Главная  

Заметка об этрусках

Внимательные читатели обратят внимание на то, что на картах, которыми я иллюстрирую свои последние статьи, на территории Ирана рядом с германиями я показываю народ этрусков.

Кем были этруски – этот самый таинственный народ Италии? О них много пишут и профессионалы и любители. Строят версии. Пожалуй, любители особенно. А почему? Чтобы хоть как-то войти глубже в тему, прочтем книгу известного советского этрусколога А. М. Кондратова «Этруски – загадка №1».

Этруски во многом были учителями римлян. Собственно даже и сам город Рим был основан ими. Название Рима (Рума), скорее всего, является этрусским. От этрусков переняли римляне многие свои архитектурные достижения, в том числе и конструкцию храмов, чьи крыши и антаблемент — часть сооружения между крышей и колоннами — украшались скульптурами и глиняными рельефами. Многие прославленные храмы Рима воздвигнуты были мастерами-этрусками. Устройство частных домов римлян также скопировано у этрусков, в том числе и атрий - открытая площадка внутри дома, на которой помещался домашний очаг. Также искусство римского скульптурного портрета обязано своим происхождением опять-таки этрускам. Восприняв у этрусков погребальные обычаи, римляне стали сохранять облик покойного в виде восковой маски. Маски передавали индивидуальные черты почитаемого родича. Впоследствии скульптурные изображения из камня следовали этой же художественной реалистической традиции. Учениками этрусков были римляне и в изготовлении статуй из бронзы.


И систему управления переняли римляне тоже от этрусков. Так, Страбон сообщает, что «триумфальные и консульские украшения и вообще украшения должностных лиц были перенесены в Рим из Тарквиний, так же как фасции, топоры, трубы, священные обряды, искусство гадания и музыка, поскольку римляне применяют ее в государственной жизни». Ведь правители этрусского города Тарквиний, как единогласно утверждают предания, были и царями Рима. И те атрибуты, которые мы всегда связываем с римским господством, на самом деле — этрусские. Например, связки прутьев с воткнутыми в них топорами, тога, отороченная пурпуром, кресло из слоновой кости и т. д.

Итак, мы видим, что этруски были предтечами римлян в вопросах государственного устройства, религии, архитектуры. Римляне же были учителями всей остальной Европы. Некоторым националистически настроенным этрускологам разных народов хотелось бы видеть в этрусках своих сородичей-предков. Были и есть такие энтузиасты также и в России. Особенно их много среди любителей.

Язык этрусков до сих пор не расшифрован, и это дает основания для множества спекуляций на данной теме. Первый российский этрусколог А. Д. Чертков (1789–1858) писал, что «этруски – это русские». Желающих знать, как этот автор толковал этрусские надписи, опять-таки отсылаем к книге Кондратова. И он был не один такой. Этрусский язык пытались сравнивать с языками других италиков (умбров, сабелов и т.д.), с еврейским и греческим языками, с кельтскими и германскими языками, с албанским. При этом ученые разных национальностей тянули «этрусское одеяло» каждый на своих.

О том, насколько трудно понять этрусские тексты можно судить по следующей цитате Кондратова: «Попробуйте-ка разобраться в тексте, написанном на неизвестном вам языке, где все слова написаны слитно, где многие гласные, а порой и согласные пропущены, а сам текст начертан на каком-нибудь камне или сосуде и многие его части так повреждены, что трудно отличить одну букву от другой». Большинство этрусскимх надписей очень кратки и содержат, большей частью, имена [ru.wikipedia.org›Этрусский язык ].

Этрусские буквы похожи на греческие и латинские и довольно легко читаются. Но понять слова невозможно. Существует масса вариантов расшифровки. Но, практически, все они могут быть оспорены. И их таки оспаривают.

Не будучи профессионалом в этой области, от споров воздержусь. Однако и у такого любителя, как я, могут появиться мысли насчет этрусского языка.

Из разных латинских источников известны значения ряда этрусских слов. Некоторые из них вошли в современные европейские языки. Из языка этрусков происходят слова «цистерна», «таверна», «персона», «литера». К этим словам и их толкованиям мы можем отнестись с определенным доверием и попытаться по ним выяснить этническую принадлежность этрусков.
Объясняя происхождение названия города Капуи, один античный автор пишет: «Известно, однако, что ее основали этруски, причем знамением послужило явление сокола, который на этрусском языке называется «капус», отсюда Капуя и получила название». И вот оказалось, что в афганском языке пушту есть слово "тапус" (коршун). Лингвистам хорошо известно, что звук "т" легко переходит в "г" и "к". Например, "группа" переходит в "труппа" (особый вид группы), "круп" (тело, корпус) в "труп" (мертвое тело), "колоть" в "толочь" (и то и другое передает понятие "измельчать").

Следует отметить, что на слово "тапус" в пушту-русском словаре я наткнулся только 3 октября 2015 года. А до этого я пытался объяснить слово "капус" с помощью другого афганского слова - "цапедыл" (парить, реять). В принципе, я был на правильном пути, так как слово "цапедыл" безусловно связано и с лексемой "тапус" и с "лексемой капус", так как по законам лингвистики звук "ц" легко переходит и в "т" и в "к".

Теперь поищем из того же афганского словаря толкование этрусскому слову "цистерна". Имеется афганское слово «ца» (долгий звук «а» переходит в «е»). Это слово означает «колодец». И оно уже наводит на мысль о цистерне (емкости для воды). «Стыр» на том же афганском языке означает «большой». Таким образом, цистерна = большой колодец.

Этрусское «персона» вполне соотвествует афганскому «пер-сант». «Пер» - опять-таки синоним слова «большой» (великий, значительный). «Сант» означает «лицо, облик».

Слово «таверна» означает то же самое, что и «трактир» - придорожная корчма, где путнику можно поесть и покормить лошадей. Это слово можно сопоставить с иранским «тобра» - кормушка для лошадей (сравнить с нашим торба).

В индийском языке урду есть слово «литхарна» (пачкать). По-видимому, его можно сопоставить со словом «литера» (буква, знак). Есть также афганское слово «латар», что в одном из вариантов означает «спутанный». Это слово можно сопоставить с одним из древнейших видов передачи информации – узелковым письмом. Узелковое письмо было распространено в самых разных регионах мира от Европы до Америки и острова Пасхи. [ukoha.ru›article/articles/hipicmen/uzelkovaa_…].

Завершить разбор можно толкованием этнонима «этруски» из индоиранских языков. В афганском языке есть лексема «атыр» (слово, речь). Так как большинство этнонимов Земли связано с понятием «речь» можно ожидать, что «атыр» имеет отношение к первому корню этнонима «этруски».

Афганский язык близок к языку скифов. Означает ли это, что кочевники скифы пришли некогда в Италию и стали там главными культуртрегерами?

Думается, такая мысль была бы неправильной. Однако мы должны припомнить, что на территории современных Афганистана и Пакистана в глубокой древности процветала так называемая Индская цивилизация. Основными ее центрами являлись города Хараппа и Мохенджо-даро [ru.wikipedia.org›wiki/Индская_цивилизация].

Возраст этой цивилизации 4,5-5 тыс. лет. Период ее существования по наиболее распрстраненным оценкам относится к XXIII - XIX векам до нашей эры. Тем не менее, Мохенджо-даро был весьма крупным городом с несколькими десятками тысяч жителей, имеющим правильную планировку и такие важные блага цивилизации как водопровод и канализация. То же самое можно сказать об этрусских городах. Древний Рим также имел водопроводы и канализацию, которая продолжает функционировать даже в наши дни.

Индские этруски могли обитать в области, примыкающей к Аравийскому заливу, которая еще во времена древнеперсидской державы и Александра Македонского носила название Гедрозия [ru.wikipedia.org›wiki/Гедрозия]. Топоним «Гедрозия» фонетически близок этнониму «этруски». Согласно древнегреческому навигационному руководству, которое называлось «Перипл Эритрейского моря», индийская область к востоку от Гедрозии называлась Скифия. Эритрейским морем в древности назывался Аравийский залив [ru.wikipedia.org›wiki/Перипл_Эритрейского_моря]. Данный гидроним тоже имеет сходство с этнонимом «этруски». Возможно, что слово «Эритрейя» как раз и означает «Море этрусков». Корни типа «эр» (ор, юр) входят во многие индоевропейские термины, передающие понятие «море», на балтских языках, которые считаются наиболее древними в Европе, море называется «юрате».

Добавление от 10.10.2015 года. Сегодня в своих словарях языков урду и хинди обнаружил еще два слова, которые могли бы объяснить и топоним "Гедрозия", и этноним "этруски".
Первое из них "готра" (семья, род, община). Но ведь хорошо известно, что подавляющая часть этнонимов завязаны на понятие "род" (родичи).
Второе - "гаhрай" (глубина).
В лингвистике переход звука "h" в "т" вполне законен. Например, пара "хряснуть - треснуть". Звук "й" также легко переходит в "з" (ж). Гласная "а" легко преобразуется в "е". Таким образом, "гахрай" мог в древности звучать как "гетраз" (гедроз). Отсюда и "Гедрозия" (Страна лежащая у края морской бездны). Заметим, что существует также греческое слово "гидра" (водный). Для этрусков море, приморье были их средой обитания (этимология на уровне среды обитания). Известно, что этруски были прекрасные моряки.

С угасанием цивилизации долины Инда этруски могли морем дойти до устья Ефрата, а оттуда вверх по течению этой реки добраться до Малой Азии. Некоторые признаки указывают, что этруски переправились в Италию именно из Малой Азии. Еще Геродот писал, что этруски выходцы из Лидии [ru.wikipedia.org›Этруски]. Обратим внимание, что гидроним «Ефрат» также фонетически сходен с именем этрусков. Второе название этрусков – «тирсены» или «тиррены» можно связать с названием финикийского города Тир. Этот важный приморский город вполне мог быть основан или временно завоеван пришельцами из западной Индии и лишь позднее перешел в руки финикийцев.

О влиянии индийских культурных и языковых элементов в Передней Азии говорит также расшифровка надписей древнего ближневосточного государства Митанни. Цари Митанни носили индийские имена. Митаннийцы поклонялись индийским богам Варуне и Индре [ru.wikipedia.org/wiki/Митанни].

Как можно видеть, по пути в Италию этруски должны были иметь контакты со многими народами, их культурами и языками. Будет логично предположить, что каждый из таких контактов привнес в их собственные культуру и язык свою существенную долю. В итоге могло образоваться такое «эсперанто», которое уже нельзя отнести ни к одной из ныне известных языковых групп. Нечто подобное мы наблюдаем в языке албанцев, в котором до 80% составляют слова латинского, греческого и славянского происхождения. Между тем, мы уже предположили в статье «Загадки происхождения румын и молдаван», что язык албанцев мог иметь изначально скорее иранское или германское происхождение.

Кстати, мы полагаем, что и этруски имели контакты с германскими племенами. На это указывает определенный акцент – оглушение звука «в» в этрусском языке. С таким же акцентом по-русски говорят немцы. Например, вместо «вошь» они говорят «фошь». Известно также, что этруски называли богов «аисои», что весьма похоже на название одной из групп германских богов – «асы». Мы, впрочем, не уверены, где произошел данный контакт. Это могло происходить и в Италии, и в Малой Азии, и в самой Индии.

В дальнейшем часть этрусков могла через Альпы мигрировать в Германию и уже там полностью ассимилироваться. Это, думается, и привело к появлению древнегерманского племени херусков [ru.wikipedia.org›wiki/Херуски]. Одним из возможных доказательств того, что херуски имели отношение к этрускам, является название германского племени фосов, соседей и сородичей херусков. Как известно, этрусков еще называли тусками или фосками. В области Тоскана (древняя Этрурия) имеются топонимы типа «Фосколи». Еще одном указанием на родство херусков и этрусков являетеся германский глагол erraten, raten (отгадывать, гадать). Он созвучен этнониму «этруски» и его синониму «реты» (расены). Как известно, этруски были прославленными гадателями.

Добавление от 25.12.2016. Второе название этрусков "расены", очевидно, могло происходить от ирано-афганского "рас" (род). То есть расены - родичи, соплеменники. Это "рас" родственно общеевропейскому "раса". Этимология этого последнего термина не вполне ясна. Очень может быть, что это изначально этрусское слово.
Ливий утверждал, что реты и расены это один и тот же народ. Но я думаю, что это разные народы со сходными названиями. Путаница могла усугубиться тем, что беглые этруски могли поселиться среди ретов. Сами же реты могли быть славяноязычны. Но я не настаиваю на этом мнении.

Наследниками этрусков, возможно, были также и герулы (эрулы), германское племя, в котором, как считают, был разработан германский рунический алфавит. В книге «Викинги. Потомки Одина и Тора» автора Джонса Гвина об этом сказано так: «(эрулы) причaстны к создaнию рунического aлфaвитa и рунического письмa. В скaндинaвских рунических нaдписях постоянно встречaется слово erilaR (eirilaR), что, по всей вероятности, ознaчaет "эрульский"; похоже, эрулы нaстолько прослaвились кaк знaтоки рун, что их имя стaло нaрицaтельным». По общему мнению, происхождение рун до сих пор неясно [ru.wikipedia.org›Руны]. Однако в «Краткой истории рунического письма» [primavista.ru›Статьи›…_runicheskogo_pisma] говорится, что «в 1928 году норвежский ученый Карл Марстрандер представил североэтрусскую версию происхождения рун. По этой теории, руническое письмо возникло на основании алфавитов, которые использовались народами, жившими на севере Италии и в Альпах. Она действительно объясняла некоторые особенности рунического письма, а именно то, что руны могут читаться блоками — сначала слева направо, затем справа налево и т. д. (бустрофедон)».

Правда, далее говорится, что германцы не могли заимствовать руническое письмо у этрусков, так как в Италии оно ко времени появления германских рун исчезло. Наша гипотеза о переселении этрусков в Германию в какой-то мере позволяет преодолеть это возражение. Герулы, которые, видимо, ближе других контактировали, с германскими этрусками, долгое время могли сохранять традиции данного вида алфавита, используя его для письма на дереве, для чего руны были более всего и пригодны по своей форме. Но их памятники, очевидно, были недолговечны.

Теория этрусского происхождения рунического алфавита хорошо объясняет факт наличия памятников подобного рунического письма у тюрков, которые могли получить его через скифов, а также на Ближнем Востоке, где этруски побывали сами.

Какое отношение имели этруски к славянам? Некоторые этрусские надписи довольно ясно прочитываются как славянские. Писатель В.И. Щербаков [ru.wikipedia.org›Щербаков, Владимир Иванович (писатель)] приводил в своих этимологических изысканиях некоторые убедительные примеры подобных надписей [paganism.ru›etrus.htm]. Так как на основе самых бесспорных толкований этрусских слов, взятых из римских источников, мы уже пришли к выводу об ирано-индском происхождении этрусков, нам остается только предположить, что наряду с самими этрусками их алфавитом пользовались и славяне, жившие в Италии одновременно с этрусками.

Этрусское письмо походит на письмо италийских венетов, которые, по-нашему мнению, были родичами славян. Сейчас и здесь мы не будем доказывать этого, может быть, слишком смелого утверждения, хотя такой взгляд на происхождение венетов имеет немало сторонников не только среди историков-любителей. И италийские славяне не только воспринимали культуру этрусков, но и сами влияли на них. Так бог смерти этрусков звался Тухулка. Его имя можно сравнить со славянским глаголом «тухнуть» (разлагаться). К сожалению, этим бесспорные доказательства славянского влияния на этрусков и заканчиваются. Но для желающих можно отыскать много спорных.

Данная статья была написана довольно давно. Поэтому в ней не учитывается влияние, которое этруски могли оказать на славян и германцев еще в период их общего проживания в долине Инда. Впрочем, это влияние и невозможно участь. Цивилизация долины Инда возникла уже после ухода со Среднего Востока и германцев и кельто-славяно-литовских племен.

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Еще раз о том, кем были первопоселенцы Крыма-Тавриды
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2016