Главная  

Этноним «славяне» имеет в качестве одного из значений выражение «своя кровь»

Это самая полная идентификация слов «венеты» и «славяне» по пяти уровням этимологий
В двух предыдущих статьях я доказал, во-первых, что этноним «венеты» происходит из славянских языков, во-вторых, что слова «венеты» и «словене» (славяне) имеют одинаковое значение – «рыбаки» (ловцы). Это соответствует моей версии о том, что венеты были морским народом. Подобные названия имели и другие народы. Например, «массагеты» тоже означало «добытчики рыбы» от иранского «масса» (рыба). Описанный Геродотом образ жизни массагетов вполне подтверждает эту версию. Этноним «венеты» я проверял на славянскость по пяти уровням этимологий, Но мне также захотелось проверить по этим же уровням и этноним «славяне». Если проверка покажет, что значения этих этнонимов одинаковы на всех уровнях, то можно будет говорить о стопроцентном тождестве этих слов. Итак…


Немного о моей теории уровней этимологии. Я писал о ней неоднократно. И не считаю излишним повторить ее основы в этом статье. Я сторонник того принципа, что истинных этимологий слов, в первую очередь названий народов и стран, может быть несколько. Некоторые из них возникают последовательно с течением веков, при изменении языка, да иногда и смене самого проживающего на данной территории народа. Взять для примера такое известное название, как «Царское село». Оно было названо так потому, что в нём были построены дворцы русских царей. И это правильная этимология. Но до того, как это место облюбовали наши цари, оно звалось Саар-веси, и жили там люди финского народа ижора. И это тоже правильная этимология.
А некоторые истинные этимологии могут возникнуть у одного и того же народа практически одновременно. Так много раз я утверждал, что настоящими кельтами являются литовцы. Почему? Только в литовском языке есть слово, которое объясняет значение этнонима. Это kiliis (племя). Однако есть и другие литовские слова, которые могут объяснить то же самое, и которые возникли примерно в то же время, когда и слово kiltis. Например, keliauti (кочевать). Ведь кельты были кочующим народом. Известно было также, что излюбленным оружием кельтов был топор-кельт. Некоторые считают, что название народа произошло от названия его оружия. И такое вполне может быть. Однако в литовском языке есть слово kelti (колоть), которое объясняет, откуда появилось название топора. И все эти этимологии этнонима «кельты» истинные. Они связаны между собой фонетически и логически, не противоречат друг другу. Чем больше можно найти таких этимологий к одному и тому же названию народа, тем больше можно быть уверенным, что все они истинные.
Я считаю полезным проверять этнонимы по пяти «уровням» этимологий. Во-первых, это родовой уровень. Название народа должно иметь на его языке значение «родичи». В случае с кельтами это как раз и имеется. Вторым уровнем этимологии является «оружейный» уровень. И опять же мы его имеем. Далее идёт уровень среды обитания или образа жизни. И мы видим, что кельты кочевники. Далее идёт «языковый» уровень. Название народа выводится от таких слов, как «речь» или «понимание». Например, самоназвание немцев Deutsch как раз и означает «понимающие». В литовском языке есть слово kalbėti (говорить). Оно в целом подходит, но буква b в его середине кажется лишней. Впрочем, всякий лингвист знает, что звук b легко переходит в v, а v в свою очередь – звук исчезающий. Так английское writer (писатель) читается как «райтер». И последний этимологический уровень может быть назван тотемным. Названия многих народов происходят от названий животных, которых они почитали в качестве своих тотемов. Например, германское племя хауков почитало ястреба (hawk). Племя вольки почитало волка. У славян племён, почитателей волка, было несколько: лютичи, вильцы, уличи и др. У кельтов-литвы тотемом был, может быть, кабан (kuilis). Не так сильно похоже, как другие слова. Но некоторые слова для какого-нибудь уровня этимологий могут со временем так сильно меняться, что их невозможно узнать. Некоторые могут исчезнуть совсем. Это плохо, но это всё же не такая уж трагедия. Могут найтись другие этимологии. Эти пять моих «уровней» вещь условная. Главное, чтобы этимологий было побольше, и они логически не противоречили друг другу, как я уже говорил.

Начнём как раз с такой этимологии, которая не входит в перечень рекомендуемых мной. У меня нет сомнений, что слово «венеты» означало «рыбаки», а «словене» первоначально означало «ловцы». Впрочем, ловить можно и не только рыбу. В русском языке есть слово «ловитва» (охота). Это уровень этимологий можно назвать «охотничьим». В некоторых случаях он может заменять «оружейный» уровень. Особенно если народ не воинственный. Но венеты, конечно, были хорошими воинами, о чём свидетельствует их история, в также и сами слово «воин» (воинство), которое может быть удовлетворительной этимологией этнонима «венеты».

Небольшое добавление. В описании Европейской Сарматии Клавдия Птолемея упоминаются некие ставаны. Издавна выдвигалась гипотеза, что искажённое «славяне». Говорили, что в латинских скорописных текстах легко спутать буквы t и l. Однако дело в том, что Клавдий Птолемей был греком и писал свои труды по-гречески. Его корреспондентами и сотрудниками в Северном Причерноморье (в Европейской Сарматии) тоже были греки. Использовать латынь им не было необходимости ни в переписке между собой, ни даже в готовых рукописях. Все образованные римляне свободно владели греческим языком. А в рукописи Птолемея, написанной на греческом языке, которой я пользовался для своих переводов и с которой сверяюсь сейчас, было написано совершенно ясно Σταυανοι (ставанои, ставаны).
Тем не менее, я считаю ставанов славянами. Более того этноним «ставаны» имеет совершенно то же значение, что и «венеты». И сейчас я это докажу.
Дело в том, что в славянских языках есть слово «ставень» в значении «рыболовная сеть». Во всяком случае, такое слово есть восточнославянских языках. В этом значении слово «ставень» означает совершенно то же, что и слова «ванда», «ванта», «вентирь», которые являются этимологией этнонима «венеты» на «охотничье-рыболовецком» уровне.
То есть ставаны это славяне, которые занимаясь рыболовством, ставили ставни (сети) на реках Русской равнины. Живя в районах, где часто можно было ожидать появления воинственных кочевников, от которых следовало прятаться в лесах и оврагах, славяне вынуждены были отказаться от земледелия, как вынуждены были отказаться от него позднее донские казаки (до XVIII века на Дону даже существовал запрет на земледелие). В этих условиях самым надёжным источником пищи и являлось рыболовство.
Рыболовство имело большое значение и у других славянских племен. При переводе 11-й главы II книги «Руководства по географии» Птолемея мне попадалось название города Сетувия (Σετουια). И вот, что я написал в комментарии:
«По координатам относительно близкого Перемышля и прозрачному созвучию названий лучше всего Сетувии соответствует селение Стубно (22 градуса 57 минут от Гринвича или 40 градусов 57 минут западной долготы от Йерро и 49 градусов 54 минуты северной широты). Stubno [pl.wikipedia.org›Stubno] является старейшим топонимом в данной округе. Утверждается, что топоним происходит от названий узких дамб, по которым в этих болотистых, часто затопляемых местах передвигались путники. Дамбы назвались на местном наречии stupyny (ступыны). Этимология кажется вполне правдоподобной, однако она менее соответствует древнему названию «Сетувия». Поэтому указанную этимологию следует считать более поздней, наложенной на более древнюю. Древняя, как и многие другие этимологии славянских топонимов на территории Польши, была привязана к слову «сеть». Современное «Стубно» тоже может быть завязано на один из синонимов слова «сеть» - «ставень» или «ставно» («стувно» - в западнославянском произношении). Сетувия-Ставно, скорее всего, была рыбацким городищем».
Вообще в регионах Германии Магна, которые, по моему мнению, были заселены славянами, мне попадалось несколько населённых пунктов, названия которых были связаны с понятиями «сеть» или «рыболовство».

Перейдём, однако, к анализу по пяти рекомендованных мной уровням этимологий. Начнём сравнение с «языкового» уровня, где у нас нет никаких сомнений в идентичности слов «словить» (говорить) и «вещать» («венщать» – с учётом носовой гласной). Слово «ведать» («вендать» с учётом носовой гласной) также относится к «языковому» уровню. Оно является очень хорошей этимологией к этнониму «венеды».

Далее, всё довольно просто с уровнем «среда обитания». Если венеты (венеды) были морским народом, то среда их обитания была связана с водой. «Вода» в древности произносилась (с учётом носовой гласной) славянами как «вонда» или «ванда». Наши ближайшие неславянские родичи литовцы и сейчас говорят vandens (вода).
А что мы можем найти для славян? В статье «Хорутане-карантанцы, карны и карийцы» мы использовали слово «хлябь» в качестве синонима слова «море». Звук «х» иногда переходит в звук «с» и не только в славянских языках. Например, есть индийская богиня Сарасвати, а у древних иранцев аналогичная богиня звалась Харахвати. Индийский священный напиток сома у иранцев назывался хаома. У славян в качестве примера можно привести пару глаголов «совать – ховать». Также и звук «б» часто переходит в звук «в». Например, мы вместо изначального «Бабилон» говорим «Вавилон». Таким образом, корень «хляб» по фонетике практически аналогичен корню «слав». То есть слово «хлябь» является неплохой этимологией для этнонима «славяне» на «уровне среды обитания».

Несложно также и с «оружейным» уровнем. В статье «Является ли название народа венетов славянским?» мы доказали, что у древних славян существовал такой синоним слова «копьё» как «винь», который хорошо соотносился с этнонимом «венеты». С этнонимом «славяне» удовлетворительно соотносится слово «ослоп». Что такое ослоп?
Ослоп - простейшее оружие, дубина, толстый конец которой был утыкан железными остриями или окован железом. В некоторых случаях ослопом называется жердь. А что такое жердь с железным острым наконечником, если не копьё?
В слове «ослоп» корнем является фонема «слоп». Но звук «п» легко переходит в «б», а затем в звук «в». И мы получаем фонему «слов» - корень этнонима «словене». Вполне удовлетворительная этимология для этнонима «словене» (славяне). И главное, что она совпадает по значению с этимологией для этнонима «венеты».

Я считал, что будет довольно сложно подобрать этимологию к этнониму «славяне» на «родовой» уровне и к тому же такую, чтобы совпадала по значению хотя бы с одной этимологий на этом уровне для этнонима «венеты». Но оказалось, что это как раз несложно.
Для этнонима «венеты» наиболее сильными этимологиями, доказывающими его славянское происхождение были «пан», «бан» и «батя». Этимология от слова «вино», имевшее изначально в древности значение «кровь» годилась не только для славян. Это было общеиндоевропейское слово. (Смотрите статью «Является ли название народа венетов славянским?»). Но для этнонима «славяне» этимология от слова «вино» (в значении «кровь») годится, так как нам не нужно доказывать, что данный этноним является славянским.
В слове «славяне» (словене) корень с согласными «вн» имеется, а гласная может быть любая. Кстати, среди разных вариантов произношения этого слова имеется также и вариант «славины». Нам остается объяснить префикс «сла».
Один из первых славистов в истории чех Павел Шафарик сближал этноним «славяне» с германским мифологическим этнонимом «ваны». Вследствие этого один из российских славистов выдвинул версию, что «славяне» можно толковать как «слы-ваны», имея в виду, что «слы» (древнее русское слово) это «послы». Разумеется, эта версия никуда не годилась и серьёзно не рассматривалась. Основное изначальное значение слова «славяне» мы уже установили как «ловцы». В более поздние времена к нему добавились и другие значения, которые проистекают от выявляемых нами этимлогий, например, «копейшики», «понимающие (язык)», «моряки». Между прочими вполне уместна и этимология от слова «слава» - «славные». Тем более, что она повторяется для этнонима «чехи», одной из этимологий которого является слово «честь» (в значении «почесть», «хвала»). Но в данном случае речь не об этом. Нам нужно установить, как может сочетаться корень «слы» с корнем «вин» (в значении «кровь») так, чтобы получилась этимология на «родовом» уровне.
Понятие «кровь» само по себе указывает на понятие «род». Взять хоть выражения «мы одной крови» или «кровные родичи». И тут приходит на ум одна из закономерностей славянской лингвистики: звук «л» может заменяться на звук «в». Для примера возьмём такую пару слов как «слобода» и «свобода», родство которых несомненно. Слободами на Руси называли пригородные поселения, находящиеся вне городских стен (на свободе). В отличие от внутренних частей города в слободе можно было всякому строиться и селиться свободно. Есть и другие примеры: русское «волк» и украинское «вовк». Но вернёмся к слову «свобода». Что оно означает?
Полагаю, что «свобода» происходить от понятия «бытие», от которого в нём присутствует редуцированный корень «бод» и от местоимения «свой». То есть «сво-бода» - самобытность, самостоятельное бытие. В индийском языке есть аналогичное по строению слово «сва-радж» (самоуправление). Существует также диалектическое русское «сваво» - местоимение «свой» в родительном падеже.

Из сказанного выше следует, что «славяне» (славины) могло звучать как «сво-вины» - «своя кровь» (свои родичи).

Начиная свою статью-анализ, я, признаться, не знал, что у меня такой вывод из моего анализа получится. Это настолько важный вывод, что я решил даже вынести его в заголовок статьи.
Знаю, что многих не устроило бы такое простейшее объяснение слова «словене» (славяне), какое я нашёл для себя первым, и какое я считаю самым вероятным как изначальное. То есть «словене» – «ловцы». Немало людей, увлечённых темой возникновения рода славян, относятся к ней с почти религиозным фанатическим чувством. Я от этого далёк, хотя и отношусь к этому с уважением, как к любой иной религии. Но я буду рад, что этим крайним славянофилам (назову их так), может быть, придётся по душе моя неожиданная находка.
Ещё одно маленькое добавление. В описании Азиатской Сарматии Клавдия Птолемея упоминаются некие суобены (свобены). Отечественные учёные издавна считали, что речь идёт именно о славянах, название которых было записано на слух с ошибкой. Я тоже считаю, что это славяне, однако получается, что название было записано почти без ошибки. В тех местах (это верхнее течение реки Ра, то есть Волги) славяне вполне могли себя называть «свовины».
Особенно важно, что первыми славянами на этой территории были, по моему мнению, вятичи. В статьях «Балтийские венеды – предки вятичей» и «Переселение вятичей на Русскую равнину» я подробно разбирал этот вопрос. И один из моментов, который я тогда упомянул, это то, что вятичей иногда называли «вентичами, то есть венетами. То, что вторым племенным именем вятичей-вентичей было «свовины» (славяне) ещё раз подтверждает тождество этнонимов «славяне» и «венеты».

Итак, мы прошли пять уровней этимологий и везде получили аналогичные параллельные результаты для этнонимов «венеты» и «словене» (славяне). Этого могло бы быть вполне достаточно, но мне захотелось провести анализа и на «тотемном» уровне этимологий. В статье «Является ли название народа венетов славянским?» я пришёл к выводу, что тотемным животным венетов был «медведь». В названии этого зверя содержится корень «вед» или «венд» (с учётом носовой гласной). Возможно ли найти такой синоним слова «медведь», который мог бы служить этимологией этнонима «славяне»? Признаться здесь видятся большие трудности. И тем не менее….
Начну, как всегда, с самого простого и очевидного. В этнониме «славяне» (словене) есть корень «вен», который может быть связан со словом «вендь» (ведь), который является частью слова «медведь». Однако этого мне показалось мало.
У славян есть слово «злоба». Мне и раньше казалось, что это слово может быть связано с одной из этимологий этнонима «славяне». Но я не мог понять с какой именно. Ведь не могли же славяне себя называть «злобяне» просто так.
Теперь я знаю. Вот что написано в толковом словаре Ефремовой: «Злой - свирепый, лютый (о животных)». Разумеется, речь тут идёт, прежде всего, о хищниках. А медведь хищник. К тому же голодный медведь очень злой хищник.
Очевидно, слово «злоба» является эпитетом также и медведя, самого крупного хищника, который мог встречаться славянам. Да, «злобой» они могли называть также и волка. Но вспомним, во-первых, что среди исторически известных племен славян тотем волка имели многие из них. Это вильцы-лютичи, лютичи-угличи, вольки-тектосаги и вольки-арекомики (он них читайте статью «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы»). Там же говорится о славянстве племени воконтиев, чье имя связано с южнославянским «вук» (волк) и так далее.
Во-вторых, в глубокой древности волк и медведь могли называться у славян одинаково. Одинаковости (почти) названий животных можно найти примеры. Так в германских языках фонетически сходным образом называются бык (Ochse) и осёл (Esel). Оба слова, очевидно, связаны со словом «еда» (Essen). В литовском языке медведь называется lokis. Однако одним из синонимов слова «волк» в русском языке является слово «лыкас». А славяне и литва в древности составляли этническое единство. То же самое у славян могло быть и со словом «злоба», которое в самой глубокой древности могло означать и «волк» и «медведь».
Но и этого мне показалось мало. Во всех славянских языках есть слово «слон». И это явно не заимствованное слово, так в других языках подобного нет. Такого слова нет даже в литовском языке. В латышском языке есть слово zilonis (слон), но оно могло быть заимствовано у славян.
Фасмер всё же пытается объяснить слово «слон» заимствованием от тюркского «арслан» (лев), говоря, что и слон и лев крупные клыкастые животные. Но если такое возможно, то почему бы не предположить, что слоном в древности, когда славяне (предполагается) не знали ничего о слоне, они называли другое крупное клыкастое животное – медведя. И слон и медведь имеют привычку слоняться, в то время как лев (львы в древности водились в Италии и во Фракии) любит по большей части лежать. Одинаковое название для слона и для медведя могло возникнуть у славян еще в те времена, когда по Евразии ещё бродили мамонты. Кстати, древнерусское название мамонта «индрик» или «виндрик» может быть как раз связано с этнонимом «венды» (венеды, венеты).
Слово «слон» вполне могло произноситься как «слоун» (словн). Примеры тому в славянских языках есть. Так в чешском языке «луна» некогда называлась «лоуна», откуда пошло, например, название чешского города Лоуни (от слова луна в значении «серебро», читайте мой перевод «Германии Магна» Птолемея).
Совпадение основных смысловых корней слов «вендрик» (мамонт) и «медвендь» (медведь) подтверждает нашу догадку о том, что словом «словн» (слон) славяне могли называть не только мамонта, но и медведя. Таким образом, мы нашли вероятный синоним слова «медведь», который, скорее всего, и был этимологией для этнонима «славяне» на «тотемном» уровне.
На этом разрешите закончить статью. Дорогие друзья, если вы хотите поставить статье положительную оценку, нажимайте на пятую звёздочку справа.


 (Голосов: 10)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Был ли Петр I грузином?
 Новое на сайте
 АВАНТЮРА И ЦИНИЗМ. ЗАЧЕМ ПРАГА "ВОССТАЛА" ПРОТИВ НЕМЦЕВ 5 МАЯ 1945 ГОДА
 О происхождении слова «корабль»
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 3
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 2
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 1
 К вопросу о рабстве в Древней Руси
 Европейская Сарматия. Часть 2.
 Европейская Сарматия: народы и города. Часть 1
 Славянские гидронимы Северной Италии
 Этноним «славяне» имеет в качестве одного из значений выражение «своя кровь»
 Архив сайта
 Май 2021
 Ноябрь 2020
 Октябрь 2020
 Июль 2020
 Июнь 2020
 Май 2020
 Январь 2020
 Октябрь 2019
 Август 2019
 Май 2019
 Апрель 2019
 Март 2019
Александр Козинский  ©  2014-2020