MySQL ERROR [select]: SELECT month(from_unixtime(postdate)) as month, year(from_unixtime(postdate)) as year, COUNT(id) AS cnt, postdate FROM ng_news WHERE approve = '1' GROUP BY year(from_unixtime(postdate)), month(from_unixtime(postdate)) ORDER BY postdate DESC limit 12
(1055): Expression #4 of SELECT list is not in GROUP BY clause and contains nonaggregated column 'avcoru_kozinsky.ng_news.postdate' which is not functionally dependent on columns in GROUP BY clause; this is incompatible with sql_mode=only_full_group_by
Вольки-тектосаги - древний союз славян и литвы (продолжение) : Доисторическая история славян : Александр Козинский
Главная  

Вольки-тектосаги - древний союз славян и литвы (продолжение)

В классическом языкознании два языка - литовский и латышский - образуют особую группу, которую называют балтской или летто-литовской. Но это выделение их, на наш взгляд, носит искусственный характер. Сходство балтских языков с латынью и живыми кельтскими языками просто бросается в глаза. Не случайно языковеды считают литовский язык наиболее близким к праиндоевропейскому [ru.wikipedia.org›Литовский язык]. Топонимы, которые прекрасно объясняются из литовского языка, встречаются практически по всей Европе. Поэтому мы сделали вывод, что именно литовский язык является наиболее чистым эталоном древнего общекельтского языка, а вовсе не языки островных кельтов, «зараженные» германскими и иберийскими языковыми включениями. Они и кельтами-то сами себя не называли, и этноним «кельты» из их языков не толкуется.

II. Тектосаги-литва

До сих пор мы говорили, в основном, о славянах вольках. Теперь пора разобраться, откуда к их имени пристали добавочные этнонимы "тектосаги" и "арекомики". Мы могли бы предположить, что они являются указаниями на местопребывание той или иной части этого племени. Но у нас появилась другая гипотеза.

В тот поход на Галлию могли пойти не только одни славяне. Полиэтнические союзы племен уже давно известны исторической науке. Например, германцы-вандалы обычно шли парой с иранцами аланами. Вместе они добрались даже до Северной Африки.

Слово «тектосаги» напоминает этноним «тевтоны». Именно по данной причине можно было бы опять вернуться к «германской гипотезе» происхождения самих вольков. Однако у нас есть обоснованные сомнения в том, что тевтоны были германцами. Такие сомнения у профессиональных историков есть в отношении близких союзников и, как считалось, единоплеменников тевтонов – кимвров. Существует мнение, что кимвры были кельтами, хотя и пришли из Ютландии [ru.wikipedia.org/wiki/Кимвры]. Но если такие сомнения есть насчет одного братского народа, они могут появиться и насчет другого.

Этноним «тевтоны» объясняется не только из германских языков. Да, в исландском языке есть слово þjóð (народ), но такого слова нет в немецком, английском и голландском языках. Зато такое слово есть в ирландском в форме tud. Но еще более подходящая фонема с тем же значением «народ» имеется в литовском языке - taut. И это точно коренное, литовское слово, связанное с литовскими же словами tėvas (отец) и tėvynė (отечество), а также с именем литовского языческого бога-создателя Диеваса. Все боги древней Литвы назывались dievų (дивы). Если оглушить первый звук, мы опять выходим на слово tėvai (родители). Но так и должно быть. Немцы зовут богов Götter, и почти так же называют древне-германское племя готов. Первые древнейшие божества возникли у людей из культа предков.

Скажут, что у англичан слово «божественный» передается как divine. Но это слово, несомненно, было унаследовано от кельтов, населявших Британию до англосаксов. А какая связь с кельтами у литовцев?

***

В классическом языкознании два языка - литовский и латышский - образуют особую группу, которую называют балтской или летто-литовской. Но это выделение их, на наш взгляд, носит искусственный характер. Сходство балтских языков с латынью и живыми кельтскими языками просто бросается в глаза. Не случайно языковеды считают литовский язык наиболее близким к праиндоевропейскому [ru.wikipedia.org›Литовский язык]. Топонимы, которые прекрасно объясняются из литовского языка, встречаются практически по всей Европе. Поэтому мы сделали вывод, что именно литовский язык является наиболее чистым эталоном древнего общекельтского языка, а вовсе не языки островных кельтов, «зараженные» германскими и иберийскими языковыми включениями. Они и кельтами-то сами себя не называли, и этноним «кельты» из их языков не толкуется.

До сих пор признанного наукой толкования слова «кельт», по данным «Википедии», не существует [wikipedia.org›wiki/Celts; en.wikipedia.org›wiki/Celtae]. И причиной этого является то, что толкование искали только в западно-кельтских языках. Доходит до того, что этноним «кельты» объявляют всего лишь кабинетной реконструкцией, предложенной валлийским лингвистом Эдвардом Ллуйдом для языков валлийцев, бретонцев и гэлов (ирландцев и шотландцев). Между тем, этноним Κελτοί был известен грекам с 517 г. до н.э. Вот что пишет об этом в книге «Мифы, легенды и предания кельтов» [Пер. с англ. Е. В. Глушко»: Центрполиграф; Москва; 2004] авторитетный кельтолог Т.В. Роллестон:

«За пятьсот лет до Рождества Христова в летописях народов классической древности появляются упоминания о племени, с которым эти народы встречались мирно или на поле битвы. Племя это явственно обладало большим влиянием и могуществом на просторах «терра инкогнита» Центральной Европы. Греки называют его «гиперборейцы», или «кельты», — последний термин впервые появляется у географа Гекатея, около 500 г. до н. э. Геродот, примерно полустолетием позже, говорит, что кельты живут «за геркулесовыми столпами», то есть в Испании, и что Дунай течет через их земли. Аристотель знает, что они живут «за Испанией», что они захватили Рим и что благодаря своей воинственности они накопили огромные богатства. Уже у ранних авторов встречаются известия не только географического характера. Гелланик с Лесбоса, историк V в. до н. э., сообщает, что кельты справедливы и добродетельны. У Эфора — около 350 г. до н. э. — есть три стихотворные строки о кельтах, где говорится, что у них «те же обычаи, что у греков», что бы это ни значило, и они дружат с эллинами и приглашают их в гости. Однако Платон в своих «Законах» причисляет кельтов к народам много пьющим и воинственным, а поскольку они вторглись в Грецию и в 273 г. до н. э. разорили Дельфы, их вообще считают племенем крайне варварским. Случившееся веком ранее разорение кельтами Рима стало одной из значимых вех античной истории».

Таким образом, если термин «кельты» был распространен «кабинетным способом», то относиться это может только к языкам островных кельтов. Но сам этноним «кельты», конечно, в древности бытовал реально и распространялся на большое количество родственных племен, живших в Европе. И, одним из таких племен, по нашему мнению, были литовцы. Кстати, мы намеренно отказываемся употреблять кабинетный этноним «балты», потому что древний ареал обитания летто-литовских племен был много пространнее, чем нынешний уголок Прибалтики.

Родство литовцев и западных кельтов доказывается анализом античного источника. Римский историк Тацит в своей книге «Германия» пишет об эстиях, собирающих янтарь на берегу Балтики и говорящих языком, близким к британскому [Тацит. Германия. 45]. Думается, в указанных эстиях можно признать литовское племя аукштайтов (аукшайтов). По простому созвучию с германским Ost или east (восток) германцы могли преобразовать литовский этноним на свой манер в «эстии», то есть «восточные». Сегодня этноним «эстии» более созвучен названию эстонцев. Но самоназвание эстонцев maarahvas (народ земли), а финское название эстонцев vir (кровь, родичи). Видимо, распространение имени «эстии» на эстонцев состоялось в более позднюю эпоху, нежели времена Тацита.

О кельтской природе литвы весомо говорит тот весьма показательный факт, что именно в этом языке имеется наиболее удовлетворительное объяснение слова «кельт» на родовом уровне. В литовском есть слово kiltis, которое означает «племя». Оно, безусловно, древнего происхождения и имеет много однокоренных слов. В частности имеется слово keltuva (стадо). Но стадо это всего лишь племя скота. В чешском языке слово «стадо» (stado) обозначает группу людей. Также и литовское слово banda: оно тоже передает понятие «стадо», однако в большинстве европейских языков относится к людям, а не животным. В древности и «кельтува», скорее всего, была лишь синонимом слова «килтис». Возможно, однако, что словопонятие «кельтува» относилось к общности людей и их звериных тотемов. То есть «кельтува» является более древним вариантом данного словопонятия, нежели «килтис».

Из литовского словаря можно найти подтверждение известному мнению о том, что слово «кельт» означает «топор» или «молот». По-литовски skelti означает «колоть» (раскалывать), а skeltuvas – колун (частица s- здесь приставка). Таким образом, мы доказали наличие литовской этимологии этнонима и на оружейно-воинском уровне.

Необходимо также отметить, что форма построения слова keltuva аналогична построению литовского названия Литвы – Lietuva. Невольно приходим к выводу, что это родственные слова. Очень возможно, что некогда «Летува» произносилась с начальным придыханием «h», как это было характерно для многих европейских языков в глубокой древности. В таком случае древнее произношение этнонима «летува» выглядело как h’ltuva. Это достаточно близко к этнониму «кельты». И хотя сегодня легче всего вывести топоним Lietuva от литовского lietus (дождь, ливень - то есть Литва это Страна дождей), однако до того, как древнейшие литовцы, после окончания Великого оледенения, пришли на берега Балтики, они, очевидно, называли себя так же, как и их сородичи на другом конце Европы – кельтами. Или скажем точнее: по нашему мнению, они назывались klajotojas (кочевники) от литовского глагола keliauti (кочевать). Не правда ли, образ жизни кельтов на раннем периоде прекрасно согласуется с этим литовским глаголом?

***

Сделаем краткое отступление и выскажем мнение по проблеме множественности этимологий. Есть крылатое выражение о том, что если этимологий много, неверна ни одна из них. У нас уже имеется три этимологии этнонима «кельты», взятые из литовского языка, и будут еще.

Этноним может иметь несколько различных этимологий. И это отнюдь не исключение, если мы имеем дело с самоназванием. Дело в том, что древнее слово, лежащее в основе этнонима, всегда имеет массу родственных слов. Некоторые из них существовали до появления этнонима, другие позднее, но они все равно будут связаны с этнонимом, как, например, слова «цыган» и «цыганить». На основании того, что одни этимологии более ранние их можно было бы считать истинными, а другие вторичными, то есть неправильными. Однако установить, какие из этимологий более ранние трудно, если не невозможно. Да и нужно ли это? Возникновение языков отделено от нас таким большим промежутком времени, что формирование наиболее древних слов можно считать процессом одномоментным. Практически в одно время возникли слова, передающие понятия «вода», «кровь» и «род». Так как кровь и вода являются жидкостями, то на первых порах их называли одним словом. Отсюда сходство славянских слов «руда» (кровь) и «родник» (источник воды). Люди обязательно селились около воды, и поэтому возникло сходство слов «родник» и «род». Может быть, чуть позднее пришло понимание общности для членов рода не только источника питьевой воды, но и крови.
Тем не менее, данной разницей во времени, на наш взгляд, можно пренебречь.

В случае с этнонимом «кельты» возможности этимологий почти равны. Слово «кельт» (топор) могло возникнуть от глагола «колоть» или от этнонима «кельт» (подобно тому, как название литовки-косы произошло от этнонима «литва»). При этом глагол «колоть» мог произойти от слова «кельт» (топор). (Подобно этому глагол «пилить» произошел от существительного «пила»). А этноним «кельт» мог бы возникнуть от слова «кельт» (топор) и иметь значение «воин». (Аналогии этому можно обнаружить в военном деле, когда вместо слов «солдат, вооруженный ружьем со штыком», говорят просто «штык», например, «отряд в сто штыков»).

Также этноним «кельт» мог произойти от глагола keliauti и иметь значение «кочевник». А могло быть наоборот: сначала был этноним «кельт», а от него образовался глагол типа «кельтовать» (то есть кочевать), так как это соответствовало образу жизни кельтов. Но еще раз повторю, что для нас неважно, какая из этимологий была раньше. Для нас важно, чтобы все они логически согласовывались. Например, кочевник это всегда воин, а воин должен иметь топор и т.д.

Только такие согласующиеся этимологии и являются истинными, а те, которые никак не согласуются с большинством других, истинными не являются. Так что чем больше мы находим для этнонима разных согласующихся этимологий, тем больше можем быть уверены, что все они истинны.

***

Теперь о распространении литовских топонимов. Вот наиболее крупные и бесспорные из них:
Бескиды – система горных хребтов, идущая параллельно Карпатам севернее их. Название, по нашему мнению, происходит от литовского skydas – «щит». Сейчас, когда здесь живут славяне, многие горные вершины носят название «щит» (штит). «Бе» – литовская приставка, соответствующая русскому «об». Бескиды – Щитные (ощетинившиеся) горы.

Татры – система высоких горных хребтов внутри Карпат на территории Словакии. Название, видимо, связано с литовским taurus (бык). В Европе и Малой Азии есть ряд горных систем имеющих названия, связанные с понятием «бык» - Киликийский Тавр, Армянский Тавр, Крымский Тавр. Но эти названия греческого происхождения, так как у греков бык называется точно так же, как у литовцев и западных кельтов. Однако Татры расположены ближе к ареалу обитания литовских племен, чем к ареалу греков. Зато в Австрии есть горы Тауэрн, а в Западной Украине - возвышенность Товтры. Их названия тоже, скорее всего, литовские по происхождению.

Гидроним Одра, скорее всего, происходит от литовского audra (бурная). Древнеримское название Одры – Виадуа – связано со славяно-литовскими vėjas (ветер) и «дуть» (dumti). Весьма вероятно, что и имя Адриатического моря тоже происходит от audra. Подкрепляется наша гипотеза еще и тем, что в устье Одры находился древний славянский город Венета, в то время как на Адриатике стоит Венеция.

Висла (в древности Вистула) – от литовского visti (плодиться) с характерным для литовского языка окончанием ula, соответствующим славянскому «ия». Таким образом, Вистула = Плодоносная. Это могло относиться, как к растениям и животным, так и к людским племенам, обитавшим на ее берегах. По тому же принципу образован гидроним Даугава (Западная Двина), который хорошо выводится от латышского слова daugintis (плодиться).

Много древних литовских топонимов в Украине. Левым притоком Днепра является река Сула. По-литовски Сула отождествляется с saulė (солнце). В мире известны реки, носящие имя «Солнечная».

На Суле стоит город Ромны. Топоним производится от литовского ramove (укромное, святое место). В IX веке в Пруссии на Балтике был известен священный город Ромов, в котором местопребывание имел верховный литовский жрец Кырве-Кырвейт.
В верхнем течении Сула раздваивается. Ее главный приток называется Удай. Из литовского «Удай» толкуется как «черный» - juodas. Окончание на «ай» довольно характерно для литовских топонимов (сравните Шауляй, Биржай).

Можно привести еще массу примеров: Шацкие озера на Волыни, река Судость на Брянщине. Однако мы пока воздержимся от этого, чтобы не перегружать статью.

Интереснее истолкование из литовского языка название реки Ворскла. Гидроним выводится от слов vairus (разнообразный) и klajoti (кочевать), то есть это «на любой вкус (прекрасное) кочевье» или то же с использованием латышского глагола vairoties (расти, плодиться) – «плодородное кочевье». Название города Полтава на реке Ворскле может быть связано с корнем «лит» (литва) и обычной в литовском языке приставкой «па» (по).

Последние два топонима хорошо иллюстрируют наше утверждение о том, что в древности литовцы были кочевниками и пришли в свою «дождевую» Литву с юга из засушливых степей Причерноморья. В ту пору, когда кельто-литовские племена кочевали по южнорусским степям их этноним, по нашему предположению, был больше связан с этимологиями от liaudis (народ, люди) и laukas (поле, степь). Правда, «лаукас» не слишком, на первый взгляд, похоже на «литва», но лингвистам хорошо известно, что звук «к» меняется на «т». Например, в словах «лыкас» и «лют» (оба означают «волк»). Другим уже литовским примером является смысловое и фонетическое родство laukas (степь) и lytis (пол, земля).

Сделаем необходимые выводы. Во-первых, литовцы это самые настоящие и чистейшие кельты. Во-вторых, отчасти кельтами придется признать и славян, поскольку в родстве литовского и славянских языков мало кто сомневается. Поэтому неудивительно, что на западе Европы славян не отличали от прочих кельтов. Для германцев и римлян они были на одно лицо. Культура славян и кельтов была практически идентичной. В этом я сошлюсь на книгу историка С.В. Цветкова «Кельты и славяне», где он доказывает идентичность культур обеих народностей на основе сравнения артефактов археологии.

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Кто такие ваны? (начало)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018