Главная  

Волкан – бог италийских славян

Древние римляне называли его двояко – Вулкан или Волкан. Позднее во времена греческого просвещения римских «варваров» этого италийского бога огня отождествили с Гефестом. Но правомерно ли это сравнение? Из латыни имя бога Вулкана не объясняется. Его святилища никогда не размещались внутри стен городов, подвластных Риму. Только ли из-за того, что он был повелителем огня и пожаров? Нет! Просто для Рима он был чужим богом.

В моих статьях «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы», «Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии» и некоторых прочих, думаю, достаточно убедительно доказывается, что славяноязычные племена (они тогда еще не называли себя славянами) издревле обитали на территории Аппенинского полуострова. Во всяком случае, большинство крупных гидронимов Северной Италии имеют явно славянское происхождение. Кроме того, некоторые надписи, сделанные этрусскими буквами, неплохо читаются как славянские. Впоследствии под властью Рима славяноязычные Аппенин романизировались, как и остальные италийские народности. Но если культура Рима оказала на них такое сильное воздействие, то не могло не быть и обратного влияния, пусть не такого сильного, как влияние этрусков. Я предположил, что одним из явственных следов древней славянской культуры в религии Рима был культ Вулкана.

Что нам известно об этом боге, если оставить в стороне мифы о его греческом «коллеге» Гефесте? Не очень многое. Вот, что пишет о нем «Википедия» [en.wikipedia.org›Vulcan (mythology)] (сокращенный перевод мой).

Вулкан (лат. Volcānus или Vulcānus) - бог огня (в том числе и огонь вулканов), а также бог кузнечного дела. В Риме Вулкану был посвящен праздник Вулканалии, который проходил 23 августа. В этрусской религии, Вулкан отождествляется с богом Сефлансом (Sethlans). Принадлежит числу древнейших римских божеств.

Происхождение имени Вулкан неясно и является предметом споров. Римская традиция утверждала, что это имя было связано с латинскими словами, относящимися к понятию «молния» (fulgur, fulgere, fulmen), которое в свою очередь рассматривалось как относящиеся к пламени.
Часть ученых Нового времени отождествляет Италийского Вулкана с древним критским богом природы и подземного мира Вельханом (Velchanos). Некоторые считают, что критский (минойский) Вельхан или Вельханс был, как и Вулкан, богом огня. Полагают, что у этрусков тоже был бог по имени Вельханс.
Есть и более отдаленные этимологии. Один из ирландских ученых предположил, что имя Вулкан идет от ирландского именем Олджан (Ogamic Ulccagni, в родительном падеже). Осетинский ученый Василий Абаев сравнивает Вулкана с осетинским персонажем по имени Wærgon (кузнец из легенд о нартах). Последние две версии можно считать весьма слабо обоснованными.

Святилище Вулкана было старейшим в Риме. Этруски полагали, что святилища Вулкана как бога огня должны быть вне городских стен. В то же время считалось, что Вулкан является защитником от пожаров. В праздник Вулканалий женщины вывешивали на солнце полотно для отбеливания. Считают, что этот обряд подчеркивает связь бога Вулкана с солнцем.
Вулкан был отцом царя или по другим версиям великана-людоеда Кака (Какуса), жившего на территории будущего Рима до его основания. По одной из версий Вулкан зачал Какуса, выставив из домашнего очага его матери свой пенис. Согласно римской традиции подобным же образом был зачат и основатель Рима царь Ромул.
Женой Вулкана была Майя, богиня весны и плодородия, по имени которой назван месяц май. В то же время отмечается связь Вулкана с культом девственной богини Весты».

Вулкан считался главным богом приморского города Остии (главного порта Рима). По другим источникам (кроме «Википедии») один из главных храмов Вулкана в Италии располагался на Сицилии около вулкана Этна. Его охраняли собаки, которые лаем прогоняли от него безбожников [sak.ru›article/2005/kovk/kovk1.html]. Другим жилищем Вулкана возле Италии считались вулканические Липарские острова [drevniebogi.ru/vulkan-rimskiy-bog-ognya-i-ego-razrushitelnoy-silyi/].

***
Начнем наш анализ с того, что римское толкование имени бога Вулкана никуда не годится. Очевидно, это ясно и всем современным ученым. Что же касается тождества римского Вулкана и критского Вельхана, то это, скорее всего, правда. Однако, во-первых, мы не знаем, что означает имя Вельхан; во-вторых, вряд ли мелкий божок одного из критских племен был предтечей великого Вулкана. На Крите чуть ли не каждая область имела свой собственный пантеон, и Вельхан не был там самым главным общеостровным богом. Гораздо более вероятно, что культ Вельхана был занесен на Крит из Италии. Кем? Может быть, этрусками, а, может быть, и кем-то еще.
Может быть, это были анциаты, граждане приморского города Анций, бывшего под протекторатом Рима. Анциаты были прославленными моряками и пиратами за несколько веков до нашей эры. Город Анций был значительно старше Рима. Я считаю, что он был основан венетами, на что и намекает его название. Из языка венетов-анциатов в латынь попали некоторые важные морские термины, о чем я писал в статье "Славянские корни европейской морской терминологии". Думаю, что Волкан мог почитаться в Анции в качестве одного из главных богов. Впоследствии почитание Вулкана могло быть перенесено переселенцами из Анция в Остию вместе с ролью главного порта Рима.

Я уже обращал внимание своих читателей на тот факт, что среди европейских племен наибольшее число имевших в качестве племенного тотема волка, наблюдается у славян. Так «волками» были, безусловно, полабские вильцы-лютичи, а также дунайские уличи-лютичи. «Волками» были также и хорутане, предки словенцев и карантанцев, - от «хорт» (синонима слова «волк»). Скорее всего, «волками» были и хорваты, близкие родичи хорутан.
Менее очевидно, что волками были ободриты (от «драч» - спорного синонима слова «волк») и северяне (от «зверь»). Зато славянами-«волками», как удалось доказать, были вольки-лютоване и воконтии (смотри мою статью «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы»).

Что такое тотем? Чаще всего это животное, которое по мифам древних племен было прародителем того или иного племени. Первоначально тотемами были разные крупные нехищные животные, мясом которых питалось племя. Для большинства европейских племен это был дикий бык – тур. Иногда кабан, олень или даже осёл или козел. Для саксов, как я полагаю, это было какое-то морское животное, которого они называли sea-ox (морской бык). Чисто мифологически это и понятно, поскольку кровь и плоть съеденного тотема становилась кровью и плотью съевших его почитателей. Позднее на смену съедобным тотемам пришли хищные. Так у славян-волынян на смену волу (быку), очевидно, пришел тот же волк. У саксов на смену тюленю, видимо, пришла хищная птица поморник (skua). У хавков тотемом стал ястреб (hawk), а у ангривариев – вероятно, гриф (Griffbrett). У бургундов тотемом была дикая собака – Burg-hund. У буров тотемом, возможно, сначала кабан (bour), потом медведь (Ber), если они были германцами. Те же звери могли быть их тотемами, если буры были славянами, – «Боров» и «Бурый-Из-Берлоги».

Итак, у многих славянских племен тотемом-прародителем был волк. Но прародитель племени должен еще быть богом домашнего очага. Он не должен бояться огня. Более того, он должен быть его повелителем. И что мы видим, анализируя образ бога Волкана? Он - повелитель огня. Его оплодотворяющая сила восстает прямо из середины очага. Уж не тот ли он самый Волк, что является славянским богом-прародителем?

Есть ли еще какое-то доказательство, что он именно славянский бог? Есть! И оно связано с именем его жены Майи. На языках южных славян понятие «мать» обозначается словом «майка» (majka). Значит, с точки зрения южнославянских языков жена бога-прародителя зовется просто Мать! Следовательно, она славянка и мать именно славян. Отсюда и ее муж тоже славянин.

С Волканом была связана также и весьма почитаемая римская богиня Веста. В ее храме девственницы-весталки поддерживали неугасимый огонь. Обычай поддерживать огонь в очаге очень древний, идущий из глубин тысячелетий, когда люди не умели еще добывать огонь ни посредством трения, ни с помощью кремня. Уверен, что в самые первые века знакомства людей с огнем, обязанность поддерживать огонь чаще всего поручали совсем молодым членам племени, преимущественно девушкам, угрожая им смертью при потере огня. Римским весталкам тоже за это преступление грозило тяжкое наказание.
Итак, огонь Весты поддерживали юные девственницы. Но у древних славян незамужняя девственница называлась невеста. Нет ли связи между словами «Веста» и «невеста»?
Скорее всего, есть. И эта связь отнюдь не является противопоставлением, на что с первого взгляда как будто указывает отрицательная частица «не». Рассмотрим разные варианты.

Может быть, изначально в слове «невеста» употреблялась усилительная частица «ни»? Примеры таких усилительных частиц можно усмотреть в таких парных выражениях как «тянут-потянут», «род-народ». В этих парах оба слова означают, по сути, одно и то же, но частицы «по» и «на» указывают на бОльшую силу действия или величину предмета. Для полного уяснения данного представления приведем еще один пример: «большой-пребольшой».
Рассмотрим конкретные примеры усилительного использования частицы «ни». Слово «нимало» является синонимом слова «ничуть». Но если в «ничуть» частица «ни» употребляется для отрицания (ничуть = нисколько), то в слове «нимало» она же используется для усиления значимости главного слова: «нимало» = «очень мало». В ряде славянских языков существует пара "хай" - "нехай". Оба слова означают "пусть", но, по-видимому, "нехай" является более сильным вариантом.
Так что же, «невеста» означает «очень большая веста»? Немного сомнительно.

Подойдем с другой стороны. Интересно использование частицы «не» в слове «нечто». По формальной логике «нечто» должно было бы означать то же, что и «ничто». Но на самом деле «нечто» = «кое-что» (что-то). Та же ситуация со словами «некий» и «некоторый» (какой-то). И здесь, на мой взгляд, мы уже вплотную приблизились к объяснению слова «невеста».

Синонимом слова «невеста» является «нареченная» (помолвленная). И это не только у русских. То же и у поляков. Да и у всех народов мира девушка становится невестой, когда об этом объявляется публично.
Так вот лексема «невеста», очевидно, означает, что девушка объявлена чьей-то конкретной нареченной. Она чья-то «веста» конкретно.
Остается объяснить, кто такая может быть веста. И это, на мой взгляд, довольно просто. Веста – это девица, о которой родителями объявлено к сведенью потенциальных женихов, что она вошла в брачный возраст и может быть выдана замуж. После того, как у нее появляется жених, она становится невестой. Со временем термин «невеста» распространился и на девушек-вест. Только и всего.

Итак, наша гипотеза не только предлагает разрешение давнего спора лингвистов о происхождении слова «невеста», но и реконструирует забытое славянское слово «веста». Она прямо указывает на то, что римская Веста была унаследована латинами у славяноязычных племен Италии. Прообразом Весты были девушки каменного века, обязанные поддерживать огонь в очаге рода. Поэтому и поздняя римская Веста стала богиней-покровительницей домашнего очага (а затем и всех семейных отношений).
Не могу пока сказать, какая связь существовала между славяно-римской Вестой и греческой Гестией. Но очень может быть, что культ Гестии тоже был заимствован у славян.

Вернемся, однако к личности Вулкана. Нам надо подтвердить его «волчью» природу. Выше сказано, что храм Вулкана на Сицилии охраняют собаки. Не волки. Разумеется, волков трудно было бы использовать для охраны. И все же собака близкий родич волка, который является ее предком.

Еще одним подтверждением является название Липарских островов. На латыни волк называется lupus (люпус). Почему не предположить, что в древности Липары назывались Люпарами?
Один из синонимов латинского lupus (волк) – «луперк». Богу Луперку в Риме был посвящен февральский праздник Луперкалий. Правда, в этом случае Луперк отождествлялся с богом Паном. Однако это тоже был праздник в честь бога плодородия, каковым изначально являлся и Волкан. Кстати, во время Луперкалий в жертву приносили собак [ru.wikipedia.org›Луперкалии].
Северная оконечность острова Стромболи (на котором и располагается действующий вулкан) называется Labronzo. Ronzio значит «гудение». Разумеется, здесь возле мыса постоянно слышен шум ветра и волн. Возможно и другое толкование – от ronco (тупик). Понятно, что такой мыс всегда является своеобразным тупиком, далее которого по суше двигаться невозможно. Но что такое в этом случае lab? В романских языках (в испанском) lobo – одно из произношений итальянского lupo (волк). Испанцы же долгое время владели Липарами.

Мне не удалось вскрыть связь между именем или природой Волкана и названием самого знаменитого вулкана Италии Везувия. Но это, впрочем, не удивительно. Ведь Везувий молчал до 79 года н.э., когда он стер с лица Земли город Помпеи. А целые тысячи лет до этого его считали просто высокой горой.

Наиболее интересные подтверждения волчье-собачьей природы Волкана и одновременно славянского происхождения его культа являются русские былины о богатыре Полкане [ru.wikipedia.org›Полкан (фольклор)]. По одной из версий Полкан – получеловек-полупёс (псеглавец). Считается, что образ попал в русский фолклор из старобелорусского перевода итальянского рыцарского романа Андреа да Барберино «Короли франкские», послужившей источником русской повести о Бове-королевиче, созданной в XVII веке.
Однако есть некоторые сомнения в этой версии. Во-первых, богатырь Полкан фигурирует в былинах об Илье Муромце [dic.academic.ru›dic.nsf/brokgauz_efron…Полкан], и нельзя столь уж уверенно говорить, что и этот Полкан вышел именно из романа Барберино. В сказке о Добрыне полканы это целый народ, враждебный русским. Почему-то приходит мысль о поляках, которые в 1018 году во главе с королем Болеславом I по приглашению великого князя Святополка Окаянного заняли Киев. Позднее русские под водительством Ярослава Мудрого их изгнали. Поляки вели себя тогда довольно скверно, примерно так, как и былинный Полкан. Кстати, вариантом былины о Полкане является былина «Илья Муромец и Идолище Поганое». И я бы хотел отметить, что выражение «идолище поганое» соответствует понятию «языческий бог». И вот еще. В упомянутой сказке о Добрыне полканы извергали огонь.

Второе крупное сомнение связано с именем «итальянского Полкана». Барберино описывает его так:
«Пуликане — полупёс, получеловек, сын знатной христианской сеньоры, сошедшейся с кобелём».

Допустим, что корень «кане» в конце имени Пуликане связан с итальянским cane (собака). Но что тогда означает «Пули»? Напрашивается вывод о том, что это искаженное славянское «полу». То есть Пуликане – гибридное имя с одним славянским и одним итальянским (латинским) корнем.

Вполне возможно, что это целиком славянское, но искаженное временем имя – Волкан. Искажение могло идти из-за славянской же интерпретации природы Волкана как бога огня. Изначально, имя Полкан могло звучать как «Полыхан» (Полыхающий).

А возможно, что никакого искажения здесь и нет. Просто Полыхан (Полкан) было лишь вторым именем Волкана. Вспомним, что Волкан был богом прародителем. Обратим внимание на то, что слова «племя» и «пламя», скорее всего, родственные и однокоренные, потому что центром племени изначально был костер (пламя). Для битвы же племя собирается в полк. Таким образом, «полк» есть синоним понятия «племя». Еще одним синонимом понятия «племя» является слово «улица» (вулиця). Фонема «вульц» фонетически вполне соответствует слову «волк». Так мы получаем логический переход лексемы «полк» в «волк», то есть обосновываем переход имени Полкан в Волкан.

Дополнительно можно сказать, что слова «полк» и «волк», может быть, являются родственными еще по одной линии. Возможно, что славяне в бою строились строем «волка», подобно тому, как германцы строились «свиньей». Кстати, германское volk (народ) вполне может быть заимствованным у славян.

И , наконец, звук «п» (ph) по законам фонетики переходит в «ф», а «ф» переходит в «в». На этом хотел бы закончить сопоставление имен Полкан и Волкан. Они оказались вполне идентичны. Это одновременно подтверждает и волчье-собачью природу Волкана и славянское происхождение культа.

Восточнославянским аналогом Волкана являлся бог-кузнец Сварог. По поводу значения этого имени есть множество версий [ru.wikipedia.org›Сварог].

«Исследователей всегда привлекало созвучие теонима Сварог с др.-инд. svarga «небо, небесный». Исходя из этого созвучия делался вывод и о лингвистическом родстве этих слов и даже о функциях Сварога как славянского божества. Однако в данной гипотезе много натяжек. Слово svar-gá, букв. «солнечная дорога», образовалось уже после отделения индоариев от прочих индоевропейцев и поэтому не могло попасть к славянам. Из иранского (скифо-сарматского) языка славяне заимствовать это слово не могли, так как индоарийское svar «солнце» соответствует иранскому hvar в связи с закономерным переходом s→h в иранском. Собственно славянским названием солнца этот теоним также не может быть, так как в славянском не было перехода l→r.
В наши дни, благодаря теории О. Н. Трубачёва об индоарийском языковом субстрате в Северном Причерноморье, делаются попытки реанимировать старую гипотезу об индоарийском происхождении теонима Сварог. Этот теоним был, якобы, заимствован славянами у индоариев в Северном Причерноморье и происходит от того самого svarga «небо, небесный». Теория О. Н. Трубачёва не принимается большинством современных учёных — как иранистов, так и индологов. Тем не менее, Л. С. Клейн (не являясь, однако, лингвистом), например, не видит других альтернатив, кроме как согласиться с индоарийской гипотезой.
М. Фасмер пишет, что теоним Сварог связывают с праслав. svara, svarь, в результате чего само имя приобретает значение «спорящий, наказующий», что, кажется, вполне согласуется с летописным контекстом «а яже прелюбы дѣющѣ казнити повелѣваше. Сего ради и прозъваша и богъ Сварогъ» («а тех, кто прелюбодействовал, велел казнить. Поэтому и прозвали его бог Сварог»). В. Й. Мансикка также упоминает заимствованное у славян рум. sfarogŭ, švarogŭ «сухой, пылающий», которое, однако, заимствовано в румынский из праслав. *skvara, ср. др.-рус. сквара, ст.-слав. сквара «огонь, пламя; жертвоприношение; дым, чад».

Последняя версия кажется мне наиболее подходящей. В русском языке имеется немало родственных слов, указывающих на процессы термообработки (в первую очередь пищи). Это «варить» и «шкварка». Слово «сварганить» означает «приготовить» (сделать). Слово «шкворень» (У Даля – «шворень») в общем случае, очевидно, передает понятие «поковка» (шкворень мог быть единственной металлической частью телеги). Металл у славян всегда варят, и Сварог – это тот, кто варит.
Есть еще слово «хворь». Оно, видимо, означает, что тот, кто хворает, лежит в жару. Фонетический переход от корня «свар» через корень «хвор» (хвар) к «жар» достаточно обоснован.

Приходит мне на ум также и мысль о том, что существует связь между словами «Сварог» и «извержение». Во всяком случае, уже Ипатьевская летопись (1114 г.н.э.), опираясь на известную хронику Малалы, считает Сварога за Гефеста, который, по мнению греков, жил на острове Лемнос в вулкане.

Думаю, что есть также связь между словами «Сварга» и «врач». В первоначальном значении слово «врач» означало «колдун». Языческий бог, разумеется, был колдуном. Своим словом от творил чудеса. Впрочем, колдуном считался в древности также и всякий кузнец.

Интересно выявляется связь между славянским «Сварогом» и германскими «цвергами» (дверги). Цверги были искусными кузнецами. Они обучали великого кузнеца Вёлунда, которого (смотри мою «Легенду о Вёлунде») я считаю вендом из города Винеты-Волина. Он был обожествлен в качестве бога-кузнеца и бога ветра финнами под именем Илмаринена (Вёл-моряк) и некогда соседями славян саксами. На балтийском Поморье Вёлунд был обожествлен славянами, как я думаю, в качестве Сварожича [ru.wikipedia.org›Сварожич]. Оттуда культ Сварожича был занесен вятичами на Русскую равнину.
Вторым Сварожичем мог быть Даждьбог, которого хроника Малалы называла сыном Сварога. Что ж, у бога могло быть много сыновей. Но слишком сильно доверять хронике какого-то грека тоже нельзя. А Русь к этому времени своих древних богов забыла, видимо, основательно, если уж наша древняя русская летопись была вынуждена ссылаться на зарубежный источник. Жаль.

Очень важно, что имя бога Сварога также сходно со скандинавским varg (волк). Подобное слово некогда существовало и в русском языке. Без сомнения, слова «враг» и «варнак» относились когда-то к волку. Об этом я сужу, правда, косвенно. Связь между словом «варнак» и «ворон» несомненна. Но ворон всегда идет в паре с волком.

В заключение хочу затронуть еще одну версию значения имени Волкан. Волкан не просто волк, а огненный волк. Образ имеет достаточные смысловые обоснования и помимо того, что Вулкан бог племенного костра и домашнего очага. Огненный волк (пламя) прожорлив и кусает неосторожного. Если его выпустить на волю, он мчится по сухим полям и лесам, как борзой хорт. В виде солнца он катится по небу так же быстро, как Феб-Гелиос в своей колеснице. Он Ярило - славяне зовут волчат подъярками, значит, матерый волчище мог бы зваться ярилой. Славянское «яр» имеет множество значений и кроме этого. Имя бога Ярилы явно родственно слову «жар». Во всех европейских языках звук «йот» (Jarila) переходит в «Ж».

Ну, а последняя гипотеза относительно имени Волкан такова. Думаю, что изначально «Волк-ан» могло звучать как «Волк-агн» (Волк-огонь). «Агни» - так называют огонь на санските, одном из самых древних индоевропейских языков. А белорусы так же и до сих пор говорят «агонь». На этом все.

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Екатерина I: Марта Скавронская или Катарина Рабе
 О происхождении саксов (начало)
 Конрад Цусимский – история великого предательства России (3 продолжение)
 Конрад Цусимский – история великого предательства России (1 продолжение)
 «Чёрный список» в защиту рубля
 Секреты неколебимости доллара
 Новое на сайте
 Рагнарек. Глава 10. Обиды Локи
 РАГНАРЕК. Глава 9. На поле Вигрид, сотворение Вальгаллы
 Рагнарек. Глава 8. Самая первая битва при Маг Туиред
 Рагнарек. Глава 7. Асы становятся богами
 Рагнарек. Глава 6. Создание Асгарда
 Рагнарек. Глава 5. Валаслъяльф и Хель
 Рагнарек. Глава 4. Двойная свадьба
 Был ли Петр I грузином?
 Рагнарек. Глава 3. Локи
 Рагнарек. Глава 2. Убийство.
 Архив сайта
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
 Июнь 2016
 Март 2016
 Январь 2016
 Декабрь 2015
 Ноябрь 2015
 Октябрь 2015
 Сентябрь 2015
 Август 2015
 Июль 2015
Александр Козинский  ©  2014-2016