Главная  

Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 2)

До середины XIX века румын называли валахами. Что означает это название? Наш анализ показывает, что ойконим "Валахия" толкуется как "Волчья страна". "Волчьей страной" являлась и древняя Дакия.
В предыдущей части нашей статьи, мы доказали, что даки были родичами германцев. Этноним "дак" связан с германским словом "dog" (собака, дикий пес, волк).
После ухода римлян Дакия вновь оказалась в руках германских племен. Они называли Дакию страной бога Улля. Многие события, описанные в исландских сагах, происходили именно здесь.
После германцев, изгнанных гуннами. Страна Улля перешла к славянам. Она стала основным ареалом расселения племени уличей.

III. Волчья страна

Славянское название реки Олт (одной из главных рек Валахии) - «Вылча» (Волчья). В то же время «Олт» созвучно скандинавскому ulv (волк). Но изначальное название реки не славянское и не скандинавское. Оно, несомненно, дакийское, так как было известно еще во времена римского владычества. Римляне на свой манер называли эту реку Alitus.

В Румынии есть еще ряд важных «волчьих» топонимов. Есть город Вулкан и горы Вылкан, но так как в Трансильванских Альпах-Карпатах вулканов никогда на памяти людей не было, остается предположить, что речь идет о «Волчьем городе» и «Волчьих горах». Возможно, что и сам геоним «Балканы» связан со словом «волк» (хотя Фасмер и выводит его из турецкого языка). Ведь Румыния – все-таки балканская страна, ворота Балкан. Однако самый важный для нас румынский топоним волчьего происхождения это Валахия. От него пошло старое название румын – валахи, влахи или волохи.

Интересно, что кроме романоязычных валахов, начиная с античных времен, влахами на Балканах и в Малой Азии называли кельтов-галатов [ru.wikipedia.org›wiki/Галаты]. В V до н.э. полчища кельтов, двигаясь с запада вдоль течения Дуная, нахлынули на Грецию. Им не могли противостоять ни македонские фаланги, ни, тем более, выродившиеся эллины. Галаты чуть не захватили Дельфийское святилище, и лишь непосредственное участие самих богов предотвратило это бедствие. Правда, знаменитый царь Пирр Эпирский, вернувшись из Италии, где он долго и безрезультатно сражался с Римом, сумел нанести кельтам поражение, но при этом значительную часть его войска тогда составляли опять же галатские наемники. Позднее галаты, оставив в покое Грецию, перебрались в Малую Азию и там основали свое государство.

Но небольшие группы галатов-скотоводов еще много веков кочевали по Балканам. Именно их византийцы называли влахами. Почему? Потому что основу галатского нашествия V века до н.э. составляло племя вольков-тектосагов.

Вольки-тектосаги и их сородичи вольки-арекомики жили некогда в Южной Галлии. Отсюда, видимо, и их прозвище – галаты. Есть информация, что часть вольков-тектосагов обитала также и в Богемии [en.wikipedia.org›Википедия›Volcae]. У нас есть гипотеза о том, что вольки (волки) были славянами, а тектосаги (таутосаги) – литовцами. Но доказывать это в данной работе, мы посчитали излишним. Это будет сделано в наших следующих заметках. Важнее другое. На языке гэлов-ирландцев, близких родичей континентальных галлов, faolchu означает «волк». Следовательно, вольки, даже если они были не славянами, а стопроцентными кельто-галлами, тоже были людьми волчьего тотема.

Тогда возникает вопрос: а не могла ли Валахия получить свое имя от вольков-тектосагов? Такая мысль у нас была, но мы от нее отказались. Вольки пронеслись через территорию Нижнего Дуная слишком быстро, чтобы оставить в ее топонимике глубокий след. Была другая причина того, почему Валахия получила свое название.

Историки считают, что самоназвание даков было похоже на фригийское слово «даос» [ru.wikipedia.org›Даки]. Оно толкуется как «волк». Но в индоевропейских языках только у германцев имеется подходящее по фонетике слово, которое близко подходит к понятию «волк» или точнее «собака». Это английское «дог» (dog). С ним, связано и английское daggle – «волочить», исландские tik – «сука» (собака), toa (tofa) – «лиса» и tak – «хватка».

У германцев известно, по крайней мере, еще одно племя, название которого также содержит ссылку на тотем «собака» - бургунды (бург-хунд). Немецкое Hund (собака) этимологически связано с английским hunter (охотник). То есть даки, возможно, были «собаками» по своему тотему или «охотниками». Но то же самое можно отнести и к родственному дакам народу гетам. Если предположить, что название «геты» имели германское происхождение, их этноним сопоставляется с германским «гут» (хорошо, добро, добыча). То есть геты (готы) были добытчиками (охотниками). Так что этнонимы «геты» и «даки» вполне могли быть синонимичными.

В связи с обнаружением «волчьего» тотема даков большой интерес вызвали у меня названия городов Дакии, в которых употребляется слово ulpia. Таких городов на карте Дройзена было два: Ulpianum и Ulpia Traiana Sarmizegetuza. Корень ulp в слове Ulpia очень напоминает скандинавское слово ulv (волк). В Большом латинском словаре слова ulpia не оказалось, и я вообразил, что это дакийское слово, означающее «волк» (синоним слова «даос»). На самом же деле Ульпий было родовым именем Траяна (завоевателя Дакии и покорителя дакийской Сармизегетузы). Кстати, латинское имя Ульпий, очевидно, происходит от латинского слова vulpi (лиса). Оно, конечно, родственно германским Wolf и ulv (волк). Полагаю, что здесь имело место совпадение или наложение этимологий одна на другую. Такое случается часто.
К сожалению, я поспешил опубликовать свой неправильный вывод. Излишняя поспешность всегда вредит, но уж очень много фактов сходилось и кроме этого - фактов относительно культа Волка-прародителя, существовавшего, по моему мнению, в столице даков. Мне хотелось как-то все упростить. Теперь мне, однако, придется выложить все, что имеется.

Начнем с того, что Сармизегетузы в Дакии было две. Одна дакийская, основанная Буребистой – ее обычно называют Сармизегетуза-Регия. Другая римская - Сармизегетуза Траяна Ульпия. Римская Ulpia Traiana Sarmizegetuza отстояла от разрушенной дакийской столицы Сармизегетузы на 40 км. То есть это были совсем разные города. Но назывались они почти одинаково. Похожая ситуация имела место и в России, когда после Батыева нашествия город Рязань был перенесен на 50 км от старого пепелища [ru.wikipedia.org›wiki/Старая_Рязань]. Но вот что интересно: рядом с каждой из них в новое время (на топографических картах Австро-Венгрии) мы видим по населенному пункту с одинаковым названием Varhely. Мне сразу пришло в голову, что это неспроста. Дело в том, что на скандинавских языках фонетически сходная лексема varg означает «волк». То есть Varhely, по всей видимости, означает «Волчье». И это может быть или диалект гепидов, или, может быть, один из синонимов понятия «волк» на дакийском языке. Подтверждением моей догадки является факт того, что неподалеку от Сармизегетузы Ульпия Траяна (и, соответственно, одного из Varhely) находится населенный пункт, венгерское название которого Farkadin. А слово farkas в переводе с венгерского тоже означает «волк». С другой стороны слово varhely можно толковать с венгерского просто как "место расположения города". Тут опять имеет место наложение этимологий одна на другую.

Но гораздо интереснее оказывается набор топонимов рядом со вторым Varhely и Сармизегетузой-Регия. Румынское название этого Вархели - Гредиштя-де-Мунте (Городище в горах). К нему с гор стекает речка Ульмуль. На исландском языке muli означает гора. И в самом деле, в верховьях указанной речки есть гора Ульмуль. На австрийской карте она называется Cioaca Ulmuliu. Я не смог истолковать слово Cioaca ни из румынского, ни из венгерского языка. Зато очень неплохо подошло исландское слово sækja (приходить, подходить). А целом, это выражение, на мой взгляд, можно истолковать как «Подступ к горе Улля».

Сармизегетуза Буребисты и Децибала была важным религиозным центром. Если Дакия – «Волчья страна», а даки – родичи германцев, то в ее столице должны были бы почитать именно Улля, германского бога охоты [ru.wikipedia.org›Улль]. Считается, что имя Улль происходит от старогерманского Wulþuz (слава) [en.wikipedia.org›Википедия›Ullr ]. По нашему мнению, это имя еще и означало «волк». Ведь волк на немецком языке – Wolf. В то же время волк – это само воплощение охоты.

Вероятно, в самые древние времена, когда охота была главным занятием людей (хотя бы в Скандинавии) Улль был и верховным богом. Во всяком случае, легенда о том, что Улль временно замещал Одина, содержится в книге Gesta Danorum Саксона Грамматика. Поэтому Улль в образе волка мог бы отождествляться с «ворчащим» богом Гебелейзисом или Салмоксисом, который с рождения был покрыт звериной шкурой [ru.wikipedia.org›wiki/Залмоксис]. Таким образом, Улль мог быть даже и верховным богом гето-даков.

Во всяком случае, дорога, которая вела вверх по реке Ульмуль, мимо гор Сиоака Ульмулиу, приводит нас к селению Магуерени. В этом названии легко угадывается славянское «Магура». Магурами у западных славян, по моему мнению, назывались священные горы. На латыни слово magicae означает «волшебный», «чудесный», «божественный». У иранцев-огнепоклонников магами называли священников. Отсюда следует, что в Магуерени было некогда капище языческих богов.

Собственно «резиденция» Улля располагалась либо на горе Ula (сразу к югу от Магуерени), либо на более высокой горе Godiamul (1659 м). God (бог) – слово германское. Могут сказать, что название горы могло закрепиться в Средние века, так как в этих краях с XII века жили саксонские колонисты. Но по всей совокупности имеющихся топонимов это маловероятно. Скорее всего, называние горе дали еще в языческие времена.
Годиамуль (Божья гора), по всей видимости, господствовала над Сармизегетузой-Регия. И это косвенным образом может подтвердить, что Улль был здесь главным богом.

url="/uploads/images/default/sarmi.jpg"]

[/url]

url="/uploads/images/default/sarmi1.jpg"]

[/url]

url="/uploads/images/default/sarmi2.jpg"]

[/url]

Памятуя о волчьем или собачьем тотеме даков и роли в их религии бога-волка Улля, мы предположили, что Валахия получила свое имя по прямой линии от даков. Но нам ясно, что на этом пути были промежуточные этапы. Прежде всего, в Дакии-Валахии побывали германцы. Они могли между собой называть Дакию страной Улля – Ульвланд или просто Улль. В подтверждении нашей гипотезы можно было бы опять привести названия Валахии и ее основных исторических провинций - Олтения, Вылча и Ильфов.

***

Имеется литературный источник, анализом которого можно доказать, что территория Валахии была землей Улля. Речь идет о сборнике древнескандинавских саг, называемом, «Старшая Эдда». Значительная часть событий, описываемых в стихах Эдды, происходит как раз на границе Валахии (Валланда) и Фракии «Фраккланда» во времена владычества гуннов, то есть как раз в том месте и в тот период, которые нас интересуют. Приведем некоторые доказательства этого утверждения.

Во всех эдических сагах, посвященных подвигам героя Сигурда, фигурируют гунны и их великий вождь Атли (Атилла). В то же время сам Сигурд принадлежит к королевскому роду Вельсунгов (об этом говорится в нескольких сагах). А «вельс» (вельш) у германцев издавна является прозвищем кельтов и римлян. Возникает два вопроса: 1) почему семья германца Сигурда носила такую фамилию? 2) почему германцы именно так называли кельтов и римлян?
Начнем со второго вопроса. Считается, что прозвище «вельш» со всеми вариантами возникло от имени племени вольков-тектосагов [en.wikipedia.org›Википедия›Walhaz]. Нам эта версия кажется сомнительной. Мы думаем иначе. Как известно, римляне, отказавшись от завоевания Германии, отгородились от нее целой системой мощных и протяженных валов (vallum). Несомненно, эти валы произвели огромное впечатление на германские племена, которые в тот период практически не имели городов. Сами германцы искали убежища от неприятеля в глубине чащоб и болот. И все же главным средством обороны они, конечно, считали доблесть своих воинов. При этом подобно жителям Спарты они, без сомнения, гордились тем, что их селения в отличие от римских не нуждаются в стенах. Так мы пришли к выводу, что германское прилагательное «вельш» произошло от германского существительного Welle (вал). Означает оно - «люди, живущие за римскими валами». В переносном смысле его следует понимать как «трусы», так как эпитет «вельш» был презрительным. Эпитет мог относиться и к кельтам, и к римлянам, так как в начале нашей эры и те и другие жили «за валами».

Но почему презрительный эпитет относился к величайшему германскому герою того времени? Дело в том, что Сигмунд, отец Сигурда, был королем во Фраккланде (Фракии) - об этом говорится в саге «О смерти Синфьётли», которая входила в состав более пространной саги «Вторая песнь о Хельги – убийце Хундинга». В эдической поэме «Речи Сигдривы» Сигурд едет на юг во Фраккланд через гору Хиндарфьялль (“Трудный подъем”) - возможно, это Южные Карпаты. Так что ясно, что род Вельзе-Вельсунгов держал владения к югу от Дуная, который выполнял после эвакуации Аврелиана ту же роль, что и презираемые в Германии римские валы. Значит, Вельсунги были такими же вельшами, как и достойные презрения разложившиеся поздние римляне и порабощенные ими кельты.

И это еще не все грехи Вельсунгов. В «Краткой песне о Сигурде» героя называют гуннским конунгом. Вероятнее всего, речь идет о том, что Сигурд так или иначе оказался в числе союзных или подвластных Атли князей и участвовал в военных походах на стороне гуннов. То есть он почему-то перешел от одной воюющей стороны к другой - стал перебежчиком. Правда, причина измены была, очевидно, уважительной, по крайней мере в глазах дам, то есть романтической. Одно время невестой Сигурда была Брюнхильд, которую несколько саг, в том числе сага «Поездка Брюнхильд в Хель» называет сестрой гуннского властителя Атли. (Возможно, у них был один отец - каган Мундцук, а мать девушки была германкой). Кстати, Брюнхильд отправляется в свой последний путь в Хель (германский загробный мир) из Валланда.

Из указанного цикла саг явствует, что в IV-V веках территория Нижнего и Среднего Дуная была средоточием главных событий общегерманской истории, пусть и мифологической. Разумеется, германские боги не могли оставить своих сынов там без присмотра. И главным смотрителем, очевидно, оказался Улль. Его жилище, как следует из саги «Речи Гримнира», находилось в месте, называемом Идалир (Ydalir). Dalir – долина. Отсюда следует, что собственное имя долины было всего лишь Y, то есть Y-dalir.

Возник вопрос: как мог у германцев, любящих длинные слова, появиться такой краткий «китайский» топоним? В германских языках есть слово Aue (река). А знак Y в некоторых случаях можно читать как «ай». Фонемы «ай» и «ауэ» близки по звучанию.

Если мы обратимся к исландскому словарю, то обнаружим там слово stora – «большая река». А самой большой рекой Валахии является Истр (Дунай). «Большая река Y» - так из германских языков, очевидно, и толкуется главный местный гидроним. Разумеется, река Y (Ай, Ауэ) течет в долине. Если в русском языке, например, вместо «долина реки Днепр» сокращенно можно сказать «долина Днепра», то у германцев обычна сокращенная конструкция типа «Днепр-долина». А в данном случае вместо «долина большой реки Y» как раз сказано «Y-долина». И этой долиной оказывается Идалир (Айдалир) Улля. Так мы доказали (в какой-то степени), что долина Истра с примыкающей к ней территорией была для германцев Страной Улля.

По ходу дела мы еще раз можем показать, что германцы наследовали дакам на Истре, хотя это не так уже сейчас важно. Но пришлось к случаю. В эдическом «Прорицании вельвы» говорится о каком-то Идавелль-поле, где боги Асгарда восседали на тронах могущества, а также играли в тавлеи, ковали сокровища и т.д. Так как дакийское «дава», по нашему мнению, передает понятие «долина», то лексема «Y-давелль» означает то же самое, что и «Y-далир», то есть опять имеется в виду долина Истра. Древние скандинавы понимали язык даков и употребляли некоторые дакийские слова в своей мифологии.
Возможно, Истром является также река Оиум, упоминавшаяся в «Гетике» Иордана. В самом начале своего переселения готский народ разделился на ее берегах. Половина готов переправилась через Оиум, а половина осталась на месте, очевидно, в стране Улля. Готы долгое время жили в Дакии.

***

Очень о многом говорит имя славянского племени уличей. До сих пор неизвестно точно, почему это племя получило такое название. Согласно ПВЛ уличи обитали где-то на Южном Буге и на Дунае: «уличи, тиверци сѣдяху по Бугу и по Днѣстру и присѣдяху къ Дунаеви» [ru.wikipedia.org›wiki/Уличи]. Это совсем рядом с Валахией. В статье «Баварский Географ с точки зрения славянина», выставленной на предыдущем посте мы пришли к выводу, что ядро территории уличей в начале IX века находилось именно в Валахии. На это место указала логика маршрута информантов Баварского Географа.
В то время у них было 418 городов. Это второе место в списке Баварского Географа после еще более многочисленных стадичей-хорватов, живших тогда, по нашему мнению, в основном на территории современной Венгрии. Однако уличи, сами по себе, вряд ли были столь многочисленны. В это время рядом с ними, в том числе и прямо в их городах, уже проживало многочисленное романоязычное население – влахи. И уже шел процесс ассимиляции влахами уличей.

К началу X века основная масса неассимилированных уличей, судя по информации ПВЛ, оказалась сосредоточена, на Днестре. В это время они, видимо, вполне отделились от своих ассимилированных соплеменников, но при этом настолько ослабли, что не могли дать отпора притязаниям киевских князей. Впоследствии же под давлением кочевников остатки некогда могущественного племени перебрались на Волынь. Последнее упоминание об уличах в летописях относится к 970 году н.э.

Вернемся, однако, к анализу этнонима «уличи». Откуда он появился? Есть разные версии. Историк из Кишинева Р.А. Рабинович подробно разбирает эти версии в своей статье «“Волки” русской летописи (о тотемическом происхождении этнонима “уличи”)» [pagan.ru›lib/books/history/ist0/2rabinovich/…]. Существует мнение, что «уличи» изначально были «угличами», то есть жителями Днепровской излучины – «Угла». На основании некоторых поздних вариантов русских летописей эту версию защищало небольшое число историков (Татищев, Карамзин, Надеждин, Брун, Веселовский, Трубачев). В то же время с ними были не согласны другие историки. Они были не менее авторитетны, и их было больше (Соловьев, Барсов, Середонин, Филевич, Соболевский, Ламбин, Шафарик, Грушевский, Шахматов). Один из противников теории «угличей» Г.А. Хабургаев писал о том, что «название “угличи” является позднейшей этимологизацией летописцев, пытающихся осмыслить “непонятное” этническое наименование в плане “народной этимологии”».

Обращается внимание на то, что одним из летописных вариантов передачи названия племени уличей было «лютичи». Лютичами называлось также одно из двух сильнейших полабских племен. Другое название этого племени было «вильцы», то есть «волки». Да и без этого известно, что славянское слово «лют» является синонимом слова «волк». Даже сам первый сторонник «теории угличей» Карамзин предполагал родство между лютичами и уличами. Впрочем, ни Рабинович, ни кто-то из его предшественников так и не смог объяснить, каким образом славянское название «лютичи» перешло в название «уличи», если предположить, что уличи и лютичи, в самом деле, были близкими родичами.

У нас насчет тождественности балтийских лютичей-вильцев и днестровских лютичей-уличей имеются большие сомнения. Многие совершенно разные племена имеют схожие по значению названия. Например, самоназвание чукчей «лыгъоровэтлъэт» означает в переводе «настоящие люди», но, практически, то же самое означает название индейского племени шайенов в Америке и еще множества племен в разных концах света. Волки были тотемом многих племен, в частности они были, как мы показали выше, тотемом даков. Так что совпадение тотемических названий двух разных по происхождению славянских племен еще более возможно. К числу «волчьих племен» у славян можно отнести также и ободритов, потому что одним из эпитетов волка у славян было слово «драч». Другим эпитетом было слово «зверь», так что «волками» могли быть и северяне. Нами здесь еще было высказано предположение, что славянами «волчьего тотема» были вольки. Какова же наша версия происхождения этнонима «уличи».

Мы уже писали, что славяне начали заселять Дакию с конца IV века, после того как гунны разгромили здесь гепидское королевство. Возможно, уличи были антами, то есть восточными славянами [ru.wikipedia.org›Анты], но, возможно, что они пришли с запада из Норика вместе с другими славянами, как об этом говорится в ПВЛ. Однако в данном случае это не важно. Важно то, что славяне, поселившиеся в IV-V веках в южной Дакии, как мы думаем, стали называть себя по имени страны, которую они заселили. Это был обычай славян. В ПВЛ записано на указанную тему так: «разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел, на каком месте». А страна эта, как мы выяснили выше, до прихода славян называлась германцами землей Улля.

 (Голосов: 1)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (окончание)
 РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (начало)
 О чехах и белочехах
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Скандинавия
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города вблизи Дуная
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города на широтах Богемии
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Древние города северной Германии и Польши
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Племена
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Расположение рек и гор Германии от Дуная до Северного моря и Балти...
 Архив сайта
 Ноябрь 2018
 Октябрь 2018
 Сентябрь 2018
 Август 2018
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018