Главная  

Загадки происхождения румын и молдаван (начало)

Автор данной заметки уже публиковал в интернете на сайте «Войны, история, факты. Альманах» статью на тему о происхождении румын: «Роль древнеславянских воинов в становлении румынской нации» [almanacwhf.ru›index.php…]. Любопытство к указанной теме возникло в процессе анализа предыдущей представленной здесь работы «Баварский Географ с точки зрения славянина». Тема интересная, позволяющая попрактиковать мыслительные способности. Но друзья, которые читали мои старые заметки, признав, что в целом та статья не плоха для историка-любителя, высказали ряд критических замечаний: есть неточности, небрежность написания. Вот я и решил последовать их совету и исправить в новой статье те упущения, на которые мне было указано.
Проблема происхождения румын и молдаван является одной из наиболее сложных проблем мировой историографии. Сложность получения достоверного ответа на вопрос, где, как и когда сложились эти народы, заключается в скудости источников их по ранней истории, а также в предельной политизированности дискуссий по этой теме.


Главные споры ведутся между румынскими и венгерскими историками. А призом в словесной баталии являются исторические права на владение принадлежащей сегодня Румынии Трансильванией, где до сих пор проживает значительное венгерское население – секеи [ru.wikipedia.org›wiki/Секеи]. При этом венгерские ученые считают, что секеи появились в Трансильвании раньше, чем на территории современной Венгрии, и раньше предков румын. Практически не участвуют в этих спорах историки славянских стран – Украины, Болгарии и России, а между тем еще и сегодня Румыния – эта, в общем-то, неславянская страна - буквально усеяна славянскими топонимами. До недавнего времени в румынском языке по некоторым оценкам было до двадцати процентов славянских слов, а по другим оценкам и гораздо больше. Официальным языком и языком богослужений в X-XVIII был славянский. Совершенно очевидно, что славяне были на этой земле большинством до появления на исторической сцене и секеев и румын. Но венгры все еще бредят идеей великой Венгрии, которая включала в себя в период наибольшего распространения не только Трансильванию, но и часть Валахии, Сербии и Хорватии, а также всю Словакию. Славянские же народы сегодня не имеют притязаний на территорию Румынии.
Как и когда территории Румынии и Молдавии утратили статус славянских земель? На этот счет точных данных нет. По поводу Молдавии этот вопрос не слишком интересовал российских и советских ученых, хотя «Повесть временных лет» (ПВЛ) указывает, что на Днестре еще в X – XII веках жили весьма многочисленные племена уличей и тиверцев [imwerden.de›pdf/povest_vremennyx_let.pdf]. Согласно списку племен «Баварского Географа» [vostlit.info›Литера Б] только уличи (Unlici) имели 418 городов. Но в то время, как по вопросу о происхождении молдаван дискуссий почти не ведется, имеется целый ряд версий о происхождении румынской нации и языка (косвенно это затрагивает и молдаван). Все версии достаточно подробно изложены в «Википедии».

Там сказано, что представителями всех научных направлений признаются следующие положения: В основе этногенеза румын находится некий балканский народ (субстрат), язык которого находился в родственных отношениях с албанским. В начале новой эры этот народ подвергся культурной и языковой романизации. На завершающем этапе этногенеза румыны испытали сильное славянское влияние.
Основные споры ведутся по вопросам места и времени романизации, этнической принадлежности и названию народа подвергшегося романизации, автохтонности или пришлости румын на территориях их современного проживания, а также о характере и роли славянского влияния. Всё разнообразие мнений по поводу этногенеза румын можно свести к трём основным теориям: миграционной, автохтонной и дако-латинской.

I. Теории формирования румынской нации [ru.wikipedia.org›Этногенез румын]

Автохтонная или дакийская теория: Румынская преемственность и миграции

Согласно этой теории основой румынского народа были племена дако-гетов, подвергшиеся в 106 году н. э. романизации и воспринявшие разговорную латынь. Римское владычество в Дакии продолжалось со 106 по 271 год. Эта теория в различных вариантах поддерживается практически всеми румынскими историками и подавляющим большинством европейских. Решительно отвергают идею континуитета (преемственности) только венгерские историки. Промежуточную позицию между сторонниками континуитета и «миграционистами» занимали советские историки.

Аргументы за:
- Экстенсивный характер колонизации Дакии.
- Колонисты были выходцами из разных провинций Римской империи и поэтому латинский язык, официальный язык империи, стал единственным средством «межэтнического общения» как между собой, так и с даками. Постепенно разговорная латынь вытеснила все местные наречия. От языка дако-гетов в современном румынском осталось около 200 слов.
- Дакийские топонимы сохранились на территории Румынии, (названия рек: Samus — Someş, Marisia — Mureş, Porata — Prut, и т. д.; названия городов: Petrodava — Piatra Neamţ, Abruttum — Abrud) что является косвенным свидетельством преемственности между румынами и даками. - - Традиционный румынский костюм близок к костюмам даков, изображенных на колонне Траяна.
- В соответствии с линией Иречека румынский язык мог сформироваться только на территории к северу от Балканского хребта.

Аргументы против:
- Дакия находилась в составе Римской империи слишком короткий промежуток времени, недостаточный для романизации.
- Римляне завоевали только 25 % территории современной Румынии. Кроме того, процесс романизации происходил преимущественно в городах, следовательно, большинство населения не было им затронуто.
- Большинство колонистов были выходцами из отдалённых провинций Римской империи, таких как Иберия, Далмация, Галлия, Ближний Восток и не могли говорить на языке настолько близком к латыни как румынский. Этот тезис является спорным, так как большинство из названных провинций уже были романизированы.
- После ухода римлян свободные даки (например, карпы в Молдавии) вернулись на опустевшие земли.
- Существует очень мало источников о проживании романизированного населения в Дакии после эвакуации вплоть до X века.
- В румынском языке нет (вернее почти нет) германских заимствований, в Дакии в 5-6 вв. проживали германские племена готов.

Миграционная теория

Эта теория появилась в конце XVIII века и полностью оформилась к 1860-м годам в трудах австрийского историка Роберта Рёслера. Согласно этой теории после завоевания Дакии Траяном коренное население было уничтожено, из чего следует вывод, что нельзя говорить о процессе романизации местного населения: в 106—271 гг. имела место римская колонизация этих земель.
В 275 году большая часть населения покинула Дакию, а оставшиеся были уничтожены мигрирующими племенами. Таким образом, эта теория отрицает гето-дакийскую преемственность. Сторонники этой теории считают, что румынский народ сформировался где-то к югу от Дуная, откуда эмигрировал в XII—XIII вв., вернувшись в Трансильванию, где уже проживало венгерское население. Следует отметить, что эта теория возникла во время борьбы румын за право владеть Трансильванией и имела вполне конкретные политические цели — доказать отсутствие «исторических прав» румын на Трансильванию.
Сегодня у данной теории в её классическом виде мало последователей. Так или иначе, миграционистскую теорию поддерживают в основном венгерские историки.

Аргументы за:
- Наличие общих слов в румынском и албанском языках.
- К югу от Дуная проживают влахи (арумыны, мегленорумыны и т. д.), которые говорят на восточно-романских языках близких к румынскому.
- Нет письменных источников, аттестующих румын к северу от Дуная до X века, хотя оппоненты приводят целый ряд подобных источников.
- Наличие большого количества письменных источников, аттестующих румын мигрирующих с юга на север Балкан и живущих среди славян (например румынско-болгарское царство).
- Румынские топонимы в Албании и Болгарии.
- Влашские пастухи мигрировали на север в поисках лучших пастбищ, дойдя до Польши и Чехии. Прослеживается влашское влияние на культуру жителей горных районов Польши и Украины.
- Евтропий писал о переселении римских граждан из Дакии на юг от Дуная в 270—275 гг.
- В арумынском языке гораздо меньше славянских слов, чем в румынском. Согласно данным лингвистики раскол проторумынской общности произошёл после славянского переселения на Балканы. Это поддерживает теорию, что основное славянское влияние на румын имело место после переселения влахов в населённые славянами территории к северу от Дуная.
- Древние румынские географические названия (топонимы) в Трансильвании (в бывшей Дакии) исходят либо из славянского (города: Белград — с XIX века Алба-Юлия, Дева, Липова, Брашов, реки: Бистрица, Трнава, Красна и т. д.), или венгерского языка (города: Тиргу Муреш, Орадеа, Тимишоара, Сибиу, Арад и т. д.) что показывает на то, что мигрировавшие румыны начали использовать географические названия оригинального славянского и венгерского населения.

Аргументы против:
- Дакийские топонимы сохранились к северу от Дуная. Однако, сохранение топонимов указывает лишь на непрерывность заселения, но необязательно на этническую преемственность.
- Венгерская хроника Gesta Hungarorum утверждает, что, когда венгры прибыли в Паннонию, они столкнулись с уже населявшими её влахами.
- Повесть Временных лет упоминает борьбу венгерских пришельцев с влахами и славянами.
- Ни одна средневековая хроника не упоминает какие-либо крупномасштабные перемещения народов с Балкан на территорию Румынии; а некоторые напротив говорят о противоположном направлении миграций: согласно «Стратегикону» Кекавмена (1066), влахи Эпира и Фессалии пришли с севера из районов Дуная и Савы.
- На территориях, входивших в состав римской провинции Дакия, румынские диалекты сохранили более латинский характер, чем в других регионах проживания румын. Было бы тяжело объяснить, почему румынские переселенцы с Балкан говорили на более романизированном языке точно на тех территориях, где 6-7 веков назад существовала римская провинция и был распространён латинский язык.
- Название Дуная в румынском языке имеет форму, которая восходит к оригинальной (производной от восстановленного *donaris) форме, а не заимствованный из других языков. Это показывает, что румыны всегда жили где-нибудь около этой реки, а не далеко к югу.

Дако-латинская версия

Некоторые историки высказывали предположение, что дакский язык был близок к латинскому. Этим и объяснялся феномен романизации населения Дакии в короткий промежуток времени. В настоящий момент эта теория считается одной из наименее вероятных.
Аргументы за:
- Считается, что латины переселились на Апеннинский полуостров в районе 1000 г. до н. э. с территории будущей Дакии.
- Румынская грамматика содержит такие характеристики классической латыни, которые не встречаются в других романских языках.
- За короткое время римской оккупации местное население могло усвоить латинский язык только если он был близок дакийскому.

Аргументы против:
- Нет достоверных источников, в которых упоминалась бы близость латинского и дакийского.
- Слова гето-дакийского происхождения, сохранившиеся в румынском языке, не имеют ничего общего с латынью или одним из романских языков.

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (окончание)
 РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (начало)
 О чехах и белочехах
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Скандинавия
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города вблизи Дуная
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города на широтах Богемии
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Древние города северной Германии и Польши
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Племена
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Расположение рек и гор Германии от Дуная до Северного моря и Балти...
 Архив сайта
 Ноябрь 2018
 Октябрь 2018
 Сентябрь 2018
 Август 2018
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018