Главная  

Славянизация Польши

Большинство профессиональных славистов всегда считали прародиной славян территорию между Днепром и Вислой. Часть этого региона теперь относится к землям современной Польши. А кем была заселены прочие территории этой страны? Немецкие историки считают, что германцами. На картах германского авторитетного специалиста по древней географии Густава Дройзена (не путать с другим германским историком Иоганном Густавом Дройзеном) вся территория Польши включена в состав древней Германии.
Те, кто читал мои предыдущие статьи, в том числе «Почему славяне суть нарцы», уже знают, что прародиной славян я считаю Малую Азию. Добавлю, что, по моим представлениям, и Польша не была заселена сплошь германцами. Нет, на ее территории можно было найти отдельные германские племена, но вандалы никогда не жили в польском Поморье, готы лишь ненадолго задержались здесь на пути в Северное Причерноморье. Наганарвалы…? А вот это вопрос. Кто такие наганарвалы, упомянутые в «Германии» Тацита? Они состояли в племенном союзе лугиев. Германский писатель-шовинист Феликс Дан в своем романе «Атилла» называл лугиев германцами-лугионами. Между тем, позднейшая история знает только славян-лужичей. Разберемся?


Часть 1. Земноны

На карте Густава Дройзена представлено расположение племен согласно теорий германских историков конца XIX века. С тех пор в представлениях немецких и прочих западных историков мало что изменилось.

url="/uploads/images/default/polen1.jpg"]

[/url]

Историки базируют свои этногеографические построения, в основном, на двух источниках. Во-первых, на основе «Германии» Тацита [ru.wikipedia.org›Германия (Тацит)], во-вторых, на «Руководстве по географии» Клавдия Птолемея [ru.wikipedia.org›Клавдий Птолемей]. Оба ученых жили примерно в одну и ту же эпоху – II – III века н. э.
Птолемей делит территорию современной Польши на две части. К западу от Вистулы (Вислы) он относит ее к Германии, а на восток от Вистулы - к Сарматии. Чтобы читатели имели представление о расположении племен на территории Европы по Птолемею, даю карты, составленные по его описаниям в XVI веке Герардом Меркатором, фламандским картографом.

url="/uploads/images/default/polen2.jpg"]

[/url]

url="/uploads/images/default/polen3.jpg"]

[/url]

Хочу отметить, что я совершенно не согласен с трактовкой описаний Птолемея на приведенных выше картах и привел их лишь для ознакомления со взглядами своих оппонентов. В дальнейшем я планирую уточнить, какие именно племена упоминает Птолемей, и где именно они обитали в Европейской Сарматии. Кое-что уже уточнено в предыдущих моих статьях. И эта статья тоже является подготовительной по отношению к общему обзору племен, упомянутых Птолемеем.

Основные древние и современные топонимы Польши имеют отчасти славянское, но, прежде всего, литовское происхождение. Я уже неоднократно писал об этом. Так в статье «Балтийские венеты – предки вятичей» я разобрал происхождение всех основных гидронимов польского Поморья. Половина из них славянские, другая половина – литовские. Нет ни одного гидронима германского происхождения, хотя эта территория долгое время находилась в составе Германии.
Далее оба названия главной реки Польши – современное «Висла» и известное из античных источников «Вистула» - имеют литовское происхождение от vislus (плодовитый) и visti (плодиться). То есть Висла или Вистула – Плодоносная. Это вполне соответствует названиям главной латышской реки Даугава. Название этой реки выводится из литовского dauginti (плодиться). Полагаю, что обе реки были посвящены (являлись жилищами) летто-литовских богинь плодородия.
Название второй крупнейшей польской реки Одра выводится из литовского audra (бурная). И оно полностью соответствует названию этой реки, известного из античных источников, «Виадуа» от литовского vėjas (ветер) и славянского «дуй». То есть «Виадуа» - «Ветродуя».
К этому стоит добавить название гор, ограничивающих Польшу с юга – Бескиды. Я выводил их название от литовского skidas (щит) и литовской же приставки be (об) – Щитные (буквально «Общитненные») горы. И мое толкование подтверждается тем, что в Карпатах, к системе которых принадлежат Бескиды, многие вершины имеют в своем названии слово «щит» (штит), например, Герлаховски-Штит в Высоких Татрах.
В юго-западном своем углу Польша отделена от Чехии горами Судетами. Название этих гор созвучно имени литовского племени судетов (они же судины, судавы и ятвяги). На карте Птолемея-Меркатора в районе гор Судетов как раз показано племя судины. Очевидно, все эти места были тогда заселены литвой.

В данной статье мы, однако, сосредоточим наш анализ по преимуществу на «Германии» Тацита. Именно «германская» часть будущей Польши вызывает наибольшую полемику историков германских и славянских.
Будущие западные польские земли в описаниях Тацита составляют часть так называемой Свебии. Тацит признает, что на этой территории проживают самые разные племена и некоторые из них, очевидно, вовсе не германцы. Так он отмечает, что котины и оски, обитавшие, видимо, где-то на юге Свебии, говорят первые на галльском, а вторые на паннонском языке [Германия. 43]. Современные ученые тоже признают, что свебский союз племен был полиэтническим [ru.wikipedia.org›Свевы].

Сильнейшими среди свебов Тацит признает племя семионов или семнонов [Германия. 39]. Оно «самое древнее и прославленное; что их происхождение и в самом деле уходит в далекое прошлое, подтверждается их священнодействиями». Ими заселено сто округов. Для сравнения гельветы имели всего четыре округа, а это не менее половины всей Швейцарии – 20 тыс. квадратных километров. Если исходить из этой нормы, то общая территория семнонов составляла 500 тыс. квадратных километров. Это больше, чем вся территория современной Польши (313 тыс. кв. км) и даже всей современной Германии (357 тыс. кв. км). Вероятно ли это? Вряд ли. На картах Дройзена и Меркатора семноны занимают едва ли больше земли, чем те же швейцарские гельветы. Однако я думаю, что они и на самом деле занимали территории современных Германии и Польши на очень большой протяженности - во много раз больше, чем показано на вышеуказанных картах.

Объяснение названия «семноны» в настоящее время отсутствует [en.wikipedia.org›Semnones]. Однако я обратил внимание на то, что корень «зем», лежащий в основе этнонима, вероятно, славянский или летто-литовский (от латышского zeme – земля или литовского žemė).
Родичами земнонов, вероятно, было кельтское племя сенонов [ru.wikipedia.org›Сеноны (племя)], обитавшее отчасти в Галлии, отчасти в Италии. Сеноны также считались могущественным племенем. В 387 г.до н. э. сенноны разгромили римлян и взяли Рим. Много раз писал, что именно литва является эталонным кельтским народом, ибо только из литовского языка объясняется этноним «кельты» от kiltis (племя) и ряда других слов.
Уверен также, что потомками семнонов было племя жемайтов, одно из племен древней Литвы. Кстати, таким образом, мы, видимо, нашли какую-то часть из «ста округов» семнонов времен Тацита, причем за пределами Германии. Но были и другие такие же отдаленные округа.

В предыдущей статье «Почему славяне суть нарцы» я нарисовал общую картину заселения Европы после последнего оледенения. С наступлением ледников народы, населявшие до этого Европу, нашли убежище, по большей части, на Ближнем и Среднем Востоке. А с началом потепления начали волнами возвращаться назад. Однако первыми в южной Европе оказались иберы, укрывшиеся от холодов в Испании и Италии. По их имени эту часть света назвали пришедшие позднее индоевропейцы. Север Европы первыми освоили финны.
Следом за ними в Европу дорогой севернее Черного и Каспийского морей пришли литовские племена (они же и настоящие эталонные кельты, так как только в литовском языке имеются адекватные объяснения этнониму «кельты»). Предки славян, говорившие первоначально на языках, близко сходных с литовским, возвращались в Европу более южным путем через Малую Азию. По пути они контактировали с большим числом различных народов, и их язык существенно изменился, повысился культурный уровень. В результате, встречаясь позже в Европе со своими бывшими литовскими единоплеменниками, славяне за счет этого своего более высокого культурного уровня их легко ассимилировали.

Но литву могли ассимилировать и германцы. Примеров этому много. Так немцы ассимилировали литовские племена прусов, куршей и ливов, наполовину ассимилировали латышей. Ассимилировали они также славян карантанцев (хорутан), мазуров, кашубов. Едва не ассимилировали чехов. А сколько они ассимилировали племен в Скандинавии, Швейцарии, Паннониии, никто и не знает.
Семноны, очевидно, жили на границе ассимилизационного влияния славян и германцев. Вероятнее всего, часть семнонов была ассимилирована германцами, а часть славянами. Потомками семнонов-германцев стали алеманы [ru.wikipedia.org›wiki/Алеманны]. Этноним алеманы толкуется как «все мужи», и признается, что это была народность из самых неоднородных племен. А потомками семнонов-славян, видимо, стали поляки. Этот свой вывод обосновываю тем, что летто-литовское zeme могло иметь значение «поле».

Наибольшее влияние на семнонов-славян, думается, оказало славянское племя лехитов (ликатов), жившее на реке Лех (Ликус) в Винделике (на территории современной Баварии). Римляне изгнали лехитов в 15 году н.э., как и всех прочих винделиков, и те нашли пристанище у семнонов. Отсюда и второе народное название поляков – «ляхи». Полагаю, что «лехи» (ляхи) означает «волки». В северных русских землях бытовало слово «лыкас» как синоним слова «волк». Волчий тотем был самым распространенным среди славян.

Часть семнонов могла быть ассимилирована венетами. Думаю, эта часть обитала на полуострове Земландия (ныне Калининградская область). Литовцы называют эту территорию Земба, немцы в Средние века называли ее Самбия, а ее обитателей самбатами. К Земландии примыкает Выштынецкая возвышенность, которая, судя по координатам Птолемея, называлась в древности Венедскими горами. Подробнее об этом читайте в моей статье «Балтийские венеты – предки вятичей». Земба тоже представляла один или даже несколько округов народа земнонов.
В историческое время в Зембе опять проживали литовцы-прусы. Обратная литуанизация этой территории произошла, по моим предположениям, после ухода основной массы венетов-вятичей на восток – на Русскую равнину. В то же время на их место с юга с Украины подошли боруски-прусы.

Подозреваю, что в Зембе находилось главное святилище богини плодородия Нерты. Тацит пишет: «Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает ее, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда — исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти».
У народов Балтики сохранились мифы, согласно которым Куршская коса, прилегающая к Земландскому полуострову, возникла в результате игры на морском берегу ребёнка-великана, Неринги или Нерии. В других мифах Неринга-Нерия предстаёт также молодой божественно сильной женщиной (Нертой?).
В статье «Почему славяне суть нарцы» я смог наиболее наглядно доказать, что германский бог Ньёрд, чьим женским воплощением является богиня Нерта, на самом деле был богом литовским. В Норике Ньерд обитал в Нейзидлерском озере. Но у него могла быть и другая резиденция на Балтике.
На Куршской косе имеются три озера - Чайка, Лебедь, Изумруд. Их названия являются простым переводом немецких восточно-прусских названий на русский язык. Немцы же могли перевести названия озер на свой язык с языка древних прусов-литовцев. Из исландских саг известно, что чайки и лебеди были священными птицами Ньерда. Любимым цветом Нерты, несомненно, был зеленый (изумрудный). Следовательно, любое из озер Кушской косы могло быть священным озером Нерты.

Еще одним вариантом «озера Нерты» могло быть озерко Каали, образовавшееся в метеоритном кратере на эстонском острове Саарема. Каали было священным озером, на котором приносились человеческие жертвы.
Что ж, разве не могли эстонцы перенять почитание Нерты у своих соседей латышей и литвы, как это сделали германцы? Тацит писал, что на побережье Балтики обитает народ эстии [ru.wikipedia.org›Эсты], который особенно почитает некую праматерь богов. Быть может, Нерту? Да, Тацит писал, что эстии говорили языком, сходным с языками Британии, то есть кельтским. Профессиональными учеными признается, что эстии были балтами. Но, быть может, на балтских языках говорили отнюдь не все эстии? Долгое время считалось, что этноним «эстии» происходит от германских Ost или East (восток). А на восток от германцев могли жить и финны и латыши. Так долгое время думал и я. Но потом появилась другая версия. И связана она была со старинным названием острова Саарема.

url="/uploads/images/default/kaali.jpg"]

[/url]

В старые времена Саарему эстонцы почему-то называли Курессааре, что толкуется как «Остров аистов». Во
всей Европе аистов очень почитают как птиц, приносящих детей. Украинцы зовут аиста «лелека» (нянька). В сербском и хорватском языках аиста зовут «рода». Литовцы называют его gandras, очевидно, от слова gentis (род). Из этого следует, что аисты были священными птицами богини плодородия, каковой была и Нерта.
У аистов в славянских землях много имен. Некоторые понятны сразу, но русское «аист» ясного толкования не имеет. Я пришел к выводу, что наше «аист» происходит от литовского esti (щипать). То есть «аист» - щипач, его клюв похож на щипцы. К тому же древнеславянским синонимом слова «аист» является «цапля», и оно происходит от слова «цапать» (щипать, хватать).
Фасмер писал, что некоторые ученые уже давно пытались связать слово «аист» с названием племени Aestii (так на латыни выглядит этноним «эстии» Тацита). Попробовал сделать это и я.
И пришел к выводу, что племя эстиев называло аистов точно так же, как теперь называют его русские, и что аист был их тотемной птицей. И этноним Aestii, следовательно, происходит от слова «аист». Таким образом, «Остров аистов» (Курессааре-Саарема) оказывается островом литовского племени Aestii.
А вот еще. На латышском языке Саарема называется Sāmsala. Sala - остров, однако слово sām логического значения в современном латышском языке не имеет. Получается: просто остров Sām. Но «сам» (зем) тот же корень, который имеется в топониме Земба (Самбия) и этнониме «земноны». Так что теперь, можно довольно уверенно утверждать, что Sāmsala означает «Остров семнонов».
Далее, Тацит пишет, что эстии носили на себе изображения вепря в знак приверженности своей богине. Могу поверить в то, что неимоверно плодовитые свиньи были священными животными богини плодородия. Кстати, у скандинавов священными птицами Ньёрда, как сказано выше, были лебеди. На скандинавских языках эта птица зовется svan. А свинья на тех же языках называется svin. Думаю, это не случайно. Возможно, оба эти слова связаны с исландским svæsni, означающим «сила» (божественная сила) или «преданность, фанатизм» (преданность божеству). И не случайно может быть, что название озера Каали совпадает с литовским kiaulė (свинья). Почему-то уверен, что на озере Нерты в качестве жертв свиней приносили чаще, чем людей.
Было еще одно священное животное Нерты – корова. Коров ведь запрягали в ее повозку. Коров до сих пор почитают и индусы, чей священный язык санскрит так близок литовскому. Корова по-литовски зовется karve, что созвучно литовскому kraujas (кровь). Понятие «кровь» (у древних славян – руда) относится и к понятию «родичи». Кстати, и финны тоже называют эстонцев vir (кровь), признавая их своими кровными родичами.
У Птолемея упомянуты некие карвоны, которые жили севернее племени осени. Этих осеней я определил как латышей, тоже исходя из того, что слово «кровь» на латышском языке asinis. А севернее Латвии у нас сейчас территория современной Эстонии. Значит, карвоны жили там. И я решил, что «карвоны» еще одно название племени Aestii или какой-то его части. Знаете, вполне могло быть, что земноны, жившие у Финского залива, могли делиться по тотемам на род «аистов», род «вепрей» (свиней) и род «быков» (коров).
Итак, эти земноны жили на территории современной Эстонии до прихода финно-эстонцев. Но как финны, которые согласно Тациту находились в его время на очень низком уровне развития, вытеснили с этой земли литовцев, находившихся на более высоком культурном уровне? Возможно, первоначально это был мирный процесс. Финны, которых Тацит называл «кротчайшими», видимо, невозбранно селились рядом с литвой, учась у них разным хозяйственным навыкам и ремеслам. Тацит, например, хвалил эстиев за лучшее, чем у германцев, состояние их полей. Считают также, что все термины финского и эстонского языков, относящиеся к морским промыслам, имеют литовское происхождение.
Возможно, однако, что на каком-то этапе финны применили к литве и насилие. Так в европейском фольклоре широкое хождение имела сказка-легенда о войне аистов с карликами. Основой легенды мог быть реальный конфликт литвы-аэстиев и финнов. О том, что древние финны были самым низкорослым племенем Скандзы, писал готский историк Иордан [Иордан, Гетика, часть I]: «кротчайшие финны — самые низкорослые из всех обитателей Скандзы». Очевидно, финны не всегда были кротчайшими.

url="/uploads/images/default/bitva.jpg"]

[/url]

В литовском языке есть слово sąrėmiai (схватка). Вообще-то у литовцев имеется 17 синонимов этого слова. Но данный синоним, видимо, является памятью о последних отчаянных попытках сохранить за собой Остров Аистов с его прославленным на всю Европу святилищем Нерты.
Захватив земли современной Эстонии, финны унаследовали и имя побежденного племени. Кстати, и русское название финнов и эстонцев «чудь» явно происходит от литовского taut (народ). Какая-то часть земнонов, без сомнения осталась на месте и была ассимилирована финнами-эстонцами.
Остатки земнонов-аистов после вытеснения их из Эстонии, скорее всего, переселились в Пруссию. Устье Вислы литовцы называют Aistmares. В польском Поморье есть река Вепшец (Веприк). Возле Поморского мыса есть селение Карвя. Впрочем, возможно, что в этих местах какие-то роды «аистов», «вепрей» и «коров» жили еще в те времена, когда их сородичи еще владели Эстонией.

Итак, мы выяснили, что территория земнонов простиралась от Одера до Финского залива. Однако огромность и разобщенность их территории сыграла с ними злую шутку. Они перестали быть единым народом и, вступая в различные полиэтнические племенные союзы, легко поддались на ассимиляцию со стороны германцев-свевов, славян и даже финнов.
И все же влияние их культуры, особенно религии, долго еще ощущалась среди народов, которые стали их генетическими потомками. Тацит писал, что их древнюю богиню Нерту почитали лангобарды и «обитающие за ними ревдигны, и авионы, и англии, и варины, и эвдосы, и свардоны, и нуитоны». Под именем Ньерда она почиталась во всей Скандинавии. Люди вообще склонны уважать всякую свою древность. Так православные русские и финны до сих пор с некоторым пиететом вспоминают своих языческих божков, например, домовых или Дедов Морозов (финский Дед Мороз – Йоулупукки). Скандинавы помнят своих троллей, англичане и их братья по крови ирландцы - фей, эльфов и лепреконов. И так далее.
Продолжение следует во второй части статьи.


 (Голосов: 1)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Краткие замечания
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Екатерина I: Марта Скавронская или Катарина Рабе
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Доисторическая история чешского серебра
 Славянизация Польши (окончание)
 Славянизация Польши
 Архив сайта
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
 Июнь 2016
 Март 2016
Александр Козинский  ©  2014-2018