Главная  

Значение слов «венеты» и «славяне» одинаково

В предыдущей статье «Является ли название народа венетов славянским?» я, казалось бы, достиг всего, чего хотел. То есть я доказал (по своей методике), что название народа «венетов» (венедов) является славянским. На этом я даже хотел закончить свою заочную полемику с Шеловым-Коведяевым и другими историками-ревизионистами, не считающими венедов славянами. Однако, как говорят, лучшее враг хорошего. И мне пришло в голову, что мне по силам доказать прямую связь (синонимичность) этнонимов «венеты» и «славяне». Кроме того я понял, как связать между собой также этнонимы «венеты» и «волыняне», «сербы» и «невры» и ещё ряд славянских этнонимов.

Немного напомню, кто такой Шелов-Коведяев. Я писал о нём всё в той же статье «Является ли название народа венетов славянским?». Ф. В. Шелов-Коведяев - российский государственный, политический и общественный деятель, историк, политический аналитик, исследователь культуры. В 1991—1992 годы — первый зам министра иностранных дел России, народный депутат России (1990—1993). В своём предисловии к «Своду древнейших письменных известий о славянах», изданному в 1994 году он писал, что не считает венедов славянами, как считали их российские советские историки. В Западной Европе и Малой Азии было известно четыре группы венетов (венедов). Это венеты, жившие в Малой Азии (Пафлагония), италийские (адриатические) венеты, галльские венеты (Бретань) и винделики, жившие ранее 15 года до н. э. на территории современной южной Баварии. Все они якобы принадлежали к какой-то иной, неславянской языковой группе. Сами же славяне себя венетами, насколько известно, никогда не называли, а германцы, которые называли славян вендами, лишь отождествили венетов (венедов) и славян. Вот в связи с этим издатели «Свода» предложили сторонникам славянства венедов углубить доводы за свою точку зрения. В своих статьях я этим и занимался.
Издавна российские патриотически настроенные историки считали, что слово «славяне» происходит от слова «слава», а западные и прозападные историки, издеваясь, утверждали, что «славяне» происходит от слов Sklave, slaaf, slave (раб). Они же утверждали, что этноним «серб» находиться в родстве с другим синонимом слова «раб» - латинским serv.
Я же стараюсь быть просто объективным. Уже во многих других своих статьях я высказал уверенность, что этноним «славяне» (словене) имеет значение «ловцы» (охотники, рыбаки). И всякий владеющий славянскими языками должен с этим согласиться. Подобным образом «охотниками» (добытчиками) называются себя и некоторые другие народы, например, германцы-готы. Об этом я писал в статье «Что такое хорошо?». Однако всё же повторю, что этноним «готы» находится в родстве с английским get (добывать). Что же касается слова «слава», то я полагаю, что изначально оно звучало как «слóва» и тоже означало «охотничья добыча» (славу ведь обычно добывают, не так ли?).
А далее я могу доказать, что слово «венет» тоже означает «ловец» (рыболов). В том, что венеты оказываются в первую очередь рыбаками не ничего удивительного, так как народ этот по преимуществу морской. То, что они были моряками, я доказывал во многих статьях. Но сошлюсь здесь только на свою предыдущую статью «Является ли название народа венетов славянским?», в которой другие мои аналогичные статьи перечислены.
Итак, какие у меня есть доказательства? В словарях Даля и Фасмера имеется большая группа сходных слов, которыми обозначается рыболовная снасть: вентерь, вентель, ванта, ванда. В польском языке есть слова с носовыми гласными więcierz (винцирж), więcerz, więciorka. Есть польское слово wędzic (удить, ловить рыбу). В сербском языке есть слово «вадити» (добывать), «вада» (добыча). Носовые звуки были раньше и в сербском языке. Вероятнее всего название снасти связано с древним синонимом слова «рыба». Он встречается в словаре Дяля: «ванда», «вандыш». Истолковать его можно, как «живущий в воде». В древности славяне называли воду «вонда» или «ванда». Так её сегодня называет литва, близкородственный славянам народ.
В литовском языке имеется также аналогичное славянскому название рыболовной снасти - vénteris (верша из ивовых прутьев). Однако с понятием «рыбаки» отождествляется только этноним «словене». Следовательно, рыболовы-венеты в данном случае могут быть только славянами.
В связи с тем, что венеты-славяне являлись по роду занятий, главным образом, рыбаками, ловившими рыбу с помощью сетей-ванд, оказывается более обоснованным отождествление со славянами племени ставанов, упоминаемых Клавдием Птолемееем в описании Европейской Сарматии, то есть Русской равнины в пределах до Среднерусской возвышенности. (По моей версии Среднерусская возвышенность это и есть Рифейские горы, о чем я писал в статье «Галинды и боруски, Венедские и Рифейские горы»). До сих пор ставанов отождествляли со славянами, думаю, только на основании лишь созвучия этнонимов. Но в русском языке есть слово «ставень» - синоним слова «сеть». Следовательно, ставаны могли тоже быть рыбаками, причём венетскими-славянскими. Думаю такой образ жизни и добычи пропитания был наиболее надёжным на территориях, по которым непрерывно двигались воинственные кочевники. Примерно таким же способом обеспечивали средства жизни и первые русские и украинские казаки.
Однако у меня также возникло сомнение относительно этнической принадлежности племени сэтиенов, упоминаемых тем же Птолемеем в описании Азиатской Сарматии рядом с сюэбами и суобенами на реке Ра (Волге). До сих пор я считал их германцами ситонами. Ситоны упоминались Тацитом как соседи свионов в Скандинавии. Но слово «сетиэны» могло означать совершенно то же, что и «ставаны», то есть ловцы рыбы сетями. Теперь у меня возникла гипотеза, что и скандинавские ситоны были изначально вовсе не германцами, а славянами, переселившимися в Скандинавию с Волги совместно со свевами-сюэбами. Это кажется тем более вероятным, что суобенов Птолемея я, как и большинство наших историков, я отождествляю со славянами (предположительно вятичами). О вероятном наличии в Скандинавии славян я писал в ряде статей, в том числе «Вандалы не венеды», «И опять вандалы. Венды Скандинавии», «Топонимические следы руссов-славян в Рослагене», «Легенда о Вёлунде».

Теперь об одинаковости значений этнонимов «венеты» и «волыняне». Кстати, для меня лично этот этноним имеет особое значение, поскольку мои предки были именно волынянами.
Начать свои доказательства я хотел бы с пары, по-видимому, родственных слов, о которых я писал в прошлой статье «Является ли название народа венетов славянским?». Это хорошо известное слово «вилы» (сельскохозяйственный инструмент) и реконструированное мной, практически забытое слово «винь» (копьё, пика). Кстати, в польском языке мне удалось найти слово wyz (шип), произносимое с носовым гласным звуком как «винзь». Это слово подтверждает, что в своей реконструкции я не ошибся. Корни слов «винь» и «вилы» схожи, но различаются последним звуком. Звук «н» меняется на «л». Случайно ли это?
Могу указать ещё массу сходных пар слов, когда эти же звуки чередуются подобным образом. Так город Венеция в славянских землях именуется «Веленце», а древний славянский город Винета в устье Одры сейчас именуется Волин. В древности города итальянская Болонья и французская Булонь назывались одинаково Бонония. В немецком языке есть слово Sonne (солнце), а родственном ему шведском языке солнце именуется solen. В английском языке имеется два синонима слова «солнце»: sun и Sol. В болгарском языке солнце - «слънцето», а в близкородственном ему македонском -
«сонцето». Также только с «н» солнце называют все другие южные славяне, украинцы и белорусы. А чехи, словаки и поляки, как русские, вставляют в это слово звукосочетание «лн». Есть и другие примеры из других европейских языков. Как пример, можно привести чередование «л» и «н» в итальянских словах bel (прекрасно) и bene (хорошо). Можно найти подобное чередование «л» и «н» также в индоиранских языках.
Возникает закономерный вопрос «почему такое чередование?». Очевидно, дело в том, что техника произношения этих звуков сходна. В обоих случаях кончик языка упирается в верхний ряд зубов. Но при произнесении звука «н» воздух идёт частично через нос (носовой звук).
Вот так и совершилась трансформация фонемы «венеты» (с одним «н») в фонему «волыняне» (волынцы), в которой слышится звукосочетание «лн». На изначально морской характер народа волынян, думаю, указывает родство данного этнонима со словом «волна». Да, кстати, обители города Винеты-Волина и в самом деле были отличными моряками и обладали во времена Тацита талассократией на Балтике. Я это доказал в своей статья «Море венедов».

Сходна с техникой произношения звука «н» также техника произношения звука th (в греческом языке это звук фита θ). В древности такой звук имелся и в славянских языках. В настоящее время в большинстве случаев он из них исчез.
Звук th довольно неопределённый. В некоторых случаях он звучит как чистое «т» (д). А английском the он звучит как «з» или «в». Звучит он иногда как «ч» и «н». В качестве примера могу привести слово «немало», которое по-украински произносят как «чимало».
Применение этого звука привело к возникновению целого ряда славянских этнонимов. Наиболее известный среди них «сербяне» (сербы). В Болгарии серба назовут «сърбин», у хорватов – srbin, у румын - «сербан». Существовал ещё такой этноним как «червяне» (жители червенских городов, Червонной Руси). Близок к этнониму «червяне» этноним «нервяне» (неруяне). Этноним «неруяне» встречается в списке Баварского Географа. Об этом этнониме я писал в большой статье «Баварский Географ с точки зрения славянина». А мой наставник белорусский лингвист (ныне покойный) Ф.Д. Климчук в статье «Неривяне – вервиане» доказывал, что некие вервиане (Βερβιάνοι), упомянутые у Константина Багрянородного-Порфирогенита (середина X в.), это и есть неривяне (неруяне). Они же упоминаются у Геродота под именем «невры». Советские историки давно относили их к славянам, хотя, думаю, без достаточных до сих пор оснований.

По моей версии вервиане Порфирогенита сами себя называли вербяне по имени священного дерева верба (ива). Ива же была священным деревом по нескольким причинам. Во-первых, она зацветала самой раннеё весной, когда ещё лежал снег, и таким образом предсказывала наступление весны. Вторая причина, пожалуй, ещё более важна. Это огромное значение ивовой лозы в хозяйственной жизни древнего человека. Из этой лозы плели не только корзины, но и каркасы лодок. От слова «верба», видимо, произошло слово «верфь» (об этом я писал в статье «Море венедов»). От слова «вица» (ивовая лоза) произошли слова «вицина» и «витина» (названия речных судов в Польше и Беларуси). Из волокон ивовой лозы делали вервие (верёвки). Из ивы плели также щиты. В Польше в качестве повесток о сборе ополчения рассылали вицы. Галльские друиды, которые тоже почитали иву, плели (ваяли) из неё ритуальные статуи для жертвоприношений. На валлийском языке ива зовётся helyg (священная). У ивы, как у настоящего бога, много имён. Полагаю, что «верба» была одним из самых священных имён ивы, которое происходит от слова «вера». Выражение «молиться на куст», полагаю, относилось именно к вербе.
В Франции и Бельгии много насёленных пунктов имеют корень «верв» или «верб» в своём названии. По моей версии славянские племена некоторое время обитали в Галлии, особенно в её северной части – в Белгике. И все эти топонимы, которые, как я считаю, связаны со словом «верба», остались во Франции и Бельгии как память о пребывании славян. О славянских племенах в Галлии я писал в нескольких статьях, в том числе «Кельто-славяне Галлии». Также и в Италии при римлянах было известно озеро Вербанус (ныне Лаго Маджоре), название которого также связано со словом «верба», о чём я писал в статье «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы».
Этноним «вербяне», полагаю, связан с этнонимами «венеты» и «волыняне». С этнонимом «венеты» через слово «ветла», синоним слова «верба». С носовым «е» слово «ветла» звучало бы как «вентла». Подтверждением этому является слово «винт» образованное от славянского глагола «вить». Ветви ветлы-ивы применялись для плетения различных предметов (смотри выше). С этнонимом «волыняне» слово «верба» связано не только через этноним «венеты», о чём уже писалось в этой статье, но и через ещё один синоним слова «верба» - «вайя».
По моему мнению (вопреки Фасмеру), «вайя» является исконославянским словом. От него происходит слово «ваять», то есть делать различные предметы, в том числе плётеные статуи, какие плели друиды. Об общеславянском употреблении этого слова также написано в «Этимологическом словаре русского языка»: «Ваять – общеславянское слово, каузатив к глаголу вить (как садить — к сесть, поить — к пить и т. д.). Сравните с «варить». Развитие значения шло таким образом: «заставлять виться > плести > лепить из глины > высекать из камня» (ср. др.-инд. váyati «плетет, ткет»). См. вить. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004».
Известно, однако, что в славянских языках звук «л» часто опускается и иногда заменяется на звук йот (j, й). К примеру, слово «поляна» произносится как «пояна». В Румынии известны горы Пояна Русса. Отсюда можно предположить, что слово «вайя» имело некогда форму «валя». И корень «вал» связывает его с этнонимом «волыняне».
Территория, на которой обитали вервиане-вербяне, ныне называется Волынью. Возможно, таким жек образом появился топоним «Валлония» (франкоязычная часть Бельгии), где можно встретить ряд топонимов с корнями «верб» и «верв», например, Вербик и Вервье. На этой территории во времена Юлия Цезаря обитало племя морины, название которого похоже на славянское.

Примерно в этих же местах обитало племя нервии, название которого похоже на названия «неруяне» и «невры». О них также писал Цезарь в своих «Записках о Галльской войне». Первые упоминания о неврах можно найти у Геродота. Он дает довольно определенные координаты местоположения племени где-то севернее верховьев Тиры (Днестра), то есть как раз на Волыни. В списке племен Баварского Географа значатся также неруяне. В статье «Баварский Географ с точки зрения славянина» я определил, что неруяне обитали на Дунае, несколько ниже Железных ворот по соседству с уличами-лютичами. В более поздние времена уличи перебрались с Дуная на Волынь. Неруяне могли последовать туда же вслед за ними. Тем более, что там, возможно, находилась их прародина. По свидетельству моего наставника Фёдора Даниловича Климчука на Волыни всякая большая вода называется «дунай». Дунай часто упоминается и в народных песнях Волыни.
Интересно, что Геродот пишет, как невры иногда «обращались в волков». Это толкуется как признак того, что волк был тотемом невров. Наибольшее число племен с «волчьими» названиями в Европе было именно у славян. Это вильцы, лютичи, волки (вольки-тектосаги и вольки-арекомики). Волк мог быть также тотемом волынян.
Среди эпитетов волка (у скандинавов подобные эпитеты называются кенингами и хейти) выделяются «серый» и «зверь». От слов «зверь», скорее всего, происходит название племени северян. Кстати, согласно моим доказательствам северяне во времена баварского Географа частично тоже обитали на Дунае по соседству с неруянами. Однако дело не в этом.
Как уже сказано, выше употребление славянами в древности неопределённого звука «th» приводило к изменению звука «з» (с) на звук «н». Таким образом, слово «зверь» (зеверь) могло редуцироваться в «невер» и «невр», а слово «сер» - в «нер». Отсюда могли получиться все три варианта названия племени неруян-нервиев-невров.
На этом я закончу свою статью.

Дорогие друзья, если вы хотите поставить статье положительную оценку, нажимайте на пятую звёздочку справа.



 (Голосов: 5)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Был ли Петр I грузином?
 Новое на сайте
 Европейская Сарматия. Часть 2.
 Европейская Сарматия: народы и города. Часть 1
 Славянские гидронимы Северной Италии
 Этноним «славяне» имеет в качестве одного из значений выражение «своя кровь»
 Значение слов «венеты» и «славяне» одинаково
 Является ли название народа венетов славянским?
 Что такое хорошо?
 Некоторые сравнения древних по происхождению германских, славянских и иранских слов
 Из воспоминаний моей матушки
 Липица. поэма. часть 2
 Архив сайта
 Июль 2020
 Июнь 2020
 Май 2020
 Январь 2020
 Октябрь 2019
 Август 2019
 Май 2019
 Апрель 2019
 Март 2019
 Февраль 2019
 Январь 2019
 Декабрь 2018
Александр Козинский  ©  2014-2020