Главная  

Европейская Сарматия. Часть 2.

Продолжение статьи. Прежде чем читать эту часть рекомендую вначале прочесть часть 1 с предисловием
Закончив с племенами на западной границе Сарматии, Птолемей стал описывать народы, живущие к востоку от них.

Племена к востоку от венедов

«Восточнее вышеназванных племен живут: ниже венедов -- галинды (галиданы), судины и ставаны до аланов; ниже их игиллионы, затем костобоки и трансмонтаны (загоры) до Певкинских гор».


ГАЛИНДЫ известное литовское племя, которое русские называли голядью. Жили они примерно в районе Москвы. Часть галиндов позже была известна в племенном союзе прусов в Прибалтике. Возможно, во времена Птолемея галинды этническими островами занимали всё пространство от устья Немана до Москвы. Позже галинды, жившие на территории Русской равнины были полностью ассимилированы славянами, как и другие литовские племена.

СУДИНЫ (они же судавы, судеты, судины и ятвяги) были известны в племенном союзе прусов, а после гибели прусов вели самостоятельно существование на границе Пруссии и Литвы. Племя было весьма воинственным. Возможно, от его названия происходит эстонско-финское слово sõda (война). Из литовского языка этноним «судины» толкуется гораздо миролюбивее от слов sedi (сидение), sietas (связь, союз, семья), sodyba, sodžius (усадьба, селище), žodis (слово). Разве что слово skydas (щит) можно счесть этимологией этнонима на оружейно-военном уровне. Гораздо более воинственным выглядит ещё одно имя племени – «ятвяги» или jotvingiai. В литовском языке есть слова ietis (копьё) и joti (ездить верхом). По моим исследованиям большинство названий литовских племён связано с понятием «всадники», так как до прибытия в Прибалтику литва кочевала в южных степях, занимаясь, главным образом, скотоводством. Литва была также известна в Средние века высоким качеством своей легкой кавалерии.
Но судины были весьма многочисленным и разветвленным этносом. Имя этого племени носят чешские горы Судеты. У Птолемея в районе Богемии этот народ указан как раз под именем судины (Σουδενοι). Полагаю, что именно они первым начали разработки серебра в этом районе. Город Кутна Гора, главный центр добычи богемского серебра, во времена Птолемея носил название Меносгада (Μηνοσγαδα), что из литовского языка толкуется как «приготовление луны» от литовского menulis (луна). Луна же в древности была символом серебра. В литовском языке есть слово sidabras (серебро), связанное, на мой взгляд, с одним из вариантов произношения этнонима «судины» - «сидины». Подробнее об этом в моих комментариях к моему же переводу главы «Руководства» Птолемея, называемой «Германия Магна».
Часть судинов под именем «сидоны» обитала также на территории современной Словакии. Одно время они входили в племенной союз бастарнов. Позднее сидоны были ассимилированы славянами и в списке Баварского Географа они же указаны под именем sittici (щитичи), о чём я писал в статье «Баварский Географ с точки зрения славянина».
Предполагаю, что значительная часть судинов обитала тоже на территории Русской равнины, в частности на территории современной Брянской области. Там имеются такие значительные гидронимы как названия двух рек Судость, а также речка Судинка, текущая через город Мглин.
Впрочем, думаю, что судины были рассеяны по Русской равнине вплоть до Вологды. Приверженность судинов к длительным миграциям иллюстрируется, на мой взгляд, словом sąjūdis (движение). Именно об этой части судинов, думается, пишет Птолемей в своём описании Европейской Сарматии. Думаю, что как и галинды, судины располагались по территории отдельными этническими островами.

СТАВАНЫ. Издавна выдвигалась гипотеза, что искажённое «славяне». Говорили, что в латинских скорописных текстах легко спутать буквы t и l. Однако дело в том, что Клавдий Птолемей был греком и писал свои труды по-гречески. Его корреспондентами и сотрудниками в Северном Причерноморь, то есть в Европейской Сарматии, тоже жили греки. Использовать латынь им не было необходимости ни в переписке между собой, ни даже в готовых рукописях. Все образованные римляне свободно владели греческим языком. А в рукописи Птолемея, написанной на греческом языке, которой я пользовался для своих переводов и с которой сверяюсь сейчас, было написано совершенно ясно Σταυανοι (ставанои, ставаны).
Тем не менее, я считаю ставанов славянами. Более того этноним «ставаны» имеет совершенно то же значение, что и «венеты». И сейчас я это докажу. В статье «Значение слов «венеты» и «славяне» одинаково» я доказал, что славянский этноним «венеты» имеет, преимущественно, значение «рыболовы». И хотя в другой статье «Этноним «славяне» имеет в качестве одного из значений выражение «своя кровь» я нашёл и другие значения данного этнонима, однако предыдущее моё утверждение остается в силе. И вот при чём тут ставаны.
Дело в том, что в славянских языках есть слово «ставень» в значении «рыболовная сеть». Во всяком случае, такое слово есть восточнославянских языках. В этом значении слово «ставень» означает совершенно то же, что и слова «ванда», «ванта», «вентирь», которые являются этимологией этнонима «венеты» на «охотничье-рыболовецком» уровне.
То есть ставаны это славяне, которые занимаясь рыболовством, ставили ставни (сети) на реках Русской равнины. Живя в районах, где часто можно было ожидать появления воинственных кочевников, от которых следовало прятаться в лесах и оврагах, славяне вынуждены были отказаться от земледелия, как вынуждены были отказаться от него позднее донские казаки (до XVIII века на Дону даже существовал запрет на земледелие). В этих условиях самым надёжным источником пищи и являлось рыболовство.
Рыболовство имело большое значение и у других славянских племен. При переводе 11-й главы II книги «Руководства по географии» Птолемея мне попадалось название города Сетувия (Σετουια). И вот, что я написал в комментарии:
«По координатам относительно близкого Перемышля и прозрачному созвучию названий лучше всего Сетувии соответствует селение Стубно (22 градуса 57 минут от Гринвича или 40 градусов 57 минут западной долготы от Йерро и 49 градусов 54 минуты северной широты). Stubno [pl.wikipedia.org›Stubno] является старейшим топонимом в данной округе. Утверждается, что топоним происходит от названий узких дамб, по которым в этих болотистых, часто затопляемых местах передвигались путники. Дамбы назвались на местном наречии stupyny (ступыны). Этимология кажется вполне правдоподобной, однако она менее соответствует древнему названию «Сетувия». Поэтому указанную этимологию следует считать более поздней, наложенной на более древнюю. Древняя, как и многие другие этимологии славянских топонимов на территории Польши, была привязана к слову «сеть». Современное «Стубно» тоже может быть завязано на один из синонимов слова «сеть» - «ставень» или «ставно» («стувно» - в западнославянском произношении). Сетувия-Ставно, скорее всего, была рыбацким городищем».
Вообще в регионах Германии Магна, которые, по моему мнению, были заселены славянами, мне попадалось несколько населённых пунктов, названия которых были связаны с понятиями «сеть» или «рыболовство».
Ставаны, как и литовские племена, располагались по пространству отдельными небольшими группами. Так было легче прокормиться и спрятаться от врагов. Время господства славян на этих землях ещё не пришло. Как сказано у Птолемея ареал распространения ставанов доходил до поселений или кочевий сарматов-аланов, которые концентрировались возле Меотиды (Азовского моря).

Далее идут игиллионы, костобоки и трансмонтаны (загоры) до Певкинских гор. Проще всего понять, где обитали трансмонтаны, но этническая принадлежность их неизвестна. Костобоки известный из античных источников народ. Судя по его названию, скорее всего, он славянский, но по поводу его местообитания есть вопросы. Труднее всего было разобраться, кто такие игиллионы.

ТРАСМОНТАНЫ Начнём отталкиваться от них. Они жили севернее Певкинских гор, которые иначе называются Товтры или Подольская возвышенность. Это земли украинского Полесья или, иначе говоря, Волыни. Таким образом, трансмонтаны это волыняне или, другими словами, невры Геродота, то есть во времена Птолемея уже славяне. О том, что невры Геродота могли быть славянами, я писал в статье «Значение слов «венеты» и «славяне» одинаково».

КОСТОБОКИ во времена Марка Аврелия 170-171 годы н.э., пройдя через Дакию, перешли Дунай, вторглись в Мёзию, Фракию и Грецию, дошли до самых Афин. С военной точки зрения это был необычайно успешный поход. Обращает на себя внимание высочайшая подвижность костобокского войска, из чего можно сделать обоснованный вывод о том, что оно было исключительно конным. В то же время костобоки быстро брали укрепленные города, что говорит о том, что это были опытные воины. Между тем, до этого времени о костобоках не было слышно, и было непонятно, где могли они набраться военного опыта.
Всё это наводит на мысль, что костобоки не были этносом. Так называли, очевидно, только войско. Это было прозвище, сходное, например, с «железнобокими» Кромвеля. Однако очень важно, что оно было славянским по происхождению. Воины носили доспехи, сделанные из кости. Это так называемые копытные доспехи, известные у славян.
Впрочем, в костобокском войске могли быть не только славяне, но и литва и сарматы. Так имя царя костобоков, семья которого после одного из поражений костобоков была передана римлянам в качестве заложников, было Пиепор. Могу истолковать это имя из словаря пушту как «Упорядочивающий (строящий) всадников» от слов «пейи» (упорядочивать) и «спор» (всадник). Было бы достаточно логично, если бы войско, сформированное на территории Сарматии, возглавил знатный сармат, имеющий военный опыт. Среди костобоков могли быть также бастарны и карпы, которых римские источники изображают опытными воинами.

Теперь остаются ИГИЛЛИОНЫ. При просмотре предыдущего текста мне пришло в голову, что готы, которые, вероятно, сделали остановку в своём движении на юг в районе Варшавы, вряд ли занимались там мирным трудом. Это был народ завоевателей, и основными источниками его существования были военная добыча и дань, взимаемая с покоренного местного населения. И вот возникает вопрос, как называлось бы это местное население?
Практически во всех славянских языках есть слово «иго» (гнёт, ярмо). Имеется также славянское слово «лан» (земля, страна). Фасмер считает его заимствованным из германских языков. В частности оно могло быть заимствовано как раз из языка готов. В таком случае «игиллионы» (игилане, игиляне) могло бы означать «жители покорённых стран».
Такое предположение, кстати, объясняет, почему готы сделали остановку именно в районе Варшавы. Основной силой готов, без сомнения, была судовая рать. А как раз в районе Варшавы в Вислу впадают две крупные реки Нарев и Буг (Буг сначала впадает в Нарев). По этим рекам боевые флотилии готов могли далеко углубляться в территории, населённые славянами и литвой для нападений, а затем для сбора дани.

Следующая группа этнонимов выглядит довольно странно: «Затем побережье океана у Венедского залива занимают вельты, выше их -- осени, затем самые северные -- карбоны, восточнее их -- каресты и салы, (ниже этих -- гелоны, иппоподы и меланхлэны); ниже их -- агафирсы (агатирсы), затем аорсы и пагириты; ниже их -- савары (савры, саубры, сауры) и боруски до Рипейских гор».
Этот русский перевод заметно расходится древнегреческой рукописью издания Ноббе. Важное расхождение заключено в том, что в ней не упоминаются гелоны, иппоподы и меланхлены. Также и в венецианском издании на латинском языке эти этнонимы отсутствуют. Мне представляется, что эта позднейшая не принадлежащая Птолемею вставка сделана в каком-то из латинских изданий «Руководства» Птолемея под влиянием «Истории» Геродота, где эти народы в самом деле упоминаются. Думаю, нам стоит эту вставку проигнорировать.
Далее в греческой рукописи нет упоминания океана. Там говорится только о Венедском заливе.
Важнейшей странностью является то, что в одном параграфе объединены этнонимы явно из разных и очень удаленных друг от друга районов. Сначала идут народы, жившие на территории современной Прибалтики. А затем идут народы, явно жившие примерно на широте Певикнских гор. Например, агафирсы у Геродота [Геродот. История. IV. 49, 78, 100, 102, 104, 119, 125.] названы самым западным из скифских племен. Судя по их имени «агатирсы», они должны были обитать в верховьях Тиры (Днестра), то есть где-то в Галиции. Почему именно в верховьях? На языке пушту, который мы считаем близкородственным скифскому, есть слово «агhаз» (начало). Каким образом агатирсы могли бы оказаться рядом с карестами и салами, жившими, очевидно, на территории современных Ленинградской и Псковской областей?
Здесь мне очевидной представляется ошибка переписчика. Кусок «вельты, осени, карбоны, каресты и салы» должен был идти в самом начале рукописи после описания положения венедов. Кусок «агафирсы, аорсы, пагириты и савары» сразу после описания положения трансмонтанов. Кстати, в греческой рукописи написано лишь «савары» (Σαυαροι) - Savari в венецианском латинском переводе. И никаких вариантов написания этнонима, проставленных в русском переводе. Это явные домыслы нашего учёного переводчика в соответствии с какой-то его теорией.

Итак, кто такие ВЕЛЬТЫ? Во многих источниках говорится, что так называли полабских вильцев-лютичей. В таком случае это, скорее всего, одно из венедских племен. Просто в эпоху Птолемея они жили гораздо восточнее, чем в Средние века.

Рядом с велетами указаны некие ОСЕНИ. С большой долей уверенности готов утверждать, что это латыши. Основание? На латышском языке «кровь» - asinis. Но понятие «кровь» обычно тождественно понятию «родичи». Следовательно, осени – это кровные родичи латыши.

КАРБОНЫ (карвоны) – это одно из литовских племен, название, которого также происходит от слова «кровь» (kraujas – по-литовски). Тут же отмечу, почему я так смело заменил «б» на «в» в слове «карбоны». В греческом языке нет особой буквы для звука «в», и часто вместо «в» пишут букву бета.

КАРЕСТЫ, которые жили в глубине суши к востоку от карбонов и осеней, очевидно, тоже были литвой. Название этой общности происходит, как я полагаю от литовского слова karys (воин).
Но я не уверен, что каресты были именно самостоятельным этносом. Я полагаю, что они могли быть этно-социальной группой племени карвонов, нечто вроде русских казаков или моравских хайтворов. (О хайтворах читайте комментарий к моему переводу «Германии Магна» Птолемея в части, названной мной «Города на широтах Богемии»). Причина такого предположения связана с салами, соседями карестов.

Кто же такие САЛЫ? О них я должен буду говорить пространнее, чем о других.
В статье «Славянизация Польши» я разбирал вопрос об эстиях, о которых писал Тацит в своей «Германии» [Тацит. Германия, 45]. В отличие от современных эстонцев, финского по языку народа, эстии говорили на языке, сходном с языком бриттов. Из этого я заключил, что эстии Тацита были кельто-литовским племенем. Очевидно, во времена Тацита и Птолемея литовские племена занимали всю Прибалтику, в том числе и территорию современной Эстонии. Но позднее финские племена, которые стали называться эстонцами, а также ливы, оттеснили летто-литовцев к югу. Следовательно, между ними и финнами имела место война. Каресты могли быть как раз теми воинами, на которых была возложена задача отражать агрессию финских племен. (Возможная причина агрессии финнов состояла в том, что литва заняла перед этим их земли, которые они хотели бы вернуть себе назад).
Но как финны могли победить литву? По словам Тацита финны в ту эпоху находились на очень низком уровне развития. Их единственным источником существования была охота, причём охотились они оружием с костяными наконечниками. Иордан писал, что финны ещё и в его эпоху были «кротчайшим народом» и отличались от других народов Скандинавии (Скандзы) своим низким ростом. Правда, и у эстиев-литвы меч был, по словам Тацита, большой редкостью, и сражались они преимущественно дрекольем. Однако в культурно-хозяйственном отношении эстии стояли гораздо выше финнов, занимаясь земледелием (их поля, по словам Тацита, выглядели гораздо ухоженнее, чем у германцев), а также морским промыслом (известно, что слова финского языка, относящиеся к морским промыслам, имеют литовское происхождение, о чем пишут сами же финны).
Очевидно, вытеснить литовцев из северной Прибалтики финны могли бы, только сражаясь с ними подобно индейцам Северной Америки. То есть они вели партизанскую войну, неожиданно нападая на хутора литвы, убивая при этом не готовых к защите, безоружных фермеров, уничтожая посевы. И вот с таким образом ведения войны и могло быть связано слово «салы». Из эстонского языка оно толкуется как «крадущиеся, скрытые»
На землях, населенных финнами нередко встречаются топонимы, связанные с лексемой sala, например, «Суоми-Салми» (Финляндия), «Салми» (Карелия) и «Саласпилс» (латышский город, находившийся на землях ливов). В Финляндии часто встречается фамилия Салми.
Отголоски той давней борьбы сохранились в европейском фольклоре в виде легенды о войне карликов с аистами. Как уже сказано, ранние финны отличались низким ростом. К тому же германцы-скандинавы называли их альвами (слово, которое толкуется из финского языка как «низкие»). Следовательно, карликами легенды были именно финны. Что же касается «аистов» то ими, очевидно, были как раз эстии-литва. У Тацита на латыни этноним «эстии» записан как Aestii.

Итак, мы возвращаемся к тому куску текста, который должен был, по нашему мнению, примыкать к куску, где в конце говорилось трансмонтанах. Где-то рядом с трансмонтанами и Певкинскими горами, очевидно, и жили АГАФИРСЫ (агатирсы). Название этого скифского племени (о нём писал ещё Геродот) означает, как я уже говорил выше, «живущие в верховьях Тиры (Днестра)». Больше по их поводу сказать нечего.

Об аорсах скажу немного позже. Но вообще я подробно писал об их влиянии на формирование Руси в своей статье «О происхождении названия Русь. Полянская Русь, Арсания. Остров руссов».

Этноним «ПАГИРИТЫ» из славянских языков толкуется как «живущие по горам». Гор, то есть возвышенностей, в этих местах много. Например, те же горы Певка, с которых бастарны-певкины давно перебрались в междуречье Сана и Вислы. Это могли быть так надднепровские «горы», которые тянутся над водами Днепра на север до самого Киева. И где-то севернее Киева был расположен упоминаемый Птолемеем город Азагарий: «По реке Борисфену: Азагарий - 56 градусов долготы и 50 градусов 40 минут широты». Современные координаты Киева 50 градусов 27 минут широты и 30 градусов 31 минуты долготы. И так как оба города стоят на Днепре, современная долгота у них должна быть одинакова. Исходя их этого, можно делать (с некоторой осторожностью) поправки по долготе и для других географических пунктов Птолемея в этих местах, которые не привязаны к течению Днепра. Топоним «Азагарий» толкуется из славянских языков как «стоящий за горами». Города с названиями типа «Загора» нередко встречаются в славянских странах.
Но самое интересное, что город с названием «Загора» имелся и на северном берегу Малой Азии, в древней Каппадокии, откуда, как и из Пафлагонии, распространялись по Европе протославяне-венеты. Читайте об этом в моей статье «Венеты и другие славяноязычные племена Италии». У меня там ойконим «Пафлагония» толкуется как «Повлагонье» (Поморье), а «Каппадокия» - как «Капов оток» (Берег капов). Капы наряду с венетами и карийцами-карнами были одним из трёх главных протославянских племен Малой Азии. Этноним «капы» имеет ряд толкований, главное из которых «корни» или «корени» (родичи).

САВАРЫ

Савары, согласно Птолемею, обитали южнее пагиритов. Этноним напоминает название славянского племени северян. В историческое время северяне обитали на территории современной Украины в Северской земле (Чернигов, Новгород Северский). Но во времена Птолемея они, конечно, могли жить и в другом месте.
Кстати, северяне упоминаются в византийских источниках живущими на Дунае. В статье «Баварский Географ с точки зрения славянина» я пришёл к такому же выводу. В Румынии с этнонимом «северяне» связаны две области: Турну-Северин и Караш-Северин. В тех же местах находятся горы Пояна Руска (Русская Поляна), которые во времена даков назывались римлянами Монте Серрорум (Севрорум?).
В том, что северяне могли одновременно жить на Днепре и на Дунае нет ничего необычного. Представители другого славянского племени со сходным названием «сербы» (сорбы) одновременно обитают в Сербии и в восточной Германии. А в давние времена сербы обитали также на территории Чехии и Польши.
Широкая распространённость сербов по Европе дала основание чешскому слависту XIX века Павлу Шафарику сделать предположение о том, что именно «сербы» было изначальным названием славян. Находясь под влиянием указанного утверждения, я долго думал то же самое. Но впоследствии пришел к выводу, что это не так.
Согласно моей теории множественности истинных этимологий истинная этимология этнонима как самоназвания должна иметь много логически не противоречащих друг другу этимологий. Между тем, никто не может указать даже и одной несомнительной этимологии этнонима «сербы» из славянских языков. В статье «Сербы и Русь: доказательства близкого родства сербов и полян» я пришёл к выводу, что этноним «сербы» имеет скифо-сарматское (иранское) происхождение от слова «сарбаз» (воин), а сербы были близкими союзниками сарматов.
Если же искать прообраз этнонима сербы в славянских языках, то им может стать как раз этноним «северяне». Ранее, правда, думал (под влиянием идей Шафарика), что этноним «северяне» произошёл от этнонима «сербы», однако теперь думаю, что, скорее, было наоборот. У этнонима «северяне» славянских этимологий достаточно.
Взять хотя бы этимологии на «родовом уровне». На этом уровне есть, например, слово «сябры» (в русском языке есть слово «шабер»), то есть «соседи, товарищи». В древности оно означало и «родичи». Еще более очевидно слово «собрат».
На «тотемном» уровне хорошей этимологией является слово «зверь». Этим зверем мог быть волк или медведь или зубр.
На «оружейном» уровне хорошей этимологией являются слова «зброя» (оружие) и «броня». В первом слове имеем корневое звукосочетание «збр» аналогичное звукосочетанию «свр», во втором случае «брн» - «врн» (при префиксе «с»).
На «языковом» уровне этимологией является слово «говор». Почему «говор»? Потому что в славянских языках звуки «г» (х) чередуются со звуком «с». Для примера пара слов «совать» - «ховать». Однако ранее мы писали, что «говор» это этимология на «языковом» уровне для этнонима «хорваты». И правильно: этнонимы «северяне», «сербы» и «хорваты» должны сходиться. Ведь сербы и хорваты говорят на одном языке. На каком языке говорили изначально северяне нам, к сожалению, не известно. Но, думаю, он тоже должен был походить на сербскохорватский.
Теперь о том, где обитали северяне-сербы во времена Птолемея. На этот счёт у нас, к счастью, имеется довольно точная информация. У Птолемея указаны координаты города в очень показательным названием Сарбак. Говорится, что этот город лежал на берегу рукава реки Днепр. В наше время, как и тысячу, наверно, лет назад, такового рукава уже нет. И на картах Меркатора рисовали выдуманный приток Днепра-Борисфена. Думаю, что мне принадлежала честь открыть факт того, что в древности такой рукав существовал. Подробнее об этом можно прочесть во всё той же статье «Сербы и Русь: доказательства близкого родства сербов и полян». Пролегал он по руслам современных рек Ердынь и Тясмин. Позднее, по мере углубления основного русла Днепра, он пересох, и по нему потекли указанные реки. Причём название одной из них – Ердынь – прямо указывает на то, что ранее там находилась старица реки. Название ещё одного города, который стоял на этой протоке во времена Птолемея, подтверждает, что процесс пересыхания этой протоки начался уже тогда. «Лиин» означает «ленивый», причём на сербском языке (лиjени). Конечно, кажется странным, что люди назвали свой город подобным образом, но в древности этому, видимо, не придавали большого значения. Возможно, полное название города было «Город у ленивой протоки», которое после сократили до «Ленивый». То, что такое возможно, доказывается современным названием этого места – «Млиев» (от глагола «млеть»). Поток как бы засыпал, млел. И то, что «Лиин» со временем перешло в «Млиев» показывает, что память о Лиине оставалась живой сотни и тысячи лет.
Ещё одним сербским топонимом этого региона является «Тясмин». Сербское слово «тишма» или «тисма» (стеснение, сдавливание) прекрасно подходит для названия перекрываемого (затихающего) русла западного рукава Днепра. После прекращения сквозного движения воды по рукаву название перешло на реку, которая, будучи прежде притоком рукава, теперь течет по его старому руслу. То, что у этой сравнительно новой реки, появившейся после пересыхания протоки, имя было сербским, показывает, что сербы-северяне продолжали жить ещё долго в этих местах после времён Птолемея.
Одним из наиболее сильных доказательств древнего присутствия сербов в этом регионе является название города Серим или Серимии. Его координаты 50 градусов широты и 57 градусов долготы. Так как он стоял на Днепре, его положение можно установить только по широте. Серимии по широте примерно совпадают с Кременчугом (49 градусов широты). Кстати, лингвист отметит фонетическое сходство обоих названий, имевших близкий набор корневых согласных: «срм» и «крм». Притом хорошо известно, что «с» часто переходит в «k» и наоборот. Название города, возможно, связано с этнонимом «сарматы», а, возможно, просто с иранским словом «сурмых» (слава). Но важнее всего, что древний город с именем «Сирмий» был расположен на территории современной Сербии (сейчас он называется Срем). Ранее я думал, что Срем старше Серимий, но теперь думаю, что это сербы в глубокой древности принесли это иранское по происхождению название с берегов Барисфена на берега Савы.
Как известно, сербы (сорбы) до сих пор обитают на территории Восточной Германии. У меня имеется обоснованное предположение, что в древности сербы обитали также и в Швеции (наряду с германскими скандинавскими племенами). В Швеции довольно много населённых пунктов имеют названия «Сербю». Но думаю, что северяне тоже обитали вместе с ними в этой северной стране. Полагаю, именно поэтому одно из названий Швеции звучит как «Свериге», а север в русском языке называется «севером».
О древнем присутствии славян в Скандинавии я писал в статьях «Вандалы не венеды», «И опять вандалы. Венды Скандинавии», «Топонимические следы руссов-славян в Рослагене», «Легенда о Вёлунде». Всех доводов за эту версию я перечислять здесь не буду, но упомяну тот факт, что финны называют шведский язык «венска», называя в то же время русских «вене». Причина этому, очевидно, та, что венды в своё время проживали в Скандинавии в значительном числе.

БОРУСКИ

Этноним «боруски» хорошо известен даже и в недавней истории. Так немцы называли прусов, коренное население восточной Пруссии. Прусы по языку были литвой. Сохранился даже небольшой словарь прусского языка. Фасмер иной раз ссылается на него в своих изысканиях по поводу слов русского языка.
Скорее всего, прусы некогда действительно называли себя борусками. Вряд ли немцы могли заменить глухой звук «п» на звонкий «б». Хорошо известно, что они напротив всегда склонны оглушать звонкие согласные. Так слово Volk (народ) они произносят как «фольк», а фамилию Vasmer как Фасмер. Так что немцы могли скорее «борусы» оглушить до «пруссы», чем наоборот. Впервые пруссы упомянуты как раз под именем bruzi в списке Баварского Географа (IX век). А затем упоминались ещё под именами «брузи», «брутери», «прецун», «прутены», «брусы», «бороссы», «боруссы», то есть чаще всего с начальной «б». Имя пруссы укрепилось за ними уже в XIII веке, когда на их землях вовсю хозяйничали немецкие крестоносцы из Тевтонского ордена. У литовцев есть слово priešas (враг), очень похожее на этноним «пруссы». И врагами литовцы вряд ли бы стали называть братьев по крови и языку. Скорее это слово относилось к немцам-пруссакам. Вот почему необоснованными, на мой взгляд, являются попытки объяснить этноним «пруссы» как «по-руссы».
Помимо priešas этноним «пруссы» не имеет объяснений из литовского языка. Зато у этнонима борусы (боруски) такие объяснения есть. Прежде всего, имеется слово baras (поле). Оно указывает на изначальную среду обитания борусков – это степи южной Украины, где нет больших дремучих лесов, а чаще встречаются bruzgas (мелколесье, кустарник).
Как и другие литовские племена боруски, видимо, были всадниками. Имеется литовский глагол brukti (быстро гнать). Гнать быстро можно, разумеется, в первую очередь именно лошадей.
На «оружейном» уровне для этнонима «боруски» подходят слова bruklis (дубина) и bardlšius (секира). И ведь ещё Тацит писал, что главным оружием прибалтийских племен является дреколье.
Ну, и так далее. Некоторые этимологии кажутся довольно далёкими от этнонима. Но изменения, конечно, за многие века были неизбежны. Кроме того, это слова литовского языка. В прусском языке могли быть более точные соответствия.
Боруски во времена Птолемея жили где-то на Днепре. Думаю, именно поэтому он назывался у греков Борисфеном. Скорее всего, основная масса борусков обитала на восточном берегу Борисфена-Днепра. Именно поэтому сказано, что они обитали вплоть до Рифейскиз гор.
Однако Рифейские горы вовсе не Урал, как это утвердилось в общественном сознании. Судя по координатам, Рифейские или Рипейские горы - Среднерусская возвышенность. Вот какие координаты этих гор дал Птолемей: «Рипейские горы, середина коих 63 градусов долготы и 57 градусов 30 минут широты». Если мы возьмем за точку отсчета Птолемееву долготу города Азагарий 56 градусов, которая, как мы выяснили, совпадает с современной долготой Киева (30 градусов 31 минута долготы от Гринвича), то получим долготу Рипейских гор 37-38 градусов от Гринвича. Уральские же горы находятся на долготе примерно 58-59 градусов от Гринвича. Зато долгота Москвы, которая лежит примерно в центре Среднерусской возвышенности, 37 градусов 37 минут долготы от Гринвича.
Все имеющиеся в настоящее время этимологии топонима «Рипы» никуда не годятся. Из индоиранских языков можно найти более адекватные этимологии. Например, в языке урду есть слово «рафа» (возвышенность). В языке хинди есть слово «рифа» (мирные, удобные). И действительно холмы Среднерусской возвышенности гораздо удобнее для проезда, чем, например, Карпатские горы. Скифо-сарматы могли бы считать их мирными и дружественными по отношению к себе. Однако есть еще одно слово в словаре языка хинди, значение которого противоречит предыдущему. Это слово «рыпу» (враг). Так что можно предположить, что не всегда Рифейские горы были мирными. Иногда они становились и Рипейскими, то есть враждебными по отношению к сарматам. Местные племена восставали против господства степных кочевников. Нечто подобное происходило с названием Чёрного моря. Обычно вспоминают его сравнительно позднее греческое наименование Понт Эвксинский (Гостеприимное море), но до этого греки же называли его Понт Аксинский (Негостеприимное море) по причине, видимо, морского разбоя местных жителей.
Вернемся, однако, к вопросу о борусках. Академик Удальцов считал, что со временем боруски превратились в полян. И в этом я могу с ним согласиться, так как на литовском языке «буруски» и означает примерно то же, что и «поляне». Но не все, думается, боруски славянизировались. Часть их мигрировала на север к Балтике. Ранее там обитали венеды, но со временем эта территория в значительной мере освободилась, так как венеды (венеты), называвшиеся теперь вентичами или вятичами перебрались на Русскую равнину. Об этом я писал в статье «Переселение вятичей на Русскую равнину». Произошло это, вероятно, в какой-то засушливый год. Вместе с борусками на север ушли и другие литовские племена, заселив нынешнюю Литву (Lietuva). Одно из значений этого ойконима «Дождевая» от литовского lietus (дождь).

Племена, жившие на Рифейских горах

Полагаю, что именно о таких племенах у Птолемея написано: «Затем акибы (абики) и наски, ниже их -- вибионы (ибионы) и идры». Писал об этих племенах в статье «О происхождении названия Москва».

Есть обоснованное предположение, что АКИБЫ это мордовские финно-угорские племена, жившие в те времена на реке Оке. В переводе с мокшанского диалекта мордовского языка «Ока» означает «Золотая». Возможен также другой вариант истолкования от слова «ака» (старшая сестра, тётя). Имеется также иранское слово «агха» (господин, госпожа). В мордовских языках много скифо-иранских слов. «Абики», второе название племени, в имеющейся у меня греческой рукописи отсутствует, однако и оно может быть истолковано из мордовских и иранских языков.

НАСКИ, по моему мнению, это литовское племя, жившее на реке Москве. Подробнее об этом в указанной статье «О происхождении названия Москва».

ИДРЫ и ВИБИОНЫ, по моему предположению, племенные группы вятичей, которые переселялись (выводились) из Балтийского Поморья, с реки Одры. Отсюда этноним «идры» и этноним «выбионы» (вывионы, вывяне).

Далее племена, жившие южнее, думаю, ближе к Дону-Танаису: «Ниже вибионов до аланов -- стурны, а между аланами и амаксовиями -- карионы (карвоны) и саргатии».

СТУРНЫ – этноним мог происходить от иранского «стыр» (большой). В то же время в исландском языке слово «стыр» означает «большая река». Такой рекой вполне мог быть Дон. Таким образом, стурны могли быть германцами-скандинавами, жившими на Большой реке. Исландский скальд и учёный XII века Снорри Стурлусон в своём сочинении «Круг земной» писал, что скандинавы пришли с юга, от Танаиса, который некогда считался границей Европы и Азии.
Здесь, видимо, место сказать несколько слов о племенах Азиатской Сарматии, которые издавна особенно интересовали российских историков. Кусочек про них из Птолемея обычно добавлялся к переводу «Европейской Сарматии».
Из книги VI, главы 14, параграфа 9:
«Населяют же [часть] этой Скифии, всю обращенную к северу, вплотную к неизвестной [земле], так называемые аланы-скифы, и суобены, и аланорсы, а [территорию] ниже их сэтианы, и массэи, и сюэбы, и у внешней стороны [горы] Имаон тектосаки, а затем у восточных истоков реки Ра робоски...» [Ptol., VI, 14,9].
Во многих местах, а в особенности в предисловии к последней части перевода «Германии Магна» Птолемея, в которой речь идёт Скандинавии, я писал, что германцы после окончания последнего европейского оледенения возвращались из Эран Веж (Среднего Востока) вместе с другими индоевропейскими племенами по Волге-Ра. Затем переходили волоком на Волхов, с него через Ладогу на Неву, в Финский залив и вдоль Аландского островного «моста» уже в Скандинавию. Впрочем, не всё германцы двигались обязательно по Волге. Часть германцев могла двигаться и по Дону.
Движение шло волнами с промежутками в сотни лет. Естественно по пути Скандинавию германцы делали длительные остановки. Геродот пишет о неких фисагетах. Этноним из германских языков толкуется как «рыболовы». Полагаю, что это и были германцы, сделавшие остановку в процессе переселения.
Из перечисленных в цитируемом здесь кусочке главы об Азиатской Сарматии к германцам, несомненно, можно отнести сюэбов (свевов). Возможно, германцами были и сэтианы, которые уже под именем сигтонов были соседями свионов в Швеции. Однако у меня недавно появились сомнения в этом. А не были ли сэтианы-сигтоны изначально славянами, позднее германизировавшиеся, подобно ковадам-квадам или хорутанам-каринтийуам, или кашубам, или мазурам?
Безусловно, славянами были суобены. Полагаю, что речь идёт о вятичах, начавших переселение на Русскую равнину задолго до начала нашей эры. Об этом я подробно писал в статье «Переселение вятичей на Русскую равнину».
Этноним «тектосаги» я считаю литовским. Об этом я писал в статье «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы». А робоски, по моему мнению, были предками башкир. Об этом я писал в статье «Челябинские древности».
Остальные племена были сарматскими. Среди них особое внимание я уделяю аланорсам – алано-аорсам. Об аорсах, живших на Днепре, я ещё буду писать в этой статье.

САРГАТИИ. Полагаю, что это сарматское племя. Существует иранское слово «сархад» (граница). Саргатии, вероятно, обитали на границе с независимыми кавказскими племенами.

КАРВОНЫ (Карионы) ещё одно литовское племя, жившее в сарматском окружении. Этимология для него та же, что и для карвонов, живших в Прибалтике. Литовские племена встречались и ещё дальше к востоку. В главе «Азиатская Сарматия» Птолемей описывает племя тектосагов, этноним которых я определил как литовский в статье «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы».

Далее: «У поворота реки Танаиса -- офлоны (оплоны) и танаиты, за ними -- осилы до роксолан; между амаксовиями и роксоланами -- ревканалы (ракаланы) и ексобигиты. Затрудняюсь с этнической принадлежностью этих племен, однако уверен, что среди них не было славян или литвы.

Затем «затем между певкинами и бастарнами - карпианы, выше их - гивин, далее бодины». Тут Птолемей возвращается от Танаиса назад (к Карапатам). В греческом оригинале в этой фразе употреблено слово παλιν (назад).

КАРПИАНЕ (КАРПЫ, КАРПАТЫ).

У меня есть уверенность, что речь идёт о хорватах. В древности хорваты, согласно их преданиям, локализуются именно в Карпатах. Фонетическое сходство слов «Карпаты» и «хорваты» несомненно. Такое сходство есть и между словами «Карпаты» и «карпы».
В этом месте есть, на мой взгляд, кроме игнорирования слова παλιν, ещё одна неточность в переводе. В данном случае слово μεταξυ следует переводить не как «между» (на полпути), а как «среди». Если певкины и бастарны это практически одно племя, один племенной союз, то в его составе могли в то время быть и карпы-хорваты. Во всяком случае, в то время бастарны распространяли своё влияние на Восточные Карпаты.
Впервые карпы упомянуты как Кαρπην (карпены или карпяне) именно Птолемеем в 5-м параграфе 11-й главы II книги «Руководства по географии». Об этом можно прочесть в моем переводе этой главы, которая называется «Германия Магна» в части, названной мной «Расположение рек и гор Германии от Дуная до Северного моря и Балтики». Птолемей написал о них так: «Прежнее (старинное) местообитание народа карпов (Carpin, Кαρπην) – долгота 42 градуса 30 минут широта 48 градусов 0 минут.
Современная долгота этого места определяется с учётом разницы в 18 градусов между долготами от Гринвича и Йерро. Мы также должны учесть ошибку по долготе, которая могла быть, в том числе результатом намеренных искажений. При этом мы учитываем ошибку, которая имеется для ближайшего географического пункта, положение которого не вызывает сомнений. Это город Наррабон (Аррабона) – современный венгерский город Дьёр на реке Рабе. Его долгота по Птолемею 41 градус широта 47 градусов 40 минут (на 20 минут южнее древнего местообитания карпов). Современная долгота Дьёра от Гринвича приблизительно 17 градусов 40 минут. Разница долгот составляет порядка 24,5 градусов. С учётом этой разницы долгота прародины карпов 18 градусов. Это соответствует долготе словацкого города Нитра. Таким образом, утверждение ряда ученых-историков о том, что прародина карпов находилась восточнее Карпат, не соответствует действительности. Да это можно было бы легко установить и без моих сложных подсчётов. У Птолемея имеются координаты Карпат: «Гора Карпат, как сказано, 46 градусов долготы и 48 градусов 30 минут широты». Как можно видеть, центральная часть Карпат у Птолемея расположены на 3,5 градуса восточнее прародины карпов. Прародина карпов находилась в западной части Словацких Карпат.
Впрочем, еще более древняя прародина карпов, очевидно, находилась в Малой Азии в Карии. В статье «Хорутане карантанцы, карны и карийцы» я доказывал, что карийцы были славяноязычным народом, вторым названием которого было «карны» (корени, родичи). Переселившиеся на Адриатику карны-карийцы позднее стали называться хорутанами. Имеется несомненное фонетическое сходство между этнонимами «хорутане» и «хорваты». Однако есть фонетическое сходство уже между этнонимами «карпы» и «карны». К этому можно добавить, что один из островов, заселенных некогда карнами-карийцами, до сих пор носит название Карпатос.
Полагаю, что ещё до начала нашей эры карпы-хорваты вошли в племенной союз бастарнов и предпринимали в общем с прочими бастарнами войске походы против римских Дакии, Мёзии и Фракии. После эвакуации Дакии, предпринятой в 272 году римским императором Аврелианом, карпы заняли часть Дакии (другая часть Дакии была занята германскими племенами).
Карпы приобрели значение в III веке как одно из сильнейших и воинственных варварских племён за Дунаем. О них имеется довольно большое количество материалов в античных источниках. Но случилось это уже после Птолемея.

Выше (севернее) карпов указаны некие ГЕВИНЫ. Название этой общности кажется германским. Ещё при написании статьи «Загадки происхождения румын и молдаван» я обратил внимание, что многие дакские слова (имена и топонимы) неплохо толкуются из английского языка. Можно предположить, что «гевин» тоже родственно английскому give (глагол имеет много различных значений). Одним из значений является «оставлять». Вероятно, гевины были даками, беженцами из римской Дакии, которые вынуждены были оставить родину. После завоевания римским императором Траяном Дакии около ста лет (большую часть периода существования римской Дакии) шли восстания против римского владычества.
На стороне восставших почти всегда выступали соседние племена, в том числе, полагаю, и карпы. После поражений, которые терпели эти восстания, они же, думаю, давали убежище разгромленным дакам-повстанцам. Эти беженцы и могли называть себя «гевин».

Далее большой скачок от Карпат до гор Бодин. Можно предположить, что именно там и обитали БОДИНЫ. Координаты этих гор по Птолемею 58 градуса долготы и 55 градуса широты. Горы Бодин находились примерно на той же широте, что и город Азагарий, координаты которого мы использовали для определения положения Рифейских гор. Очевидно, и долготу Азагрия мы может использовать для определения долготы гор Бодин. Долгота Азагария 56 градусов, которая, как мы выяснили, совпадает с современной долготой Киева (30 градусов 31 минута долготы от Гринвича). Таким образом, долгота Бодина по Гринвичу примерно 32 градуса 30 минут. С небольшой ошибкой для описаний Птолемея горы Бодин локализуются как южная часть Среднерусской возвышенности. Примерно на этой территории (Бельское городище, Полтавская область) украинские историки (Б.А. Шрамко и другие) локализуют Гелон, столицу «скифского» племени будинов, описанную Геродотом. У меня нет сомнений в том, что будины-бодины были славянами. Этноним «будины» является родственным славянскому «буда» (деревня).

И последний кусок текста Птолемея, который я намерен прокомментировать: «Между бастарнами и роксоланами живут хуны, а ниже одноименных гор -- амадоки и навары. Возле озера Вики (Бики) живут тореккады, а по Ахиллову Бегу -- тавроскифы; ниже бастарнов около Дакии -- тагры, а ниже их – тирагеты».

ХУНЫ. Думаю, никто не считает, что хуны это те самые гунны, которые появились примерно в этих местах в 370 году н.э., победили аланов и остготов, потом дошли и до Галлии, где потерпели поражение от объединенного войска Рима и вестготов. Думаю, что это были эфталиты, которых иначе называли «белые гунны». В IV-VI веках н. э. они создали в Средней Азии и Афганистане обширное царство с развитой для того времени культурой. Но во II веке н.э. они ещё были обычными кочевниками вроде сарматов. Думаю, что они были даже сородичами сарматов, вследствие некоторой их части было позволено кочевать по степям, принадлежащим сарматам. В качестве этимологий для этнонима «хун» могут быть предложены пуштунские слова «гун», «гунд» и «гхунд», означающие «толпа», «полк», «стадо», а также слово «гунц» (добыча, военная добыча). Территория обитания хунов указана обширная, но она отнюдь не была сплошь занята кочевьями этого народа.

АМАДОКИ и АОРСЫ. Местообитание амадоков, без сомнения, связано местоположением гор Амадока (55 градусов долготы 51 градус широты). Горы Амадока расположены на 4 градуса восточнее гор Певка, положением которых мы уже определили, и на одной широте с ними. Из этого становится ясно, что «горы» Амадока это лишь возвышенности на западном берегу Днепра. Впрочем, в тех местах их издревле называли и называют именно горами.
«Амадока», вероятнее всего, слово сарматаское. Поиск в словарях иранских языков дал ряд возможных этимологий той или иной степени приближённости. Но наиболее адекватным по фонетике и смыслу представляется слово «амадж» из языка пушту (афганского), который я считаю наиболее близким к языку скифов и сарматов. Значения слова «амадж» - «защита» и «броня». То есть амадоки не были племенем. Это были сарматские воины в броне, как и анартофракты. Как и на анартофрактов на них возлагалась задача поддерживать власть сарматов в важном для них районе. Анартофракты стояли на защите серебряных рудников Богемии, амадоки защищали торговый путь по Днепру. И горы западного берега Днепра были в высшей степени удобны для наблюдения за ситуацией на реке.
Кстати, мы не знаем, как завались анартофракты на сарматском языке. Ведь слово «анартофракты» греческое. Вполне возможно, что на самом деле они сами себя называли тоже «амадоки».
Однако воины-амадоки, конечно, принадлежали к какому-то племени. Очевидно, это было племя аорсов, сильнейшее сарматское племя в ту эпоху. Основное местообитание аорсов приходилось на Азиатскую Сарматию. Но одна группа аорсов обитала в Европейской Сарматии где-то рядом с пагиритами, жившими на горах Певка. И это достаточно близко к горам Амадока. Так что отряды амадоков было удобнее всего комплектовать именно из аорсов. Нельзя исключить также, что частично амадоки набирались из союзных сарматам сербов (северян, саваров), также живших рядом с горами Амадока. Сербы, без сомнения, тоже были обязаны поддерживать порядок на Днепре, особенно на днепровских порогах, где торговые суда совершали волок в обход опасного места.
Интересным является то обстоятельство, что Днепровские пороги имели два варианта названий. Об этом писал в Х веке византийский император Константин Багрянородный (Порфирогенет). Один вариант названий был славянским (скорее всего именно сербским). А другой Порфтрогенет назвал «русским». Долгое время считалось, что «русский» вариант это названия порогов на скандинавском языке. Однако выдающийся советский украинский историк Михаил Брайчевский (годы жизни 1924 – 2001) доказал, что «русские» названия являются сарматскими.
В связи с этим хочу напомнить своим читателям про мою статью «О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров руссов». В ней я привожу текст статьи Брайчевского с его доказательствами, а также обосновываю происхождение ойконима «Русь» от имени сарматского племени аорсов.

НАВАРЫ и ТОРРЕКАДЫ. Для того, чтобы разобраться с местоположением этих народов и, возможно, их этнической принадлежностью, следует сделать небольшой экскурс в древнюю географию низовьев Днепра. Вот, что пишеь на этот счёт Птолемей: «Внутри страны в речных долинах лежат города по реке Керкиниту: Кёркина город 59 гр 30 мин и 48 гр 45 мин. Торокка 58 гр 30 мин и 49 гр. Пасирида 58 гр 30 мин и 49 гр 10 мин. Еркаб 58 гр 30 мин и 49 гр 15 мин. Тракана 58 гр 30 мин и 49 гр 45 мин. Навар 58 гр 30 мин и 50 гр.». Среди перечисленных городов два – Навар и Торокка - определенно связаны с наварами и торрекадами.
Но что это за река Керкинит? В настоящее время такой реки явно нет. Зато на современных картах есть Каркинитский залив, примыкающий к полуострову Крым с запада. Так что есть основание считать, что в древности именно в него и впадала исчезнувшая ныне река.
На картах Таврической губернии, показывающих течение Днепра до заполнения Каховского водохранилища, Днепр выше Каховки делится на множество проток. Полагаю, что самая крупная из этих проток, идущая параллельно главному руслу восточнее его (примерно так же идут параллельно Волга и Ахтуба), и называлась Керкинитом. Частично она существует и до сих пор. Её название «Конская» (возможно, от украинского «кинь», то есть «конь»). И где-то в районе Каховки во времена Птолемея эти два русла расходились далеко в стороны, образуя дельту. Восточное русло Керкинит, очевидно, и впадало в Каркинитский залив.
Теперь мы знаем, где располагались города по Керкиниту. Попробуем разобраться в их этнической принадлежности. И первое, что мы видим, они не были греческими все кроме разве что Кёркины.
Начнём с Торокки. В словаре языка урду есть слово «тарак», имеющее два значения. Во-первых, «разделение». И так как между Кёркиной и Тороккой расстояние в целый градус широты, то, скорее всего, именно около Торокки протока Керкинит уходила от основного русла Днепра-Борисфена. Второе значение фонемы «тарак» - «плот». И это тоже очень подходящая этимология для города в этом месте. Именно здесь могли останавливаться плоты со строевым корабельным лесом, сплавляемые местными жителями для продажи остро нуждающимся в нём грекам и римлянам. В таком случае торрекады опять же не были каким-то племенем, а так называли плотовщиков различных племен, занимавшихся выше по Днепру заготовкой и сплавом леса.
Есть ещё одно значение фонемы «тарак» - «налёт» (набег). Первоначально мне приходило в голову, что торрекады могли быть разбойниками вроде запорожских казаков, а Торокка прообразом Запорожской Сечи, которая тоже позднее располагалась в нижнем течении Днепра. Однако Сечь располагалась в пустынном районе, а рядом с Тороккой имеются другие города, которые просто не могли бы выжить в непосредственной близости от разбойничьего гнезда. Так город Пасирида стоял всего в 10-ти минутах к северу от Торокки. Его название вполне можно толковать от славянского «посредничество». Тут вполне могли жить и торговать купцы-посредники, которые скупали товары у приходивших с севера караванов, чтобы те могли вернуться домой до наступления зимы.
Затрудняюсь сказать, что могли означать названия городов Еркаб и Тракана. Но это для меня в данном случае не имеет значения. Важнее разобраться с названием города Навар, который бы самым северным на Керкините.
В иранских языках есть целый ряд вполне приемлемых этимологий, которые могли лежать в основе названия города. Так, например, есть слова «навар» (водоём), «навара» (лодка). Имеется опять же слово «натар» (грабёж). Но я всё же склонен думать, что Навар был колонией славян-невров (волынян) в устье Днепра. Так что навары и означало «невры».

У нас остались лишь ТАГРЫ и ТИРАГЕТЫ. Относительно тирагетов я уже высказал уверенность, что это были геты с реки Тира (Днестр). Полагаю, что Тира была пограничной рекой между Дакией и Сарматией. Поэтому счёл приемлемым толковать слово «тагры» от индоиранского «дхари» (граница). Получается, что тагры были не племенем, а сарматскими пограничниками вроде упоминаемых ранее саргатиев.

Последнее, что я хочу разобрать в этой статье, это названия городов над Тирой-Днестром. Чьи же они были во времена Птолемея? У него о них в имеющемся переводе записано так: «Выше реки Тира около Дакии: Карродун 49 гр 30 мин и 48 гр 40 мин. Мэтоний 51 гр и 48 гр 30 мин. Клипидава 52 гр. 30 мин и 48 гр 40 мин. Бибантабарий 53 мин 10 мин и 48 гр 40 мин. Иракт 53 гр 30 мин и 48 гр 40 мин.».

Топоним «КАРРОДУН» выглядит как типично западно-кельтский (гэльский). Я, было, предположил, что это какие-то галлы, убегая из-под власти римлян в Галлии, добрались до Галиции. Подобные примеры встречались. Особенно после неудачных восстаний багаудов в Галлии. Однако всё оказалось проще, когда я нашёл указанный пункт на современной топографической карте.
Я предположил, что широта Корродуна определена верно. Что же касается долготы, что я опять же обратился к координатам Азагария, Птолемеевым и современным, которые нам известны достоверно. Долготу Азагария по Птолемея 56 градусов. Она, как мы выяснили, совпадает с современной долготой Киева (30 градусов 31 минута долготы от Гринвича). Таким образом, разница между современной долготой и долготой по Птолемею с учётом всех поправок и ошибок составляет 25,5 градуса. Если мы отнимем эту разницу от Птолемеевой долготы Карродуна, то получим 24 градуса долготы от Гринвича. Изучая топографические карты Украины, видим в точке с координатами 48 градусов 40 минут широты и 25 градусов 30 минут долготы от Гринвича город Городенку. Отклонение по долготе оказалось невелико для Птолемея в этих глухих местах – 1,5 градуса. Зато широта указана точно. И важно, что этот города стоит практически на берегу Днестра-Тиры. Созвучие же топонимов «Карродун» и «Городенка» несомненно. А в древности вместо уменьшительного «Городенка» могли говорить «Городня» или «Городно».
Вызвать сомнения может лишь один момент. Говорится, что Карродун находится выше Тиры, что понималось как севернее. Но, думается, такое толкование переводчика неверно. А латинском переводе употреблено слово supra, которое можно перевести как «над». То есть Карродун и другие упомянутые в этом отрывке города, находятся «над Тирой» (на берегу Тиры), а не севернее неё.

Топоним «МЭТОНИЙ» оказался греческим. Но это не означало, что населяли данный город исключительно греки, хотя греческие купцы в городе, скорее всего, жили на постоянной основе. В основе топонима лежало греческое слово μετα (между). Ожидаемые современные координаты Мэтония по отношению к Карродуну-Городне (Городенке) сложились как 48 градусов 30 минут широты и 27 градусов долготы от Гринвича. Искать следовало вдоль течения Днестра-Тиры. В месте с координатами 48 градусов 32 минуты широты и 26 градусов 37 минут долготы от Гринвича на берегу Днестра расположено село Межигор. Очевидно, Межигор это и есть Мэтоний. Можно предположить, что Межигором называли его местные жители-славяне.

Следующий топоним «КЛИПИДАВА» выглядит как дакийский. В Дакии многие города имели в составе своего имени слово «дава». Об этом слове подробнее можно прочесть в моей статье «Загадки происхождения румын и молдаван». И так как Днестр был границей между Дакией и Сарматией, то не было бы ничего странного в том, что Клипидава мог бы оказаться городом даков. В этот период Дакия после завоевания её императором Траяном была римской провинцией. Но свободные даки удерживали свою независимость на периферии. Однако оказалось, что к дакам Клипидава отношения на самом деле не имеет. Ожидаемые координаты Клипидавы по отношению к Мэтонию-Межгору 48 градусов 40 минут широты и 28 градусов долготы от Гринвича. Эта точка довольно удалена от берега Днестра, однако связь с Днестром у неё всё же имеется. Это крупное селение Черневцы (Винницкая область) с координатами 48 градусов 32 минуты широты и 28 градусов 7 минут долготы от Гринвича. Черневцы соединяются с Днестром по довольно крупному притоку – реке Мурафе, доступной для больших лодок. На карте польского Генштаба [лист P54_S46_SZAROGROD] показано, что Черневцы (Czernijowce) включали в себя ряд селений помельче. Одно из них носило название Хиболива (Hiboliwa). Как это не раз случалось в славянских языках, в этом названии явно опущен звук «л», и в старину оно звучало, видимо, как «Хлиболива». Название, очевидно, очень древнее, так как возникло ещё в те времена, когда хлеб и в самом деле был ещё жидкой субстанцией, которую хлебали. Таким образом, топоним «Клипидава» оказался славянским – «Хлебодава». Как можно предположить Хлебодава была центром торговли зерном, в котором постоянно нуждались греческие полисы. Зерно вывозилось из Хлебодавы к Тире-Днестру по Мурафе.


Следующий город над Тирой БИБАНТАБАРИЙ или Вибантанарий (Vibantanarium) - 53 мин 10 мин долготы и 48 гр 40 мин. широты по Птолемею. Его ожидаемая современная долгота относительно Хлебодавы около 28 градусов 50 минут от Гринвича. Широта всё та же. Очевидно, сотрудники Птолемея здесь двигались вдоль одной параллели. Примерно в указанной точке на реке Селянке, впадающей в Южный Буг находится город Тульчин 48 градусов 40 минут широты и 28 градусов 51 минута долготы от Гринвича.
Имеется ли какая-то этимологическая связь между топонимами «Тульчин» и «Бибантабарий»? Можно предположить, что Бибантабарий или Вывонтоварий, как и Хлебодава, был торговым центром славян. Во всяком случае, корень «товар» в его названии проступает. Остается объяснить, что такое «вывон». Во всех славянских языках имеется слово типа «вон» (прочь, наружу). У Фасмера говорится, что в старославянском варианте оно звучало как «вънъ». Так что «вывон» вполне могло означать то же самое, что и «вывоз». Таким образом, «Вывонтоварий» = «вывоз товаров».
Местоположение Тульчина как торгового центра достаточно удобно. Вывоз зерна (главного товара славян, которым интересовались греки) был возможен по реке Селянке до Южного Буга, где его перегружали на более крупные корабли. Здесь находится город Ладыжин, название которого, видимо, связано со словом «ладья». Что же касается топонима «Тульчин», то можно предположить, что он связан со словом «толчея». Толчея (сутолока) обычно всегда наблюдается на оживленном рынке. В истории города указано также, что у него было второе название «Нестервар» (Днестровская крепость), выводимое из венгерского языка. Однако и Днестр и Венгрия от Тульчина находятся довольно далеко. Есть предположение, что «Нестервар» было образовано от прежнего названия «Мисто товара» (Город товаров).

ИРАКТ (Heractum) 53 гр 50 мин и 48 гр 40 мин. Его ожидаемая современная долгота относительно Вывонтовария около 29 градусов 30 минут от Гринвича. Широта всё та же. В указанном районе никаких топонимов, сходных в топонимом «Иракт» или «Херакт» не обнаруживается. Но в данном месте (немного южнее города Ладыжина) имеется высокий холм, господствующий над течением Южного Буга. Урочище холма носит название Зелёный Клин. На реке под ним имеется несколько островков, что делает это место удобным для размещения там пункта охраны и взимания податей с проплывающих по реке купеческих судов. В словаре индоиранского языка урду имеется слово «хирасат» (охрана). Полагаю, «Херацтум» как раз и был лагерем сарматских сборщиков торговых податей на реке Южный Буг.

url="/uploads/images/default/es2.jpg"]

[/url]

На этом полагаю удобным закончить эту пространную статью.
Прошу читателей давать отзывы или хотя бы ставить оценки. Поясняю читателям, особенно иностранных, что для того, чтобы поставить положительную оценку, нужно нажимать на крайнюю звёздочку справа.

 (Голосов: 5)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Был ли Петр I грузином?
 Новое на сайте
 АВАНТЮРА И ЦИНИЗМ. ЗАЧЕМ ПРАГА "ВОССТАЛА" ПРОТИВ НЕМЦЕВ 5 МАЯ 1945 ГОДА
 О происхождении слова «корабль»
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 3
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 2
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 1
 К вопросу о рабстве в Древней Руси
 Европейская Сарматия. Часть 2.
 Европейская Сарматия: народы и города. Часть 1
 Славянские гидронимы Северной Италии
 Этноним «славяне» имеет в качестве одного из значений выражение «своя кровь»
 Архив сайта
 Май 2021
 Ноябрь 2020
 Октябрь 2020
 Июль 2020
 Июнь 2020
 Май 2020
 Январь 2020
 Октябрь 2019
 Август 2019
 Май 2019
 Апрель 2019
 Март 2019
Александр Козинский  ©  2014-2020