Главная  

Челябинские древности

Один из моих оппонентов, намекая на то, что я всего лишь любитель, посоветовал мне больше заниматься краеведением (а не глобальными вопросами славяноведения). Выполняю его пожелание. Эта статья была опубликована в начале 2019 года на страницах газеты "Возрождение Урала". Посвящена топонимике Южного Урала. Большинство историков-профессионалов и местных краеведов считают ее целиком тюркской. Даже всем известный топоним "Аркаим", считается исключительно тюркским, хотя предполагается, что это был город ариев. Есть небольшое число краеведов, которые готовы счесть некоторые топонимы финно-угорскими. Я эе считаю, что некоторые наиболее значимые топонимы изначально были скифо-сарматскими, то есть иранскими.

Как-то получается, что ранее мои первые статьи в новом году посвящались краеведению. Так что я решил не отступать от этой традиции и нынче. Тем более, что в наступившем году исполняется сто лет с образования Челябинской губернии и 85 лет с образования Челябинской области.
Но земля наша имеет гораздо более древнюю историю. Мне приходилось писать о том, что в XIV веке территория области входила в состав Карачельского улуса Синей Орды. Основным населением улуса, разумеется, были татары и башкиры, но главой его был вначале русский князь Василий из города Карачева (он и построил город Карачел, ныне село Карачельское на границе Челябинской и курганской областей), а затем правили его потомки. Бежал Василий из Руси от гнева золотоордынского хана Узбека, был хорошо принят в Синей Орде, получил в жены дочь тамошнего хана и улус в приданое. Об этом, пожалуй, стоит подробнее прочесть в книге «Русь и Орда» писателя Михаила Каратеева, участника Гражданской войны, эмигранта 1920 года, тоже потомка князей Карачевских. Основные факты книги Каратеева взяты из архива российских князей Тохтамышевых, потомков того самого хана Тохтамыша, который сжигал Москву в 1382 году. Добавлю лишь, что титул князя Василия и его потомков у татар был челеби-оглан (принц). Отсюда, видимо, и идет название Челябинского бора (лес челеби), из сосен которого строили Карачел. А затем по имени бора уж назвали и малую русскую крепостицу, из которой вырос наш миллионник.
Однако сегодня я хотел бы поговорить об еще более древних временах. Лет десять назад я свел знакомство с Геннадием Здановичем, открывателем Аркаима. Считается, что это древнее городище населяли те самые арии, которые вторглись в Индию за 1200 лет до нашей эры. Генетический анализ показывает, что древние обитатели Аркаима и на самом деле были носителями индоиранской (индоевропейской) гаплогруппы R1a1. Но Геннадий Борисович посетовал на то, что все же нет особой уверенности, называли ли себя ариями эти древние аркаимцы. И тогда я предложил истолковать в этом роде сам топоним.
Название «Аркаим» считается тюркского происхождения – «хребет, спина». Допустим. Но разве не может тюркская этимология наложиться на более древнюю? Если считать, что в Аркаиме действительно жили индоевропейцы, то его название можно было бы толковать как «округа» (окоём, ойкумена) ариев. Да и слово «кайма», которое тоже можно толковать так же, тюркского происхождения. Следовательно, древние тюрки, давшие название этому месту, могли знать, кто жил там до них. «Округой ариев» вполне могла называться вся совокупность древних поселений, которую сегодня археологи назвали «Страна городов».
Позднее я заглянул в соответствующие словари и обнаружил иранское слово «каим», которое можно толковать как «твердыня» (крепость). Но самый любопытный результат дала экскурсия в литовский словарь. Литовский язык из всех других европейских языков считается наиболее похожим на санскрит (священный язык древних индоариев). Так вот в литовском языке есть слово kaimas (селение).
Был еще один похожий случай. Вместе с Сашей Воронковым, который еще школьником под началом Здановича участвовал в археологических раскопках и, собственно, случайно наткнулся на Аркаим, мы отправились искать другой предположительно археологический объект в урочище Ташангир, которое лежит через речку Биргильду напротив станции Полетаево. К нам присоединился со своей «Нивой» и мой друг Марат Валеев, чиновник администрации Петра Ивановича Сумина. Мы обследовали ямы, из которых в XIX веке добывали щебень для строительства железной дороги. У нас была гипотеза, что эти ямы за тысячи лет до начала того строительства первыми вырыли доисторические люди. Сначала они искали там камень для своих каменных орудий, а потом сами поселились в вырытых ямах, благо эти ямы всегда были сухими во время дождя. Достаточно было перекрыть их жердями и шкурами.

url="/uploads/images/default/tash1.jpg"]

[/url]
url="/uploads/images/default/tash2.jpg"]

[/url]
url="/uploads/images/default/tash3.jpg"]

[/url]

Все же древних орудий мы там так и не нашли. И камень ташангирский, по мнению Здановича, которого мы потом туда тоже возили, был для них неподходящим. Правда, сам он нашел там хороший кварцевый желвак и даже увез его к себе на обследование. Но на этом все у нас и кончилось.
Тем не менее, я уверен, что Ташангир некогда был пристанищем древних. О том, на мой взгляд, свидетельствует название урочища, которое я толкую из иранских языков как «Ямы-дома» от иранских «таш» (яма) и «ангир» (дом). О том же свидетельствует название реки Биргильды, которое, впрочем, из татарского языка толкуется как-то странно: «бер» (один, первый) и «кильде» (пришел). Но из иранских языков толкуется как «Река домов».
Скифы (иранцы), по словам Геродота, были владыками Азии пять тысяч лет. Их могилы находят на Алтае и восточнее него. Вот почему я попытался истолковать из индоиранских языков некоторые другие знаковые топонимы нашей области. И начал с озера Тургояк. Толкового объяснения топонима нет. Одна из версий гласит, что якобы изначально татары и башкиры озеро называли «Турьге як куль» (озеро, находящееся на почётной стороне). В Казахстане есть топоним «Тургай», который выводят из общетюркского «тор» (низина) и уменьшительного «гай». Это толкование лучше, но все же банальное «низинка» тоже не подходит к образу чудесного озера.
В афганском языке пушту, который я считаю наиболее сходным с древними скифо-иранскими наречиями, есть слово «тур» (водная поверхность). Оно родственно иранскому «дарья» (вспомним название среднеазиатских рек Сыр-дарья и Аму-дарья). Есть в том же языке слова «гхвай» (бык) и «як» (одинокий). Вместе получается «Тур-гхвай-як» (Озеро быка-одиночки). У индоевропейских народов понятия «бык» и «вода» почему-то связаны. Так у немцев слово Ach (поток) явно связано с Ochse (бык). Есть подобная пара слов и у славян. Наверно, такая связь возникла, поскольку древние охотники чаще всего добывали дикого быка у водопоев. Но бык с озера Тургояк, видимо, не был добычей. Он был каким-то уникальным, особенным. И тут вспоминается, что многие народы Земли в качестве тотема имели именно быка. На тотемное животное нельзя было охотиться. Все же совсем исключить такую гору мяса из перечня потенциальной добычи для вечно голодающих дикарей тоже было невозможно. Поэтому из общего поголовья выбирали какое-то одно особенно представительное животное и объявляли его табу (запретным, священным). Так что, думаю, именно таким священным животным и был старый бык-одиночка, пасшийся на берегах священного же озера Тургхваяк.
Далее было озеро Зюраткуль, на берегах коего найдены очень древние археологические артефакты, в том числе гигантское изображение (геоглиф) лося. Конечное «куль» (озеро) в топониме «Зюраткуль» тюркского происхождения. Но начальное «зюр» (зир) это иранское слово и тоже означает «озеро». Такое бывает. Известный исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев писал, что название «река Ула-хе» трижды повторяет понятие «река» - на русском, удегейском и китайском языках. Но что же такое в названии «Зюр-ат-куль» означает «ат»? На тюркских языках «ат» это конь. Однако практически так же – «ас» - называют коня и иранцы. Уверен, что этим «конем» (лесным) и был «нарисованный камнями» на склоне приозерной возвышенности лось размером 218 на 195 метров.

url="/uploads/images/default/geogliflos.jpg"]

[/url]

Недалеко от Зюраткуля на территории Башкортостана находится высшая точка Южного Урала гора Яман-Тау. В переводе с татарского ее название «Плохая гора». Но лично я на этот счет имею другое мнение: гора названа в честь древнеиранского верховного божества Йимы. Индусы называют его Яма и считают богом смерти. Вполне вероятно, что древние иранцы хоронили на этой горе выдающихся своих вождей, сжигая их на кострах и пряча пепел под камнями многочисленных тамошних осыпей-курумов.
А еще я уверен, что эту гору под названием Имаон упоминал в своем описании Азиатской Сарматии географ II века нашей эры Клавдий Птолемей. Вот отрывок, где говорилось об этом: «Населяют часть этой Скифии, всю обращенную к северу, вплотную к неизвестной земле, так называемые аланы-скифы, и суобены, и аланорсы, а территорию ниже их сэтианы, и массэи, и сюэбы, и у внешней стороны горы Имаон тектосаки, а затем у восточных истоков реки Ра робоски...».
Река Ра это Волга. (Мордва-мокша до сих пор называет Волгу Рав). Ее восточные истоки (Кама со всеми притоками и Самара) берут начало в Уральских горах. Из перечисленных народов аланы, скифы и аланорсы - иранцы, сюэбы (свебы), сэтианы и массэи – германцы. Германцы находились на пути со Среднего Востока в Скандинавию. Недаром из иранских языков «Ра» переводится как «Путь». Суобенов многие считают славянами. Я тоже так считаю. Это были вятичи, которые двигались из Балтийского Поморья на восток, осваивая земли будущей Русской равнины. Подробнее об этом читайте на моем сайте kozinsky.ru.
А робоски (робошки), вероятно, были предками башкир. Название «башкорт» толкуется из тюркских языков как «волчьи головы», что, должно быть, связано с обычаем носить шапки волчьего (лисьего) меха. Но тюрки башкиры издавна находились в тесном союзе с уральскими венграми (из-за этого венгров в былые века часто называли то турками, то башкирами). Некоторые башкирские роды более тысячи лет назад ушли вместе с венграми на запад. Поэтому в венгерском языке много башкирских слов и наоборот. Вероятно, «ро-бошки» означало «лисьи головы», так как на венгерском «лиса» - roka. Однако первая версия, которая пришла мне в голову: робошки – живущие у истоков (у главы) реки Ра.
Попутно хочу развенчать миф о том, что Урал – это Рифейские горы. Рифеи находились в Европейской Сарматии, то есть к западу от реки Ра (Волги). Так что это Среднерусская возвышенность. В индоиранских языках имеется слово «рифе» (удобный, легкий), то есть Рифейские горы – горы легкие для подъема. А есть еще иранское слово «рафа», которое прямо означает «возвышенность». Что касается слова «Урал», оно тоже индоиранского происхождения. В энциклопедии «Челябинск» написано, что Урал – слово вероятно, восходящее к башкирскому «үр» и древнетюркскому *ör (высота). Но из иранского получается адекватнее и полнее: «ур» (осыпавшиеся), «ала» (высоты, горы).

 (Голосов: 0)

 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Был ли Петр I грузином?
 Новое на сайте
 Поход шведов к Полтаве: кто на самом деле победил при Добром
 Поход шведов к Полтаве: битва при Головчине
 Поход к Полтаве: сколько шведских солдат сложили головы в России?
 НОРИК. 14-я глава II-й книги «Руководства по географии» Клавдия Птолемея (2 часть)
 НОРИК. 14-я глава II-й книги «Руководства по географии» Клавдия Птолемея (1 часть)
 Бой Ковпака с 13 охранным полком СС (2-я часть)
 Бой Ковпака с 13 охранным полком СС (1 часть)
 ВИНДЕЛИКА. 13-я глава II-й книги «Руководства по географии» Клавдия Птолемея
 Челябинские древности
 Новая версия. Почему славяне суть нарцы
 Архив сайта
 Май 2019
 Апрель 2019
 Март 2019
 Февраль 2019
 Январь 2019
 Декабрь 2018
 Ноябрь 2018
 Октябрь 2018
 Сентябрь 2018
 Август 2018
 Октябрь 2017
 Август 2017
Александр Козинский  ©  2014-2018