Главная  

Европейская Сарматия: народы и города. Часть 1

Давно обещал разобрать текст Клавдия Птолемея, античного географа II века н.э., посвященный Европейской Сарматии, то есть территории, которая ныне называется Русской равниной. Сам я переводить соответствующую главу Птолемея с древнегреческого языка не стал. Перевод этой главы на русский язык имеется давно, и он меня устраивает. Однако он нуждается в хорошем разъяснении. Буду также сверять русские названия объектов с греческими, взятыми из текста на древнегреческом языке издания Ф. Ноббе (1843 года), откуда я брал тексты других глав Птолемея.
Впервые я писал об этносах Европейской Сарматии лет пятнадцать назад, и оценивал эту мою работу мой дорогой, ныне ушедший от нас в мир иной наставник Ф. Д. Климчук, выдающийся белорусский лингвист родом из Брестской области, откуда родом был и мой дед Алексей Артемьевич Козинский. Тогда моя работа получилась очень незрелой. С тех пор я многое узнал и понял. Написано было множество статей на тему доисторической истории славян. На них буду ссылаться по ходу этой статьи. Надеюсь, что теперь Фёдор Данилович мог бы признать эту мою статью удовлетворительной.


На сей раз не стану размещать свои комментарии после каждого абзаца Птолемеева текста, как я делал в собственных переводах других его глав из II книги его «Руководства по географии»: 11 глава «Германия Магна», 12 глава «Ретия», 13 глава «Винделика», 14 глава «Норик». Комментировать на сей раз я намерен не всё, а только те моменты, которые меня интересуют: относящиеся прямо или косвенно к истории славян. У Птолемея в этой главе много говорится о греческих городах северного берега Чёрного моря, и многое из этого я намерен пропустить без комментариев.
Кроме того, что меня в меньшей мере интересует греческая история, есть ещё одна причина, почему я хотел бы меньше заниматься этими вопросами. Причина вот какая. В предыдущих моих статьях, посвященных Птолемею, я неоднократно писал, что имеющиеся в распоряжении современных историков Птолемеевы описания берегов Средиземного моря в значительной мере фальсифицированы, причём им же самим. Как я полагаю, Птолемей и его информанты работали в Европе по заданию римского военного ведомства, и подлинные созданные ими карты являлись секретными. Особенно важно было сохранить в секрете карты Средиземного моря, которые попав в руки пиратов, могли значительно помочь им осуществлять свою деятельность у берегов римских владений, прежде всего, у берегов Италии, а также на Черном море. Время от времени римский флот истреблял старые кадры пиратов, греческих, киликийских и финикийских. Но пиратство приносило огромные барыши, так как из провинций в Рим по морям везли невероятные количества денег и прочих ценностей. Поэтому пиратство неизменно возрождалось вновь и вновь в прежних широких масштабах. А новые молодые капитаны пиратских кораблей остро нуждались в морских картах. По этой причине римские власти пошли на хитрость, пустив в свободную продажу описания и карты Птолемея в искажённом виде. Пользуясь ими, пиратские кормчие совершали навигационные ошибки, подчас весьма опасные. А римский сторожевой флот, используя подлинные карты Птолемея, имел вследствие этого большие преимущества.
Наибольшие искажения Птолемеевых карт относились именно к береговым районам. По необходимости Птолемею пришлось искажать также и описания внутренних районов, прилегающих к побережью. Однако чем дальше от моря, тем меньше было нужды в искажениях. В своё время меня удивила относительная точность координат пунктов, например, Богемии, по сравнению с пунктами Италии. И я не мог никак этого для себя объяснить, пока не принял гипотезу о намеренном искажении Птолемеем очертаний берегов.
Вот по какой причине мне не хочется разбираться, как искажали карты побережий Птолемей и его сотрудники. Это очень мучительное занятие. К тому же этносы, которые интересуют меня более всего, чаще всего живут вдали от моря. Конечно, некоторые славяноязычные народы жили и на побережьях морей, но ими можно было заниматься немного иначе, чем племенами Богемии, Винделики или Норика.
И ещё одно важное обстоятельство, почему я не буду комментировать описания некоторых географических пунктов Европейской Сарматии. Посвящённая ей глава 5 из III книги «Руководства по географии Птолемея», будучи сама по себе не слишком объёмной, всё же потребует большого количества комментариев. А я бы не хотел, чтобы статья вышла слишком большой и поэтому нечитабельной.

Меня спрашивают, какие имеются доказательства моей теории намеренных искажений. Доказательство есть. Косвенным доказательством существования относительно точных карт Европы еще во времена Птолемея, на мой взгляд, является так называемый Каталонский атлас [Campbell, T. (2011) «Anonymous works and the question of their attribution to individual chartmakers or to their supposed workshops»]. По имеющимся сведениям, атлас был составлен на Мальорке по заказу арагонского короля Хуана I в 1375 году евреем Авраамом Крескесом. Первая карта атласа, представляющая бассейн Средиземного моря, отличается от ранних и даже от более поздних карт огромной и необъяснимой точностью. В этом можно убедиться при первом же взгляде на карту Крескеса, сравнивая ее хотя бы с картой 1588 года. Следует отметить, что карта Крескеса была выполнена по заказу Каталонского короля всего лишь за год, что исключает выполнение им самостоятельной съемки берегов Средиземного моря от Гибралтара до Азовского моря. И заплачено Крескесу согласно договора за атлас было 150 арагонских золотых флоринов и 60 майорканских фунтов: сумма абсолютно недостаточная, чтобы покрыть расходы на самостоятельную съемку охваченной атласом территории. Объяснить странности можно лишь тем, что в распоряжении Крескеса были точные карты и описания Птолемея, на основе которых он без особых трудов составил собственную точную карту.

Единственным недостатком карты Крескеса является то, что она, что совершенно очевидно, по какой-то причине была ориентирована не на географический полюс Земли, а на точку на островах Канадского Арктического архипелага, где до недавнего времени располагался магнитный полюс Земли. Вначале я предполагал, что это именно Крескес ориентировал свою копию карты так, потому что пользовался при её составлении магнитным компасом, считая, что север именно там, куда указывает его стрелка, а не под Полярной звездой. Но в этом случае карта Европы должна была быть наклонена не влево, как у Крескеса, а вправо. И это ещё не всё. Дело в том, что точно так же немного наклонены влево другие карты, составленные по описаниям Птолемея, в том числе карта Меркатора. Следовательно, этот наклон был уже на оригинале самого Птолемея. Как это могло получиться?

Могут быть всего две версии. Первая из них та, что у Птолемея и его сотрудников уже был магнитный компас, которым они пользовались при определении координат географических пунктов. Компас, по имеющимся данным, был изобретен в Китае примерно в 200 году до н.э. Александр Неккам рассказывает о магнитном компасе и его употреблении в навигации в трактате «О природе вещей» (De naturis rerum) [Приямвада Натараян. Карта Вселенной. Главные идеи, которые объясняют устройство космоса = Mapping the Heavens The Radical Scientific Ideas That Reveal the Cosmos. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2019. — ISBN 978-5-00139-052-7.. ]. И хотя официально считается, что использование магнитного компаса в Европе для навигации началось приблизительно в XII веке н. э., тем не менее, судя по косвенным указаниям античных историков, магнитный компас использовался для ориентации различными народами Средиземноморья ещё во втором тысячелетии до нашей эры. Для него не было определенного общепринятого названия в те годы, и авторы вынуждены были описывать этот прибор по-разному. Очевидно, секрет навигации по компасу хранился в строгой тайне и передавался только избранным. И Птолемей, конечно, мог быть таким избранным.
Но, как сказано, в этом случае Европа на карте должна была бы быть отклонена вправо, а не влево. Влево изображение отклонялась бы только в таком случае, если во времена Птолемея Северный магнитный полюс Земли находился бы в Восточном полушарии. Это сегодня не кажется слишком невероятным, так как мы теперь знаем, что магнитные полюса Земли колеблются. В настоящее время Северный магнитный полюс быстро движется в направлении Таймыра.

Тем не менее, более вероятной я считаю вторую, более простую версию. Как сказано, карта Средиземноморья Птолемея была секретной. Однако римские флоты ими должны были пользоваться. Конечно, экземпляры карты доверялись лишь особо проверенным людям, скорее всего, только адмиралам и их помощникам. Но всё же вероятность того, что такая карта может попасть в руки пиратам оставалась реальной. Что можно было сделать, чтобы исключить возможность её использования пиратами в своих целях?
Наиболее простой способ – это как раз сделать некоторый наклон карты. В этом случае пиратские кормчие, думая, что север на карте, как это обычно бывает, наверху, делали бы навигационные ошибки. Угол же, под которым следовало на самом деле располагать карту для правильного использования, очевидно, знали лишь единицы. Крескес, который как-то приобрёл экземпляр секретной карты Птолемея, об этой особенности явно не знал.
Однако то, что карта Крескеса имеет то же наклонение изображения Европы влево, что и другие карты, воссозданные по описаниям Птолемея, доказывает, что её источником также были описания Птолемея, но выполненные без каких-либо иных искажений кроме указанного наклона влево. Таким образом, моя гипотеза подтверждается.

Несколько слов о том, как я намерен строить изложение в своей статье. Так как главной целью моего анализа будет идентификация этнической принадлежности и местожительства племен, перечисляемых Птолемеем, идентификация географических объектов будет проводится лишь в связи с анализируемыми этнонимами. Многие объекты имеют с названиями народов прямую связь, например, Венедский залив и Венедские горы – с венедами, Певкинские горы – с племенем певцинов. Некоторые объекты упоминаются в связи с некоторыми этнонимами, например, племя борусков упоминается в связи с Рифейскими горами.
Но хотя я считаю необходимым всячески сокращать объём статьи, полагаю, что будет полезным воспроизвести в ней весь текст главы Птолемея, посвящённый Европейской Сарматии. Читая текст, следует знать, что порядок координат у Птолемея иной, нежели тот, какой применяется в современности. Если в наше время сначала указывают широту, а затем долготу, то Птолемей сначала указывает долготу, затем широту. Долгота во времена Птолемея отсчитывалась от острова Хнеро (Йеро) из архипелага Азорских островов. Разница с долготой от Гринвича составляет +18 градусов.

Из книги Клавдия Птолемея «Руководство по географии». Книга третья. Глава V. «Положение европейской Сарматии».

1. Европейская Сарматия ограничивается на севере Сарматским океаном по Венедскому заливу и частью неизвестной земли. Описание такое:
2. За устьем реки Вистулы, которое находится под 45 гр долготы и 56 гр широты, следует: Устье реки Хрона под 50 гр и 56 гр. Устье реки Рувона (Рудон, Бубон, Рубон, Судон) под 53 гр и 57 гр. Устье реки Турунта (Таурунт) под 56 гр 30 мин и 58 гр 30 мин. Устье реки Хесина (Херсин) под 58 гр 30 мин и 59 гр 30 мин.
3. Береговая линия, которая составляет конец известного, моря, по параллели, проходящей через Фуле, находится под 64 гр и 63 гр.
4. Предел же Сарматии по меридиану, проведенному через истоки реки Танаиса, находится под 54 гр и 53 гр.
5. С запада Сарматия ограничивается рекой Вистулой, частью Германии, лежащей между ее истоками и Сарматскими горами, и самими горами, о положении которых уже сказано [Сарматские горы самые западные горы Сарматии, лежат на границе Германии и Сарматии].
6. Южную границу составляют: язиги метанасты (переселенцы) от южного предела Сарматских гор до начала горы Карпата, которая находится под 46 гр и 48 гр 30 мин, и соседняя Дакия около той же параллели до устья реки Борисфена, и далее береговая линия Понта до реки Керкинита.
7. Положение этой береговой линии таково: Устье реки Борисфена 57 гр 30 мин и 48 гр 30 мин. Устье реки Ипанила 58 гр и 48 гр 30 мин. Роща Гекаты мыс 58 гр 30 мин и 47 гр 45 мин. Перешеек Ахиллова Бега 59 гр и 47 гр 40 мин.
8. Западный мыс Ахиллова Бега, который называется Священный мыс 57 гр 50 мин и 47 гр 30 мин. Восточный мыс, называющийся Мисаридой (Нисарис) 59 гр 45 мин и 47 гр 50 мин. Кефалонис 59 гр 45 мин и 47 гр 50 мин. Прекрасная гавань 59 гр 30 мин и 47 гр 45 мин. Тамирака 59 гр 20 мин и 48 гр 30 мин. Устье реки Керкинита 59 гр 40 мин и 48 гр 30 мин.
9. За этим устьем следует перешеек, отделяющий Херсонес Таврический: береговая его линия у Каркинитского залива находится под 60 гр 20 мин и 48 гр 20 мин, а у озера Вики (Бика) под 60 гр 30 мин и 48 гр 30 мин.
10. Восточную границу Сарматии составляют: перешеек от реки Керкинита, озеро Вика, береговая линия Меотийского озера до реки Танаиса, самая река Танаис, наконец меридиан, идущий от истоков Танаиса к неизвестной земле до вышесказанного предела.
11. Эта сторона Сарматии имеет такое описание: за перешейком, находящимся у реки Керкинита, следует у Меотийского озера: Новая крепость 60 гр 30 мин и 48 гр 40 мин. Устье реки Пасиака 60 гр 20 мин и 48 гр 50 мин.
12. Город Лиан (Леианон) 60 гр и 49 гр 15 мин. Устье реки Вика (Бика) 60 гр 20 мин и 49 гр 30 мин. Город Акра 60 гр 30 мин и 49 гр 40 мин. Устье реки Герра 61 гр и 49 гр 50 мин. Город Кримны 62 гр 30 мин и 49 гр 45 мин.
13. Мыс Агар 63 гр и 49 гр 40 мин. Устье реки Агара 62 гр 30 мин и 50 гр 30 миг. Роща (Алсос) и Рыболовля бога 62 гр 40 мин и 51 гр 15 мин. Устье реки Лика 63 гр и 51 гр 30 мин. Город Игреи 63 гр 30 мин и 52 гр 30 мин. Устье реки Порита 64 гр 30 мин и 53 гр. Деревня Кария 65 гр и 53 гр 30 мин.
14. Западное устье реки Танаиса 66 гр 20 мин и 54 гр 10 мин. Восточное устье 67 гр и 54 гр 30 мин. Поворот реки 72 гр 30 мин и 56 гр. Истоки реки 64 гр и 58 гр. За ними вышесказанный предел неизвестной земли, находящийся под 64 гр и 63 гр.
15. Сарматию пересекают и другие горы (кроме Сарматских), между которыми называются: Певка (Тейки) гора 51 гр и 51 гр. Амадока горы 55 гр и 51 гр. Гора Водин (Бодин, Будин) 58 гр и 55 гр. Гора Алан (Алаун) 62 гр 30 мин и 55 гр. Гора Карпат, как сказано, 46 гр и 48 гр 30 мин. Венедские горы 47 гр 30 мин и 55 гр. Рипейские горы, середина коих 63 гр и 57 гр 30 мин.
16. Часть реки Борисфена у озера Амалоки лежит под 53 гр 30 мин и 50 гр 20 мин, а самый северный исток реки Борисфена под 52 гр 53 мин.
17. Из рек, текущих ниже Борисфена, река Тира отделяет части Дакии и Сарматии, начиная от поворота, находящегося под 53 гр и 48 гр 30 мин, до конца под 49 гр 30 мин и 48 гр 30 мин.
18. Река Аксиак также протекает через Сарматию немного выше Дакии до горы Карпата.
19. Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды -- по всему Венедскому заливу, выше Дакии -- певкины и бастарны; по всему берегу Меотиды -- язиги и роксоланы; далее за ними внутрь страны -- амаксовии и скифы-аланы.
20. Менее значительные племена, населяющие Сарматию, следующие: около реки Вистулы, ниже венедов -- гифоны (гитоны), затем финны; далее сулоны (буланы), ниже их -- фругундионы (фрунгундионы), затем аварины (обарины) около истоков реки Вистулы; ниже их омброны, далее анартофракты, затем бургионы, далее арсииты, сабоки, пиенгиты и биессы возле горы Карпата.
21. Восточнее вышеназванных племен живут: ниже венедов -- галинды (галиданы), судины и ставаны до аланов; ниже их игиллионы, затем костобоки и трансмонтаны (загоры) до Певкинских гор.
22. Затем побережье океана у Венедского залива занимают вельты, выше их -- осени, затем самые северные -- карбоны, восточнее их -- каресты и салы (ниже этих -- гелоны, иппоподы и меланхлэны); ниже их -- агафирсы (агатирсы), затем аорсы и пагириты; ниже их -- савары (савры, саубры, сауры) и боруски до Рипейских гор.
23. Затем акибы (абики) и наски, ниже их -- вибионы (ибионы) и идры; ниже вибионов до аланов -- стурны, а между аланами и амаксовиями -- карионы (карвоны) и саргатии.
24. У поворота реки Танаиса -- офлоны (оплоны) и танаиты, за ними -- осилы до роксолан; между амаксовиями и роксоланами -- ревканалы (ракаланы) и ексобигиты; затем между певкинами и бастарнами -- карпианы, выше их -- гивин, далее бодины.
25. Между бастарнами и роксоланами живут хуны, а ниже одноименных гор -- амадоки и навары. Возле озера Вики (Бики) живут тореккады, а по Ахиллову Бегу -- тавроскифы; ниже бастарнов около Дакии -- тагры, а ниже их -- тирагеты.
26. Ниже поворота реки Танаиса расположены: Александровы алтари под 63 гр и 57 гр. Кесаревы алтари 68 гр и 56 гр 30 мин. И между устьями лежит город Танаис 67 гр и 54 гр 30 мин.
27. Внутри страны в речных долинах лежат города по реке Керкиниту: Кёркина город 59 гр 30 мин и 48 гр 45 мин. Торокка 58 гр 30 мин и 49 гр. Пасирида 58 гр 30 мин и 49 гр 10 мин. Еркаб 58 гр 30 мин и 49 гр 15 мин. Тракана 58 гр 30 мин и 49 гр 45 мин. Навар 58 гр 30 мин и 50 гр.
28. По реке Борисфену: Азагарий (Азазарий) 56 гр и 50 гр 40 мин. Амадока 56 гр и 50 гр 30 мин. Сар 56 гр и 50 гр 15 мин. Серим 57 гр и 50 гр. Метрополь 56 гр 30 мин и 49 гр 30 мин. Ольвия, или Борисфен 57 гр и 49 гр.
29. Выше реки Аксиака: Ордисс 57 гр и 48 гр 30 мин.
По рукаву реки Борисфена: Лиин город 54 гр и 50 гр 15 мин. Сарбак (Сарвак) 55 гр и 50 гр.
Ниосс 56o -49o40'
30. Выше реки Тира около Дакии: Карродун 49 гр 30 мин и 48 гр 40 мин. Мэтоний 51 гр и 48 гр 30 мин. Клипидава 52 гр 30 мин и 48 гр 40 мин. Бибантабарий 53 мин 10 мин и 48 гр 40 мин. Иракт 53 гр 30 мин и 48 гр 40 мин.
31. В устье реки Танаиса лежит остров Алопекия, или Танаис,под 66 гр 30 мин и 53 гр 30 мин.

Кусок текста, который я решил сделать основным для комментирования, должен был содержать шесть пунктов (с 19 по 25). Начаться он должен был венедами и закончиться тирагетами.

ВЕНЕДЫ

Материала о венедах у меня накопилось много. Описание этого народа могло бы составить небольшую главку данной статьи. Но в дальнейшем описание других народов может занять всего лишь по паре строк. Сведений о них практически нет. Поэтому я решил не экономить места именно в отношении венедов.
Начнем с того, что венедами это племя называл Птолемей, однако Тацит и Иордан называли венедов венетами. Точно так же назывались адриатические и бретонские венеты. Существует мнение, что славяне не называли себя ни венетами, ни венедами. Это название им, якобы, присвоили их соседи. Что же касается адриатических и бретонских венетов, то они, якобы, славянами не были, а были «кельтами».
Хотел бы обратить внимание читателей, что кельтами на самом деле нельзя называть те народы, которых так называют сегодня. Это валлийцы, ирландские и шотландские гэлы и бретонцы. Хорошо известно, что сами себя они кельтами не называли, и этноним «кельт» из их языков не объясняется. Кельтами их предложил называть профессор Оксфордского университета Эдвард Ллуйд (годы жизни 1660—1709). Этим народы следовало бы называть киммерийцами (кимри) или гэлами, как они сами себя называют. Настоящими кельтами я считаю два народа, которых ныне называют балтами или летто-литовцами. Это литва и латыши. Только из литовского языка имеется адекватное объяснение этнонима «кельты», причем не по одной, а по пяти уровням этимологии. Подробнее об уровнях этимологий и о теории множественности истинных этимологий можно прочесть в ряде других моих статей, в частности в моей статье «Этноним «славяне» имеет в качестве одного из значений выражение «своя кровь».
В этой же статье помещены самые подробные доказательства славянства венетов-венедов. Славяноязычными по итогам моего анализа были также бретонские венеты и винделики (они жили ранее 15-го года до н. э. на территории южной Баварии). О них можно прочесть больше в статье «Венеты Арморики (Бретани)» и в моих комментариях к моему переводу с древнегреческого 13-й главы II книги «Руководства по географии» Клавдия Птолемея, которая называется «Винделика».
Что же касается славянства адриатических, италийских венетов, то их славяноязычность в наибольшей степени доказали словенские учёные Йожко Шавли, Матей Бор и Иван Томажич. Со своей стороны я доказывал, что главные гидронимы Северной Италии имеют славянское происхождение в статье «Славянские гидронимы Северной Италии». Также мной в статье «Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии» приведены доказательства родства и связи адриатических венетов и балтийских венедов.
О балтийских венедах Птолемей пишет только в главе о Европейской Сарматии. Однако венеты-венеды жили также и на территории, которую Птолемей назвал (думаю условно) Германия Магна. Доказательством этому является факт того, что среди городов Германии Магна Птолемей называл город Бунитион (Βουνιτιον). Совершенно очевидно, что речь идёт о славянском городе Винете, который германский хронист XII века Гельмольд из Босау в своей «Славянской хронике» называл самым большим городом северной Европы. Почему я отождествил Винеты и Бунитион? Я мог бы сослаться на то, что информанты Птолемея могли исказить правильное название города. Однако все-таки необходимо отметить, что в древнегреческом алфавите нет специальной буквы для звука «в» и вместо неё часто писали букву бета (β). Также буква ипсилон (υ) часто читается как «и». Поэтому Βουνιτιον можно прочесть и как «Винетион». Совершенно очевидно, что название города Винеты связано с название племени венетов. Город находился в устье Одры. Таким образом, мы можем утверждать, что венеты-венеды занимали при Птолемее южный берег Балтики от устья Одры до Немана.
Однако почему именно до Немана? Дело в том, что в этом регионе находится Выштынецкая возвышенность, которую я отождествил с Венедскими горами Птолемея. В различных источниках Венедские горы довольно часто отождествляют с Карпатами. Но это абсолютно неверно. Птолемей указал Венедские горы на широте 55 градусов. А самые северные хребты Карпат (Бескиды) лежат на широте южнее 50 градусов. Ошибка в 5 градусов по широте для Птолемея слишком велика. А для южной границы Калининградской области, лежащей на широте примерно 54 градуса, в которую заходит северный край Выштынецкой возвышенности, ошибка в один градус вполне приемлема. Долгота Венедских гор указана в 47 градусов 30 минут (ошибка большая, но для Птолемея нормальная). На этих примерно координатах с нормальной для Птолемея ошибкой указано устье реки Хрон (50 градусов долготы и 56 градусов широты). Хрон я отождествил с Неманом. Название реки у славян-венедов, очевидно, звучало как Грон (грань, граница). К востоку от неё обитали, как я полагаю, племена осеней (о них будет сказано в своем месте).
Однако венеды-венеты проживали не только на указанной выше территории. Птолемей пишет, что венеды обитали по всему Венедскому заливу (Балтийскому морю). В статье «Море венедов» я доказал, что венеды обладали на Балтийском море талассократией. Для этого мне пришлось сделать в числе прочего и собственный перевод посвящённому венетам отрывку из Тацита (Германия, 46). Фразу «Venethi multum ex moribus traxerunt, nam quidquid inter Peucinos Fennosque silvarum ac montium erigitur latrociniis pererrant», которую традиционно толковали как «Венеты многое усвоили из [их (сарматов)] нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и фенами», я перевёл как «Венеты дани с морей берут, благодаря тому, что всякого среди певкинов и феннов по лесам и горам вербуют воинами-наемниками рыскать в море». Колонии венедов имелись по всему Балтийскому морю, в том числе на землях нынешней Латвии (судя по таким топонимам как «Вентспилс»). В статьях «Легенда о Вёлунде», «Вандалы не венеды», «И опять вандалы, венды Скандинавии», «Топонимические следы руссов-славян в Рослагене» я доказывал, главным образом на основе топонимики, что славяне издревле обитали в Скандинавии вместе с германцами и финнами.
Небольшое отступление о взглядах западных историков относительно Венедских гор и Венедского залива. Германский историк XIX века Густав Дройзен, чьи карты древнего мира считаются классическими, вместо названия Венедские горы употребил название «Вандальские горы», отождествив их опять же с Карпатами и переместив их из Европейской Сарматии в Германию Магна. Могу заверить, что Птолемей называл Венедские горы именно «Венедскими» (Оυενεδικα ορη). Правда Венедский залив Дройзен всё-таки называет «Венедским», но считает, что это не всё Балтийское море, а только Гданьский залив. К тому же он размещает около него одних только германцев, в частности гутонов (готов), скиров, туркилингов, лемовиев. О готах на Висле будет сказано в своем месте, но хочу отметить, что взгляды Дройзена коренным образом расходятся с Птолемеевым: «венеды - по всему Венедскому заливу». Эта фраза подразумевает, что, во-первых, венеды всё-таки живут около Венедского залива, а во-вторых, что Венедский залив большой (в то время, как Гданьский залив довольно мал). У Дройзена Балтика обозначена как Свебское море. И да, Тацит так Балтику и называл, но одно название не исключает другого. И в наши дни разные народы называют Балтику по-разному, например, немцы называют её Ostsee (Восточное море).

БАСТРНЫ

На этом я, пожалуй, закончу о венедах и перейду к их южным соседям. Среди наиболее крупных племен Европейской Сарматии Птолемей отмечает бастарнов и певкинов. Собственно, певкины и бастарны это одно и то же. Об этом писал Тацит в своей «Германии»: «певкины, которых некоторые называют бастарнами». И я тоже в этом не сомневаюсь. Во всяком случае, певкины, очевидно, были главным племенем племенного союза бастарнов, в который входили, видимо, племена различной этнической принадлежности.
То есть племенной союз бастарнов был полиэтническим, как и многие другие в Европе и в других местах. Эта версия в настоящее время является господствующей в исторической науке. И в самом деле. Бастарнов принимали и за германцев, и за кельтов, и за скифо-сарматов. Объяснить такое разнообразие версий можно лишь тем, что различным наблюдателям попадались различные по этнической принадлежности племена бастарнского союза племен. «Империя» же бастарнов охватывала огромную территорию от берегов Дуная на юге до места слияния рек Вислы и Сана на севере, от берегов Днепра на востоке до Паннонии на западе.
Одно время в составе бастарнского союза наверняка состояли даки. А даков я считаю германоязычным народом, о чём писал в статье «Загадки происхождения румын и молдаван». О германской принадлежности бастарнов писали Страбон и Тацит [Страбон, VII. Тацит, Германия, 46].
В III веке н.э. греческий историк Дион Кассий утверждал, что «бастарны правильно классифицируются как скифы, представители скифской расы». То же утверждал историк VI века н.э. Зосим.
Самые ранние историки приписывают бастарнам кельтское (галльское) происхождение. Римский историк Тит Ливий, писавший в 10 году н. э., утверждал, что бастарны говорили по-кельтски. Рассказывая о бастарнском вторжении на Балканы в 179 году до н.э., он отмечал, что бастарны не очень отличались ни языком, ни нравами» от кельтского племени скордисков.
Есть и другие указания на то, что кельты играли в бастарнском союзе ведущею роль. Так имена вождей бастарнов, встречающиеся в древних источниках - Коттон, Клондик и Тевтагон – идентифицируются некоторыми историками как кельтские, имея в виду, прежде всего, именно народы «островных кельтов» - кимри (валлийцев) и гэлов Шотландии и Ирландии. Эти же учёные считают, что территория, на которой формировался бастарнский союз племен, была сплошь заселена кельтами.
Не могу в этом с ними не согласиться. Разница в наших убеждениях состоит лишь в том, кого считать этими кельтами. Я много раз писал, что считаю настоящими кельтами народы, родственные литовцам. Только лишь в их языке есть слова, которые могут быть этимологиями к этнониму «кельты», например, kiltis (племя). Имена бастарнских вождей тоже хорошо толкуются из литовского языка. Имя Тевтагон толкуется из литовского как «пастух народа» от taut (народ) и ganus (пастух). Имя Коттий толкуется как «древко копья» или просто «копьё» от литовского kotas (древко). В Карпатах было известно племя котинов (копий). Имя Клондик, думается, означало «удачливый» от литовского klotis (удача), которое с носовой гласной произносилось бы как «клонтис».
Однако на территориях, охваченных империей бастарнов, активно шёл процесс славянизации литовских племён. Этот процесс, по-видимому, начался задолго до нашей эры и был связан с переселением в Европу из Малой Азии венетов и других славянских или, если хотите, протославянских племён.
Венеты с северных берегов Малой Азии мигрировали морем не только на Адриатику (о чём писал Тит Ливий в первом параграфе своей «Истории Рима»), но и в Северное Причерноморье. Одним из направлений миграции было, думается, устье Южного Буга, который у Птолемея обозначен как Аксиак. Гидроним «Аксиак», очевидно, германский, который происходил от германских ox и Ochse (бык). Таким образом, гидроним «Буг» (бугай, бык) является славянской калькой германского названия. А оно в свою очередь пошло, думается, от германоязычных даков и гетов. Во всяком случае, геты жили недалеко от Буга-Аксиака – на Днестре, который во времена Птолемея назывался Тира. Они указаны у Птолемея как тирагеты.
Процесс образования союза бастарнов я представляю себе следующим образом. Венеты, переплыв море, поднялись по Южному Бугу до возвышенности Товтры на территории современной Западной Украины.
О том, что венеты и другие протославянские народы Малой Азии переплывали Черное море, которое, вероятно, и носило своё имя в их честь (Понт, По-ант, то есть «Антов» или «Венетов»), имеются многие свидетельства. Во-первых, на территории современной Подолии, Галиции и Волыни встречаются топонимы с корнем «венет» и типа «венет». Один из городов на Днепре-Борисфене, который Птолемей упоминает как Метрополь, у Плиния Младшего упоминается как Милетополис. Между тем, в Малой Азии известно было два Милета. Один находился в Каппадокии, название которой толкуется мной из языков южных славян как «Капов-оток». Другой, более известный Милеет располагался в кари, то есть в стране карнов, впоследствии известных на Адриатике как карантанцы-хорутане. В хеттских источниках Милет Карийский упомянут как Миллаванда.
На Товтрах венеты встретили литовское племя (taut), тотемом которого являлся бык (taur). От словосочетания taut taur, полагаю, и произошло название данной возвышенности. Здесь, как полагаю и произошло образование племенного союза бастарнов. И этому имеется хорошее доказательство.
С бастарнами, имевшими вторым именем прозвище «певкины» или «певцы» (возможно, из-за любви к пению) связаны два географических пункта. Во-первых, это Певцинские острова на Дунае, названные так, как я думаю, в их честь в те времена, когда бастарны контролировали Дакию. Во-вторых, это Певцинские горы. Координаты Певцинских гор у Птолемея указаны как «горы Певка (Тейки) 51 градусов долготы и 51 градус широты». Между тем центр возвышенности Товтры, который приходится примерно на город Тернополь (Тарнополь), имеет координаты 49 градусов 30 минут широты и 25 градусов 30 минут восточной долготы от Гринвича. Разница по широте составляет 1,5 градуса, а разница по долготе, если к Гринвичской долготе прибавить 18 градусов, составит 8,5 градусов. Но, разумеется, информанты Птолемея могли определить центр гор Певки значительно восточнее Тернополя. Возвышенности на этой широте тянутся грядами до 30 градуса восточной долготы. Таким образом, Певцинские горы это и есть тот регион, где возник племенной союз бастарнов-певкинов, центром которого являются Товтры.
Поговорим теперь о том, что за народ населял Товтры и как он получил назвние «бастарны». В Крыму было известно племя тавров, из-за чего этот полуостров и получил своё древнее название именно Таврида. Полагаю, что племя, которое обитало на Товтрах, тоже называлось тавры. Эти тавры, предполагаю, радушно встретили венетов, говоривших на понятном для них языке (литовский и славянские языки имеют сходство даже и в наше время, а в древности сходство было ещё больше) и объединились с ними в союз. Обладавшие более высоким уровнем культурного развития венеты вскоре, несмотря на свою малочисленность, заняли в этом новом союзе ведущее положение. Вследствие этого в названии союза на первом месте оказалось несколько искажённое имя венетов, то есть «банс», которое после исключения носовой гласной превратилось просто в «бас». Вторая часть этнонимы - «бастарны» - это несколько видоизменённое «тавры». «Тавры» далее на славянский лад перешло в «таврины», «тарины», «тарны».
Со временем, когда малочисленные венеты уже полностью растворились среди тарнов, а язык бастарнов стал скорее славянским, чем литовским, начальное «бас» могло приобрести другое значение. Об этом я писал уже в некоторых других своих статьях, обосновывая славянство бастарнов. «Бас» или точнее «баць» должно было иметь значение «отец» (батя). То есть баць-тарны (чьи) – «по отцам тарны».
Ещё одним вариантом образования этнонима «бастарны» можно считать следующий. Союз бастарнов складывался на территории, контролируемой скифами. Это был, думаю, тоже полиэтнический союз племен, в который входили также и литовские (сколоты, тавры, боруски), а позднее и славянские (будины, невры) племена. Однако основу союза скифов составляли иранские племена. Образование на этой территории нового политического образования не могло бы происходить без их одобрения и участия. Возможно, какие-то скифские роды тоже присоединились к союзу, придав ему должную легитимность в глазах скифских правителей. И всё же венеты могли бы при этом сохранить главенствующую роль. Поэтому начальное «бас» и появилось. Но вторая часть этнонима - «тарны» - могла бы возникнуть от иранского (пуштунского) слова «таруна» (договор, связь, союз). В принципе, это слово могло бытовать на территории Скифии и среди неиранских племен. В литовском языке есть сходное с ним по звучанию и смыслу слово tarybu (совет).
В дальнейшем центр союза бастарнов переместился из Товтр в междуречье Сана и Вислы, где сосредоточено самое большое количество топонимов на «тарн». Кстати, немецкий историк Г. Дройзен, чьи карты древнего мира считаются классическими, поместил бастарнов на своей карте Германии Магна именно в этот район.
Позднее бастарны стали распространять своё влияние на юг, включая в состав своего союза всё новые племена. Так в их союзе оказались сидоны, литовское, как я полагаю, племя, родственное судинам (они же судеты, судавы, ятвяги). Это племя обитало на территории современной Словакии. Название словацких Карпат, как известно, Татры. Думается, оно отчасти повторяет топоним «Товтры».
Отсюда бастарны распространили своё влияние и на Дакию. Их полчища при поддержке привлечённых в союз даков начали то и дело переходить Дунай. Бастарны впервые вступили в конфликт с римлянами в I веке до н. э., когда в союзе с даками и сарматами они безуспешно сопротивлялись римской экспансии в Мезию и Паннонию. Позднее бастарны были участниками вторжения на Римскую территорию, снова в союзе с сарматскими и дакийскими племенами. Думаю, именно в тот период бастарнов чаще всего принимали за германцев. Однако через некоторое время даки, усилившись, вышли из-под опеки бастарнов, и те вернулись обратно Словакию, где их и локализовали информанты Птолемея, то есть «выше (севернее) Дакии».
Бастарны были одним из первых этнических объединений, имевших славянское название и частично славянских по своему составу, ставших известными античным авторам. Впервые бастарны упомянуты как соседи фракийцев на левом (северном?) берегу нижнего Дуная в сочинении некоего Псевдо-Скимна «Землеописание». Оно датируется концом II в. до н. э., но содержит сведения более ранних авторов, в частности Деметрия, жившего на рубеже III—II вв. до н. э. в греческой колонии Каллатисе на западном берегу Черного моря. [«Землеописание» (или перипл) одно время приписывали Скимну Хиосскому, жившему на рубеже III—II вв. до н. э., однако затем историки пришли к выводу, что труд был составлен в более позднее время, и потому автора обозначили как Псевдо-Скимн. Ps.Scimn, 797]. Примерно к этому же времени относится сообщение Юстина о неудачной войне даков царя Оролеса против бастарнов [Юстин, 32.3]. О бастарнах писали Полибий (200-118 до н. э.) [Полибий, История, 25], Ливий [Ливий. История Рима, 40, 57], Страбон [Сьрабон. География, 7, 2], Тацит [Германия, 46], Дион Кассий (155-235 гг. н. э). Все это писатели, жившие до Птолемея, или его современники.
Потомками бастарнов в IX веке на территории Польщи, очевидно, были тарничи, жившие тогда в междуречье Вислы и Сана, и песнучи, жившие в районе Познани. Они упомянуты в списке племен так называемого Баварского Географа. О них я писал в статье «Баварский Географ с точки зрения славянина». Добавлю также, что если тарничи частично унаследовали племенное имя бастарнов, то песнучи, очевидно, унаследовали второе имя бастарнов «певкины», немного его видоизменив. Возможно, потомками бастарнов были также племя атторичи (также из списка Баварского Географа), жившие в Молдове. Этноним «ат-торичи» до некоторой степени копирует этноним «бас-тарны» в значении «по отцам тарны» и означает, полагаю, «по отцам торичи».

Далее Птолемей совершает скачок от бастарнов, живших практически на западной границе Сарматии, к Меотиде, то есть к Азовскому морю. Один из наиболее авторитетных советских интерпретаторов Птолемея А.Д. Удальцов в своих комментариях попытался обнаружить в записях Птолемея систему. Но его анализ изобиловал постоянными обвинениями Птолемея в ошибках. Процитируем только один абзац его статьи [А. Д. Удальцов Племена Европейской Сараматии в II веке н. э. «Советская этнография», No 2, 1946, стр. 41-50. groznijat.tripod.com/.../udalcov.html]:
«Если мы присмотримся к основным приемам, которыми пользуется Птолемей для размещения различных племен на своей карте Центральной и Восточной Европы, между Рейном и Днепром (кн. II, гл. 11 и кн. III, гл. 5), то заметим, что племена этих территорий перечисляются Птолемеем обычно более или менее правильными полосами, идущими с севера, от Балтийского моря, на юг. Так, например, в § 8 гл. 5 (кн. III) Птолемей перечисляет венедов (у Балтийского побережья), гутонов (т. е. готов), финнов (вероятно, ошибочно, они жили севернее), булонов (или сулонов других рукописей), фругундионов, т. е. бургундов (очевидно, ошибочно, - они жили западнее) и аваринов (у истоков Вислы), а далее к югу - омбронов, анартофрактов, вургионов, арсиетов, сабоков, пиенгитов и биессов (вдоль Карпат). Далее к востоку (§ 9) идет у Птолемея перечень племен также полосой с севера на юг, от Балтийского моря к Нижнему Дунаю: венеды, галинды, судины, ставаны, игиллионы, койстобоки, трансмонтаны (до Певкинских гор - Бабадагские горы в устье Дуная). Однако следующий § 10 (Сарматия между Зап. Бугом и Доном) представляет по сравнению с предыдущими настоящий хаос; отдельные племена явно перемешаны здесь в самом причудливом беспорядке. Постараемся найти и здесь, за внешним беспорядком, первоначальный порядок в действительном размещении племен Восточной Европы эпохи Птолемея, как оно может быть восстановлено по первичным материалам того же Птолемея».
Лично я полагаю, что Птолемей в п.19 своего текста просто хотел сразу же перечислить наиболее значительные племена Европейской Сарматии. После венедов и бастарнов, живших на западной границе Сарматии, он перешёл к таким же крупным племенам, жившим на востоке: «по всему берегу Меотиды -- язиги и роксоланы; далее за ними внутрь страны -- амаксовии и скифы-аланы». И следует отметить, что все эти племена относятся к иранской языковой группе. Можно отметить, что роксаланы, по мнению Ломоносова, принимали участие в формировании древнерусского этноса, в чём я с ним согласен. Однако я не буду на них останавливаться и перейду к племенам, обитавшим на Висле (Вистуле).

ГОТЫ и ФИННЫ

«Ниже (то есть южнее) венедов -- гифоны (гитоны), затем финны». Гитонов традиционно считают готами, и я не вижу необходимости высказывать иную точку зрения.
Почему я остановлюсь на гитонах-готах более подробно, нежели на сарматских племенах, живших около Меотиды? Дело в том, что среди историков существует мнение, основанное на информации готского историка Иордана, о том, что готы в древности вышли из Скандинавии и высадились где-то недалеко от устья Вислы, где встретились с другими германскими племенами – ульмеругами и вандалами. Эта версия затрагивает историю венедов и поэтому нуждается в пояснении. Я считаю, что информация Иордана понимается неправильно. Никаких ульмеругов и вандалов около устья Вислы никогда не было. И готы в устье Вислы не высаживались. Чтобы пояснить это моё утверждение, имеет смысл изложить историю готов, как я её себе представляю.
Готы (буквально «охотники») пришли в Скандинавию, как и большинство германцев с юга. О движении германцев в Скандинавию мной подробно говорится в предисловии к переводу последней 6-й части моего перевода 11-й главы II книги «Руководства по географии» Птолемея. Глава называется «Германия Магна», а эту 6-ю часть перевода я назвал «Скандинавия». Я не буду повторять всего того, что было там написано.
Скажу только, что путь германцев лежал на север по Волге, затем по Волхову, Неве, Финскому заливу. Однако в то время как большинство германцев двигались на Скандинавский полуостров вдоль Аландского островного «моста», готы по какой-то причине (возможно, из-за сильных северных ветров, которые понесли на юг флот готов) попали не на материк, а на остров, который позднее был назван их именем – Готланд.
Иордан действительно называет родиной готов остров Скандзу. Однако под этим обычно подразумевается полуостров Скандинавия. Да, германцы, которые проникали на полуостров исключительно водным путем, в самом деле, думается, считали, что Скандинавский полуостров это остров. Однако у Птолемея можно прочесть, что кроме Великой Скандзы (то есть полуострова) были ещё и «малые Скандзы» – острова (в частности острова Датского архипелага). Отсюда мы можем сделать вывод, что Готланд тоже можно было называть «Скандза».
Далее Иордан пишет, что готы высадились где-то на большой земле в месте, которое получило название Готискандза. О том, что это было устье Вистулы или вообще какой-то большой реки, он отнюдь не писал. Это лишь домыслы учёных. В Готискандзе они встретили племя ульмеругов, название которого, например, Скрежинская толкует как «островные руги» от скандинавского holmr (остров) и полагает, что это острова дельты Вислы. Должен, однако, отметить, что слово holmr имеет ещё и значение «холм». Посему полагаю, что ульмеруги на самом деле жили в окрестностях современного шведского города Кальмар. Там же неподалеку жили и вандалы. А Готискандза это область, которая носит название Восточный Гутеланд. И готы отнюдь не переплывали Балтийское море в самом широком месте, чтобы высадиться на южный берег Балтики, а как и все прочие германцы переправлялись на материк наиболее безопасным образом в районе Датских проливов. Об этом я писал в статье «Вандалы – не венеды». Повторять все доводы за свою версию не буду. Приведу только одно из доказательств. Если бы вандалы жили около устья Вислы, то венеды (венеты) должны были бы быть их ближайшими соседями. Между тем Иордан в своей книге («Гетика») разделяется венетов и вандалов во времени и в пространстве.
Как всё-таки готы оказались на Висле? Они могли дойти до устья Вислы от Ютландии вдоль берега морем или обойти венетов по суше в значительном удалении от побережья на юг. В любом случае они наверняка не рвались схватиться с прибалтийскими венетами, которые в эту пору были достаточно сильны, чтобы дать им отпор.
Об этом пишет сам Иордан. Он пишет, что народы, обитавшие в Скандзе наряду с готами, которых можно определить как славян и литву, то есть виновилот, светиды, граннии, раннии и тетель, «превосходя германцев как телом, так и духом, сражались всегда со звериной лютостью». Поясню, что, по моему мнению, виновилот - граждане города Винета-Волин. Светиды жили, вероятно, устье Свенты – средней протоки Одры. Граннии жили в устье Грона-Немана. Раннии были впоследствии обитателями острова Рюген. Всё это, думаю, различные племена венетов. Тетель – литва или прусы.

Далее, Удальцов считал, что Птолемей ошибочно поместил финнов на Висле. Я же считаю, что никакой ошибки тут не было. Кем были готы на Висле? Пришельцами, конечно. Это было скорее войско, чем этнос – нечто вроде кимвров в Италии. Они и не задержались долго в этих местах. Через несколько десятков лет они были уже в Крыму. Однако готы могли пойти в поход на юг не одни. Финнов, живших, да и до сих пор живущих на территории современной Швеции, они могли прихватить с собой в качестве союзников.

Южнее готов и финнов располагались некие СУЛОНЫ (БУЛАНЫ). Первое что приходит в голову, когда видишь подобный этноним это кони. Известны две сходные масти лошадей: соловые и буланые. И то и другое жёлтый цвет различных оттенков. Слово «соловый» можно объяснить из славянских языков от слов «солнце» или «солома». И то и другое имеет желтоватый цвет. Слово «буланый» традиционно объясняют из тюркских языков (по-татарски «болан» - олень). Есть версия, однако, что это слово заимствовано тюрками из персидского языка.
Я тоже полагаю, что этимологию слова «буланый» следует искать в иранских языках. В афганском языке пушту, а также в языке урду есть слово «пила» (пула), которое как раз и означает «жёлтый». Звук «п» легко переходит в «б» и обратно. Кстати, на этих языках слово «булат» звучит как «полад». Если славяне усвоили от сарматов слово «пула», то конскую масть они бы называли «пуланый», то есть практически «буланый». Кроме того в этих языках есть ещё слова, которые обозначают предметы жёлтого цвета. Это «бал» (колос, солома) и «бала» «песок».
Таким образом, вырисовывается этническая принадлежность сулонов-буланов и род их занятий. Очевидно, они были коневодами, разводившими лошадей преимущественно булано-соловой масти. Кстати, такая масть и была у исконной польской мазурской породы лошадей. Опять же в языке пушту есть слово «палына» (уход, воспитание), которое может относиться и к коневодству. Полагаю всё же, что в своей основе сулоны были славянами, но среди них жили и сарматы, специалисты по разведению лошадей. Возможно, именно они и назывались буланами, так как слово «булан» на языках пушту и урду означает «приглашённый».
Топонимом, связанным с сулонами-буланами, очевидно, можно считать «Пулавы». Этот город стоит на Висле южнее Варшавы примерно на сто километров (по прямой). И если готы и финны в этот период находились севернее сулонов, то вполне возможно, что они сделали остановку именно в районе Варшавы на пути к Чёрному морю. Топонимами, связанными с готами, в районе Варшавы могли быть «Гоцлав» и «Гоцлавек».

Южнее сулонов Птолемей помещает племя ФРУГУНДИОНЫ, которое, судя по названию, было германским. Фругундионов обычно отождествляют с бургундами. Определённое сходство названий, конечно, имеется, и у меня нет желания версию эту подвергать сомнению. Академик Удальцов, правда, считал, что бургунды на Висле помещены ошибочно, что самом деле они жили западнее. Но всем известно, что германские племена, особенно небольшие, были чрезвычайно подвижны. Временно бургунды могли доходить до Вислы. Но долго они там не оставались. Найти топонимов, с ними связанных, мне в этом регионе не удалось.

У истоков Вислы Птолемей поместил АВАРИНОВ (АБАРИНОВ). Сразу вспоминается нашествие авар на Европу в VI веке н.э. Авары были полиэтническим союзом племен, в состав которого входили племена монгольского или манчьжурского происхождения, племена германского происхождения, но его основу, видимо, составляли иранцы. Исхожу при этом не только из количественного соотношения черепов различной расовой принадлежности из аварских могил, но из имени самого союза. Оно, очевидно, иранское.
В словаре языка пушту есть слово «авар» (военная добыча). Второе значение слова «авар» - плоский. Часть аваров, их высшая знать были плосколицими монголоидами.
Полагаю, что аварины Птолемея были сарматскими сборщиками дани с покорённых территорий. В Богемии подобные сборщики назывались корконтами – от иранского (пуштунского) слова «курк» (контрибуция, дань). Лагеря корконтов и аваринов тяготели к горам. На альпийских лугах было удобнее выпасать лошадей. В горных районах легче было обороняться в случае восстаний местного населения. Вдоль горного хребта, идущего с запада на восток, безопаснее было отправлять караваны с собранной данью в глубину Сарматии.
В Богемии лагеря корконтов располагались на хребте Крконоше (Исполиновы горы). Одна из вершин этого района, гора Изера, имеет второе название Бражий врх (Вражеская вершина). Об этом написано в моих комментариях к переводу 11 главы II книги «Руководства» Птолемея, в той части перевода, которая носит название «Города на широте Богемии». Столь же безусловного топонима для авар в истоках Вислы найти не удалось.
Но интересно, что в славянских языках существует слово «обр» (великан). Можно предположить, что слово произошло от названия «обры» (авары) ещё во времена господства сарматов. Одетые в доспехи сарматские всадники (в том числе и аварины Птолемея) на рослых конях действительно производили впечатление великанов. Так что Исполиновы горы могут быть также и топонимом, связанным с аваринами. Кстати, слово «исполин» можно толковать как «человек из полей (степей)», каковыми и были сарматы.

После аваринов, южнее них, у Птолемея названы ОМБРОНЫ. На первый взгляд, их можно отождествить с амбронами, союзниками кимвров и тевтонов, сражавшимися против римских войска при Аквах Сестиевых. О них в частности писал Плутарх в жизнеописании Мария. Амброны были западными «кельтами», точнее киммерийцами, на что указывает и их племенное имя. Киммерийцы жили в древнейшие времена и на территории Богемии-Чехии. Об этом, по моему мнению, говорит древнее название гор Шумава – Гамбрета.
Но возникает вопрос: могли ли сохраниться на территории Чехии или Словакии какие-то значительные остатки этого племени? Между тем, информанты Птолемея явно указывали в своих отчётах только лишь наиболее значительные по численности или хотя бы по политическому значению, племена и иные людские контингенты.
Что значит, другие «людские контингенты»? Следом на омбронами у Птолемея указаны анартофракты. Это явно не племя. Слово «анартофракты» - греческое. Это ἀν-αρτάω – означает в одном из значений «прикованный» (закованный?). Греческое φρακτος означает «броня». Слово «анартофакты» является синонимом слова «катафракты» (κατάφρακτος) - «покрытые броней». Полагаю, что в данном случае речь идёт о контингенте сарматских конников на постоянной основе, стоящих лагерем в Исполиновых горах.
И тут можно обратить внимание, что и в слове «омброны» имеется корень «брон» (броня). Но «броня» славянское слово, а какие славянские воины могли бы в полном вооружении стоять лагерем рядом сарматской рисалой (конницей)? В ряде статьей я писал, что в этот период славянскими союзниками сарматов, вероятно, были сербы. Очень вероятно, что даже сам этноним «сербы» имеет иранское происхождение и происходит от иранского «сарбаз» (воин). Во всяком случае, даже Фасмер не дает вразумительного объяснения происхождению слова «сербы», в то время как другие славянские по происхождению этнонимы хорошо объясняются. Например, этноним «хорваты» имеет этимологии и по среде обитания (горы), и по тотему (корова), и по родовому уровню (кровь), и по «языковому» уровню (говор). В статье «доказательства близкого родства сербов и полян» я высказал гипотезу о том, что сербы в древности составляли единое племя с хорватами. Но впоследствии племя разделилось, и часть его отправилась на восток – к Днепру. Там эти бывшие хорваты вступили в союз с сарматами, получили новое имя и вместе со своими союзниками принимали участие в их походах в Западную Европу. Впоследствии подобное произошло и с хорватами, которые стали в Х веке союзниками венгров и принимали участие в их войне с Великой Моравией и в грабительских походах по Европе. Из-за большого числа хорватов в венгерском войске немецкий хронист Гельмольд из Босау готов был причислить венгров к славянам. Если я прав, то сербы отнюдь не единственные славяне, которые получили своё имя от других народов. То же самое произошло с болгарами, македонцами и русскими. Да, русы тоже унаследовали название самого могучего из племен сарматов – аорсов. Об этом я подробно писал в статье «О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров руссов».
В Богемии сербы вместе с сарматами контролировали добычу серебра. Об этом я писал в статье «История чешского серебра» и в комментариях к моему переводу мест «Руководства» Птолемея, касающихся городов Богемии. И потому, что именно сербы контролировали в Богемии добычу серебра, этот металл и получил такое своё название во всех славянских языках. Но в самом сербском языке серебро иногда называют «срма», как я полагаю, в честь былых старших союзников сербов.
Итак, я предположил, что омброны были вспомогательным сербским воинским контингентом, стоявшим лагерем рядом с сарматскими анартофрактами. В сербском языке нашлось слово «оме», родственное русскому слову «комонь» (конь). «Комонь» имеется также и в других славянских языках, но «оме» только в сербском. Правда, сербы не употребляют слово «бронь». У них «броня» называется «оклёп». Но в Чехии слово «бронь» употребляется. Таким образом, омброны (омброне) это доспешные сербские всадники, стоявшие во времена Птолемея в Богемии.

Несколько следующих этнонимов, думаю, тоже локализуются в Богемии, часть которой находилась непосредственно под властью сарматов, а часть - государства маркоманов и мораван (маровингов) - в вассальной зависимости от них. Я предположил, что их следовало бы отождествить со значительными этносами, уже известными из текста «Германии Магна» Птолемея. Просто у них могли быть вторые сарматские названия.

Впрочем, слово «БУРГИОНЫ» явно германское, и пришёл к выводу, что в данном случае опять имеется в виду не этнос. Чрезвычайно важной категорией населения Богемии были шахтеры, горщики, которые были заняты на добыче серебра. Предполагаю, что словом «бургионы» обозначены именно они. Германское «бург» - «гора». Германское название для этой категории населения Богемии вполне оправдано, так как совсем недавно, до прихода сарматов и сербов, добычу серебра контролировали германцы-маркоманны.

Далее следуют АРСИИТЫ. Это тоже, думаю, не этнос, а собирательное название населения Орцинского леса. Полагаю, что мест называемых «Орцинский лес» в Богемии было не менее двух. Впрочем, западные Орцинии были уже за пределами собственно Богемии – в горах Фихтель. Обе Орцинии были важными горнорудными районами. Их названия связаны с германским словом Erz (руда) и славянским словом «горица» (тоже руда).

Обе Орцинии также были связаны с деятельностью племени квадов. У Птолемея квады названы «ковадами» (Κουαδοι). При этом сказано, что ковады владели железоделательными мастерскими. Из этого всякий славянин поймёт, что квады были по происхождению славянами (впоследствии германизированными), а главным их занятием было кузнечное дело. Подробнее об этом читайте в комментарии к §26 в той части моего перевода «Германии Магна» Птлемея, которая у меня называется «Племена».
Полагаю, что сарматы называли квадов, часть которых мигрировала на запад, а часть осталась на месте под их властью, пинагитами от иранского (пуштунского) слова «пина» (железо полосовое, то есть кованное). «Пинагиты» толкуется как «готовящие железо». Это название информанты Птолемея и записали как «ПИЕНГИТЫ».

Остаются в этом районе два этноса – САБОКИ и БИЕСЫ, которые живут около Карпат. На этот раз речь действительно идёт об этносах. Этноним «сабоки» походит на слово «собаки». Думаю, что оно и означает «собаки». Но собака – животное, родственное волку. На карте «Германии Магна» Густва Дройзена в районе реки Моравы показаны вольки-тектосаги. Это племя некогда обитало на юге Галлии, а затем совершило военный поход на восток, дойдя до Греции и Малой Азии. В моей статье «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы» доказывается, что вольки были славянами. В Галлии они были пришельцами. И неизвестно откуда они туда явились. Возможно, как раз из Богемии, где какая-то часть их могла оставаться и в последующие века. Также часть вольков просто могла вернуться на родину после похода, а также могла отколоться от основной массы в процессе самого похода. Во времена сарматского владычества остатки этого некогда могучего племени, конечно, пребывали в убожестве. Так что сарматы вполне могли называть их собаками. Кстати, слово «собака» в ходу только у восточных славян. Фасмер указывает, что оно по происхождению иранское.
Что же касается биесов, то это племя, думаю, не имеет никакого отношения к бессам, фракийскому племени, которое упоминал ещё Геродот. Скорее всего, речь идёт о бойях, той их части, которая попала под власть сарматов.

url="/uploads/images/default/es1.jpg"]

[/url]
url="/uploads/images/default/es2.jpg"]

[/url]

Читайте также вторую часть этой статьи.

Прошу читателей давать отзывы или хотя бы ставить оценки. Поясняю читателям, особенно иностранных, что для того, чтобы поставить положительную оценку, нужно нажимать на крайнюю звёздочку справа.

 (Голосов: 8)

Комментарии посетителей

 #1. Maxim   (24.08.2020 - 13:01)
Древние греки хорошо знали сарматов, похоже Птолемей называет все племена сарматами и выделяет Европейскую Сарматию (сарматы, роксоланы) и Азиатскую Сарматию (савроматы и другие племена).
Также в Равеннской Космографии около 700 года ближе к Западной Европе располагается страна сарматов и карпов, связанных с Карпатами, а далее страна роксоланов с островом Сканзой позади (скорее всего Скандинавия).
Что скажете о том, что сарматы, роксоланы и савроматы это одни из племён аорсов?
 #2. автор   (30.08.2020 - 18:53)
Думаю, что сарматы и савроматы это варианты одного и того же этнонима. Что же касается аорсов, аланорсов, алан, роксолан, язигов то это различные племена сарматов. Известно, что некоторое время аорсы были сильнейшим из племен сарматов, но впоследствии первенство захватили аланы.
 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Был ли Петр I грузином?
 Новое на сайте
 АВАНТЮРА И ЦИНИЗМ. ЗАЧЕМ ПРАГА "ВОССТАЛА" ПРОТИВ НЕМЦЕВ 5 МАЯ 1945 ГОДА
 О происхождении слова «корабль»
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 3
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 2
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 1
 К вопросу о рабстве в Древней Руси
 Европейская Сарматия. Часть 2.
 Европейская Сарматия: народы и города. Часть 1
 Славянские гидронимы Северной Италии
 Этноним «славяне» имеет в качестве одного из значений выражение «своя кровь»
 Архив сайта
 Май 2021
 Ноябрь 2020
 Октябрь 2020
 Июль 2020
 Июнь 2020
 Май 2020
 Январь 2020
 Октябрь 2019
 Август 2019
 Май 2019
 Апрель 2019
 Март 2019
Александр Козинский  ©  2014-2020