Главная  

Рагнарек. Глава 6. Создание Асгарда

Шестая глава повести-фэнтези "Рагнарек", основанной на сравнительном анализе германской, иранской и индийской мифологий. Здесь мифические герои и боги выступают в качестве обычных людей, живший порядка 10 тысяч лет назад. В этой главе рассказывается, как был построен Асгард (город асов). Это был первый город под таким названием. Впоследствии асами были выстроены другие поселения под тем же названием. В этом нет ничего необычного и невозможного. Александр Македонский, например, основал целый десяток городов своего имени.

Итак, Один учредил новый способ погребения для славнейших героев большого Кринга, стоявшего на озере Аталон. Этим он также основал второй из трех своих так называемых «дворцов», описанных в саге «Речи Гримнира»: «Третий есть двор, серебром он украшен богами благими; Валаскьяльв двор тот, он Асом воздвигнут в древнее время». Пришла пора воздвигнуть главный свой «дворец», о котором в тех же «Речах Гримнира» сказано: «Гладсхейм – то пятый, там золотом пышно Вальгалла блещет; там Хрофт собирает воинов храбрых убитых в бою».
Следует немного прокомментировать эти стихи, которые легенда приписывает самому Одину. Впрочем, в первом из них, посвященном Валаскьяльфу, практически все понятно. Кеннинг «двор, украшенный серебром», конечно, означает «гора, покрытая вечным снегом». То же касается и кеннинга «золотом пышно блещет Вальгалла». Вальгалла означает «Зал убитых». Значит, речь опять идет о кладбище для героев на высокогорном леднике. Понятно, что таких кладбищ было несколько. Из легенд известно три таких. Кроме Валаскьяльфа и Вальгаллы было еще кладбище Сессрумнир, которое было в ведении Фрейи, дочери Ньёрда. Но о нем мы поговорим в своем месте.
Название «Гладсхейм» имеет два значения: 1) «сверкающий дом» от glæða – жар; 2) «дом радости» от glаð (радость). Совместимы ли понятия «жар» и «лёд»? Очевидно, да, потому что германцы называют горные ледники глетчерами – от glit, одного из синонимов слова glæða. А что имелось в виде под выражением «дом радости»? Реальнее всего, что так Один и его асиры называли свой Асгард, где летом они наслаждались всеми радостями за счет буришков и паломников в Священную долину. Но согласно религии древних германцев, радостями, присущими земной жизни, наслаждались и мертвые жильцы Вальгаллы.
Важнее всего, для нашего дальнейшего повествования толкование имени Хрофт, одного из 180-ти известных имен Одина. Замечательно в нем то, что именно оно связано с основанием Гладсхейма-Вальгаллы, которые представляли собой центр Асгарда. Так что же означало имя Хрофт?
В английском варианте «Википедии», в списке имен Одина объясняется, что Hropt это «мудрец». Однако в исландском словаре имеется другая, на мой взгляд, очень подходящая этимология от hrof (лачуга, плохо построенное непрочное здание). Из легенд нам известно, что Асгард именно строили. А какими же могли быть строения в каменном веке, если не лачугами? Так что имя Хрофт в реальности, скорее всего, означало всего лишь «лачужник» - «строитель лачуг».
Почему же в Асгарде пришлсь строить, если в Эран Веж великие вожди устраивали свои резиденции в величественных залах пещер? В Священной долине, в верховьях реки Кунар, практически, нет пещер. Во всяком случае, они не указаны на самых подробных картах этого района, в то время как на картах Афганистана указаны тысячи пещер, буквально во всех его горных провинциях. Итак, после столь пространного отступления вернемся к нашему повествованию.

Еще в мае Один и Локи отправились на озеро Сёкквабекк (Шива). Один намеревался проведать там свою супругу Сагу (Сакку) и одарить ее очередной порцией ласк и подарков, чтобы она не заскучала и не позабыла его. Локи намеревался оставить свою беременную жену Сигюн (Сёккун) у ее матери. Сигюн не под силу было бы идти в Священную долину через перевал Хатинза в 4500 м над уровнем моря.
Перед уходом Один лично отобрал лучших воинов и поручил Тору сначала вести их в июне вверх по речке Рустак через перевал Гандж высотой в 1558 метров в долину реки Кокча. У озера Вулар, в том месте, где в Кокчу впадает речка Вардудж, он собирался встретить отряд Тора, чтобы идти с ним к озеру Зебак, а затем уже к перевалу Хатинза. Воинам было разрешено взять с собой жен, если они еще не беременны, детей оставить в лагере родичам. Приказано Тору взять с собой и шесть «дочерей Одина», то есть валькирий из девяти тех, что были с Одином на Валаскьяльф: Скульд, Скёгуль, Гунн, Хильд, Гёндуль и Герскёгуль. Остальных трех приказал оставить на всякий случай в лагере. Кроме того, Один приказал Тору обязательно взять с собой Фрейю и ее брата Фрейра.
Кринг Один поручил на этот раз Вили и Ве. Тюр тоже оставался в кринге вместе с Фенрисом.
Ормунганд, Хюмир и Хрод ушли в мае вместе с Одином и Локи. У озера Вулар они расстались. Локи с Одином свернул к озеру Сёкквабекк, а его сын с Хюмиром пошли дальше к Зебаку, а от него по речке Сиди-Види на Пяндж и дальше на восток через Вахан к Восточному морю турсов, которое в те времена широко разливало воды по землям Синдзяна.
Этот Хюмир решил поселиться как можно дальше от земли асов, которых он втайне яро ненавидел. Знал бы, насколько это его желание совпадало с горячим желанием Одина как можно дальше услать старшего сына Локи!
Вместе с Хюмиром Один отправил гонцов к Фригге и Бальдру. По плану Одина они должны были встретиться с ним в Священной долине. При этом Бальдр должен был привести с собой большую группу буришков, цвет этого племени.

Все, как всегда, прошло в точности с планом Одина. К 1-му июля отряд асов стоял на перевале Хатинза, название которого имеет как иранские, так и германские толкования. Величественная панорама заснеженных великанов Нушака (7455 м) и Тирич-Мира (7690 м) всегда рождала в людях уверенность, что они являются жилищами великих богов.
Асы считали, что Тирич это Ясень Тира, великого бога охоты и их предка, чье имя означает «Зверь». В представлении асов, бывших прежде жителями равнинных лесов, эта гора была Мировым Древом, обнимавшим своими облачными ветвями всю вселенную. Но в тот день облаков вокруг вершины Тирича не было, и с высоты 4500 м он вдруг показался асам самой обыкновенной горой, каких много они повидали на своём веку. Молодые воины, которые еще не бывали в Священной долине (их было большинство), оказались разочарованы. Наверно поэтому они не отреагировали должным образом на приказ Одина, очень похожий на святотатство, который он отдал в тот момент:
- Сим объявляю себя! – торжественно провозгласил вождь, - Иггом, Главным жрецом Священной долины и повелеваю впредь всем именовать гору Тирич горой Иггдрасиль (Древо Игга).
- То есть – пояснил он позже уже без лишней аффектации, - это означает, что гора принадлежит мне, и никто не имеет права здесь молиться и приносить жертвы, не сделав мне «подарка». И вы будете строго следить за тем, чтобы все, кто приходит в долину, обязательно приносили нам эти подарки. Поняли, олухи?
После этого отряд начал быстро спускаться под гору, так как от недостатка воздуха на такой высоте у многих темнело в глазах. Натоптанная поколениями паломников тропа шла вдоль речки, которую в наше время зовут Газикистан, что может являться переводом на местные языки слова «Асгард». Заночевали в долине Овирде, название которой можно толковать из германских языков как «Овер ёрд» (Верхняя земля).
На другой день продолжили спуск вдоль более крупной реки Аркари. Из исландского словаря это название толкуется примерно как «Тащится по ступеням» (Arka rið), Река и впрямь текла не так уж быстро по относительно пологой долине, лишь временами спрыгивая по ступеням небольших водопадов. Как ее называли до прихода асов, неизвестно.
Вскоре достигли речки Уджхар-гол, что стекала прямо с горы Тирич-Меру и на этом основании считалась священной. Из иранских языков ее название толковалось как «Река Блестящих Камней». Здесь часто можно было встретить глыбы кварцита, из которых складывались жертвенники в святилищах.
Эти святилища принадлежали разным племенам, но в это время года они были еще пусты. Пора молитв начиналась позднее. Пока что паломники неспешно продвигались вверх по реке Кунар-ра, охотясь и собирая хороший камень для своего оружия. Знали бы они, сколько этого камня, а также ценного сушеного мяса и шкур убитых ими животных им придется на этот раз отдать за право помолиться своим богам!
Позднее они чуть изменили название реки и стали именовать ее Уджар-ра – река Грабежа. Один приказал намалевать на белых камнях алтарей хорошо знакомые всем знаки племени асов [знаки, которые до сих пор называют в Пакистане асар] в ознаменование того, что они теперь в собственности великого Игга. [C того же времени в индоиранских языках, видимо, появилось и слово «уджрат» (плата, вознаграждение)].
Асы издавна называли речку Уджхар источником Урдар. И дело тут не только в некотором созвучии названий. Просто изначально слово urð означало «каменистый спуск» и лишь позднее стало именем богини судьбы Урдур, которая, по легенде асиров, некогда восстала вместе с двумя другими норнами из Источника Каменистого Склона [Urðarbrunnr]. Асирское название «Урдарбрюннр» было приблизительным переводом-калькой индоиранского «Уджхар-гол».

На речке Урд у асов начались неприятности. Дело в том, что в июле в Индии начинается сезон муссонов. Дождевые тучи доходят и до Священной долины. Конечно, дожди здесь не такие сильные, как в других местах (все же горы часть туч задерживают южнее), но и непрестанно моросящий дождик это тоже ничего хорошего, когда от него негде укрыться и негде обсушиться. В этих местах не было ни пещер, ни дров.
Можно было, конечно, спуститься ниже. Километрах в тридцати от алтарей Урда начинались леса. Там можно было бы построить шалаши и развести около них костры. Но Одину очень не хотелось сейчас уходить. Он опасался, что каким-то образом паломники обойдут его лагерь и первыми придут к своим святилищам. Тогда его планы провалятся. Так они и мокли два дня под дождиком.
Помог счастливый случай. К вечеру второго дня дозорные доложили, что со стороны перевала Овир (Высокий) к их лагерю движется какая-то странная группа. Один пошел взглянуть сам и увидел следующее. Впереди шел высокий человек с белой седой бородой в меховой мантии с капюшоном. По виду он был очень похож на жреца, идущего, чтобы встретить у святилищ паломников. И Один про себя тихо порадовался тому, что не поддался соблазну сойти от алтарей в нижние леса. Но гораздо большее впечатление на него произвело то, что следом за жрецом шла пара связанных вместе яков. Их подгоняли сзади два других человека, по-видимому, слуг жреца.
От Локи Один уже слыхал, что где-то люди начали приручать не только собак, но и коней. Однако чтоб приручить такое могучее и дикое животное, как як, надо было, по мнению Одина, быть великим искусником. Сам же Один предпочитал «приручать» людей – того, кто был в чем-то выдающимся, он старался «превратить в аса». Поэтому он без колебаний направился навстречу пришельцам, имея на лице самое дружелюбное выражение.
Тем не менее, жрец поначалу заметно испугался. Очевидно, он понял, с кем имеет дело. Возможно, он хотел бы как-то уклониться от общения с грозным вождем асуров (так называли асов инды), но, заметив, маячивших на окружающих холмах воинов Одина, он понял, что контакт неизбежен и покорно принял приглашение пройти в лагерь и отведать там свежего мясца (в тот день асы убили нескольких больших горных коз).
Единственное, о чем он попросил, это разрешения оставить своих животных, а с ними и слуг на открытом лугу, пояснив, что яки боятся других людей кроме них троих. Эта просьба привела впоследствии к тому, что эти яки получили от асов имя Svæðilífari (живущие на открытом месте, на лугу). [Впоследствии скальды в своих сагах «превратили» двух яков в одного коня по имени Свадильфари (Незадачливый путешественник) – довольно бессмысленное имя даже для коня].
Один не стал возражать против оставления яков вне лагеря и любезно пообещал прислать людям жреца их долю мяса. Потом он дружески взял жреца за локоть и проводил к единственному жалкому костерку, который жгли под защитой свежей козлиной шкуры, и на котором стали жарить мясо для гостя. Между прочим, гость заметил, что все остальные, включая женщин, вынуждены были есть сырое. Кашляя от дыма, он спросил о том, почему они обрекают себя на такие страдания, в то время как очень недалеко можно было бы и достать хороших дров и соорудить шалаши?
- О! Мы вынуждены сидеть здесь, путник, и не можем уйти, потому что именно здесь я должен дождаться своего сына, вождя буришков, а мой друг Локи, великий вождь всех ариев, дожидается здесь своих людей. Если мы уйдем отсюда, то наши люди, не найдя нас в условленном месте, тоже могут уйти прочь, и тогда все те великие обряды, которые мы пообещали богам, не будут исполнены.
Жрец тотчас заверил, что сам он тоже буришк и бесконечно уважает и любит своего вождя асура Бальдра. Идя из страны Березайте он, к сожалению, не видел идущего сюда Бальдра, который, видимо, идет еще где-то далеко позади. Так же далеко могут находиться и люди вождя ариев, которого он тоже бесконечно уважает, равно как и отца своего вождя. Он хорошо понимает затруднение обоих великих вождей и их спутников, поэтому он готов взяться помочь им и советом и делом. Прежде всего, дожди тут продлятся еще не один день, поэтому он советует им сделать себе в этом склоне хижины-каменки. В нем, как он видит, уже есть весьма подходящие каменные выемки – таши. Очистить их от камней и щебня – вот каменки уже и готовы. Только перекрыть останется. Дождевая вода в этих щелястых ташах, как можно видеть, не скапливается и не бежит ручьем – вся уходит в трещины. Так что каменки всегда будут сухи.
- Ты забываешь, почтенный, что нам здесь будет не хватать жердей для перекрытия этих ташей, - прервал его Один с легким раздражением в голосе. – Потребуется много дней, чтобы дойти до леса, найти подходящие деревья, срубить их каменными топорами и доставить сюда. Я не могу послать своих людей вниз на столько дней. К тому же у меня нет достаточного количества каменных топоров, чтобы срубить столько деревьев. Мы так все топоры переломаем.
- Хорошо! – почти обрадовался жрец. – А что ты мне дашь, если я со своими слугами доставлю потребное количество хороших жердей за три дня?
- Хм, - и Один подумал про себя, что жрец довольно быстро забыл свое обещание помочь из одного уважения, но вслух лишь спросил, - Какую именно награду ты хотел бы получить за услугу?
- Мне нужна молодая красивая женщина, - дерзко ответил жрец, от его первоначального страха, казалось, не осталось и следа. – Поклянитесь богами, что дадите мне такую женщину по моему выбору.
Удивительно, но всегда находчивый Один был смущен этим напором. Он отошел от костра посовещаться с Локой:
- Не верю я, что он сможет выполнить свое обещание, но что-то он определенно знает такого, чего мы не знаем. Было бы мудро воспользоваться его предложением. Только мне не хотелось бы отдавать ему наших девушек.
- Думается, что мы можем ему пообещать любую незамужнюю женщину, а потом скажем, что они все уже замужем, - предложил Лока. – Пообещаем, что бабу найдем ему позже.
Одину это предложение понравилось. Кроме прочего, оно еще давало повод удержать около себя этого, по-видимому, единственного в мире специалиста по приручению яков. Вождь асов вернулся к костру и бросил как бы небрежно:
- Согласны на любую незамужнюю по твоему выбору.
Жрец хитро посмотрел на девушек и кивнул. Ударили по рукам, и Один поклялся.

Ранним утром перед своим уходом жрец еще раз осмотрел склон и показал, какие таши и как следует подготовить. После этого он вместе со своими людьми и яками отправился на юг. Немного погодя, Один выслал вслед за ним соглядатаев. Ему было очень интересно, как этот человек намерен выполнить свое невыполнимое обещание.
Все оказалось проще простого. Всего в паре часов от стоянки асов в глухом ущелье, в которое асы заглянуть пока не успели, недавней зимой снежная лавина сломала и выворотила с корнем много молодых стройных деревьев. Слугам жреца осталось только их собрать и погрузить на своих яков. Дотемна они успели сделать две ходки. К вечеру, свалив прямо перед Одином целую гору стволов, жрец хвастливо отчитался:
- Этого вам хватит на две каменки. Я привез вам стволы с ветками, которые вы можете обломать и использовать на дрова. Нравится вам моя работа?
Один искренне похвалил Седобородого владельца яков (так его асы стали звать между собой) и пригласил к костру. Асы быстро перекрыли два очищенных таша, набросали поверх жердей травы и присыпали гравием. Ночью в одной из новых каменок, обсушившись, на свежих козьих шкурах уже спали женщины, а вожди и жрец жгли свой костер, сидя под крышей перед входом во вторую из них.
К концу третьего дня было сооружено шесть хижин, в которые хоть и с трудом, но могли втиснуться все люди Одина. В принципе, это было терпимо, если спать по очереди. И Седобородый Жрец начал требовать обещанной награды.
- Видишь ли, друг, - развел руками Один, - я не могу сейчас исполнить твое желание. Все наши молодицы уже замужем. Но ты не беспокойся. Мы скоро найдем тебе хорошенькую юную невесту. А пока поживи-ка с нами. Привезешь еще жердей и дров. Все-таки тесновато в шести каменках для 87-и человек. Не по-божески это.
- А мне все-таки кажется, что одна незамужняя девица у вас есть, - возразил Седобородый, указав костлявым пальцем на Фрейю, и нагло добавил. – Сдается мне, что вы хотите нарушить клятву богам, стоя прямо у подножия их великого трона. Давайте проверим, не девственница ли она? Я в этом деле хорошо понимаю.
Фрейя в это время и вправду была еще девственна, что по ее поведению и заметил опытный глаз старика-жреца. Но идея отдать ему Фрейю не нравилась никому. Асы недовольно загудели. Фрейр, брат Фрейи, побледнел и сжал кулаки.
- Вот тебе и на, - шепнул Один Локи, - Придется мне, брат, всю вину на тебя свалить, чтобы мои не прикончили меня. Видишь, как они разозлились.
- Проще будет прикончить его, - ответил Локи хладнокровно.
- А как же клятва богам, брат Локи?
- А ты и вправду их боишься, Один? – ответил тот вопросом на вопрос, и, не дожидаясь ответа, выступил вперед.
- Эй, ты! – обратился он к жрецу. - Ты не выполнил условия обеспечить нас нужным количеством жердей. Я отнюдь не собираюсь жить вместе со всеми в этих тесных лачугах. Думаю, что и мой брат Один тоже. Не забыл ли ты, что мы оба великие вожди? Ты, кажется, глумишься над нами?
- Нет, нет! – Седобородый сразу сгорбился и заморгал глазами от страха. – Я согласен, что это я не выполнил условий договора. Простите меня. Мне стыдно. Дайте мне поскорей уйти. Если хотите, я привезу вам еще леса и уже без всяких условий!
- Ну, нет! Так просто ты от нас не уйдешь! – безжалостно продолжил Лока. – Потому что ты лжец! Ты солгал нам. Ты не буришк, а всего лишь подлый турс.
С этими словами Локи вырвал из рук жреца его мешок и вытащил из него четырехликую маску турса. Оказалось, что он еще вчера заглянул в этот мешок и нашел там роковую для Седобородого улику. Асы не терпели, чтобы турсы, которых они считали своими рабами, ставили им условия при выполнении повинностей.
- Где турс?! – послышался голос разъяренного Тора, протискивающегося через ряды асов. – Дайте его мне сюда!
Взмах Мьёльнира, и Седобородый пал с расколотым черепом. Так асы и не узнали, как его на самом деле звали. Его слуги всегда называли его лишь Господином. Кстати, Тор собирался убить и их. Но Локи и Один его остановили. Вожди хотели присвоить яков Седобородого и использовать их так же, как их использовал покойный жрец. А для этого нужно было сохранить тех, кто умел с ними обращаться.
Тем не менее, и слуг и яков поручили именно Тору. Суровый сын Одина, хорошенько припугнув слуг жреца, заставил их возить дополнительный лес для поселка асов. При этом он не отходил от них ни на шаг, опасаясь, что могут сбежать. Оттого асы впоследствии прозвали свою первую упряжку яков Повозкой Тора. Так что именно эти Сведилифари позже получили каждый по собственному имени - Тангниостр и Тангриснир.
На самом деле один из этих «козлов Тора» был самкой. Осенью она спарилась со своим партнером по упряжке и в мае родила двойню – двух бычков-яков. Локи, чтобы овладеть искусством приручения, несмотря на свой сан, подружился с бывшими слугами Седобородого. Вместе с ними он приучил этих бычков к упряжке и подарил их в знак дружбы Одину. Один же назвал свою упряжку Слейпнир.
[Скальды будущего сочли, что у их бога был восьминогий конь (не мог же великий вождь богов ездить на быках). Они толковали имя Слейпнир, как «Скользащий» или «Шустрый». Но в исландском языке есть куча похожих по звучанию слов, которые имеют совершенно обратный смысл. Например, slæpingi (медлительный). То, что у «коня» было восемь ног, убеждает нас в том, что это была пара животных, а не одно. Кроме того, в этом языке можно подобрать выражение slæ-þyrnir (бьющий острием). Оно, на наш взгляд, как раз и доказывает, что эти животные были еще и рогаты.].

Используя силу упряжки Сведилифари, асы навозили к своему поселку столько леса, что смогли не только обеспечить себя с избытком жильем и дровами, но и выстроить вокруг своего городка забор из жердей и камня – совершенная необходимость во враждебной стране. Этот свой огороженный участок асы и назвали Асгард.

[Автор полагает, что на месте того первого Асгарда сегодня располагается маленький поселок Ташкар на речке Уджхар у самого подножия горы Тирич-Мир. В словаре афганского языка пушту я обнаружил слово «таш» (таз, чаша) - в первом древнейшем значении – «яма» (выемка). «Таш» - древнее индоевропейское слово. В немецком языке Tasse означает «чашка», а Tasche - «карман» - последнее тоже синоним понятия «яма, выемка» (в горном деле). В русском языке есть слово «точить» (одно из значений «рыть, подрывать»). Правда, в тюркских языках слово «таш» - «камень». Слово «кар» тоже имеет два значения - «камень» и «ров». Так что в любом случае получается, что «Ташкар» это «выемки в камне». В применении к населенному месту слово «выемки» можно заменить на слово «землянки» или «камянки». (В словаре индоиранского языка урду я нашел слово tah - погреб). Большинство городов мира начинались с землянок. Возможно, поэтому в названиях ряда городов Востока присутствует корень «таш»: Ташкент, Ташкурган и т.д. Думаю, что и топоним «Ташкар» хранит в веках память именно о тех землянках-камянках, которые были устроены когда-то первопоселенцами этого места, то есть асами.].

url="/uploads/images/default/put.jpg"]

[/url]

url="/uploads/images/default/dol.jpg"]

[/url]

Продолжение повести в разделе "Романы об Атлантиде"

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Екатерина I: Марта Скавронская или Катарина Рабе
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2016