MySQL ERROR [select]: SELECT month(from_unixtime(postdate)) as month, year(from_unixtime(postdate)) as year, COUNT(id) AS cnt, postdate FROM ng_news WHERE approve = '1' GROUP BY year(from_unixtime(postdate)), month(from_unixtime(postdate)) ORDER BY postdate DESC limit 12
(1055): Expression #4 of SELECT list is not in GROUP BY clause and contains nonaggregated column 'avcoru_kozinsky.ng_news.postdate' which is not functionally dependent on columns in GROUP BY clause; this is incompatible with sql_mode=only_full_group_by
Сербы и Русь: доказательства близкого родства сербов и полян : Доисторическая история славян : Александр Козинский
Главная  

Сербы и Русь: доказательства близкого родства сербов и полян

В «Повести временных лет» недвусмысленно сказано, что славяне пришли в Моравию, Чехию, Польшу и на Русь из Норика, то есть с территории современной Австрии. Можно ли этому верить? Думаю, это возможно. Большинство городов Австрии имеют двойные названия – немецкие и словенские. Словенские ученые Матей Бор, Йожко Шавли, Иван Томажич в своих работах убедительно доказывают, что славянские народы жили в тех местах еще до прихода туда римлян. Славянскими топонимами наполнена Швейцария и Северная Италия. Славяноязычными, скорее всего, были и адриатические венеты. (Мне тоже, кажется, удалось внести свою лепту в доказательства этой теории). Можно найти доказательства проживания вендов-славян и на территории современной Баварии, которая до римского завоевания называлась Винделикой.
В то же время есть и достаточно четкие исторические свидетельства прихода славян на эти земли в V-VI веках н.э. Как же быть с ними? По-видимому, проблема решается весьма просто. До нашей эры славяноязычные племена двигались с запада на восток, а в начале нашей эры началось обратное движение.

Начну свой анализ с одного факта. Он покажется кому-то, может быть, незначительным. Но уж такова планида тех, кто пытается восстановить древнейшую историю человечества. Внешний вид вымерших животных и людей ученые ухитряются восстанавливать иногда всего лишь по одной косточке. Я тоже начну «с косточки», но лишь начну.

Исследуя названия городов Северного Причерноморья, приведенные в книге античного географа III века н. э. Клавдия Птолемея «Руководство по географии», я обратил внимание на название города Серимнии. Судя по его географическим координатам, вычисленным Птолемеем, 57o восточной долготы и 50o северной широты, я предположил, что город находился на месте современного Кременчуга.
В те времена правильно определять долготу еще не умели. К тому же отсчитывали ее от какого-то неизвестного места в Атлантическом океане (от Гринвича до Кременчуга будет всего 33o41' долготы). Ошибки в определении широты тоже достигали порядка 2 градусов. Истинная широта Кременчуга 49o07', то есть на целый градус меньше. Но широта города Ольвии была указана на целых 3 градуса южнее, чем это есть на самом деле. Видимо, на Днепре работал не самый лучший ученик Птолемея, потому что в других случаях ошибки бывали намного меньше.

Я счел Серимии за Кременчуг из-за фонетического сходства названий. Специалист по лингвистике скажет, что звук «с» переходит в «к». Например, английская буква «си» (c) во многих случаях читается как звук «к». Так что с течением времени название «Серимии» могло бы начать звучать как «Керимии» или «Кремии».

Разумеется, я попытался истолковать название города, начав с иранских языков. В словаре пушту я нашел афганское слово «цири» (разорванный, разрыв). В принципе, это могло бы подойти, так как в районе Кременчуга в древности Днепр, по-видимому, раздваивался на два полноводных рукава (если идти по реке с юга). Западный рукав Днепра вытянулся на север до Черкасс вдоль течения нынешних рек Ердынь и Тясмин. Со временем он пересох, но в древности он образовывал остров длиной примерно в 120 км.
Наличие этого древнего рукава подтверждает и сам Птолемей, хотя большинство ученых предполагают, что рукавом он, якобы, называл один из притоков Днепра. Кстати, и слово «ердынь» означает «старица» (пересыхающее русло).

Птолемей писал: «По рукаву реки Борисфена: Лиин город 54o - 50o15'; Сарбак (Сарвак) 55o -50o; Ниосс 56o -49o40'». Обратим внимание, что на той же широте, что и Серимии указан город с названием Сарбак. А, между прочим, на территории нынешней Сербии в римские времена был известен город Сирмий (ныне Сремска Митровица). И вот мне подумалось, являются ли эти созвучия топонимов случайными? Согласно продвигаемым на этом сайте теориям народы, переходя на новые земли, несут с собой свои излюбленные названия мест. Не был топоним «Сирмий-Серимии» одним из таких названий для народа, который мигрировал в древности между реками Савой и Днепром?

Поскольку я уверен, что еще в доримские времена на территориях вокруг Сирмия обитали славяноязычные племена, то я постарался расшифровать название города с точки зрения славянских языков. Получилось «Сыре–мейа» - «сырая межа». Слово «межа» звучит по-словенски именно как «мейа» (meja).
И в самом деле, Сирмий не только стоит на реке Саве, но и окружен каналами, которые были предназначены для осушения древних болот. И очень даже возможно, что во времена своего возникновения он был пограничным городом.
Возможны и другие варианты перевода, например, «Сыре-майа («Сырая мать» - имеется в виду река Сава). Но первый вариант выглядит более убедительным.

Особенно важно, что вариант «Сырая межа» походит также и к толкованию «Серимнии», так как этот город на Борисфене явно был пограничным. Ниже него по реке за порогами Днепра города носят несомненно греческие названия – Метрополь и Ольвия.
Впрочем, я полагаю, что и скифское название (Цири) у города тоже имелось. Так обычно и бывает: одна этимология накладывается на другую. Кстати, нашел еще одно подходящее афганское слово – «сарварх» (место слияния двух рек).

Итак, я предположил, что еще до нашей эры какие-то группы из состава славяноязычных племен Иллирии, Паннонии и Фракии периодически отправлялись на восток на поиски новых земель. Удобными путями для них были реки Дунай и Тиса.
Причин для такого движения было множество: перенаселение; неудачный исход войны, внешней и междоусобной. Кстати, хорошо известны жестокие войны, которые вел против иллирийцев Октавиан Август [ru.wikipedia.org›Иллирийская война]. А всего в истории были известны три Иллирийские войны, причем первые шли еще за две сотни лет до нашей эры.

В описаниях Иллирийских войн перечислены племена, названия которых звучат чуждо уху славянина. И всё же я попытался расшифровать их имена с помощью славянских и литовского словарей. Литва, несомненно, является близкой родней славянам. Я получил неплохие результаты и мог бы с успехом разобрать тут все указанные в истории этих войн этнонимы, но ограничусь лишь наиболее значимыми.

В моих предыдущих статьях этноним «карны» объясняется как «корени» - «родичи» на диалектах, по меньшей мере, Западной Беларуси и Украины. «Либурния» толкуется мной как страна хлябарей (народа моря). Позднее хлябарей стали называть морлаками-веянами [Смотри мою статью «Карантанцы-хорутане, карты и карийцы»].
Я писал, что литовским племенем могли быть скордиски [en.wikipedia.org›Scordisci]. Kardas - по-литовски меч. Есть слово «корд» (кинжал) и в белорусском языке. В таком случае этноним Scordisci следует читать как «скордичи». Но слово «корд» (нож) есть и в афганском языке пушту, который я считаю наиболее близким к языкам скифов и сарматов. Правда, литовский вариант толкования этноним все-таки имеет преимущества в виде слова skerdikas (боец).

«Яподы» (япиды) – имя значительного племени, жившего к востоку от карнов, надежнее всего толкуется из литовского языка. По аналогии с выражением į kalnus (из гор) можно воссоздать выражение į padas (из подин). Слово «под» - подина, подошва гор (толкование взято из словаря Фасмера) - адекватно понятию «долина». Когда про яподов говорили, что они из долин, на литовском это звучало бы как «Jie į padas». Можно видеть, как походит это на греческое Ιάποδες. Замена же в некоторых случаях формы «под» на «пид» может означать начало влияния славянских языков (украинцы говорят «пид» вместо «под»). И этот намек на славянское влияние можно даже подкрепить цитатой из Страбона, который считал яподов смешанным галло-иллирийским народом [ru.wikipedia.org›Яподы]. Согласно новым веяниям у западных ученых иллирийцы вроде говорили языком, сходным со славянскими [ru.wikipedia.org›Иллирийские языки]. Что же касается литовского языка, то я в своих статьях не раз доказывал, что именно литовский язык является самым чистым кельтским диалектом.

Славяноязычным, видимо, было племя далматов. Название хорошо толкуется как «сыны Матери-Долины». Их верховную богиню звали Тана. В «Википедии» сказано, что на албанском это означает «День». Вот только каждому русскому понятно, что указанное слово заимствовано албанцами у славян. В албанском языке наверно до 80 процентов слов являются заимствованиями из греческого, латинского и славянских языков. Настоящее эсперанто. Возможно, первоосновой албанского языка был скифский язык (сами себя они называют шкиптар). Возможно, что древние албанцы говорили на языке, похожем на язык гето-даков, то есть он был похож германский [смотри статью «Загадки происхождения румын и молдаван»]. Тану отождествляют с римской Дианой, а ее в свою очередь многие из славянских ученых, начиная с польского историка XV века Яна Длугоша, обоснованно отождествляют Диану со славянской Дзеваной. Главным богом далматов был Сильванус, имя которого могло представлять собой искаженное «Словен». Этот «Словен», полагаю, был богом охоты. По моему мнению, изначально этноним «словяне» означал «охотники», а «слава» (слова) означало «охотничья добыча».
«Википедия» пишет, что генетический анализ показал родство далматов с дейлемитами, племенем, живущим в северном Иране [ru.wikipedia.org›Далматы]. Готов допустить, что это так и есть. Вот только были ли дейлемиты иранцами изначально?
Примерно 11 тысяч лет назад Иран был прибежищем многих народов, спасавшихся там от последнего европейского оледенения. В священной книге древних иранцев «Авесте» так и говорится: Эран Веж – убежище, дарованное людям богами для защиты от наступающего холода и голода [https://ru.wikipedia.org/wiki/Джамшид].
Среди этих народов были и германцы и славяно-литовские племена. Недаром коренное население высокогорья Кашмира называется вершики [https://ru.wikipedia.org/wiki/Буриши]. А также на берегах Пянджа живет афганское племя, которое называет себя луди – то есть люди!

Иранские народы волнами накатывались в Западную Европу вплоть до начала нашей эры. Аланы, прошедшие от Кавказа до Испании и Северной Африки, видимо, были последней волной. «Книга захватов Ирландии» повествует о том, что первым королем этой страны был скиф, скифами были и шотландцы-скотты.
Можно сопоставить имя племени дарданцев [ru.wikipedia.org›Дарданцы], живших в древности на территории сербского Косово, и дардов [ru.wikipedia.org›Дарды], народа до сих пор обитающего в Кашмире. А во Франции есть еще река Дордонь, название которой из иранских языков можно истолковать как «река дардов» (дард-дон).
На территории нынешней Албании задолго до наступления нашей эры обитали парфины. Не они ли были предками албанцев, не пришли ли их предки из Парфии [ru.wikipedia.org›Парфия]?

Иранские пришельцы серьезно контактировали с литовскими и славянскими народами. В славянских языках так много иранских слов, что можно предположить, будто именно это иранское влияние и позволило славянам выделиться из кельтского языкового массива.
Кстати, этноним "скифы" (scifoi, scitoi) лучше всего объясняется из славянских языков. Русское "скитаться" и сербское "скитати се" означает "кочевать". А скифы были скотоводами-кочевниками. Понятие "скот" тоже связано с этнонимом "скифы", так же как "скит" (пустынь). Это, на мой взгляд доказывает, что скифы были полиэтническим союзом племен, и славяне в него входили еще за несколько веков до нашей эры.

***

Родоначальник славистики чешский ученый XIX в. Павел Шафарик считал, что этноним «сербы» является древнейшим самоназванием славян. И действительно, известно, что это славянское племя отдельными островами было расселено по Европе очень широко. Кроме сербов, живущих непосредственно в Сербии, есть еще сербы (сорбы), доныне живущие в Восточной Германии. Хорошо известно, что сербы жили прежде и в Чехии. А если верить топонимам, то сербы некогда жили и в Польше, и в Скандинавии, и в Италии, в Румынии и на территории Украины. Все это так. Тем не менее, у меня появились обоснованные сомнения, что народное имя «сербы» самостоятельно возникло в среде протославян, а не было заимствовано в древние времена у какого-то другого этноса. Подобным образом в разное время заимствованы были такие названия народов как французы, эстонцы, финны, болгары, пруссаки, мордва, татары, а также как можно узнать из материалов этого сайта, вандалы удмурты (вотяки), ханты.

Зная о мнении Шафарика, я решил проверить этноним «сербы» на его «славянскость» в соответствии с моей теорией множественности этимологий. По этой теории самоназвание этноса всегда имеет целый ряд логически согласующихся этимологий из родного языка этой народности. Так как таких этимологий может быть слишком много, достаточно осуществить проверку по пяти уровням этимологий.

1. Родовой уровень – ищем связь названия племени со словами типа «племя, родич, отец, мать, брат, племянник, кровь».

2. Тотемный уровень – ищем связь этнонима с названием какого-то зверя. Тотемы были двух видов. Первым тотемом было какое-то нехищное животное, плоть которого питала племя, поклонявшееся ему. Так индейцы Северной Америки поклонялись бизону. Более поздний тотем обычно был хищным.

3. Воинский или охотничий уровень – ищем связь с названием какого-нибудь оружия или орудия охоты, а также с синонимами понятий «воин» или «охотник».

4. Языковый уровень – ищем связь с понятиями «говорить, слышать, понимать».

5. Уровень среды обитания – ищем связь со словами типа «вода, море, лес, горы».

По данному перечню кое-что удалось отыскать. В сербском языке имеется слово «црвен» (красный, червонный). В данном случае наблюдается законный лингвистический переход звука «ц» в «ч» и «к». Между тем, слово «красный» (кравсный) явно родственно слову «кровь». Подтвердим это утверждение второй парой славянских слов, передающих то же понятие: «руда» (кровь) и «рудый» (красный). Значит, и «црвен» сродни слову «кровь».
Обратим внимание на то, что корень слова «црвен» это согласные – «црв». Сербы скупы на гласные. Себя они называют просто срп. Фонетически «црв» и «срп» очень близки. Но «црв» означает «кровь», а кровь это не только красная жидкость. Издавна понятие «кровь» равнозначно понятию «родня» (род, родичи). Так мы нашли этимологию этнонима «серб» на родовом уровне.
Так как слово «кровь» родственно слову «корова», мы нашли и этимологию слова «серб» на тотемном уровне. Германцы тоже считали родоначальницей людей и богов корову по имени Аудумла [ru.wikipedia.org›Аудумла]. Хищным тотемом сербов был «керов» (большой пес). Сербское «керов» родственно одному из сербских синонимов слова «волк» - «курjак».

На этом пока остановимся, потому что перед нами встал один вопрос. Дело в том, что эти же этимологии подходят и хорватам, которые говорят практически тем же языком, что и сербы. Но хорваты и сербы это разные народы. И дело тут не в том, что хорваты католики, а сербы православные. Различие сербов и хорватов прослеживается до самой глубокой языческой древности.
Прародиной хорватов считаются Карпатские горы. В восточных Карпатах был известен воинственный народ карпы или карпаты, хорошо известные по античным источникам. В начале нашей эры римские императоры не раз сражались с ними, что не всегда кончалось их триумфом. Почему-то карпов не желают признавать славянами [ru.wikipedia.org›Карпы (народ)], хотя хорваты в Средние века как раз обнаруживаются в местах обитания древних карпов. Хорваты жили и в Чехии, и в Венгрии, и в Галиции.
Галицкие белые хорваты по-другому назывались еще червенцами (крвенцами). А чешские хорваты иногда фигурировали как хорватичи (крватичи, крвантичи). Этноним «карпаты», очевидно, связан с сербскохорватским глаголом «кропити», который в начальном своем значении, думается, означал «лить кровь». Известно, что слово «крап» означает оттенок красного цвета. Таким образом, по смыслу «карпаты» означало то же, что «червенцы».
Изначально хорваты, как и карпы, передвигались в Карпатах. Этноним «хорваты» можно этимологизировать еще и как «горные вятичи» (исходя из моей теории множественности этимологий). Но в V-VI веках они двинулись через Паннонию в места своего нынешнего обитания на берегах Адриатики.
По пути они победили и по обычаю всех славян включили в свой состав остатки готов и гепидов, вытесненных из Дакии гуннами. В так называемой «Летописи попа Дуклянина» (средневековой хорватской хронике) готская история уже считается историей хорватов, а готские короли королями хорватов [ru.wikipedia.org›Летопись попа Дуклянина].
Заодно хорваты присоединили и всех прочих обитателей Паннонии. Вследствие этого они в IX веке стали самым многочисленным из тогдашних славянских народов. Число их городищ достигло, согласно списку Баварского Географа 516-ти. Полагаю, что тогда они назывались стадичами - от немецко-скандинавского Stade (город). [Смотри мою статью «Баварский Географ с точки зрения славянина»].

Возможно, однако, что этноним «стадичи» обусловлен был и тем, что основным занятием хорватов в то время было скотоводство. Оно и сейчас играет важную роль в экономике Венгрии. Историческая область на востоке этой страны называется «Хартобадь пушта», что можно истолковать из славянских языков как «Пастбище (степь) гуртоводов».

Византийские источники и древних сербов описывают как воинственный пастушеский народ. [История Югославии, 1963 год. стр. 89. ru.wikipedia.org›Рашка (государство)]. На Балканы они двигались, очевидно, как и хорваты, тоже с востока (только вдоль течения Дуная). И шли они примерно в тот же период, что и хорваты, что и привело к столкновениям и вражде, которая жива до сих пор. Пастушеские народы, даже родственные, постоянно сражались из-за пастбищ и, кстати, очень жестко. Взять хоть монголов, хоть арабов.
Расхождение сербов и хорватов, вероятно, было также обусловлено и тем, что одни были союзниками скифо-сарматов, а другие были с ними во враждебных отношениях. Фасмер в своем словаре в статье на слово «серб» утверждает, что этноним «sьrbъ» имел у славян значение "союзник". Возможно, сербы были союзниками именно сарматов. Ведь они жили на Днепре в самом средоточии древней Скифии и более поздней Европейской Сарматии.

Но в самом ли деле сербы пришли на Балканы с берегов Днепра? Вернемся, к топонимам Птолемея. Попробуем установить, какие из них могли быть славянскими.

На том рукаве Днепра-Борисфена, на котором был расположен город Сарбак, стояли еще два города – Лиин и Ниосс. Лиин находился примерно в том месте, где течение Днепра раздваивалось. И сегодня и на картах Боплана (XVI век) в этом месте находится селение Млиев. Отчасти топоним «Млиев» напоминает «Лиин», но не слишком. Слово «млеть» имеет значение «цепенеть, замирать». И я уверенно предполагаю, что топоним возник уже в ту эпоху, когда течение в западном рукаве Днепра стало замирать, и он превратился в старицу-ердынь. В то же время, когда течение было полноводным, место называлось как-то иначе. В словаре Даля можно найти слово «вливень» (вток). Так как звук «в» обычно легко исчезает, то топоним «Вливень» запросто мог превратиться в «Лиин» - особенно на слух иноземцев.
Но особенно важно, на мой взгляд, что в сербском языке есть слово «лиjени» (ленивый). Оно полностью соответствует топониму «Млиев» по смыслу. Очевидно, это является хорошим доказательством древнего присутствия сербов в этих местах.

url="/uploads/images/default/serby.jpg"]

[/url]

Положение города Ниосс хорошо совпадает с положением современного Чигирина. Слово «чигирь» на тюркских языках означает «колодец» (это место долго находилось во власти крымских татар, а до них половцев и печенегов). Однако не совеем понятно, почему те так называли место. Ведь не рыли же кочевники колодец на берегу довольно большой реки.
Думаю, дело было в другом. Слово «колодец» родственно слову «кладка», а кладка яиц – это гнездо. Слово «гнездо» походит на слово «ниосс», тем более, что на древнегреческом языке гнездо - νεοσσιά (неоссиа).
Так может быть Ниосс это греческий город? Может быть. Но если бы Птолемей знал, что Ниосс населяют его соплеменники, разве он записал бы название города искаженно?
Разберемся, почему город мог быть назван Гнездом. У славян гнездом называют крепость или какое-то возвышенное место. В сербском языке есть слово «низдо» (косогор, склон), у русских слово «нос» означает нечто выдающееся на местности, мыс (или холм?). И между прочим в Чигирине есть холм стратегического значения, на котором еще стоит старинная крепость. У сербов имеется слово «кладара» (острог, крепость), а «кладенац» это колодец, обложенный камнями. Отсюда и «чигирь». Как можно видеть, доводов за славянское или, точнее, сербское происхождение топонима «Ниосс» не меньше, чем за греческое.
Решающим здесь будет довод, что Ниосс находился к северу от порогов, бывших, видимо, границей греческого влияния в Причерноморье. Но греки, разумеется, знали этот город и вполне могли переиначить его название на свой лад, хотя и не совсем грамотно. Птолемей же, зная, что в Ниоссе живут не греки, не стал подправлять сообщенное ему «иноязычное» название.

Чтобы усилить свою уверенность в том, что в районе реки Тясмин во времена Птолемея проживали сербы, я попробовал истолковать некоторые местные топонимы из сербского языка. Начал я с Черкасс. Название города до сих пор не имеет однозначного объяснения [ru.wikipedia.org›Черкассы]. Наиболее распространено мнение, что в районе этого города селились черкесы. Между тем, у Птолемея в этом месте располагался стоявший над Борисфеном город Сар (по Птолемею широта 50o15'). У современных Черкасс широта 49o25' - с учетом обычной для координат Птолемея ошибки совпадение неплохое.
Как и в случае Серимний можно предположить, что скифская этимология топонима была связана с тем, что в районе Черкасс Днепр раздваивался на два рукава. То есть «Сар» это искаженное «цири» (разрыв). И очень показательно, что и сербский язык выдает такое же объяснение «черичити» (разрывать, разрезать). Правда, из русского языка объяснение с точки зрения фонетики еще лучше – «черкать» (царапать, резать). Что ж, получается, что сербская этимология занимает промежуточное положение между скифской и русской, что является в данном случае нормальным и объяснимым.
Впрочем, возможны другие афганские этимологии топонима Сар. Название «сар» (голова, начало) могло означать также то, что Сар был столицей данной территории, или просто «сар» - начало раздвоения Днепра. Данные этимологии, однако, не имеют видимой связи с современным названием места.

Гидронимы обычно древнее, чем другие топонимы. Поэтому стоило дать истолкование названию реки Тясмин из сербского языка. Оно нашлось. Сербское слово «тишма» (тисма) или «тиска» (стеснение, сдавливание) прекрасно подходит для названия перекрываемого (затихающего) русла западного рукава Днепра. После прекращения сквозного движения воды по рукаву название перешло на реку, которая, будучи прежде притоком рукава, теперь течет по его старому руслу. Что же касается формы слова «Тясмин», то в русском языке есть аналогичное слово «узмень» (узкое место на реке).

Полагаю, результатов топонимического анализа достаточно, чтобы доказать присутствие сербов на Днепре во времена Птолемея и даже ранее этого. Другие топонимические следы пребывания сербов на территории современной Украины, думаю, замаскированы в виде прилагательного «червоний», включенного в старинные названия множества населенных пунктов. Гораздо реже встречаются в Украине названия типа «Серповка» или «Черепки», которые тоже могли возникнуть в связи с этнонимом «сербы» (срп).

Потомками сербов на территории Руси, очевидно, стали северяне. Некоторые лингвисты уже высказывали догадку о родстве этих двух племен и этнонимов. Могу подтвердить это мнение примером: русское слово «всякий» по-сербски звучит как «свак». Так что в слове «серб» (варианты срп, чрв) звуки «р» и «б» (в) могли тоже поменяться местами.
Думаю, что трансформация этнонима началась уже в III в. н. э. У Птолемея среди племен Причерноморского региона упомянуты савары (савры, саубры, сауры), которых легко можно отождествить с северянами. Долгое время общины, которые начали называть себя северянами, и те, которые продолжали именовать себя сербами, могли жить по соседству и быть союзниками в случае военных действий.
На Дунае в IX в. сербы и северяне тоже оказываются близкими соседями. Византийский источник сообщает, что вождь северян Славун был грозой империи. Дунайские северяне жили на территориях современных западно-румынских областей Караш-Северин и Турну-Северин [Смотрите мою статью «Баварский Географ с точки зрения славянина»].
Переход от формы «серб» к форме «себр» мог быть обусловлен известным в исторической науке переходом от родовой (кровной) общины к соседской. В сербском языке есть слово «сабор» (товарищ), родственное глаголу «собирати». Отсюда же и слово «сябер» (сосед), имеющееся во всех славянских языках. Фасмер пишет, что в украинском языке есть слова «присербитися» (присоединиться) и пасерб (пасынок). Очевидно, эти слова как раз и есть память о тех временах, когда кровнородственные сербские общины стали разбавляться примаками-пасербами. Так как «разбавленных» общин было больше (все славяне охотно принимали к себе чужаков), Птолемей пишет о саварах, хотя, видимо, слышал и о сербах. Поэтому он и колеблется, сомневается в точности написания данного этнонима.

***

Очень интересно проанализировать сообщение византийского историка VI века Прокопия Кесарийского о том, что изначально в глубокой древности славяне называли себя спорами [Война с готами (Кн. 3, Ч. 14) ru.wikipedia.org›Анты]. Можно предположить, что «споры» это искаженное «сябры». Но есть еще одно объяснение. На афганском языке пушту, который мы считаем близкородственным скифскому, имеется слово «спор» (всадник).

Мы уже говорили о том, что слово sьrbъ у славян означало «союзник». Но откуда взялось это слово? В предыдущей части нашей статьи мы прервали анализ этнонима «серб» на его «славянскость», так как выяснилось, что найденные слова-этимологии для родового и тотемного уровня больше подходят хорватам, ближайшим родичам сербов. Думаю, что это показывает первичность чисто славянского этнонима «хорваты». А этноним «сербы» мог появиться вследствие контакта части хорватского этноса со скифами и сарматами.

В языке пушту есть несколько значимых терминов, которые могли повилять на переход от фонемы «хрв» к фонеме «срб».
Во-первых, это слово «сарбаз» (солдат, боец, воин, рисковый человек). Буквально, слово «сарбази» означает «игра головой».
«Сарбера» (верх) может указывать на то, что сербы были, в основном, конными воинами, то есть верховыми. Если главным занятием сербов на момент прихода на Балканы было скотоводство, то и тогда и до этого конь непременно был главным предметом их обихода.
«Царб» (дородный, толстый) может указывать не только на отмечаемый во многих источниках высокий рост и физическую силу сербов, но и на то, что всадники эти могли носить тяжелые доспехи. Источники указывают, что доспехи сарматских рыцарей были такими тяжелыми, что упавший с коня не мог сам подняться на ноги.

Кстати, слово «рыцарь» тоже сарматского происхождения от индоиранского «рисалда» (кавалерия). Уверен, что европейское слово «кавалерия» и наше «кобыла» происходит от иранского «кавал» (конь). Точно так же, как и арабское «фарис» (всадник) происходит от слова «перс». Очевидно, приручение лошади произошло на Среднем Востоке. Недаром же английское horse (конь) так похоже на название иранской области Хорасан, а голландское paard (лошадь) – на название иранской области Парфия.
Думаю, от вида и имени сарматской рисалды (дородных всадников в доспехах на высоких конях) в немецком языке появилось слово и понятие Riese (великан). И, разумеется, есть немецкое слово Ritter (рыцарь) - конник в тяжелых стальных доспехах.
Только доспехи сарматов чаще всего делались из всякой всячины, например, из копыт животных [Доспехи сарматов - Civilization War, ciwar.ru › Варвары › Сарматы]. Может быть, потому в языке пушту появилось слово «царвай», что означает «чучело». Из поздних античных источников известен народ всадников-«костобоков». Наверно они тоже были облачены в костяные (копытные) панцири. Судя по их имени (костяные бока), они, как и сербы, тоже были славянами. Я полагаю, что костобоки были из волынян, но об этом в другой раз.

Совершенно, очевидно, что сербы принимали участие в войнах сарматов на правах их союзников. В некоторых регионах Европы, в которых, якобы, побывали сарматские всадники, на самом деле сражались сербы.

О скифо-сарматском влиянии на сербов, а через них на всех южных славян, очевидно, свидетельствует слово «жупа» (административная единица, община, коммуна). Словарь пушту показывает, что первоначально это был воинский термин, означающий «отряд». В афганском языке есть слово «джупа» (группа, отряд, партия, караван).
Из языка пушту славянами взято также слово «рух» (сторона, направление). У славян оно приобрело значение «движение» и «рушение» (военное ополчение).

Славянам было довольно легко усваивать иранские термины, потому что их языки всегда походили на иранские больше других европейских языков. Взять хоть пуштунское слово «сурвал» (краснота). Оно несомненно родственно славянскому «червень», которое стоит в основе и этнонима «червенцы» (хорваты) и этнонима «сербы».

Есть еще одно афганское слово, о котором стоит поговорить подробнее. Это «церав» (пастбище, наблюдение, луг). Понятно, что термин относится к сфере животноводства.
Известен документ начала IX в., именуемом в историографии как «Описание городов и земель к северу от Дуная» или просто как «Баварский Географ». Там перечисляются 58 племен Восточной Европы, живших в IX веке н.э., по-видимому, севернее Дуная, причем основная часть этнонимов походит на славянские [ru.wikipedia.org›Баварский географ]. Так вот там говорится о неких зеравичах (Serauici).
В своей статье «Баварский Географ с точки зрения славянина» (начало) я доказывал, что зеравичи жили где-то на нижнем течении Днепра. Уверен, что зеравичи - та часть сербов, которая оставалась на Днепре после ухода другой части сербского народа на Балканы.

Если слово «церав» передает понятие «луг», то оно практически тождественно понятию «поле». Отсюда следует, что этноним «зеравичи» тождественен этнониму «поляне». Не были ли сербы славянскими предками полян?
Почему я говорю о славянских предках? Разве поляне не были чистейшими славянами?
В той же части списка «Баварского Географа», где говорится о зеравичах, упомянуты некие луколяне. Этноним «луколяне» тоже можно истолковать как «поляне». Афганское слово «лак» является синонимом слова «церав» и передает понятие «луг» или «поле», но в то же время в названии племени есть слово «лан», которое толкуется как «поле» в языках западных славян. Следовательно, этноним «луколяне» скорее всего гибридный – славяно-сарматский. Конечно, в IX веке славянский элемент первоначально смешанного славяно-иранского этноса уже одержал верх, но старинное название могло оставаться в обиходе еще долго. Похожим образом славяне болгары до сих пор носят имя тюркского народа, породнившегося с ними в VII веке н.э.
Добавим, что полянами были также и литовцы-боруски, чей этноним созвучен литовскому baras (участок, нива). Боруски жили, как я полагаю, в древние времена на левом берегу Днепра. Собственно, по имени борусков греки могли именовать Днепр Борисфеном. Но они тоже, как и сербы-зеравичи испытывали на себе влияние скифо-сарматов. Ведь на языке пушту есть слово «барый» (земельный участок). Он него, по-видимому, произошли и литовское «барас» и русское «барин» (землевладелец).
Полянами были и сами переходившие к земледелию кочевники скифы и сарматы. Так уже Геродот писал о скифах-пахарях. А этноним «роксоланы» толкуется из языка пушту как «ракш – аланы» (аланы-пахари). Известно, что аланы были одним из ведущих сарматских племен, а афганское «ракш» означает «пашня» (поле).
Однако пока участки земли, которые впоследствии сарматы называли «барый», а литва – «барас», оставались нетронутыми плугом они назывались «сарванди» (непаханый участок на языке пушту). Это еще раз подтверждает, что сербы-славяне во времена их совместного проживания с сарматами были, прежде всего, скотоводами.

Скифское «ракш» или «ракс», очевидно, были заимствованы литовцами в форме ruožas (участок, нива). Возможно, это послужило первоосновой для названия «Русь». Тем более, что существует еще одно пуштунское слово – «раз» (род), которое еще известно в Европе в форме «раса». Ведь что такое, в сущности, страна? Это земля + народ.
Те же сарматские слова могли стать основой названия первого сербского государства на Балканах - "Рашка". Правда, среди историков профессионалов сейчас господствует мнение, что "Рашка" происходит от названия города Рас (он был первым из завоеванных на Балканах сербами) [ru.wikipedia.org›Рашка (государство)]. Однако поскольку мы уверены, что славянские и иранские племена обитали на Балканах и до прихода сербов, то город Рас, тоже мог носить древнее славяно-иранское название.
Что же касается названия «Русь», то я считаю, что оно закрепилось за территорией нижнего Днепра лишь после того, как здесь поселилась еще одна группа сарматов - аорсы. Аорсы были сильнейшим из племен сарматов. Их власть простиралась на большую часть современной территории России и на всю Украину. Полагаю, что кроме руссов их грозное имя унаследовали сильнейшее из мордовских племен – эрзяне, а также руссы-скандинавы (суэбы), жившие, по моему мнению, до IX в. на реке Свияге (смотри мою статью «Остров руссов и Арсания, Полянская Русь»). На всем Востоке русских называют «урусы». И это не случайно. Русские в глазах восточных народов были и есть наследники аорсов.

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Кто такие ваны? (начало)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018