Главная  

Замечание о глаголице

Традиционно считается, что создателями глаголицы были первые христианские просветители славян Кирилл и Мефодий. Однако, на наш взгляд, есть веские основания считать, что они были лишь авторами кириллицы, азбуки, которая носит их имя, а глаголица появилась у славян задолго до начала деятельности просветителей.

Одним из главных доводов за нашу версию является непохожесть букв глаголицы на греческие и латинские. Изучая вид глаголических букв, нельзя не прийти в конечном итоге к выводу, что они появились тем же путем, что и древний финикийский алфавит, то есть путем упрощения иероглифов рисунчатого письма. Мы полагаем, что в качестве букв использованы иероглифы славянских слов, начинавшихся с соответствующего звука.


При этом бралось не всякое слово, а только те, в которых мог заключаться какой-то важный или даже сакральный смысл.

Проанализируем вид глаголических букв, группируя их по типу создания знака. Мы ведь на самом деле не знаем, в каком порядке заучивалась древними учениками первая славянская азбука. Скорее всего, порядок был совершенно другой, нежели в современных алфавитах греческом, латинском и кириллическим, созданным на основе финикийского. Некоторые знаки, толкование которых нам пока не вполне ясно, будем опускать.

url="/uploads/images/default/glagol2.jpg"]

[/url]

Начнем с букв передающих звук «О». Нет сомнения, что и в греческом, и в латинском алфавите знак «О» изображает положение губ при произнесении этого слова. В глаголице есть буква «От», которая также похожа на округленный рот, в котором к тому же видны зубы и в первом случае даже язык. Другим подходящим предметом, который имеет в своем древнеславянским названии звук «О» является «обло» (круг).

Однако знак «Он», вторая буква, которая может передавать звук «О», имеет иную форму - . Возможно, этот иероглиф изображает раскрытый человеческий рот в профиль. Мы предполагаем, что звук, передаваемый этим знаком, представляет нечто среднее между «О» и «Е». На этот вывод нас наводит вид другой буквы, имеющей звучание чистого «Е».

- Буква "Есть" (Е). Знак, очевидно, намекает на процесс еды – открытый рот и язык (или два ряда зубов). Впрочем, знак мог быть всего лишь заимствован из греческого алфавита. Но и в древнегреческом языке еда назвалась почти так же, как в славянских - ἐδᾰνόν.

- Буква "Иже" (И). Здесь также изображается процесс еды: открытый рот и сама еда в виде треугольника. Еда опускается в рот. А вот сходное изображение, где нечто выпадает изо рта. Это - буква "Слово" (С). Например, в «Слове о полку Игореве» говорится, что князь Святослав изронил из уст золотое слово.

Многообразие возможностей символически изобразить один и тот же процесс еды не могло не породить многообразия иероглифов. Буква "Иж" (И) могла быть изображена в виде фигуры женщины с полными молока грудями. Несомненно, такое изображение было священным и употреблялось в особых случаях.

- Буква "Аз" (А) есть синоним личного местоимения «Я». Буква, несомненно, является изображением доминатного мужчины. Такие изображения встречаются в наскальных рисунках по всей Евразии и Африке. Писец – в древности это была выдающаяся личность – вождь или жрец, отождествлял себя именно с таким великим мужем, чья сила и знания не могут не зависеть от его мужской силы.

С понятием мужской силы, очевидно, связан и знак "Хер" (Х). От дальнейших комментариев в данном случае воздержимся.

- Буква "Зело". Знак, скорее всего, изображает торс широкоплечего мужчины. Его изначальное значение могло быть «сила», ведь «зело» (очень) и «сила», очевидно, слова родственные, вместо «очень» всегда можно сказать «сильно» (зельно).

- Буква "Веди". Знак изображает часть лица: нос и глаза. Последнее наиболее важно, так как иероглиф в изначальном значении передавал слово «видеть». Аналогичный знак для того же звука применяли и латиняне, у которых слово «вижу» - vide. Слово «видеть» также родственно словам «вождь» и «ведун» (знахарь, жрец).

Если есть власть, то должно быть и повиновение. Изображение буквы "Покой" (П) скорее напоминает поклон. Думается, этот иероглиф означал повиновение, и название знака "Покорность". Глагол «покорити» (pokoriti и т.п.) есть во всех славянских языках.

Знаки, которые сегодня читаются как «Глаголи» (Г) и «Мыслете» (М), видимо были чем-то связаны. Оба они напоминают погремушки. Вполне возможно, что названия этих знаков в глубокой древности были другими, нежели те, которые мы предполагаем сейчас на основе кириллических названий соответствующих букв. Но, разумеется, начальные звуки названий предметов, которые изображались при помощи указанных знаков, были те же «Г» и «М».

Наиболее подходящими по своим славянским названиям связанными друг с другом явлениями, которые имели у древних сакральный смысл, были бы, видимо, гром и молния. Оба небесных явления во всех славянских языках называются почти одинаково. Что же касается изображений, то гром, очевидно, действительно изображался в виде погремушки или, может быть, колотушки. А знак "Мыслете" , очевидно, может быть принят за стилизованное изображение молнии или за лицо бога грома и молнии Перуна. В поздней глаголице еще больше просматривается сходство этого знака с молнией, разделенной на три ветви, или же сходство с луком Перуна.

Буква "Добро" (Д). На первый взгляд, в основе буквы лежит иероглиф, изображающий дом. Однако некоторое сходство этого знака с двумя предыдущими, заставляет думать, знак изначально изображал дождь. "Дождь" было названием этой буквы в глаголице. Нашу догадку отчасти подтверждает дальнейшая эволюция этого глаголического знака в кириллическую букву «Л», связанную со словами «лить» и «ливень» (дождь).

Сходный с этим знаком иероглиф, который отождествляется с кириллическим «Люди» (Л) изображает, скорее всего, тоже ливень, но уже достигший земли и в нее впитавшийся. Слова «лужа», «луг» в древние времена передавали понятие «земля, залитая (политая) водой». О том, настолько сакральным было слово «лужа» (луг), говорит хотя бы то, что именем «лужичане» называло себя одно из важнейших в прошлом славянских племен. Изменение знака, передающего звук «Л», при переходе от глаголицы к кириллице, очевидно, было следствием влияния греческого алфавита, в котором есть буква «ламбда», похожая на кириллическое «Л».

"Гѥрв". Буква образована от иероглифа «Горы». Подобный знак в латыни – «М» - тоже первоначально изображал горы, которые по-латински называются montes.

Буква "Рцы". Очевидно, изображает поставленный на землю топор (Рубило). Позднее топор был «поднят» под влиянием греческого «ро», буква стала нашим привычным "Р".

Что же касается сходного с нынешним Р глаголического "Наш" (Н), то знак, видимо изображал человека несущего мешок, то есть Ношу. Это и было первоначальным названием буквы.

Без сомнения, у древних инструменты были священными предметами. Не менее топора священным был инструмент для сверления. С его помощью можно было также добывать огонь. Поэтому буква "Како" (К) более всего похожа на Коловорот. В древности подобный коловорот вполне можно было сделать из изогнутого сука.

Буква "Земля", видимо, изображает плуг (соху), орудие для обработки земли. Саму землю как таковую трудно изобразить рисунком, но слово, конечно, было важным и священным, поэтому потребовался такой намекающий рисунок. Впрочем, и соха тоже была священным орудием, а в языке древних славян вместо «соха» могло употребляться слово «Зуб».

Особо священным предметом был огонь. Было бы странно, не встретить знака огня в первобытной азбуке. Наиболее похожим выглядит знак "Ж", напоминающий костер с языками пламени. В кириллице буква называется «Живете». Существует древнее русское слово «живица», означающее «огонь», но наиболее обосновано сопоставление со словом «Жар».

Знак "Цы" (Ц) явно изображает курицу, по-словенски Cipa.

Знак "Червь", скорее всего, связан со словом «Чара», то есть чаша или котел, а также чернильница. Особенно хорошо видно это в более поздних написаниях знака - . Возможно, что в других вариантах изображения знака это могла быть также рогатая голова коровы (кервы или червы).

Знак "Буки", очевидно, изображает священное дерево Бук. Считается, что именно на его древесине наносились первые письменные знаки. Отсюда произошло германское Buch (книга). Но прежде от славянского «бук» произошло столь же славянское «буква».

Определенное сходство со знаком "Буки" имеют буквы "Ша" и "Шта". На первый взгляд буква «Ш» могла быть заимствована Кириллом из еврейского алфавита. Но если глаголица, как мы считаем, существовала до Кирилла, то у этих иероглифов должны найтись другие, славянские толкования.

Разгадку, думается, можно найти при анализе знака "Твердо"(Т). Изображение походит на два стоящих в ряд щита. Слово «твердыня» является синонимом слова «крепость». В некоторых случаях крепости тоже называли «щит». Существует целый ряд соответствующих топонимов: Щитно, Щецин, Горный Щит. Оградой древних крепостей был частокол. И именно частокол-щит напоминает буква «Ш». В западных славянских диалектах «щит» произносится как «штит». Очевидно, слово «штит» в значении «город» было родственно германскому Stadt.

Последним глаголическим знаком, который мы исследуем, будет «Ять» (Я). По нашему мнению, это наиболее священный знак азбуки. В кириллице "Ять" изображается так, что крест находится наверху, то есть знак «тау» или креста вынесен из замкнутого пространства наверх.

В более архаических вариантах крест находится наверху треугольника. Мы полагаем, что крест в данном случае является солярным знаком, а треугольник либо изображает гору, либо является символом трех миров (небесного, земного и подземного). Звук «Я», который отображает «Ять», по нашему мнению, является начальным в имени бога Ярилы. В ряде случаев крест сверху треугольника, видимо может заменяться кругом. Такие похожие на бадминтонный волан знаки встречаются и на фракийских артефактах.

Глаголица употреблялась, в основном, южными славянами. Наиболее древние глаголические надписи, сделанные на камне, находятся на острове Крк (Курикта). Это ареал обитания карнов-хорутан. Глаголица не имела всеобщего распространения среди славян.

Лепонтии, как я писал в статье «Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии», пользовались алфавитом этрусков, карийцы – греческим алфавитом. Есть такие, что утверждают, будто расшифровали как славянские большинство рунических надписей, которые в настоящее время приписываются другим народам (германцам и тюркам). Ничего не могу сказать по этому поводу.

 (Голосов: 2)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Еще раз о том, кем были первопоселенцы Крыма-Тавриды
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2016