Главная  

Вольки-тектосаги - древний союз славян и литвы (начало)

Теперь выполним обещание, данное в предыдущей статье «Загадки происхождения румын и молдаван», и доказать, что галльские племена вольков-тектосагов и вольков-арекомиков [en.wikipedia.org›Volcae] на самом деле были славяно-литовскими. Одно из этих племен (вольки-тектосаги) под именем галатов [ru.wikipedia.org›Галаты] в III веке до н.э. сметающей волной прошли из Южной Галлии (сегодня это земли Франции) до Нижнего Дуная. Оттуда вторглись в Грецию и разгромили ее. Потом переправились в Малую Азию и основали в ее центре свое государство Галатию [ru.wikipedia.org›Галатия].

I. Вольки-славяне

Мысль о том, что вольки или правильнее волки были славянами, возникла у меня, прежде всего, из-за самого звучания имени племени. Немаловажно и то, что среди европейцев наибольшее число племен «волчьего тотема» и, соответственно, названия можно обнаружить именно у славян. «Волками» были полабские лютичи-вильцы и дунайские лютичи-уличи, «волками» были, вероятно, также ободриты и северяне, так как славянские эпитеты волка «драч» и «зверь». Этноним лехи (ляхи, поляки) сходен со славянским (новгородским) синонимом слова «волк» - «лыкас» [смотри словарь Даля, статья «волк»].

У германцев было лишь одно племя с подобным тотемом – бургунды (бург-хунд), что толкуется все же как «горные псы», а не волки. Мы также отнесли к числу германцев волчье-собачьего тотема даков.

У кельтов к «волкам» можно отнести лишь самих вольков. Однако западноевропейские кельтологи считают, что тотемом вольков был сокол. На валлийском языке сокол называется gwalch, а на латыни - falco. Мы не согласны с этим, мало похоже, но будем иметь версию в виду.
Гораздо больше похоже на этноним «вольки» ирландское faolchu (волк). Эту версию будет гораздо труднее опровергнуть, хотя словенское volk (вольк), русское «волк» и даже чешское vlk похоже на «вольки» больше. Да, кстати, почему надо Volcae читать именно «вольки», а не просто «волки»?

Ну, раз уж мы рассматриваем все возможные варианты, то этноним Volcae можно попробовать вывести из германского Volk (люди, народ). И хотя нет никаких указаний на германское происхождение этого племени, тем не менее, мы постоянно будем держать в уме и данную возможность и сделаем конечные выводы на основе всей совокупности доказательств.

Какие имеются доказательства принадлежности вольков к славянам кроме их названия? Во-первых, у нас есть топонимы из района расселения вольков на территории Южной Галлии. Самым крупным из них является «Родан», древнее название реки Роны. Имеющиеся в «Викпедии» толкования названия реки неудовлетворительны [en.wikipedia.org›Rhone]. У славян же есть слово «родник», передающий понятие «источник воды». С нашей точки зрения Родан = Родень (Родниковая) - подходящее название для реки, питающейся водой альпийских родников. Одним из притоков Родана-Роны является река Изер – Озерная, то есть берущая начало в альпийских озерах. Ее же притоком в свою очередь является река Бурн (Бурная). Но, разумеется, не все названия рек там имели славянскую основу. А французы на свой манер серьезно исказили древние названия. Так река Дубис (еще один из притоков Родана) ныне называется просто Ду. Впрочем, за исключение Родана все указанные реки протекают чуть в стороне от области расселения вольков, которая, занимая приморские территории, тянулась от Тулузы до устья Роны и ограничивалась с севера Севеннами. Просто, на наш взгляд, вольки были не единственными из славян в Галлии. Практически на всей территории современной Франции можно разыскать топонимы, которые весьма похожи на славянские, везде встречаются топонимы с корнями «винд» и «венет». А ведь германцы называют вендами именно славян. Да и готский историк VI века Иордан пишет о том, что венеты были славянми. Правда, ныне тождественность венедов-венетов и славян оспаривается, но мы в свое время приведем доказательства этой тождественности.

url="/uploads/images/default/volki.jpg"]

[/url]

И все же, на всякий случай, отметим сейчас то, что один из самых важных городов земли вольков и в римские времена назывался Vindomagus. И это единственный город на карте Галлии, составленной немецким историком Густавом Дройзеном [ancientrome.ru, Gallia02.jpg], имеющий подобное название.

Древние топонимы, известные из римских источников, на наш взгляд, вообще имеют самую большую доказательную силу. Мы внимательно изучили имеющиеся карты Галлии, однако ни один из городов страны вольков римских времен не имеет намека на слова falco или gwalch. Зато один из важнейших городов римской провинции Нарбонская Галлия, в месте расселения вольков, назывался Loupian, то есть «Волчий». Думается, этого достаточно, чтобы дать решающее преимущество «волчьей» версии возникновения этнонима «вольки».

url="/uploads/images/default/gallianarbonensis.jpg"]

[/url]

Но мы все еще не уверены, что в основе «волчьей» версии лежит славянское «волк», а не ирландское faolchu. Разрешить сомнение поможет название другого города страны вольков - Luteva. Он указан на карте Дройзена в самом центре территории вольков. "Википедия" сообщает, что Лютева была столицей племени Volcae. В Средние века в ней располагался центр епископата. И она тогда называлась уже чуть иначе – Lodeve [en.wikipedia.org/wiki/Lodève‎].
Указанный город и ныне называется так же, но признается, что первоначальное название его было Лютева. «Википедия» указала две взаимоисключающие этимологии происхождения названия города. По первой название происходит от lut (болото, грязь). Но город располагается на горах, а не на бывших болотах, как Париж-Лютеция.

По второй версии название города увязывается с именем племени Lutevani. И вот тут самое главное!! Припомним, что «лют» на славянских языках это второе название волка. Если вольки и лютеваны - одно и то же племя, в чем мы теперь не сомневаемся, «ирландская» версия происхождения этнонима «вольки» от faolchu отпадает, а наша славянская гипотеза подтверждается. В связи с этим открытием считаем, что Lutevani следует читать как «лютеване» или «лютоване».

Галло-французы, которые пришли здесь на смену волькам-славянам, несомненно, долго помнили об истинном значении названия своего города. После ухода римлян они практически восстановили его древнее имя. Ведь при власти римлян он назывался Forum Neronis (в честь императора Нерона).

Во французском языке топониму Lodeve соответствует слово loden (плотная шерсть, пальто из плотной шерсти). Как-то прочел у Шарля де Костера в «Легенде об Уленшпигеле», что в средневековой Европе крестьянский кафтан из плотной шерсти назывался «волк». Не отсюда ли произошло это французское «лоден»? И в русском языке плотная шерсть именуется «войлок» - почти «волк», хотя Фасмер выводит это слово из тюркских языков. Однако более сильное наше доказательство того, что Лодева-Лютева была «волчьим городом» мы находим, конечно, в кельтских языках. Ведь западные кельты сменили вольков-славян на этом месте раньше более поздних французов, хотя они, разумеется, кровная родня. Имеются два валлийских слова: llwyd (читается как «луид») – «серый» и lladd – «убийца». Оба они являются устойчивыми эпитетами волка. С помощью любого из этих эпитетов местные галлы могли «подправить» славянское «Лютёва», чтобы самим было понятнее, что речь идет о «волчьем городе».

В департаменте Эро (где расположена Лодева-Лютёва) имеется еще немало «волчьих топонимов». С древним этнонимом «вольки», по нашему мнению, связаны названия Valcire Chau (Волчья хижина), Valflaunes, Vailhauques. Есть там горная гряда Labat. Название связано с окситанским словом lobo (волк). Окситанский язык – это древний язык южной Франции. Но стоит припомнить, что и на Руси волка иногда зовут «лобан». Название городка Менд (Mend) к северу от Лодевы можно сопоставить с испано-окситанским manada (стая волков). Особенно интересен горный топоним Pic de Sent Loup. Loup – «волк», но прибавка «сент» (святой) указывает, что речь идет не о «волчьих горах». Гора или горы были названы в честь человека с именем Loup. И этот святой, видимо, был каким-то отдаленным потомком племени вольков. Возможно также, что в этих горах некогда располагалось языческое святилище, посвященное тотемному богу-предку вольков.

С этого момента мы полностью могли бы отказаться и от германской версии происхождения вольков, тем более, что сами же ее и выдвинули. Но нам предстоит привести еще ряд доказательств, которые смогут снять всякие сомнения в славянском происхождении вольков. Ведь это непростое дело – ломать устоявшуюся за целые века историческую традицию.
К сожалению, мы не можем сослаться на какие-то письменные артефакты вольков. Писали они чаще всего с помощью иберийского алфавита, унаследовав его от лигуро-иберийского племени элисиков [ru.wikipedia.org›wiki/Элисики], которое обитало в этих местах до прихода вольков.

В III веке до н.э. чуть ли все племя устремилось на восток, на завоевание Греции. По информации авторитетного российского историка Романа Светлова [Походы Пирра. М.2003, стр. 303] полчища вольков имели в своем составе 150 тыс. пехотинцев и 10-20 тыс. конных воинов. Разумеется, там были не только вольки, однако все равно можно сделать вывод, что южная Галлия существенно опустела. Уход такой большой массы воинов не мог не обескровить племена вольков. Они подпали под власть Рима в 121 году до н.э. - задолго до покорения прочей Галлии Юлием Цезарем. Их территория вошла в состав римской провинции Нарбонская Галлия [en.wikipedia.org›Gallia Narbonensis ]. Господство римлян привело к быстрой ассимиляции здешнего населения. Для захвата Галлии Ю. Цезарь набирал свои легионы, очевидно, и среди вольков.

Кстати, у того же Светлова говорится, что слово "маниак" попало в греческий, а затем во все европейские языки именно от вольков-волков. По информации Светлова, которой я не могу не верить, так называлось золотое нашейное украшение некоторых особо выдающихся воинов, свидетельствующее об их безумной храбрости. И действительно тот, кто во время сражения рисковал надеть такое, безусловно подвергался атаке всех желающих заполучить этот дорогой трофей. Но, конечно, добыть это золото удавалось немногим. Носители маниака сражались подобно скандинавским берксеркам.
И здесь я делаю важное замечание. Объяснить слово "маньяк", если считать, что оно из языка вольков, можно только из славянских языков - от слова "манить" (заманивать). Ведь ясно, что маниак надевали именно для того, чтобы бросить вызов врагам, заманить их на себя. Поэтому я полагаю, что изначально "маниак" на языке его носителей звучало как "маняка" (манок).
И еще имя одного из верховных вождей волькой-галатов, предшественника Бренна, было Волыни, то есть Волынянин. Да и имя Бренна тоже можно истолковать из славянских языков как "Борень" (борец) или "Владыка земли" от слова "брение" (земля).

***

Одним из косвенных доказательств того, что вольки были славянами, является название еще одного племени – восточных соседей вольков, которые называли себя воконтии [en.wikipedia.org›Vocontii]. Именно на территории воконтиев протекали реки Изара и Бурн. Другая крупная река в месте обитания воконтиев называется Gresse (Песчаниковая), но ее название можно также вывести от французского gris (серый). А «серый» в свою очередь устойчивый эпитет волка. Река Грессе впадает в реку Drac, и это название можно отождествить со славянским «драч» (тоже «волк»). Город в месте впадения Драка в Изару называется Гренобль, что также можно истолковать как «Благородный серый». Однако какое же отношение воконтии могут иметь к волкам и волькам? Дело в том, что «вок» похоже на «вук», а «вук» -«волк» на сербском языке. С нашей точки зрения, воконтии были родичами и тезками вольков, хотя и принадлежали к другому славянскому роду. Возможно, вольки были ближе к словенцам, а воконтии – к сербам. Оба народа и сегодня живут рядом. Когда части этих племен, отправились на поиски новых земель для поселения, они на время объединились, а придя на место и одолев прежних его хозяев, опять разделились. На время похода они избрали для себя общее название «волки», но каждое племя произносило это название на собственный манер.

Начаться поход мог бы из Моравии, где античные источники указывают на присутствие вольков. Идти они могли в обход Альп с севера. Но, может быть, волки-словенцы и вуки-сербы прошли на юг Галлии через Северную Италию. Это было бы для них удобнее потому, что и здесь тоже издавна проживали славяне. Подтверждают эту теорию, которая является не только нашей, многочисленные топонимы. Особенно важны названия рек, которые почти всегда бывают древнее названий населенных пунктов. Так вот, большая часть названий рек Северной Италии имеет безусловно славянское происхождение или может быть истолкована из славянских языков наряду с другими.

Название реки Ливенца (латинское Liquenta) из латыни толкуется как «Текучая» от liquidus (жидкий). Но оно может происходить и от славянских «лить», «ливень». То есть «Ливенца» = «Ливенка». Такие гидронимы в славянских землях есть. Существует русская река Ливенка около города Ливны. Один из притоков Западного Буга называется Ливец. В Каринтии имеются реки, германизированные названия которых Лавант и Лафниц, но их славянские имена, скорее всего, были похожи на «Ливенка».

Река Изонцо на границе Италии и Словении имеет словенское название «Соча» (от глагола «сочить» - течь). Польский, более архаичный вариант этого топонима Sącz (Сонч). В Польше имеются города Старый Сонч и Новый Сонч (Сонч в данном случае означает "источник"). Несомненно, именно этот вариант гидронима явился основой латинского (времен римского владычества) названия реки Sontius. В латыни имеется слово sonticus (опасный), однако вряд ли оно легло в основу данного гидронима. Река Зонтиус была ничуть не опаснее других рек Северной Италии. Заметим, что Зонтиус-Сонч носил свое славянское имя задолго до признанного западной историографией появления словенцев на его берегах.

Река Тальяменто (Tagliamento) в римские времена называлась Tilaventus. Можно предположить, что название реки образовано от латинского слова tilia (липа), которое позднее перешло в итальянское tiglio. Однако более обоснованной кажется другая версия. Близ того места, где сливаются два основных истока Тальяменто находится древний город Толмеццо [en.wikipedia.org›wiki/Tolmezzo]. Чередование корневых согласных в топониме «Толмеццо» такое же, как в гидрониме «Тальяменто» – «тлм». Мы полагаем, что два эти топонима имеют тесную связь и доримское происхождение. Латинское Tilaventus является искаженной передачей какого-то другого более древнего названия реки, связанного с именем указанного города. А город этот кроме латинского и итальянского названий имеет название словенское - Tolmeč. Славянский топоним можно толковать как «толчея», то есть «бурная вода». В бассейне реки Тальяменто-Толмеча можно найти немало славянских топонимов: Листницца, Уговицца, Стольвицца, Гнивицца и другие. Древнеславянское название реки Феллы, правого истока Тальяменто, вероятно, было «Белая». Так же, как словенское название близко расположенного к истокам Феллы австрийского городка Филлах, было «Беляк».

Река Пьяве в римские времена носила название «Плавус». В славянских землях есть реки с подобными названиями: Плав, Плава, Плавица, Плавутка. В данном случае важнее всего то, что гидроним Plavus имеет менее четкие толкования из латинского языка, нежели из славянских. Ближайшее по фонетике и смыслу латинское слово fluvua (река). Скорее всего, эта река получила свое славянское название из-за сплавного промысла. В ее верховьях растут кедры, отчего местность получила название Кадоре. Кедровая древесина особо ценилась древними корабелами.

Гидроним Brenta, вероятно, связан с итальянским brentolo (вереск). И это не потому, что на ее берегах вереска росло больше, чем на других реках. Вереск имеет красноватые цветы. И вода в Бренте также имеет красноватый оттенок. Русский поэт Владислав Ходасевич как-то назвал её «рыжей речонкой». Однако во времена Древнего Рима реку называли Медоакус (Medoacus), что может толковаться только как «Медовая (желтая) вода». При этом мы должны знать, что слово «мёд» славянское (в латыни мёд называется mel). Еще одной «медовой рекой» была Медуно, чье русло затесалось между долинами Тальяменто и Пьяве.

Имя реки Тичино имеет адекватное толкование лишь в славянских языках - от слова «течь» (Течень). Латинское и итальянское толкование будет всего лишь «Стучащая».
Названия рек Адда и Адидже, очевидно, являются искаженными славянскими «Вода» и «Водица» (Водища). Подобные названия рек в славянских землях имеются. Так на Украине есть реки Желтая Вода, Синяя Вода. Около Киева есть или была речка Водиця [ru.wikipedia.org›wiki/Пуща-Водица].

Адда и Адидже являются едва ли не самыми многоводными притоками реки По, которую римляне называли Пад, а местное доримское население - «Боденком» [Полибий. Всеобщая история. II. 16]. Можно связать корни «бод» гидронима «Боденком» и «вод» в славянском слове «вода». Но мы разработали еще более интересную версию. Комментатор Полибия Ф.Г. Мищенко указывает, ссылаясь на Плиния, что «Боденком» это лигурийское слово, означающее «бездонный» [Plin. III. 16]. Мы же со своей стороны считаем, что здесь присутствует два корня «Боден» (водяной) и «ком», который и в самом деле передает понятие «глубина», «бездна». От этого же корня, видимо, образовано название глубокого североитальянского озера Комо [ru.wikipedia.org›wiki/Комо_(озеро)]. Корень «ком», по нашему мнению, связан с сербско-хорватским словом «амбис» (пропасть, бездна), а также русским и церковно-славянским «омут». Сюда же, впрочем, относится также валлийское amsugno (поглощать). Этимология всех этих слов явно связана с известным междометием «ам» (кушай), которое иногда произноситься как «hам». Кстати, чехи понятие «омут» передают словом opadávat. Очевидно, с этим синонимом понятия «омут» связано второе, якобы, римское, а на самом деле славянское название реки По – «Пад». Возможно также, что «Пад» происходит от славянского «падь» (долина).

А вот наиболее сильное, на наш взгляд, доказательство. На южных склонах Альп, расположено озеро Лаго-Маджоре. Римляне называли это озеро Verbanus. В переводе это означает «Озеро слов». Другое «озеро слов» - Wörther See – расположено в Австрии (в Каринтии) возле города Клагенфурт. Ясно, что во втором случае германцы сделали кальку на свой язык с латинского названия, и оба озера в римские времена назывались одинаково. Между тем, латинское название озера не имеет реального смысла. В то же время известно второе словенское название «Вёртер-зее» - Vrbsko Jezero (Вербное) [en.wikipedia.org/wiki/Wörthersee]. Верба (ива), характерна для прибрежий водоемов, так что словенское название имеет реальный смысл.

«Верба» является специфически славянским названием этого дерева. Вот как толкует слово «верба» Фасмер: «укр. верба, др.-русск. вьрба, ст.-слав. врьба (Клоц.), болг. връба, сербохорв. врба, вин. п. врбу, словен. vrba, чеш. vrba, слвц. vrba, польск. wierzba, в.-луж. wjerba, н.-луж. wjerba. Родственно лит. virbas "прут, стебель", лтш. virbs "палочка, холудинка", virba "прут, копье", греч. "посох", лат. verbena "листья и побеги лавра" (из *verbesna), verbera "побои, удары" (из "розги, прутья"); см. Соссюр, MSL 8, 439; М. – Э. 4, 602 и сл.; Траутман, BSW 360; Брандт, РФВ 25, 214 и сл.; Торп 415; Вальде 819 и сл.».

Из указанной подборки видно, что в значении «дерево-ива» слово «верба» существует только у славян. Иноязычные родственные слова, приведенные Фасмером, явно являются производными, а вовсе не исходными к «верба». В латинском языке ближайшим родственным словом к славянскому «верба», очевидно, является arbor – «дерево», в котором выпадает слабое начальное «в».

Итак, большинство крупных гидронимов Северной Италии являются славянскими. Они известны еще со времен Древнего Рима. Гидронимы являются древнейшими и самыми надежными свидетельствами былого присутствия того или иного народа. Имена рек Дон, Днепр, Днестр и Дунай - неопровержимое свидетельство пребывания иранцев-скифов на территории Северного Причерноморья. Гидронимы Северной Италии столь же неопровержимо свидетельствуют об очень древнем присутствии племен, говоривших на славянских языках. От Северной Италии рукой подать до Южной Галлии. Поэтому доказанное древнее наличие славян в одном соседнем регионе является косвенным доказательством возможности такого же наличия их в другом соседнем регионе.

 (Голосов: 1)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Кто такие ваны? (начало)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018