винета – Волин.

Кстати, корень «нет» (нат), входящий в названия древних славянских народов, имеет значение «родичи» или «наши». Он родственен слову «нация». В русском языке, согласно Далю, существовало существительное "нашина" или "нащина", которое могло наряду с прочим иметь значение "нация".

Со всем основанием предполагаю, что невры, незадолго до завоевания Галлии Юлием Цезарем, участвовали во вторжении славяно-литовских племен в Белгику. Здесь их стали называть нервии. Нервиев называли еще кельтоскифами, что, на мой взгляд, ясно указывает, откуда они пришли. Нервии расположились в болотистых местах будущих Нидерландов, которые были очень схожи по условиям обитания с природой Полесья.

Мой дорогой наставник белорусский лингвист Федор Данилович Климчук в свое время написал статью под названием «Неривяне – вервиане» [zagorodde.na.by›istor1_1.html]. Вервиане, славянское племя упоминавшееся Константином Багрянородным. Некоторые считали, что вервиане это древляне. А Федор Данилович считал, что вервиане это неривяне, жившие в западном Полесье.
Тоже считаю, что этнонимы «вервияне» и «неруяне» (нервяне, неривяне) лингвистически схожи. Как я писал выше, в древнеславянских языках существовал неразрывный звук «зн». Уверен, что этот звук употреблялся в названиях «невры» и «нервяне» - знервяне. Но звук «з» часто переходит в «в». Например, английское «th» даже в одном и том же артикле the читается то как «в», то как «з».
Есть и смысловое сходство. По-гречески «невры» это как раз «веревки». Думаю вервиане были знаменитыми канатными мастерами и делали свои канаты (без чего не может обойтись корабельное дело) из вербы. Жили они тоже среди верб в болотистых местах. Так что их имя могло звучать и как «вербяне».

Кстати, «верба» исключительно славянское название ивы. Ива была священным деревом многих народов. Так валлийцы называют иву просто helygen (священная). Так что «верба», было у славян тоже священным названием ивы, связанным со словом «вера». А вербяне могли настолько почитать это священное дерево, что славяне-христиане долго еще помнили, как их предки «молились на куст».

Однако зачем мы вдаемся в разбор темы о сходстве этнонимов «вервиане» и «неривяне»? Дело в том, что в Нидерландах большое число топонимов с корнем «верб» или «верв». Думаю, они являются топонимическими следами пребывания неривян-вервиан в Белгике.

Во время Галльской войны нервии оказали жесткое сопротивление римлянам. Но в произошедшей битве солдаты Цезаря истребили чуть ли не всех мужчин этого племени. Некоторое время нервии продолжали жить в Бельгии, но думаю, что позднее они, как и все славяне Галлии, захотели эмигрировать из-под власти Рима.

В статье «Баварский Географ с точки зрения славянина» я пришел к выводу, что в начале IX века нервии-неруяне уже перебрались на Дунай и обитали на пространстве от Железных ворот, до устья реки Олт (Вылча) на территории Румынии. Здесь они были соседями многочисленного племени уличей-лютичей.

Неруяне, как и уличи-волки, приняли самое деятельное участие в создании румынской нации, во время своих походов против Византии, выводя с южного берега бедных ромейских крестьян, говоривших на балканской латыни. Когда число влахов (так стали называть себя бывшие пленники-ромеи, включенные в состав племени уличей-лютичей-волков) превысило число их славянских патронов, оставшиеся еще не ассимилированными уличи и неруяне перебрались сначала в Молдавию, а потом на Волынь. Для неруян это было возвращением на их древнюю прародину. Кстати, автор статьи тоже является потомком неруян-волынян.

 (Голосов: 1)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Краткие замечания
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Екатерина I: Марта Скавронская или Катарина Рабе
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Доисторическая история чешского серебра
 Славянизация Польши (окончание)
 Славянизация Польши
 Архив сайта
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
 Июнь 2016
 Март 2016
Александр Козинский  ©  2014-2016